Гибель Минойской цивилизации




«Высокий расцвет критской архитектуры, отражающий могущество критской державы и проявляющийся в строительстве обширных дворцов, богатых вилл и приморских городов, был прерван внезапно и резко катастрофой, разрушившей все цветущие города и селения Крита». (Н.А. Сидорова. Искусств Эгейского мира. М., 1972.С). Подтверждением этих слов является результат исследовательских рабо, т проведенных на о. Санторине греческим ученым С. Маринатосом, в результате которого было установлено, что катастрофа имела естественное происхождение - это было землетрясение, по силе, очевидно, превосходившее все более ранние. Оно спровоцировало приход на остров Крит большой приливной волны, которая докончила все разрушения из-за подземных толчков и пожар, возникший в следствии этого. Видимо был уничтожен и весь флот, защищающий минойскую цивилизацию. Исследователи определят время этой катастрофы около 1500 г. до н.э. Разрушение было тотальным и лишь немногие центры Крита сумели в какой-то мере оправиться после него. Так дворец в Фесте погиб, но впоследствии он был восстановлен, т.к. о нем есть упоминание у позднейших греческих авторов, в частности у Гомера.

Хотя кносский дворец и пострадал не менее других, но его довольно скоро восстановили, правда теперь уже как единственный центр Крита. В археологических слоях этого периода в Кноссе бытует керамика, не встречающаяся больше ни в одном из других кипрских центров, и чрезвычайно близкая керамике, распространенной в этот период в материковой Греции. Также XV в. до н.э. датируются и найденные к северу от Кносса «погребения воинов» - камерные гробницы, названные так, из-за обнаружения в них много оружия, близкого оружию микенской Греции. Эти и другие особенные изменения в поздней пластике свидетельствуют о том, что в это время Кносс, как, очевидно, и весь Крит, находился во власти новых правителей, ахейцев, жителей материковой Греции. К этому времени на ее территории сложилась сильная и высокоразвитая микенская культура, названная по имени главного ее центра, города Микен в Арголиде, на юге пелопонесского полуострова. Очевидно, микенцы овладели Критом, воспользовавшись ослаблением острова после катастрофы, возможно что это произошло мирным путем, так как никаких следов насильственного вооруженного вторжения не обнаружено.


Центры Микенской культуры города Микены и Тиринф

Крупнейшими центрами микенской культуры стали города Микены и Тиринф, расположенные на Пелопонесском полуострове в Арголиде. Географические условия - разделенность горными хребтами на долины - способствовали долгому сохранению независимости различных областей, где существовали отдельные родовые общины, которые в отличие от Крита не объединялись в единое государство. В каждом поселении правил царь. Поселения были расположены не на равнине, как критские, а на возвышенностях, с которых хорошо просматривалась окружающая местность, не на побережье моря, а в достаточном удалении от него. В позднемикенский период окончательно оформляется ряд независимых и враждебных друг к другу государств. Тиринф и Микены были сильно укреплены из расчета на долгую осаду, поскольку они постоянно вели междоусобные войны. Высокие крепостные стены защищали местных жителей и от неожиданного пиратского нападения.

Микенская культура отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего. Наиболее ярко особенность ее проявилась в монументальной архитектуре. В возводившихся на крутых холмах дворцах и поселениях (которые в дальнейшем получили название «акрополь», что значит «верхний город») все было подчинено задачам обороны от врагов. Из огромных грубо отесанных сооружались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 метров, а высота же до 18 - 20 метров. У древних греков восхищение зодчими микенской цивилизации выразилось через мифы - так строителем города Микены был сам Персей, причем укрепления в нем возведены циклопами - великанами.


Акрополь в Тиринфе

Акрополь в Тиринфе дает полное представление о планировке таких дворцов [илл. 17]. Его стены сложены из грубо отесанных снаружи каменных блоков (циклопическая кладка), их темно-серый цвет придаёт особую суровость его облику. В отличие от Критского дворца-лабиринта, в Тиринфском дворце все подчинено ясному порядку, симметрии, чем достигнута большая цельность композиции. В широких крепостных стенах оборудована сложная система ходов и галерей [илл. 18]. В оборудованных помещениях находились цистерны с водой, продовольственные склады и арсенал. На склоне акрополя скрывался потайной вход с лестницей, ведущей в крепость и ко дворцу. Видимый же, главный вход возможен только через один вход, который перекрыт тремя воротами. В композиции дворца главное место занимает прямоугольное в плане помещение с устроенным по центру очагом - так называемый мегарон. Он использовался для торжественных собраний мужского населения дворца. К мегарону ведёт путь через большую и малую пропилеи, оформленные колоннами в антах, через большой и малый двор. В парадном дворе, окруженный портиками по оси двора и мегарона находится алтарь, подчеркивающий роль мегарона в акрополе. Рядом с большим мегароном располагались и два меньших с малыми дворами. Этажность мегарона неизвестна. Второстепенные помещениях дворца имели не менее двух этажей. В помещениях с запада от большого мегарона обнаружена ванная комната, пол в которой покрывает огромная плита (3-3,5 метра), гладко обтесанная сверху, по которой вода стекала по каменному стоку в систему сточных каналов. В отличие от каменной кладки крепостных стен здания возводились из сырцового кирпича и укреплялись деревянным каркасом. Тесанный камен был использован только для баз ант, колонн и порогов. Стены в помещениях были оштукатурены и покрыты росписями. Техника выполнения фресок была сродни критской, но тематика и стиль были иными. Это как пример - сцены «охоты на кабана» [илл. 19], «снаряжающиеся всадники», «выезд на колеснице» [илл. 20], «Орфей». Неотличим от Кносского фриз из щитов в виде восьмерок.

Микены

Особое место в ахейской архитектуре занимают погребальные сооружения. Наиболее древними - XVII-XVI в.в. до н.э. - были глубокие, так называемые шахтовые гробницы, примеры которых хорошо сохранились до нашего времени в Микенах. Эти сооружения образуют двапогребальных круга так называемые круг А - открытый Шлиманом в 1876 году [илл. 21], и круг Б - более ранее захоронение открытое в 1951 году.

Круг Б расположен за пределами городской стены. Его огораживала стена из необработанного камня, выложенного в правильный круг диаметром 28 метров. Стена местами сохранилась на высоту до 120 см, при толщине в 155 см. Ограда состоит из двух панцирей из крупных камней и пространства между ними, заполненного мелкими камнями и землей. Внутри этого круга было обнаружено 24 могилы; в общем все они представляют собой погребения одного типа и различаются размерами и количеством погребального инвентаря. В конструкции этих могил прослеживается хорошо известный тип ящичных могил, известного в более ранний период.

Устройство погребений таково: в земле была вырыта глубокая яма прямоугольной формы с дном усыпанным галькой. Снизу она облицована каменной кладкой на высоту от 0,7 до 1,5 метра. В могилах, высеченных в скале на этой же высоте делались уступы на которые укладывались деревянные балки сверху опускались сланцевые плиты, закрывавшие погребение. Тонким слоем засыпалась красная глина, а затем до верха земля. На поверхности формировался земляной холмик и устанавливалась надгробная стела в низком рельефе или просто гладкая.

Захоронения круга А, найденные Шлиманом, были устроены полувеком позже, но все же в то время, когда круг Б еще функционировал. При расширении Микенского акрополя могилы круга А были включены в территорию, обнесенную крепостной стеной. Ограда этого захоронения устроена по тому же принципу, что и круг В, но панцирем служили поставленные на ребро каменные плиты, заполнение было тем же, но сверху были установлены те же плиты. Сооружение было массивным, размеры его внушительными: высота 152 см при толщине в 135 см. Диаметр составил 27,5 метра. В ограде некрополя круга А, с северной стороны, в непосредственной близости с Львиными воротами, был устроен вход и найдены остатки алтаря, что позволяет предположить использование захоронения с ритуальными целями. Захоронения круга А устроены по тому же принципу, что и в круге Б, но они были больше и глубже (до 5 метров), что и позволило использовать термин - шахтовые гробницы.

Позже шахтовых гробниц (в конце XV-XIV в.в. до н.э.) сооружались купольные захоронения. Это была существенно более развитая форма гробниц. Они представляли собой выложенное из камня, круглое в плане, со сходящимися вверху стенами помещения, скрытые под курганной насыпью.

Яркий памятник этого типа, так называемая гробница Атрея (XIV в. до н.э.) [илл. 22]. Фасад гробницы высотой 10,5 метров, некогда изобильно декорированный, до нас дошли некоторые элементы декора, хранящиеся в разных музеях мира и базы полуколонн зеленоватого цвета. Над входом устроен разгрузочный треугольник по методу ложного купола. Дромос шириной 6 метров и при длине в 36 метров был облицован блоками конгломерата и ориентирован четко с иостока на запад [илл 25]. Портал гробницы перекрыт стомионом 9 метров в длину и весом в 100 тонн. За стомионом следует купольная зала 14 метров в диаметре и почти столько же в высоту [илл. 24]. Кривая купола начинается от пола и выполнена напуском горизонтальных колец. Примерно один метр от пола в третьем ряду кладки обнаружены маленькие отверстия для позолоченных бронзовых розеток. Они идут к самому куполу и можно предположить, что этот декор придавал очень нарядный вид своду [илл. 23]. Гробница Атрея имеет погребальную камеру прямоугольной формы. Дверь в нее устроена также как и вход в гробницу: дверной проем перекрыт массивной плитой, а сверху устроен разгрузочный треугольник.

«До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Говорят, что эти сооружения являются работой киклопов, которые выстроили для Прета крепостную стену в Тиринфе» (Павсаний, «Описание Эллады», II, 16, 6).Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот [илл. 26]. Центральные ворота обширной многоярусной крепости Микен «Львиные ворота» (XIII-XIV в.в. до н.э.), представляют величественное сооружение, олицетворяющее величие микенских царей. Они сооружены из монументальных, вертикально поставленных плит, перекрытых монолитом. Строители оставили в кладке стены над воротами пустой треугольник, заложив его плитой из плотного известняка с рельефным изображением двух львов, опирающихся на алтарную колонну, расширяющуюся кверху (реплика кносских колон) - единственным в эгейском искусстве монументальным рельефом [илл. 27]. Львы, изображенные в одинаковых поворотах в профиль, образуют симметричную, так называемую геральдическую композицию. «Грузная мощь зверей, геральдическая символика всей композиции производит впечатление грубой силы и удивительно гармонирует с грозной мощью циклопических стен и с общим воинственно-суровым характером ахейской культуры.» (Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции.М, 1970.С. 18) Есть мнение, что этот характерный микенский «треугольник», именуемый в литературе «разгрузочным треугольником», послужил прообразом появившегося позже классического античного фронтона. По конструкции «Львиные ворота» сходны с одновременными воротами в Тиринфе.

«Гробница Атрея по особенностям строительных приемов идентична Львиным воротам Микен, датирующимся началом XIII в. до н.э. Высказано даже предположение, что оба эти сооружения были построены одним и тем же архитектором, бывшим, несомненно, незаурядным мастером своего времени. Они относятся к последнему периоду расцвета микенской культуры. Гробница Атрея, как и крепостные сооружения Микен и Тиринфа и дворец в Пилосе, свидетельствует о высоком уровне, достигнутом архитектурой этого времени. Ее характеризует продуманность планировки, строгая тектоничность построения, тщательность исполнения. В этом отношении она, несомненно, продвинулась дальше по сравнению с архитектурой Крита. В больших толосовых гробницах впервые были созданы огромные сводчатые перекрытия, не опирающиеся на внутренние подпоры. Не только современные микенцам народы Египта и Передней Азии, но и позднейшие греки не умели создавать таких перекрытий - это снова смогли сделать лишь римские зодчие.» (Н.А. Сидорова. Искусство Эгейского мира. М., 1972.С. 193-194).


Заключение

XII век до н.э. - время заката эгейской цивилизации. На Балканском полуострове идет передвижение народов. С севера наступают дорийские племена. Дорийцы принадлежали к северо-западной ветви греческих племен, то есть как и ахейцы тоже являлись греками. Вторжение не было единовременным, оно растянулось на долгий срок. Дорийцы оказались менее развитыми по сравнению с населением микенской Греции. Ахейцы, покинув свои разоренные города, двинулись за пределы страны. В это время отмечается новый приток микенского населения на Кипр. Видимо, они проникли и дальше, на сирийское побережье, неся с собой свою культуру и искусство. «Менее яркая и впечатляющая, чем критская, художественная культура ахейцев имела большое значение как передатчик культурного опыта, накопленного эгейским миром, пришедшей ему на смену культуре античной Греции. Некоторые особенности микенской культуры (монументальность, стремление к большей ясности архитектурной планировке, тип мегарона и его портика) оказали непосредственное воздействие на сложение и дальнейшее развитие античного зодчества». (Ю.А. Колпинский. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.1972.С. 19)

 


 

Список использованной литературы

архитектура эгейский цивилизация

1. К. Керам. Боги, гробницы и ученые. М., 1963, СПб, «КЭМ», 1994.C.W. Ceram. Gotter, Graber und Gelehrte. Roman Der Archaologie. Hamburg 1955.

2. Ю.А. Колпинский. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.:И., 1970.

. Всеобщая история архитектуры: в 12 т.: Т.1.: Архитектура древнего мира. Гл.ред. М. Баранов.М: Стройиздат, 1970.

. Б.И. Ривкин. Античное искусство. М.:И., 1972. Серия: «Малая история искусств» под общ. ред. Н.А. Сидоровой.

. Н.А. Сидорова. Искусство Эгейского мира. М., 1972.

. Г.И. Соколов. Искусство Древней Греции. М.: И., 1980.

. История зарубежного искусства. - 3-е, доп. Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. М.: Изобразительной искусство, 1983.

. Ю.В. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III - начало I тыс. до н.э.). СПб.:Дмитрий Буланин, 2002.

. Свящ. А. Постернак. История Древней Греции и Древнего Рима. Учебное пособие. М: ПСТГУ, 2008. - 760 с.

. А.Е Петракова. Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие. (https://coollib.net/b/257775)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: