Работа с портретными колодами
Расклады по трем картам:
1. Линия времени (я вчера/я сегодня/я завтра)
2. Вариант выбора (я, сделавшая один выбор/я, сделавшая другой выбор/я, предпринявшая третий вариант решения проблемы)
3. Цель (я, достигшая цели/ я, не достигшая цели/я, знающая, зачем мне эта цель нужна)
4. Маски (я, какой меня знают все/я, какой себя знаю только я/я, какой бы я хотела быть)
5. Роли (я дочь/ я жена/ я мама; я ребенок/я мама/я бабушка и пр.)
6. Роли и социум (я дома/ я на работе/ я с друзьями)
7. Ответ (я согласна/я не согласна/ третий вариант, например, «да, но позже»)
8. Семья (я в родительской семье/я в «ядерной» семье/ просто я); ядерная семья – это семья, которую человек себе создает сам (выходя замуж, например)
В результате любого из выше перечисленных вариантов Вы получите лежащие перед Вами три карты. Расположите их в плоскости стола так, как они располагаются в Вас; так, как они должны лежать относительно друг друга. Расскажите про каждую из карт. Какая она? О чем думает? Что ее беспокоит? Есть ли у нее какие-то проблемы? Мешают или помогают ей рядом лежащие карты? Хочется ли что-то изменить? На какую карту хочется смотреть и почему? На какую карту смотреть не хочется и почему? И тд, и тд, и тд
Можно обогатить работу, выбрав еще три карты-отношения, чтобы обозначить, как каждая из карт-субличностей относится к другой.
Цель таких раскладов: в первую очередь, диагностическая. В результате такой работы, Вы сами или Ваш клиент очень много расскажет о себе самом, выявятся основные проблемы или направление, в котором следует двигаться.
Ребенок, родитель, взрослый.
Ребенок (все модели поведения, взятые человеком из детства; Я ХОЧУ),
|
Взрослый («самая адекватная» часть нашей личности, которая, является посредником между Родителем и Ребенком, а также именно этой частью нашего я мы чаще всего общаемся в социуме Я МОГУ)
Родитель (все модели поведения, приобретенные человеком в течение сознательной жизни, а также модели поведения родителей клиента; Я ДОЛЖЕН).
Выбираются три карты (Ребенок, Взрослый и Родитель). Они располагаются в плоскости стола, про каждую выясняется максимум подробностей.
Затем начинаем работу по принципу пирамиды: вверх помещаем карту-Ребенка (как себя чувствуют при этом остальные карты? Нравится ли им, что самый главный у них Ребенок? Как они тогда располагаются? Как Ребенок расположил бы остальные карты?).
Повторяем тоже самое с Родителем и Взрослым. Потом ищем то их расположение, которое привело бы Ваше внутреннее состояние к абсолютной гармонии. Рассказываем себе о таком расположении карт (+ от имени каждой карты: почему мне так нравится? Что хорошего в моей позиции? Какую пользу я приношу?)
Оставляем карты на столе и делаем перерыв на 15 минут, снова подходим к столу и смотрим, не хочется ли что-нибудь изменить? Снова и снова повторяем такие «набеги» на наш расклад, пока не достигнем идеального расположения карт. Это будет очень сильный посыл в бессознательное. Особенно если Вы каждый день в течение месяца будете напоминать себе о результате работы (для этого рекомендую сфотографировать итог).
Расклады про семейную историю
1. Проблема
Лицо проблемы (например, выбрать карту-метафору проблемы общения с мужчинами)/лицо без проблемы/лицо до проблемы. Затем каждая карта соотносится с каким-нибудь членом Вашей семьи. Его ли это проблема? Или он источник этой проблемы?
|
2. Семейные расстановки: выбираются карты для всех членов Вашей семьи, появившихся до Вас (считается, что на Ваше состояние могут влиять только те члены рода, которые пришли в этот род до Вас); карты располагаются в плоскости стола, группируются, соотносятся с картой клиента, выясняются отношения и тд. Смысл: замена полноценной расстановки по Берту Хеллингеру (с привлечением многочисленной группы людей) на ту же расстановку в рамках стола (расстановка в воображении).
3. Геносоциограмма – это метод работы, основанный на подробнейшем составлении генеалогического дерева с добавлением социально значимых фактов о жизни каждого члена рода (характер, профессия, значимые события жизни) и т.д, и т.д. Работа с картами обогащает этот метод, так как в сухую схему генеалогического дерева добавляются представления клиента о каждом из своих родственников.
4. Проблема выбора партнера (Ваша карта, карта 1 партнера и карта 2 партнера): как они располагаются по отношению друг к другу, почему, куда приятно смотреть, что хочется изменить и тд.
Потом предлагаю Вам каждому из карт-партнеров искренне сказать следующие слова (это будет проверка на правильность выбора):
«Я очистил(а) свое сердце от пустого и темного и впустил(а) туда энергию Любви. Сейчас эта энергия заполняет все мое существо. Я направлял(а) эту энергию на то, что меня окружало и близких мне людей. И получал(а) энергию взамен. Я искал(а) ту единственную (того единственного), которой(ому) смогу отдавать эту энергию без остатка. Ведь тогда ее пребудет еще больше. Я обрел(а) тебя, чтобы дарить энергию Любви во всей полноте. Я готов(а) передать все, что знаю и умею, все, что знает и умеет мой род, тебе. Я снимаю все свои защитные доспехи, чтобы быть перед тобой таким (такой), каков(а) я есть. Мне нечего скрывать от тебя. Я готов(а) беречь тебя, соединившись с тобой. Я готов(а) принять тебя. И потому говорю сердцем: «Я люблю тебя» ».
|
Попробуйте 3-5 раз произнести эти слова, представляя вашего любимого человека на месте карты. Легко ли текут слова? Не возникает ли внутри сопротивления? Наполняется ли сердце светом, покоем и уверенностью? Как реагирует на такие слова первый партнер? А второй?
Техника “Эмоциональная лестница”
(техника предложена институтом Проективных карт, Украина)
- цель: развитие эмоционального интеллекта: самосознания, самоконтроля, эмпатии, способности понимания, различения, выражения и осознанной регуляции эмоций.
- задачи: осознать, какое из неблагоприятных эмоциональных состояний типично для вас; осознать, что эмоции поддаются контролю; захотеть научиться регулировать свои эмоциональные состояния; осознать ряд промежуточных эмоций между нежелательным и желательным эмоциональными состояниями; научиться быстро проходить по «лестнице эмоций» от нижней до верхней ступеньки.
- возрастные рамки применения: развитие эмоционального самоконтроля – это особенно актуальная задача с 12-16 лет, но и у взрослых данная техника дает хорошие результаты.
- алгоритм работы:
Вступление. На столе раскладываются карты ПЕРСОНА и/или ПЕРСОНИТА. Можно обойтись одной колодой, но лучше, когда у вас в работе они обе. Психологу следует учесть, тестировался ли клиент на акцентуацию характера. Если выявлена акцентуация, психологу на начальном этапе следует побеседовать с клиентом, мягко обратив его внимание на те неблагоприятные эмоциональные состояния, которые наиболее характерны для носителей данной акцентуации характера и связаны с риском неблагополучного развития личности.
Инструкция:
1. Ведущий говорит клиенту: «Подумайте о том, какое ваше эмоциональное состояние возникает достаточно часто и причиняет вам беспокойство, плохо на вас влияет. Состояние, мешающее вам в повседневной жизни, воздействие которого вы хотели бы уменьшить. Выберите карту, человек на которой переживает это эмоциональное состояние. Как вы узнали, что этот человек чувствует то же самое чувство?»
2. Ведущий сообщает, что данная техника направлена не на то, чтоб клиент вообще перестал переживать данную эмоцию, а на то, чтобы, когда ситуационные триггеры привычно запустят негативную эмоцию, немедленно это осознать и в быстром темпе пройти по ступенькам эмоциональной лестницы от негативной до желательной эмоции.
3. Теперь просим выбрать еще одну карту — на ней должен быть изображен человек, испытывающий ту эмоцию, которую хотел бы переживать клиент вместо выбранной им нежелательной эмоции. Ведущий следит за тем, чтоб выбор эмоции на замену был реалистичным — не следует на место эмоции «берсеркерская ярость» выбирать «безмятежное счастье», или на место «мучительная ревность» ставить «щедрая готовность делиться» — в обоих названных случаях более уместными чувствами будут спокойствие, принятие, уверенность. Просим прокомментировать вторую карту: «Как вы узнали о том, какие чувства испытывает этот человек?» Обращаем внимание на мимические проявления интересующей нас эмоции.
4. Экология — этап признания. Предложить клиенту посмотреть на картинку с лицом человека, переживающего негативную эмоцию, и найти в этой эмоции положительные черты. Проговорить, что каждое состояние несет в себе что-то хорошее для нас, как-то нас защищает, и что в определенной жизненной ситуации, которая — мало ли? — может быть, возникнет однажды — она будет уместной и конструктивной. Поэтому наша цель не забыть об этом чувстве навсегда, а только не застревать в нем тогда, когда это не идет на пользу нам и нашим отношениям с другими.
5. Просим клиента интуитивно выбрать от трех до шести карт, образующих «эмоциональную лестницу» от нижней ступени — нежелательного эмоционального состояния, с которым мы работаем, до верхней — желательного эмоционального состояния. После того, как карты интуитивно выбраны и разложены по порядку, просим клиента постараться ответить на вопрос, что это за промежуточные эмоции. Например, цепочка от нежелательного состояния «ярость» к желательному «интерес» может оказаться такой: ярость — негодование — возмущение — удивление — интерес.
6. Просим клиента пройти по ступенькам эмоциональной лестницы, переживая состояние за состоянием. Если у клиента на предыдущем этапе не получилось осознать эмоциональное содержание лиц на ступеньках лестницы, он почувствует эти эмоции сейчас и сможет их назвать. Приветствуем клиента на верхней ступеньке лестницы — в желаемом эмоциональном состоянии. Повторяем этот этап еще два раза. «Лестница» освоена, теперь клиенту знаком и уже почти привычен путь, где эмоции быстро сменяют друг друга, заканчиваясь желаемым состоянием. Каждое новое прохождение по ступенькам эмоциональной лестницы получается все быстрее.
7. Фотографируем получившуюся картину на мобильник клиента. Даем клиенту задание возвращаться к фотографии эмоциональной лестницы раз в день в течение трех недель.
Выводы. Эмоциональные состояния в большой степени подконтрольны человеку. Своевременно научиться влиять на свои эмоции, останавливать разрушительные тенденции и поощрять конструктивные — важная задача. Учиться этому следует, начиная с подросткового возраста. Данная техника раскладывает сложный процесс осознания и управления эмоциями на ряд простых шагов, доступных как взрослому, так и подростку. Регулярная практика данной техники помогает человеку преодолеть привычные стереотипы возникновения негативных реакций в ответ на определенные внешние факторы.
Дуальные расклады:
1. Цель (карта «то, что есть»/карта «желаемое»); между выбранными картами кладутся несколько карт рубашкой вверх (что за промежуточные этапы могли бы быть здесь? Открываем карты по одной, прорабатывая ступеньки, ведущие к Вашей цели)
2. Работа с парой:
- каждый из партнеров выбирает две карты: каким Ваш партнер Вас любит и Ваш партнер, когда с Вами ругается
- каждый отвечает на следующие вопросы: как для Вас выглядит Ваш партнер, когда ругается с Вами? Как Вам на это смотреть? Что для Вас в этом выборе необычного? Почему Вы сделали этот выбор? Почему Ваш партнер не согласен с Вашим выбором? Раз вы так долго вместе, значит, есть какая-то часть Вашего партнера, которая Вам нравится? А какой Вы реальный? Как относится Ваш партнер к Вам реальному? Что с этим делать?
- теперь соединяем ругающуюся и любящую части рубашками вместе и организуем диалог этих двух частей. Причем этот диалог сопровождается показыванием той стороны карточки, из которой человек обращается в данный момент.
- теперь необходимо организовать диалог пары, также сопровождающийся сменой карточек (направляющие вопросы: Какой частью Вы говорите? Когда Вы видите эту часть, то какой частью повернетесь Вы? Посмотрите, после этой фразы Ваш партнер спрятал эту часть. А если попробовать повернуться к Вашему партнеру другой частью, которую Вы спрятали? Что бы Вы хотели, чтобы Ваш партнер замечал в Вас в первую очередь?)
3. Мама и ребенок:
Можно делать такую работу так же, как в пункте 2. А можно использовать односторонний диалог, когда ребенок/мама просто показывает лицо, которым он реагирует на слова другого.