«Высокий расцвет критской архитектуры, отражающий могущество критской державы и проявляющийся в строительстве обширных дворцов, богатых вилл и приморских городов, был прерван внезапно и резко катастрофой, разрушившей все цветущие города и селения Крита». (Н.А. Сидорова. Искусств Эгейского мира. М., 1972.С). Подтверждением этих слов является результат исследовательских рабо, т проведенных на о. Санторине греческим ученым С. Маринатосом, в результате которого было установлено, что катастрофа имела естественное происхождение - это было землетрясение, по силе, очевидно, превосходившее все более ранние. Оно спровоцировало приход на остров Крит большой приливной волны, которая докончила все разрушения из-за подземных толчков и пожар, возникший в следствии этого. Видимо был уничтожен и весь флот, защищающий минойскую цивилизацию. Исследователи определят время этой катастрофы около 1500 г. до н.э. Разрушение было тотальным и лишь немногие центры Крита сумели в какой-то мере оправиться после него. Так дворец в Фесте погиб, но впоследствии он был восстановлен, т.к. о нем есть упоминание у позднейших греческих авторов, в частности у Гомера.
Хотя кносский дворец и пострадал не менее других, но его довольно скоро восстановили, правда теперь уже как единственный центр Крита. В археологических слоях этого периода в Кноссе бытует керамика, не встречающаяся больше ни в одном из других кипрских центров, и чрезвычайно близкая керамике, распространенной в этот период в материковой Греции. Также XV в. до н.э. датируются и найденные к северу от Кносса «погребения воинов» - камерные гробницы, названные так, из-за обнаружения в них много оружия, близкого оружию микенской Греции. Эти и другие особенные изменения в поздней пластике свидетельствуют о том, что в это время Кносс, как, очевидно, и весь Крит, находился во власти новых правителей, ахейцев, жителей материковой Греции. К этому времени на ее территории сложилась сильная и высокоразвитая микенская культура, названная по имени главного ее центра, города Микен в Арголиде, на юге пелопонесского полуострова. Очевидно, микенцы овладели Критом, воспользовавшись ослаблением острова после катастрофы, возможно что это произошло мирным путем, так как никаких следов насильственного вооруженного вторжения не обнаружено.
|
Центры Микенской культуры города Микены и Тиринф
Крупнейшими центрами микенской культуры стали города Микены и Тиринф, расположенные на Пелопонесском полуострове в Арголиде. Географические условия - разделенность горными хребтами на долины - способствовали долгому сохранению независимости различных областей, где существовали отдельные родовые общины, которые в отличие от Крита не объединялись в единое государство. В каждом поселении правил царь. Поселения были расположены не на равнине, как критские, а на возвышенностях, с которых хорошо просматривалась окружающая местность, не на побережье моря, а в достаточном удалении от него. В позднемикенский период окончательно оформляется ряд независимых и враждебных друг к другу государств. Тиринф и Микены были сильно укреплены из расчета на долгую осаду, поскольку они постоянно вели междоусобные войны. Высокие крепостные стены защищали местных жителей и от неожиданного пиратского нападения.
|
Микенская культура отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего. Наиболее ярко особенность ее проявилась в монументальной архитектуре. В возводившихся на крутых холмах дворцах и поселениях (которые в дальнейшем получили название «акрополь», что значит «верхний город») все было подчинено задачам обороны от врагов. Из огромных грубо отесанных сооружались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 метров, а высота же до 18 - 20 метров. У древних греков восхищение зодчими микенской цивилизации выразилось через мифы - так строителем города Микены был сам Персей, причем укрепления в нем возведены циклопами - великанами.
Акрополь в Тиринфе
Акрополь в Тиринфе дает полное представление о планировке таких дворцов [илл. 17]. Его стены сложены из грубо отесанных снаружи каменных блоков (циклопическая кладка), их темно-серый цвет придаёт особую суровость его облику. В отличие от Критского дворца-лабиринта, в Тиринфском дворце все подчинено ясному порядку, симметрии, чем достигнута большая цельность композиции. В широких крепостных стенах оборудована сложная система ходов и галерей [илл. 18]. В оборудованных помещениях находились цистерны с водой, продовольственные склады и арсенал. На склоне акрополя скрывался потайной вход с лестницей, ведущей в крепость и ко дворцу. Видимый же, главный вход возможен только через один вход, который перекрыт тремя воротами. В композиции дворца главное место занимает прямоугольное в плане помещение с устроенным по центру очагом - так называемый мегарон. Он использовался для торжественных собраний мужского населения дворца. К мегарону ведёт путь через большую и малую пропилеи, оформленные колоннами в антах, через большой и малый двор. В парадном дворе, окруженный портиками по оси двора и мегарона находится алтарь, подчеркивающий роль мегарона в акрополе. Рядом с большим мегароном располагались и два меньших с малыми дворами. Этажность мегарона неизвестна. Второстепенные помещениях дворца имели не менее двух этажей. В помещениях с запада от большого мегарона обнаружена ванная комната, пол в которой покрывает огромная плита (3-3,5 метра), гладко обтесанная сверху, по которой вода стекала по каменному стоку в систему сточных каналов. В отличие от каменной кладки крепостных стен здания возводились из сырцового кирпича и укреплялись деревянным каркасом. Тесанный камен был использован только для баз ант, колонн и порогов. Стены в помещениях были оштукатурены и покрыты росписями. Техника выполнения фресок была сродни критской, но тематика и стиль были иными. Это как пример - сцены «охоты на кабана» [илл. 19], «снаряжающиеся всадники», «выезд на колеснице» [илл. 20], «Орфей». Неотличим от Кносского фриз из щитов в виде восьмерок.
|
Микены
Особое место в ахейской архитектуре занимают погребальные сооружения. Наиболее древними - XVII-XVI в.в. до н.э. - были глубокие, так называемые шахтовые гробницы, примеры которых хорошо сохранились до нашего времени в Микенах. Эти сооружения образуют двапогребальных круга так называемые круг А - открытый Шлиманом в 1876 году [илл. 21], и круг Б - более ранее захоронение открытое в 1951 году.
Круг Б расположен за пределами городской стены. Его огораживала стена из необработанного камня, выложенного в правильный круг диаметром 28 метров. Стена местами сохранилась на высоту до 120 см, при толщине в 155 см. Ограда состоит из двух панцирей из крупных камней и пространства между ними, заполненного мелкими камнями и землей. Внутри этого круга было обнаружено 24 могилы; в общем все они представляют собой погребения одного типа и различаются размерами и количеством погребального инвентаря. В конструкции этих могил прослеживается хорошо известный тип ящичных могил, известного в более ранний период.
Устройство погребений таково: в земле была вырыта глубокая яма прямоугольной формы с дном усыпанным галькой. Снизу она облицована каменной кладкой на высоту от 0,7 до 1,5 метра. В могилах, высеченных в скале на этой же высоте делались уступы на которые укладывались деревянные балки сверху опускались сланцевые плиты, закрывавшие погребение. Тонким слоем засыпалась красная глина, а затем до верха земля. На поверхности формировался земляной холмик и устанавливалась надгробная стела в низком рельефе или просто гладкая.
Захоронения круга А, найденные Шлиманом, были устроены полувеком позже, но все же в то время, когда круг Б еще функционировал. При расширении Микенского акрополя могилы круга А были включены в территорию, обнесенную крепостной стеной. Ограда этого захоронения устроена по тому же принципу, что и круг В, но панцирем служили поставленные на ребро каменные плиты, заполнение было тем же, но сверху были установлены те же плиты. Сооружение было массивным, размеры его внушительными: высота 152 см при толщине в 135 см. Диаметр составил 27,5 метра. В ограде некрополя круга А, с северной стороны, в непосредственной близости с Львиными воротами, был устроен вход и найдены остатки алтаря, что позволяет предположить использование захоронения с ритуальными целями. Захоронения круга А устроены по тому же принципу, что и в круге Б, но они были больше и глубже (до 5 метров), что и позволило использовать термин - шахтовые гробницы.
Позже шахтовых гробниц (в конце XV-XIV в.в. до н.э.) сооружались купольные захоронения. Это была существенно более развитая форма гробниц. Они представляли собой выложенное из камня, круглое в плане, со сходящимися вверху стенами помещения, скрытые под курганной насыпью.
Яркий памятник этого типа, так называемая гробница Атрея (XIV в. до н.э.) [илл. 22]. Фасад гробницы высотой 10,5 метров, некогда изобильно декорированный, до нас дошли некоторые элементы декора, хранящиеся в разных музеях мира и базы полуколонн зеленоватого цвета. Над входом устроен разгрузочный треугольник по методу ложного купола. Дромос шириной 6 метров и при длине в 36 метров был облицован блоками конгломерата и ориентирован четко с иостока на запад [илл 25]. Портал гробницы перекрыт стомионом 9 метров в длину и весом в 100 тонн. За стомионом следует купольная зала 14 метров в диаметре и почти столько же в высоту [илл. 24]. Кривая купола начинается от пола и выполнена напуском горизонтальных колец. Примерно один метр от пола в третьем ряду кладки обнаружены маленькие отверстия для позолоченных бронзовых розеток. Они идут к самому куполу и можно предположить, что этот декор придавал очень нарядный вид своду [илл. 23]. Гробница Атрея имеет погребальную камеру прямоугольной формы. Дверь в нее устроена также как и вход в гробницу: дверной проем перекрыт массивной плитой, а сверху устроен разгрузочный треугольник.
«До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Говорят, что эти сооружения являются работой киклопов, которые выстроили для Прета крепостную стену в Тиринфе» (Павсаний, «Описание Эллады», II, 16, 6).Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот [илл. 26]. Центральные ворота обширной многоярусной крепости Микен «Львиные ворота» (XIII-XIV в.в. до н.э.), представляют величественное сооружение, олицетворяющее величие микенских царей. Они сооружены из монументальных, вертикально поставленных плит, перекрытых монолитом. Строители оставили в кладке стены над воротами пустой треугольник, заложив его плитой из плотного известняка с рельефным изображением двух львов, опирающихся на алтарную колонну, расширяющуюся кверху (реплика кносских колон) - единственным в эгейском искусстве монументальным рельефом [илл. 27]. Львы, изображенные в одинаковых поворотах в профиль, образуют симметричную, так называемую геральдическую композицию. «Грузная мощь зверей, геральдическая символика всей композиции производит впечатление грубой силы и удивительно гармонирует с грозной мощью циклопических стен и с общим воинственно-суровым характером ахейской культуры.» (Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции.М, 1970.С. 18) Есть мнение, что этот характерный микенский «треугольник», именуемый в литературе «разгрузочным треугольником», послужил прообразом появившегося позже классического античного фронтона. По конструкции «Львиные ворота» сходны с одновременными воротами в Тиринфе.
«Гробница Атрея по особенностям строительных приемов идентична Львиным воротам Микен, датирующимся началом XIII в. до н.э. Высказано даже предположение, что оба эти сооружения были построены одним и тем же архитектором, бывшим, несомненно, незаурядным мастером своего времени. Они относятся к последнему периоду расцвета микенской культуры. Гробница Атрея, как и крепостные сооружения Микен и Тиринфа и дворец в Пилосе, свидетельствует о высоком уровне, достигнутом архитектурой этого времени. Ее характеризует продуманность планировки, строгая тектоничность построения, тщательность исполнения. В этом отношении она, несомненно, продвинулась дальше по сравнению с архитектурой Крита. В больших толосовых гробницах впервые были созданы огромные сводчатые перекрытия, не опирающиеся на внутренние подпоры. Не только современные микенцам народы Египта и Передней Азии, но и позднейшие греки не умели создавать таких перекрытий - это снова смогли сделать лишь римские зодчие.» (Н.А. Сидорова. Искусство Эгейского мира. М., 1972.С. 193-194).
Заключение
XII век до н.э. - время заката эгейской цивилизации. На Балканском полуострове идет передвижение народов. С севера наступают дорийские племена. Дорийцы принадлежали к северо-западной ветви греческих племен, то есть как и ахейцы тоже являлись греками. Вторжение не было единовременным, оно растянулось на долгий срок. Дорийцы оказались менее развитыми по сравнению с населением микенской Греции. Ахейцы, покинув свои разоренные города, двинулись за пределы страны. В это время отмечается новый приток микенского населения на Кипр. Видимо, они проникли и дальше, на сирийское побережье, неся с собой свою культуру и искусство. «Менее яркая и впечатляющая, чем критская, художественная культура ахейцев имела большое значение как передатчик культурного опыта, накопленного эгейским миром, пришедшей ему на смену культуре античной Греции. Некоторые особенности микенской культуры (монументальность, стремление к большей ясности архитектурной планировке, тип мегарона и его портика) оказали непосредственное воздействие на сложение и дальнейшее развитие античного зодчества». (Ю.А. Колпинский. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.1972.С. 19)
Список использованной литературы
архитектура эгейский цивилизация
1. К. Керам. Боги, гробницы и ученые. М., 1963, СПб, «КЭМ», 1994.C.W. Ceram. Gotter, Graber und Gelehrte. Roman Der Archaologie. Hamburg 1955.
2. Ю.А. Колпинский. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.:И., 1970.
. Всеобщая история архитектуры: в 12 т.: Т.1.: Архитектура древнего мира. Гл.ред. М. Баранов.М: Стройиздат, 1970.
. Б.И. Ривкин. Античное искусство. М.:И., 1972. Серия: «Малая история искусств» под общ. ред. Н.А. Сидоровой.
. Н.А. Сидорова. Искусство Эгейского мира. М., 1972.
. Г.И. Соколов. Искусство Древней Греции. М.: И., 1980.
. История зарубежного искусства. - 3-е, доп. Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. М.: Изобразительной искусство, 1983.
. Ю.В. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III - начало I тыс. до н.э.). СПб.:Дмитрий Буланин, 2002.
. Свящ. А. Постернак. История Древней Греции и Древнего Рима. Учебное пособие. М: ПСТГУ, 2008. - 760 с.
. А.Е Петракова. Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие. (https://coollib.net/b/257775)