Работаем с первичной и вторичной информацией
Работа с данными всегда работа с носителем информации
Операции данных:
- хранение
-запись
-удаление
-передача
Данные:
-формирование (строго по правилам)
-рекурсия (создание новых объектов по правилам)
Из интернета:
Преобразование данных - этоперевод данных из одной формы в другую либо из одной структуры в другую. Преобразование данных всегда связано с изменением типа носителя
кодирование данных представление данных в двоичной форме.
В ходе информационного процесса данные преобразуются из одного вида в другой с помощью методов информационного обмена.
Информационная система, позволяющая осуществить подобный обмен называется системой информационного обмена.
В структуре возможных операций информационного обмена можно выделить следующие основные: -
o сбор данных - накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений;
o формализация данных - приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме, чтобы сделать их сопоставимыми между собой, то есть повысить их уровень доступности:
o фильтрация данных- отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости для принятия решений; при этом должен уменьшаться уровень шума, достоверность и адекватность данных должны возрастать;
o сортировка данных - упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования; повышает доступность информации;
o архивация данных - организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме; служит для снижения экономических затрат по хранению данных и повышает общую надежность информационного процесса в целом;
o защита данных - комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных;
транспортировка данных - прием и передача (доставка и поставка) данных между удаленными участниками информационного процесса; при этом источник данных в информатике принято называть сервером, а потребителя – клиентом
Средства фиксации данных.
При структуризации решается проблема объема памяти, упрощения поиска данных. Для сокращения объема памяти используются закономерности. Тип данных – определенные действия, кол-во памяти. Сложные структуры данных: массивы (совок-ть данных одного типа), строки (сов. символов), записи (сов. данных разного типа), таблицы (набор записей, где нет связей между записями), списки (каждое данное запис-ся в связ. списки), очередь, стек, дерево. Классификация предполагает, что все объекты разбиваются на группы по опред. признакам. В каждую группу входят данные, обладающие одним свойством:
- алфавитные
- предметные
- алфавитно-предметные
- словари
Для классификации всех знаний исп-ся универс. десятичная классификация (УДК).обладает иерархичностью. Все знания разбиваются на группы:
0 (общий отдел), 1 (философия), 2 (религия), 3 (обществ. науки), 4 (право), 5 (естеств. науки, физика, матем.) 6 (медицина, прикладн. знания, техника), 7 (искусство, игры, спорт, прикладное искусство), 8 (философия, языкознание, худ. лит-ра), 9 (география, библиография, история)
29) Структуризация данных.и сжатие данных
Подготовка данных к структурированию
Структурируемые данные должны быть представлены в формате списка, в котором первая строка каждого столбца содержит подпись, остальные строки — однотипные данные; пустые строки или столбцы в списке отсутствуют.
Перед началом создания структуры может потребоваться отсортировать данные, чтобы сгруппировать строки вместе.
Если структурируются столбцы, а не строки, убедитесь, что лист имеет заголовки в первом столбце, и что имеются итоговые столбцы слева или справа от столбцов сведений
- Сжатие (архивация) файлов: используется для уменьшения размеров файлов при подготовке их к передаче каналами связи или к транспортированию на внешних носителях маленькой емкости;
- Сжатие (архивация) папок: используется как средство уменьшения объема папок перед долгим хранением, например, при резервном копировании;
- Сжатие (уплотнение) дисков: используется для повышения эффективности использования дискового просторную путем сжатия данных при записи их на носителе информации (как правило, средствами операционной системы).
Сжатие
-сжатие последовательностей одинаковых символов
-оптимальный префиксный код и, в частности, кодирование символам и переменной длины(алгоритм Хаффмана)
-алгоритм Лемпела-Зива
30)Принципы рассмотрения и описания сложных систем.
Система – всегда предполагает много элементов.
Принципы:
-черного ящика (способ подхода к рассмотрению чего либо)
- светлого ящика (нас интересует внутренность)
- системный подход
-иерархичный (ступенчатость, совокупность одних элементов, составляют одну систему)
- описание (используется вторичная информация, знаковые системы)
31))Принципы построения и функционирования сложных систем.
- элемент системы (самая мелкая часть системы, которая неделима)
- под система (можно разделить, обладает интегрируемым свойством)
- связи между элементами
- жизненный цикл
-функционирование и поведение систем
- взаимодействие нескольких процессов сложных систем
- неустойчивость
- равновесия (способность восстановления)
- метаболизм (взаимодействия с Ос)
32)Знания- сила(власть). Существуют благодаря информации
Знание это вторичная информация, знания всегда социальны, субъективны по существованию
-это что было информацией и что может стать информацией.
Знания это результат нашего мышления(когда мы думаем, выбираем; почти всегда вторичная информация)
Знания всегда существуют систематически
(например: нельзя сказать что мы знаем что такое треугольник, если мы не знаем что такое точка, прямая)
Знания всегда хранятся в распределении виде.
-Это всегда вторичная информация
-знания всегда социальны
-субъективны по своему существованию
-знания передаются в процессе обучения
-знания существуют в голове человека в виде каких- либо моделей мира
-знания идеальны
Свойства:
-внутренняя интерпретируемость (наличие имени, связь между другими знаниями)
-рекурсивная структуриемость (посторожены по принципу матрешки, знание вложено в другое)
-связанность (наличие связи между отдельными элементами)
-активность знаний
-абстрогированность
-модальность
33) Типы знаний.
- умения (всегда под контролем сознания, обладает свойством
автоматизма, мнения, позиции)
- процедурные (некоторые действия, алгоритмы)
-декларативные (описание фактов, событий)
-живые (это знания конкретного человека)
- Метазнания (это знания о знании)
- поверхностные или документальные
-естественные, научные
Формы существования знаний:
1) в голове конкретного человека
2) опосредованная (знаковая система)
Используются:
В обучении,в любой деятельности,общении
Модели знаний:
- систематические сети
- сценарии
-продукции
-фреймы
34)
Формы существования знаний. Метазнания.
1) в голове конкретного человека (некая не противоречивая
система модели мира)
2)опосредование (хранится с помощью знаковых систем)
3) существующие в материальных объектах (создание двигателя
например).
Метазнания - это знания о знаниях, о том, как
оно устроено и структурировано; знания о получение знаний,
то есть приемы и методы познания и возможности работы с ним.
-знание о знание
-знание о незнание
-незнание о знание
-незнание о незнание
35)
Использование знаний.
Обучение
В общении
в любой деятельности
36)Модели знаний.
1)семантические сети (всегда описание чего-либо через понятия и
связи. Это всегда некоторая структура.)
2)сценарии(придуманы для описания некоторых стандартных
систем)
3)фреймы(«рамка, шаблон», стереотип)
4)продукции(специальные модели, использовающиеся с
процедурными знаниями
37) Представление знаний. Модели знаний (семантические сети, фреймы)
Семантические сети-это всегда описания понятия связи; это всегда
некоторая структура.
Связи: - агент (тот кто выполняет некоторые действия)
-объект (на то что направлены действия)
-адресат
- время действия
-дата
-инструмент
-Условия
Пример: вчера на берегу реки я сфотографировал своим новым
фотоаппаратом дом на девятой улице.
38) Представление знаний. (сценарии, продукции)
Продукции – специальные модели,
-действие-результат,
-модель рассуждения,
-док-ва,
-используют в системах искусств. интеллекта,
-обратная цепочка рассуждений
Сценарий - последовательность некоторых событий,
-имеет структуру подобную семантической сети,
-придуман для описания некоторых стандартных ситуаций и есть их совокупность
Соц. информатика
Соц.Информатика – изучает положение человека в обществе, запреты и разрешения.
Соц.инф всегда вторичная, хотя работает и первичная
Связана с внутр.миром человека
Обладает теми же св-вами, что и обычная инф,
Определяет свободу человека
когда говорим о соц.инф, рассматриваем человека как социальный субъект
ёё всегда создает человек
( предназначена для управления деятельностью человека и взаимодействием человека с окруж. действительностью)
-продукт деятельности группы людей
-документ-главный носитель соц.информации
Проблемы соц.инф.
-обладает энтропийностью
-контроль исполнения
-проблема запрета и разрешения
Требования к соц.инф:
-Общедоступность
-Актуальность
-Понятность
-Достоверность
-Адекватность
-Логичность
-Релевантность
Функции соц.инф:
-Мировоззренческая
-Коммуникативная
-Воспитательная
-Научнопознавательная
-Образовательная
-Управленческая
40) Свойства социальной информации
-объективна (то, что можно измерить приборами), Пример:+220 С.
-субъективна (то, что нельзя измерить приборами), Пример: Тепло.
-абстрактность(инф.связана с операцией абстрагирования)
-идеальность(инф. как характеристика)
-обобщенность(инф. часто характеризует сразу много обънктов одного типа)
-относительность
-конкретность(в каждой определенной инф. отражена индивидуальность, неповторимость)
-безусловность,связанность(инф.связана с объектом как с источником)
-условность(наоборот,подчеркивает ее вторичность как результат отражения,отображения в з.с)
-инвариантна(инф. независима от носителя)
41) Потребители информации
Потребители:
1. ученые, исследователи
2. специалисты практики, врачи, инженеры
3. военные, охрана
4. руководящие работники
5. студенты, учащиеся
6. художники, музыканты, архитектора
7. бухгалтеры, банкиры, экономисты
8. редакторы, корректоры, переводчики, программисты
42)