Формирование условных рефлексов.




Тема 4. Психологическое развитие ребёнка в младенческом возрасте.

План.

1. Период новорожденности.

2. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность младшего возраста.

3. Новообразования младшего возраста.

4. Кризис одного года.

 

Литература:

Выготский /Младший возраст/

/Кризис одного года/ 4 том – собрание сочинений стр.269, 339

 

Лисина М.И. / Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни/

Хрестоматия по возрастной и психологической психологии.

Москва МГУ 1981 г. /стр. 107/

 

Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества.

Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель).

Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года.

Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения, акт рождения – начало онтогенеза. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка, рассматривают как психологическую травму. Крик ребёнка при рождении – сигнал недовольства, дискомфорта при появлении на свет.

Причины этого кризиса следующие: 1) физиологические.

Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия

(среда обитания – из жидкой в твёрдую, воздушная среда: холод – перепад температуры: тем-ра тела матери – 36,6, температура воздуха – 22, яркая освещенность, изменяется положение тела, необходимость смены питания);

80 процентов новорожденный спит. Сон слабо отделяется от бодрствования, взгляд блуждающий.

90 процентов всей информации мира человек получает через глаза.

Зрительный анализатор на первом месяце жизни развит лучше других органов. 2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Рефлекс – яркая реакция на раздражитель.

Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных, но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает.

Рефлексы новорожденного:

1. Сосательный – пищевой рефлекс.

2. Оборонительный – защитная реакция на избегание нового неприятного раздражителя: расширение и сужение зрачка, моргание, зажмуривание, вздрагивание, изгибание тела.

3. Ориентировочные – реакция на новый раздражитель, направленная на продление контакта с ним: замирание при слуховых раздражителях, поворот головы к свету.

У ребенка присутствует потребность в новых впечатлениях, ребенок нуждается в новой информации. Без новых впечатлений развитие ребёнка невозможно.

4. Двигательные – цеплятельный рефлекс: при утрате опоры ребенок изгибается и хватается руками, рефлекс Бабинского – ножной, рефлекс отталкивания от опоры и др. Двигательные рефлексы на протяжении первых месяцев угасают, формируются условные рефлексы.

Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.

Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет ни одного сформированного поведенческого акта. Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить. Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена.

Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах; развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например, на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики.

Формирование условных рефлексов.

Рефлексы у новорожденных разделяют на условные /формируются по мере роста и развития ребёнка/ и безусловные /заложены в малыше природой и проявляются сразу после рождения/.

Условные рефлексы у новорожденных возникают под воздействием окружающей среды и продолжают формироваться у человека на протяжении всей жизни.

Первый условный рефлексна положение при кормлении, появление этого рефлекса - показатель окончания новорожденности. Психологи утверждают, что новорожденность длится до 1,5 месяца.

Главным показателем окончания новорожденности – комплекс оживления – комплексная реакция ребёнка на появление взрослого:

улыбка /эмоция радости.

2 – взляд в глаза

3- гуление – протяжные звуки, которые издает ребенок /агу/.

4 – двигательное оживление.

Главное условие появления комплекса оживления – частое общение ребенка со взрослым.

Основное новообразование периода новорожденности / по Выготскому / - это индивидуальная психологическая жизнь:

- жизнь отделенная от другого организма /материнского/

- жизнь среди людей /т.к. ребёнок зависимое существо, он не выживет самостоятельно/

- жизнь, связанная с переживанием простейших психических состояний /эмоции, ощущения, потребности/.

Неприятные явленияхолодная вода, мокрые пеленки, горький раствор, страх на резкий громкий звук и утрату опоры.

Приятные явления купание в теплой воде, вертикальное положение тела, сосание соски, подкачивание, сладкое молоко, сладкая вода.

Для ребенка в окружающем мире пока не существует ни кто-то ни что-то и сам мир не существует как внешний мир.

Все раздражители он воспринимает как собственное субъективное состояние.

Важные события в психической жизни ребенка — возникнове­ние слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредо­точение появляется на 2-3 неделе.

Например, резкий звук, хлоп­нувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зри­тельное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретая способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видя ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи.

В этот период ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения.

Слуховое сосредоточение возникает в 2–3 недели. Ребенок замирает и замолкает при резком звуке, например, хлопнувшей двери.

На третьей-четвертой неделе он уже реагирует на голос человека. Проявляется это следующим образом: он не только замирает, а еще и поворачивает голову в сторону его источника. На третьей-пятой неделе появляется зрительное сосредоточение. Это происходит так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, который попал в его поле зрения. Таким образом, благодаря развитию слухового и зрительного сосредоточения у ребенка к 5–6 неделям начинает закладываться основа для перехода от ощущений к восприятию. Он уже может воспринимать предмет не по частям, а в целом, проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука. На раздражитель он реагирует следующим образом: замирает и сосредоточивается только на источнике звука или объекте, все остальные реакции в данный момент прекращаются. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбать­ся. Эта бурная эмоциональная реакция была названа “ комплексом оживления Комплекс оживления, включающий истинно челове­ческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: