Декады истории от падения Римской Империи




Флавио Бьондо

Флавио Бьондо (1392–4 июня 1463) родился и получил образование в Форли. На его счету одна из весьма важных книжных находок ренессансной эпохи – диалог Цицерона «Брут», который ему удалось разыскать во время пребывания в Милане. В 1433 г. Бьондо отправился в Рим, где впоследствии служил апостолическим секретарем – сначала при Евгении IV, затем при Николае V, Каллисте III и Пие II. Первое историческое сочинение Бьондо – «Рим восстановленный» (Roma instaurata, 1444-1446 г.). Оно посвящено топографии античного Рима представляет собой собрание сведений археологического характера, подтверждаемых свидетельствами античных авторов. «Рим восстановленный» сразу после выхода в свет снискал большой успех у современников Бьондо, что подвигло автора к расширению первоначального замысла до пределов Италии. Составленный им труд «Описание Италии» (Italia illustrata, 1448-1453) – повествование о восемнадцати италийских провинциях, включающее самые широкие сведения по истории больших и малых городов, селений, замков, расположенных на территории этих провинций, а также биографии известных людей, в них проживавших, и другую информацию этнографического характера. Завершив описание Италии, Бьондо снова вернулся к римской теме и создал сочинение «Рим торжествующий» (Roma triumphans, 1459 г.), где изложил все, что в его время было известно о религии древних римлян, об их празднествах, триумфах и театральных представлениях, о политическом устройстве, о законодательстве и судопроизводстве, о финансовой системе, о налогообложении, об устройстве войска, о быте, о частной жизни и даже об истории костюма. Этот труд пользовался такой популярностью, что знатнейшие люди Италии, желавшие приобрести для себя его копии, были вынуждены ждать очереди. На протяжении пятнадцати лет Бьондо работал над «Декадами истории от упадка Римской империи» (фрагменты этого труда публиковались с 1439 по 1453 г., вышла всего 31 книга). Это сочинение значительно превосходит другие труды Бьондо объемом и, в отличие от них, представляет собой уже не собрание археологических или этнографических сведений, а собственно историческое исследование. Свой труд Бьондо начинает определением современного статуса Рима (утверждая, что ныне Рим «почти дошел до такого порядка вещей, при котором был основан в ничтожном виде пастухами»), а затем делает шаг в направлении, обратном ходу истории, – к началу V в. н.э., когда Рим был захвачен готами под предводительством Алариха (Бьондо ошибочно датировал это событие 412 годом). Таким образом, в центре внимания Бьондо оказалась эпоха, образ которой в идеологии гуманистического движения, начиная Петраркой, был целиком негативным. Очевидно, этим обстоятельством, а также трудностями, связанными с бедностью источников, недостоверностью и неточностью содержащихся в них сведений, объясняется факт непопулярности «Декад».

Флавио Биондо – политический изгнанник из своего родного города Форли он являлся «апостольским секретарём» римского папы Евгения IV. Его труды были узкоспециальными и притом лишёнными того литературного блеска и тщательной отделки, которые больше всего ценились в его время. Так, работа "Восстановленный Рим" посвящена восстановлению античной топографии города на основе показаний древних авторов, надписей и памятников. В другом своём сочинении - "Торжествующий Рим" - Биондо впервые предпринял попытку общего изложения государственных, военных, гражданских и религиозных учреждений, а также описание обычаев и одежды древних римлян. В отличие от большинства гуманистов, Биондо при освещении какого-либо вопроса не довольствовался одним источником, а привлекает все доступные и систематически их сопоставляет. Весьма ценным является стремление автора восходить к наиболее достоверным. При этом Биондо даёт изложение чисто хронологическое, то есть он не стремится группировать факты, относящиеся к разным эпохам и делать из сопоставления этих фактов какие-нибудь далеко идущие выводы. Он - историк-эрудит. Для которого на первом плане стоит установление факта, а не извлечение из него какого-нибудь политического урока.

Помимо ряда исследований по истории древнего Рима и Италии ему принадлежит большая работа по истории средних веков – «Декады истории со времени падения Римской империи» в 31 книге. Биондо начинает изложение с 410 г.[1], взятие Рима Аларихом, и заканчивает 1410 г., то есть хронологические рамки этой работы в общем совпадают с хронологическими рамками средневековья, постепенно входящими в употребление только с конца XVII в., когда профессор в Галле, Христофор Целлариус (или, иначе, Келлер, 1637-1707) популяризи­ровал эту гуманистическую периодизацию с помощью своего учеб­ника по истории средних веков.

Иными словами, Биондо можно считать первым историком-гуманистом, который установил хронологические рамки средневековья. Сам термин «средние века» у Биондо не встречается[2]. Кроме того, Биондо первым из гуманистов заложил критерии достоверности источника: во-первых, правдоподобие и реальность описываемых событий; во-вторых, наиболее древнее происхождение источника, его близость ко времени описываемых событий.

 

Декады истории от падения Римской Империи

О начале и росте Империи римлян позволяют нам с лёгкостью узнать множество писателей, большей частью живших во времена её расцвета. Ибо мы видим, что когда град Римский был на вершине счастья, тогда — если говорить о тех, кто возрастал с ним вместе, — процветали поэты, историки, ораторы и прочие писатели. И как только Империя впервые пошатнулась, мощь её ослабла, а дела в ней постепенно приходили в расстройство и клонились к худшему исходу, — таковые мужи стали исчезать. Отчего и сделалось так, что величие их и славу, которым не сыскать равных в земном мире, сохраняли запечатлённые в письменах свидетельства премногих отмеченных наиславнейшими дарованиями мужей. Тогда как закат и крушение великой славы Империи полнейшая окутывает и скрывает тьма. Откуда и видно, какова цена труда, который мною совершится, если тысяча и тридцать лет уже минуло до сего дня с тех пор, как град Рим взят был готами, а я явлю свету те сокрытые и для всех потомков восхитительнейшие деяния.

И однако же прежде порядок и времена возрастания Рима вкратце почитаем мы должным напомнить, чтобы всякий ступени, которыми восходил град сей к самой своей вершине, в кратком своде с удобством мог обозреть и в другой части труда моего вернее понял бы путь, приведший к убогому положению дел, наступившему нынче.

Наилучшим же состоянием и как бы вершиной мы назовём срок правления Феодосия Великого, длиною в сорок три года, и десять лет после того — времена сыновей его Аркадия и Гонория9. Ибо государство римлян, хотя и довелось ему перед тем пережить многие несчастья и многие нестроения, вскоре всё же было восстановлено и достигло прежней власти и величия. Спустя десять лет после поражения Аркадия и Гонория при Фезулах от войска Радагаза10 достоинство Империи, уже тогда повергнутое во прах, по причине великого ущерба, причинённого Аларихом, а затем во множестве и другими варварскими вторжениями, стремительно стало убывать. И вот, — что мы и намереваемся показать, — после того, как тогда началось это крушение, Рим доведён был почти до такого состояния дел, в каковом, как о том написано, был он при своём рождении, когда его, малый и ничтожный, основали пастухи. Но мы, не упоминая о событиях глубокой древности Рима, предпошлём нашему труду краткий перечень свершений времён его роста и возмужания, дабы лучше стало понятно, до какого упадка дошёл он в последующие времена. При семи царях: Ромуле, Нуме Помпилии, Туллии Гостилии, Анее Марции, древнем Тарквинии, Сервии Туллии, Луции Тарквинии, в продолжение двухсот сорока трёх лет11, Империя Римлян распространилась не далее Порта и Остии, на расстояние восемнадцати миль. В то время как при консулах, между которыми были и диктаторы, и децемвиры, и военные трибуны, за четыреста сорок семь лет Риму покорилась вся Италия до транспаданских земель12, Африка и обе Испании, Галлия же и Британния обязались выплачивать подать, а иллирийцы, истры, либурны, далматы были усмирены13. Римляне вошли в Ахею14 и подчинили македонцев, воевали с дарданами, мезийцами и фракийцами. Дошли они до самого Данувия15, и в Азию ступили впервые после изгнания Антиоха. Победив Митридата, они взяли Понтийское царство, и малая Армения, к тому времени уже истощённая, покорилась их оружию. Римское войско достигло Месопотамии, был заключён мирный договор с парфянами, а с кардуенами16, сарацинами и арабами началась война. Иудея была полностью побеждена, Киликия и Сирия перешли под власть римского народа, цари Египта вошли в союз с римлянами. При императорах, начиная с правления божественного Августа и кончая временами Феодосия Старшего, Аркадия и Гонория, на протяжении четырёхсот сорока лет, многие вожди правили римским народом с переменным успехом. Сам Цезарь Октавий покорил кантабров, астуров и испанцев17. Римскому народу достались приморские Альпы, Кокция18, Ретия, Норик, Паннония и Мезия19. Всё побережье Данувия было обращено в римские провинции. Весь Понт и великая Армения, Месопотамия, Ассирия, Аравия и Египет перешли в подчинение Римской Империи. Как именно происходили все вышеупомянутые события и многие подобные им, легко узнать из писаний наших предков, а писаний этих, как мы уже сказали, до нас дошло великое множество. В то время как события наших лет, которые мы взялись явить свету, и вовсе не удостоились хороших писателей; к тому же нет ни одной летописи, которая велась бы издревле и из которой можно было бы почерпнуть нужные нам сведения. И с гибелью изящных искусств свидетельства о событиях, совершившихся после крушения славы могущественнейшего народа, неизбежно должны были содержать в себе разнообразные противоречия во многих местах, к тому же и составлены эти свидетельства слогом нелепым и негодным, да и чтобы разыскать их, требуется немало усилий. А исследование этих свидетельств, имеющее целью свести разрозненные истории воедино, будет, по всеобщему мнению, трудом величайшим. Сами бедствия тех лишённых учёных мужей времён, когда были совершены сии деяния, причиной тому, что нам придётся о том, что в высшей степени заслуживает быть изложенным подробно и украшенной речью, писать отчасти менее красноречиво, чем подобает, а отчасти менее складно. И причина эта уж точно такова, что всякое недоброжелательство и клевета неуместны. И в тех двенадцати книгах истории, которые в наши лета мы успели создать, мы поместили не только то, что известно лишь нам, но и расположили в должном порядке выдержки из писаний многих, кто пожелал поведать не о событиях истории, а о чем-то ином. Намереваясь вскоре приступить к самому предмету нашего труда, прежде всего мы не одобрим то, что, как нам доводилось читать, нравится многим, – начинать повествование о закате Империи с диктатуры Гая Цезаря. И не одобрим мы этого по той причине, что при Цезаре римское могущество только возросло, а не уменьшилось. Равно как и совершённый Константином перенос престола Империи в Византий никогда не стану я порицать, полагая в нем отдаленную причину последовавшего крушения, и не соглашусь счесть это деяние даже его началом, ибо и сам Константин, и другие десять наследников его власти, которые занимали тот перенесенный в Византий престол, либо усиливали могущество Империи, либо сохраняли за ним прежде обретенное величие. Равным образом, раз уж мы собираемся говорить о причинах и о начале падения Империи так, как нам угодно об этом думать, то мы назовем не иначе как нелепым мнение тех, кто полагает, будто бы это падение имело причиной разлад, внесенный в дела Империи Цезарем, совершившим насилие над республикой, и будто бы вместе со свободой погибло искусство благой и святой жизни, а из-за того, что страх перед законами был упразднен властью одного человека и доблесть вождей и величие духа правителей оказались под подозрением, на смену людям мужественным пришли трусливые, на смену добродетельным лукавые, на смену людям нрава строгого и чистого – распутники и льстецы, которым и достались высокие должности и почет.

Мы не думаем, что следует пренебречь мнением тех, кто, исходя из ненадёжности и переменчивости мирских дел, утверждает, будто римляне точно так же в свой черёд лишились своей Империи, как и многие народы, и равные величием Риму города дошли до состояния крайнего убожества. Ведь и сам Вавилон (как говорит о том Священное Писание20), первый город, основанный после потопа, дивный своей величиной и высотою стен, сперва шестьсот лет властвовал, а после был покорен Нином, разорен им и оттого пришел в самое жалкое состояние, однако же потом был восстановлен Семирамидой и стал столицей Ассирийского царства. Но вскоре царство это перешло к мидийцам, затем взято халдеями, а после в один поход Вавилония была захвачена и порабощена Киром, царём персов. А Карфаген в Африке господствовал над обеими Испаниями и всеми соседними островами почти семьсот лет со времени его основания, но после был покорен римлянами и обращён в пепел. И славное величием совершённых деяний Македонское царство, из чьих царей один только Александр Великий подчинил себе большую часть Азии и немалую часть Европы, просуществовало без малого семьсот лет от Карана до Персея21, которого Эмилий Павел, римский вождь, провёл в славнейшем триумфе. Ибо, как пишет Орозий, нет никаких оснований удивляться тому, что Рим, от рождения бывший в рабстве у царей, при децемвирате утратил свободу, рожденную при консулах, и спустя триста шестьдесят лет после своего основания был захвачен галлами и опустошен разрушительными пожарами, а потом, после чудесного его восстановления, когда вместе с могуществом возросла в нем и гордыня, а пороков стало больше, чем богатств, город, в продолжение семидесяти лет терзаемый гражданскими войнами, склонил выю перед единым господином – Цезарем.

Некоторые приводят и третью причину22 падения империи, состоящую в пренебрежении религией, – и я почитаю ее более важной, чем две предыдущие, ибо она более прочих находится в согласии с благочестием. Ибо когда римские императоры в неудержимом стремлении к безграничной власти обрушивались на христиан со свирепыми гонениями, ни безмерность жестокостей не устрашала их, ни знамения не отвращали от неправедных замыслов. И потому, после того как христиане подверглись десяти гонениям, каковые начинались по открыто провозглашаемым повелениям императоров, тайным судом Божиим по неизвестной в те времена причине не заслуженная этими императорами власть была сокрушена. А Флавий Константин, которого назвали Великим, христианнейший правитель, выступивший служителем ожидаемого римским народом возмездия за нечестие, допущенное против религии, был избран нашим Богом для того, чтобы переместить престол Империи и перенести мощь ее с прочнейшего основания на зыбкое, отчего в скором времени сама Империя должна была обратиться в ничто. А посему мы утверждаем, что началом падения Империи, совершилось ли оно от всех названных причин или от тех, что от них произошли, явилось вторжение готов в град Римский.

О происхождении готов и о деяниях, которые совершало это племя до того, как нанесло поражение римскому народу, мы сочли нужным сказать только немногое, а именно лишь то, что проясняет будущие события.

Описание Италии

Предисловие

При том что многие мужи превозносили и чествовали историю в многоразличных изречениях, однако более всех и так, как никому еще до него не удавалось, прославил ее Александр Антонин23, рождённый христианкой Маммеей, – по общему суждению, наилучший из римских императоров: ибо он приблизил к себе историков и пожелал сделать их своими советниками, чтобы наилучшим образом употребить в делах Империи их благоразумие и богатство известных им примеров.

Ведь наиславнейшие сенаторы и другие мужи, занятые государственными делами, и многие прославленные правители, которые в сражениях совершали подвиги, достойные вечной памяти, были преданы изучению истории – до того, что желали не только быть увековеченными в сочинениях историков, но и, взявшись за перо, разделить с историками бремя их достославных трудов. Если некоторых я и не смогу назвать, то Фабий по прозванию Пиктор24, украшение патрицианского рода; Луций Лукулл, Авл Альбин, Азиний Поллион, Корнелий Непот, Гай Цезарь и его преемник Октавий Август, Адриан – все они писали исторические сочинения25.

Но столь великое предприятие бедами и нестроениями многих прошедших веков было разрушено, ибо когда варварские племена разгромили град Рим (об этом мы подробнее написали в наших "Историях"), тогда, при том что и все занятия изящными искусствами оказались в пренебрежении, история стала единственным из них, которое сразу же вовсе перестало существовать. А так как варвары имели обыкновение только разрушать все подряд и ничего из совершенного ими не излагали в книгах для потомков, то вышло так, что мы совсем не знаем о деяниях, происшедших за истекшие тысячу лет. По большей части не знаем даже и того, где в Италии находятся те области, города, крепости, озёра, реки, горы, названия которых так часто встречаются у древних писателей. И – что более всего удивительно – от нас сокрыты время основания и даже имена основателей тех многочисленных крепостей и наисильнейших городов, которые сейчас мы видим возросшими и достигшими большого могущества.

Но так как, милостью Божией, наш век получил преимущества перед прежними, и изучение красноречия, как и прочие искусства, вновь в нём ожило, людьми нынешнего времени овладела страсть к чтению и изучению сочинений историков. Поэтому, раз уж склонность к изучению итальянской истории живет во мне как будто бы от самого рождения, я и решил попытаться установить, что за имена носят сейчас древние земли и народы и как прежде именовались новые земли и племена, а тому, что и вовсе исчезло с лица земли, не дать умереть в памяти, – пока мне не удастся пролить свет на все темноты в истории Италии.

 


[1] У Бионда - 412 г

[2] Впервые термин «средние века» зафиксирован в 1469 г. в «слове» епископа Алерии Джованни Андреа, произнесенном в честь умершего за два года перед тем знаме­нитого деятеля церкви и ученого кардинала Николая Кузанского.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: