ОБЗОРНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3

ГЛАВА 1. ОБЗОРНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………….........7

1.1. СОДЕРЖАНИЕ ЖЕНСКОЙ ПАРАДИГМЫПОЛА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ………………………………......7

1.2. ПОНЯТИЕ «СЕМЬЯ» И ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ…………………...13

1.3. ОГРАНИЧЕНИЯ, НАКЛАДЫВАЕМЫЕ ТРАДИЦИОННОЙ ЖЕНСКОЙ РОЛЬЮ…………………………………………….….30

1.4. ЖЕНСКАЯ СЕКСУАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ……….32

 

ГЛАВА 2. СОБСТВЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ………….42

2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОБЪЕКТ

ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………….……….….42

2.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………...….43

2.3. РЕЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ……………44

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..…………………………….…..48

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..49

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………....51

ВВЕДЕНИЕ

Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возложены большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта. Таким местом должна быть семья – стабильность на фоне повсеместной изменчивости. Кто же изначально призван создавать эту стабильность, домашний уют и комфорт? Конечно это – женщина. Это и есть ее природное предназначение.

Быть женщиной сегодня нелегко. В конце ХХ века, когда женщины получили полную свободу и зачастую стали воспринимать мужчин, как врагов, личные и семейные отношения испытывают постоянный стресс. Женщины злятся, мужчины удивляются и ничего не понимают. В прошлом роли мужчин и женщин были четко определены. Мужчина был главой семьи. Он добывал хлеб, его слово было законом, и все решения принимал только он. Он был защитником и добытчиком. Его жена была матерью, домохозяйкой, секретаршей и сиделкой. Мужчина знал свои обязанности, женщина – свои.

Жизнь была простой. Но внезапно все изменилось. Телевизионные передачи и рекламные ролики начали представлять мужчину глупым некомпетентным существом, полностью теряющимся перед лицом умной, интеллигентной, во всем его превосходящей женщины.

Сложившаяся ситуация вызывает немалую тревогу. Произошла резкая переориентация российского культурного сознания на Запад, что вызвано прежде всего экономическими причинами. Все больше и больше женщин начали требовать полного равенства.

Таким образом, многие современные женщины избрали западную модель социального развития, которая требует более мужественных стереотипов поведения. Женщина постепенно отходит от «домашнего очага» в деловой мир, забывая о своей истинной природе.

Это обуславливает актуальность темы нашего исследования.

Проблемная ситуация нашего исследования заключается в том, что в психологической науке идеальный образ жены в современной семье в полной мере не изучен, не выявлены его объективные характеристики и черты.

Жена – это не просто носительница семёйной женской роли. Она в первую очередь является женщиной, которой присущи уникальные для неё особенности психики, поведения, заложенные в ней от природы. Идеальный образ жены – это, прежде всего, идеальный образ женщины. Поэтому в нашем исследовании мы хотели бы сделать акцент на исследовании биологических (природных) и социальных аспектах образа женщины, как основополагающих в идеальном образе жены.

Объектом нашего исследования является женщина, как носитель женского пола в современной семье.

Предметом нашего исследования будут те психические характеристики, черты и свойства, которые характеризовали бы женщину как идеальную жену.

Цель нашей работы – дать характеристику идеального образа жены в современной семье.

Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

· провести теоретический анализ литературы и исследований, посвященных современной семье;

· выявить характеристики идеального образа жены в современной семье;

· провести собственное экспериментальное исследование.

 

Гипотеза нашего исследования: определяющими характеристиками идеального образа жены являются природные атрибуты женского начала.

В нашей работе мы использовали следующие методы исследования: метод анализа литературных источников, метод интервью, метод наблюдения, метод контент-анализа.

ГЛАВА 1

ОБЗОРНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сила женщины в том, что её не объяснишь

с помощью психологии. Мужчин можно

анализировать, а женщин… только обожать!

Оскар Уайльд

 

 

1.1. СОДЕРЖАНИЕ ЖЕНСКОЙ ПАРАДИГМЫПОЛА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ

 

Психоаналитическая теория основную роль в половой дифференциации приписывает биологическим факторам, признавая, что женская поведенческая модель существенно отличаются от мужской. Женщинам от природы присущи пассивность, зависимость, конформность, нерешительность, эмоциональность, уравновешенность; мужчинам – активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, рассудительность. Половые различия возникают и в развитии Супер-эго. З.Фрейд полагал, что голос совести является мужским голосом, возникающим из отождествления с отцом. Организация Супер-эго женщины ниже, чем у мужчины, из-за различной связи между комплексом кастрации, "Эдиповым комплексом" у мальчиков и девочек. Мальчики отождествляют себя с отцом, девочки это делают в редких случаях. Карен Хорни считает, что "Эдипов комплекс" у женщин вызывает регрессию к зависти пенису. Мальчики из-за страха кастрации отказываются от матери в качестве сексуального объекта, но как реакция на страх кастрации мужская роль в дальнейшем развитии усиливается и закрепляется. Девочки не только отказываются от отца как сексуального объекта, но и от женской роли как таковой.

К. Хорни полагала, что зависть мужчинам, неудовлетворенность своей ролью проявляется у многих женщин. Это приводит к формированию "комплекса маскулинности", который помогает им справляться с чувством вины и тревоги. В дальнейшем она рассматривала и зависть, и неудовлетворенность как следствие преимущественного положения мужчин в современном обществе и влияние социального окружения [34, С. 125].

Представление о неполноценности женской роли, считал А.Адлер, может вызвать стремление к сверхмужским целям. Это перекликается с точкой зрения Джонса, согласно которой женщины часто развивают идею, что мужчины не одобряют женственность. Поэтому отождествление девочки с отцом при попытках избежать разлуки и отвержения часто приводит к включению мужских и умалению женских идеалов. Желание обесценить женщину, по мнению К. Хорни, возникает у мужчины вследствие того, что он испытывает бессознательную зависть к ней из-за своей относительно малой роли в прокреации. У К. Хорни сложилось впечатление о том, что мужчины имеют сильнейшую зависть к беременности, деторождению и материнству, к женской груди и кормлению грудью. В этом рационализированном виде проявляется бессознательная мужская тенденция к обесцениванию женщины [34, С. 84]. Но его зависть к женщине - одна из основных движущих сил в формировании культурных ценностей. Невероятную силу импульса мужчины к творчеству в любой области, по мнению К. Хорни, можно объяснить ощущением им относительной незначительности собственной роли в сотворении живого существа.

В психодинамическом направлении существуют разные точки зрения на начальную стадию половой идентификации. Признается в качестве изначальной как мужская ориентация для детей обоего пола (фаллоцентрическая концепция), так и женская (гиноцентрическая концепция).

Сторонники "новой психологии" вслед за С. Бем утверждают, что человек, обладающий только традиционно типичными для того или иного пола чертами, обречен на неуспех в реальной жизни. Андрогиния, предполагающая сочетание мужских и женских психологических качеств в одном индивиде, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Андрогенный тип оказался не только самым успешным, но и самым распространенным. Согласно теории социальных ожиданий, поведение человека определяется не только биологическим (хромосомным, гормональным), врожденным полом, но во многом и полом психологическим, социальным, который усваивается прижизненно под влиянием поло-ролевых и социальных ожиданий.
Теория социального научения при рассмотрении формирования психического пола и поло-ролевых стереотипов исходит из принципа обуславливания, т.е. подражания ребенка моделям поведения родителей и подкрепления ими его соответствующего поведения. Теория когнитивного развития (Л. Колберг) главным в половой социализации признает познавательную информацию, которую ребенок получает от взрослого, и понимание им своей половой принадлежности.

Как известно, современность вновь стала обращаться к учениям и знаниям древности. И именно древние четко знали, зачем и почему мужчина и женщина живут на земле. Что и было отражено в различных мифологических и религиозных представлениях древних людей. Автор книги «Метафизика пола» Юлиус Эвола основным признаком традиционного мира называет осознание изначальной противоположности полов. «Половое деление прежде своего физического существования было и есть трансцендентным принципом, присутствующем в области священного, космического, духовного. Среди множества мифологических фигур богов и богинь четко прослеживается природа вечно мужского и вечно женского, порождение чего и есть деление людей на два пола» [36, С. 186]

Другими словами все божественные диады и дихотомии не есть плод фантазии человека порожденной его собственным сексуальным опытом. Наоборот, он есть «метафизическая экзистенция» и согласно учениям тантрических и сахаических школ деление на мужчин и женщин имеет строго онтологические начала, выраженные как Шива и Парвати или, в мифологии, как Кришна и Радха.

Основной традиционный принцип всегда заключается в том что творение или проявление результат двойственности главных основ, составляющих высшее единство.

Согласно греческой философии мужское – это форма, женское – материя. Чтобы нечто появилось, материя, как среда и средство любого развития, должна быть возбуждена и пробуждена к становлению. Форма же имеет в себе силу определять, осуществлять принципы движения, развития, становления. Природа у греков отождествляется с женским началом, с мужским – Логос, оплодотворяющий, движущий, изменяющий.

Другие символы вечно мужского и вечно женского – Небо и Земля. В восточной традиции небо отождествляется с «активным совершенством», а земля – с «пассивным совершенством». «Мужчина соответствует творящему, женское – воспринимающему» - так говорит Великий Трактат.[36, С. 192]

В восточной традиции, отмечает автор, метафизическая диада наиболее полно выражена в форме пары инь-ян. Ян есть небесное, деятельное, позитивное, мужское, а инь – земное, пассивное, отрицательное, женское. В динамическом аспекте инь-ян противоположны и одновременно взаимодополняющи. В традиционном китайском мировоззрении инь и Ян – основные силы. Все во вселенной является следствием противоборства и взаимодействия этих двух видов энергии.

Как говорится в «Книге перемен»: «Инь не может дать рождение вещам само по себе, так же как и ян не может расти». Так и женщина не может зачать сама по себе (кроме разве что Девы Марии), не говоря уже о мужчинах.

Именно непрерывное взаимодействие инь и ян создало огромную вселенную, полную самых разнообразных вещей. Необходимо уточнить, что чисты формы инь и ян это исключения. Все сущее состоит из объединения этих начал, качество явлений определяется преобладающей энергией.

В индийской традиции мы встречаем все те же черты все того же символизма. В индуизме творение мира происходит благодаря соединению мужского начала – Шивы и женского – Шакти. Через их любовное объятие рождается мир.

В данном случае Шакти – это «сила», творческая энергия, которая представляет собой одно из воплощений жены Шивы Парвати. В индуистских учениях женское начало рассматривается как активный принцип, благодаря чему супруг манифестирует свои потенциальные возможности. В индуистском представлении Шива присутствует в неподвижном, сознательном, духовном, однородном, а Шакти – в изменчивом, бессознательно-жизненном, природном. Именно Шакти становится причиной всякого изменения «Так, говорится, что Шива без Шакти не способен ни к какому движению, неактивен, и, напротив, Шакти без Шивы бессознательна, так сказать, лишена светового начала».

В буддийской традиции (Махаяне) распространено изображение бодхисатвы в союзе (то есть мужской аспект с женским). Что выражает единство творческой активности, заключенной в женском образе, и метода, заключенного в мужском образе.

Рассматривая христианство, религию, которая вобрала в себя мотивы разных традиций, Эвола приписывает черты женского начала Святому Духу. Он основывается на словах Христа: «Мать моя, Дух Святый». И также он проводит аналогию со средиземноморскими богинями – критской Потнией, Иштар, Цирцеей, Милиттой, самой Афродитой. В тех случаях, когда они выступают как некое «веяние» и свом символом имеют голубя, как и Святой Дух.

Соединение этих двух божественных единиц, двух начал, первооснов находит свое земное воплощение в браке мужчины и женщины. В традиционном мире брак приобретает сакральный смысл.

Теперь мы рассмотрим биологический смысл парной связи. Биологический подход связывает существование двух полов с потребностями самого процесса размножения. Но как считает Л. Л. Куприянчик «это никак не может быть первопричиной возникновения полов». Доказательство свое она строит на примерах способов размножения примитивных организмов, которые «превосходно размножаются без разделения по полу, а некоторые раздельнополые существа сохраняют способность размножаться бесполым путем». [18;175]

Перечислим эти способы:

- деление (амеба, инфузория);

- почкование (дрожжи, гидры);

- спорообразование;

- партогенез – размножение развитием неоплодотворенных яиц «женского пола» (некоторые виды рачков, ящериц)

Интересным представляется факт, приводимый исследовательницей, что женские половые клетки также способны к партогенетическому развитию. «Правда, чтобы такое развитие закончилось развитием ребенка необходимо невероятное стечение счастливых обстоятельств».[18, С. 177]

Далее она высказывает предположение, что возможно при длительном однополом размножении вследствие нарушения генетического кода должно произойти вырождений организмов, как в случае браков между близкими родственниками. Но тут же опровергает это предположение, обращаясь к проведенному биологами опыту, когда в течение 22 лет ученые наблюдали размножение одной единственной инфузории – вырождения не произошло.

Таким образом, не задачи размножения вызвали появление двух полов. Л. Л. Куприянчик выделяет две дополнительные цели природы, которым служит это разделение.

«Одна из этих целей – сохранение «породы», удержание вида на определенном уровне, то есть, то, что обычно называю эволюцией» За качество потомства отвечают самцы, только самые сильные и наиболее приспособленные к жизни могут дать полноценное потомство. Значит основная причина двуполости «невозможность иным путем обеспечить необходимое количество высококачественного потомства». [18, С. 179]

Вторая причина двуполости состоит в том, что она позволила эволюции идти более быстрыми темпами. Когда ребенок рождается от двух родителей, он наследует как качества одного, так и качества другого. Приобретаемые таким образом разнообразные ценные качества помогают виду развиваться и расширяться. [18, С. 183]

Кроме самого процесса размножения парная связь обусловлена тем, что человеческий детеныш изначально совершенно не приспособлен к самостоятельной жизни на протяжении долгого периода времени. Даже в животном мире мы можем наблюдать то, что продолжительность существования парной связи зависит от того, через какое время детеныши начинают самостоятельно заботиться о своем пропитании и выживании. Кроме того, в человеческом обществе этот период затягивается на более долгий период, так как к биологическим предпосылкам присоединяются и социальные (окончание школы, института). Известно, что как только дети покидают семью, супруги переживают кризис в совместной жизни.

 

Большое влияние на поло-ролевое поведение оказывают и воспитательные цели общества. В США цели воспитания носят явно маскулинный характер, так как поощряется независимость и самостоятельность, что ведет к формированию у женщины таких традиционно мужских качеств, как конкурентность, сверхактивность, доминирование. В СССР поощрялись явно фемининные качества: ориентация на других, аффилиативные и экспрессивные тенденции. На маскулинные и фемининные ориентации оказывает влияние вид профессиональной деятельности. "Мужская работа" (служба в армии, полиции и т.п.) усиливает маскулинную ориентацию женщин, как и работа вообще, "женская работа" способствует фемининной ориентации мужчин.

Отмеченные ориентации находятся и под воздействием воспитания в семье. На формирование психологического пола ребенка оказывают влияние братья и сестры, порядок его рождения: старшие дети в семье чаще становятся лидерами, и у сверстников, у старших дочерей может проявляться агрессивность, враждебность, стремление к контролю.

Психологический пол испытывает зависимость и от индивидуальных особенностей личности, характера, темперамента, способностей, развития эмоционально-волевой сферы, функциональной асимметрии мозга, интеллекта.
Таким образом, содержание женской парадигмы пола имеет не только биологическую, но и психологическую обусловленность.

 

1.2. ПОНЯТИЕ «СЕМЬЯ» И ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ

Семья – живой организм, микро-общество, в котором соприкасаются прошлое, настоящее и будущее, в котором идет формирование цивилизационных основ человеческой реальности. О семье и ее значении размышляли еще в древности, истоки этих размышлений восходят к философской мудрости Платона (диалоги «Государство», «Законы», «Пир»), Аристотеля («Политика»), Плутарха («Наставление супругам»). Философское осмысление семьи сводится в большей степени к размышлениям об отношениях членов семьи, то есть супругов, родителей и детей, о роли семьи в государстве, и, конечно же, о любви как неотъемлемой части семейного бытия (Гегель «Философия права»).

Платоновский диалог «Пир» посвящен разработке идеи любви, которая, по его мнению, лежит в основе становления и существования любой вещи и мира вообще. Эрос в диалоге выступает как исконная мировая цельность, зовущая к единению любящих, испытывающих неодолимое взаимное влечение в поисках блаженной безмятежности. «Государство» представляет собой одно из первых произведений утопической литературы. Государство предстает в нем как военный лагерь, в котором семья в прежнем смысле слова не существует. Мужчины и женщины соединяются лишь в целях деторождения. Причем выбором мужчин и женщин занимается государство, втайне от них. Матери и отцы не знают своих детей, а все женщины-стражи являются женами стражей-мужчин. По мысли Платона общность жен и детей – выражение высшей формы единства и единомыслия граждан такого государства.

Аристотель в «Политике» подверг острой критике эту идею; объединение государства в единую семью – прямая дорога к его гибели. Множество детей, имеющих множество отцов, приведет к тому, что все сыновья в равной степени будут пренебрегать своими отцами.

Аристотель рассматривал человека в первую очередь как существо политическое. Семья для человека, по Аристотелю, первый вид общения и соответственно важнейший элемент государственного устройства. Он придает большое значение законодательству о браке, обеспечивающему рождение здоровых детей, предписывающему пути воспитания будущих граждан.

Широко представлены исследования семьи в социологии; как известно семья – ячейка общества. Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была “личным делом”, ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций.

Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в масштабных эмпирических исследованиях европейских ученых-статистиков Рилза и Ле Пле. В середине XIX в. они независимо друг от друга предприняли попытку изучить влияние таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия, на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней. С тех пор проблемы семьи и семейно брачных отношений постоянно находятся в центре внимания многих наук, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно. За каждым из этих явлений стоит своя реальность и совокупность понятий, отображающих эту реальность. [29, С. 67]

Среди современных отечественных исследователей широко распространенна точка зрения, согласно которой Россия – как культура и как цивилизация – переживает острый идентификационный кризис: разрушив свою прежнюю «советскую» идентичность, она оказалась на перепутье между постиндустриальным и традиционным обществом. [29, С. 138] Такой вывод делается на основе зафиксированных этими исследователями фактов связанных с семьей и браком: падение рождаемости, рост разводов, неполных семей и одиночеств, высокая женская занятость.

Исследование современного социолога Голод С. И. «Семья и брак: историко-социологический анализ» посвящено истории развития брачно-семейных отношений, проблемам современной семьи. Автор анализирует понятие традиционной патриархальной семьи, детоцентристской, раскрывает сущность супружеского и постиндустриального браков. Отдельный раздел в книге посвящен проблеме разводов и причинам к нему ведущим. Сам автор придерживается точки зрения, что институт семьи испытывает не кризис, а естественную трансформацию, обусловленную социально-исторической ситуацией [10].

 

В рамках психологии семье уделялось внимание со стороны теории психосексуальных стадийЗигмундаФрейда, определяющего детский опыт как фундаментальный для всей последующей жизни индивида, и подчеркивающего влияние внутренних инстинктивных импульсов, на все формирование и развитие личности. Социокультурное направление (Карен Хорни, Эрих Фромм) помимо природных, биологических факторов подчеркивает и социальные, культурные условия в которых развивается индивид.

Отечественные и зарубежные монографии, посвященные психологическим проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Б. Н. Кочубей, В. Сатир, Э. Берн и др.). В большинстве этих исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии. Круг работ, в которых предметом изучения становилась бы эволюция семьи, ее структуры, специфики отношений, как супружеских, так и детско-родительских, существенно ограничен.

Причина, по-видимому, кроется в том, что углубленные исследования семейных отношений и процесса воспитания детей в семье начались лишь в XX веке. В этом случае количественная и качественная эволюция семьи изучалась с одной стороны, на основе данных этнографии, сведений о жизни народов и племен, сохранившихся на первобытном уровне развития, а с другой стороны, с помощью анализа древних письменных источников – от русского «Домостроя» до исландских саг. Предпринимаются интересные попытки проследить развитие типов, моделей семьи на основе сравнения мировых религий – В.Н. Дружинин, библейских текстов – Ларю Д.

В последние десятилетия начала развиваться новая отрасль гуманитарного знания – кросс-культурная психология. Исследователи все больше и больше обращают внимание на культурные различия в поведении людей и их отношении к различным явлениям.

Гендерная психология – еще одно новое направление, изучающее особенности полов. Шон Берн в работе «Гендерная психология» также использует кросс-культурные исследования в сфере отношений полов, ролей мужчины и женщины в различных культурах [4].

Если социологи в определении семьи делают акцент на родстве, экономисты на хозяйстве (и совместном бюджете), то психологи на взаимоотношениях между членами семьи, на указании функций ей присущих.

Социологи и демографы подчеркивают еще один важный момент, который упускают экономисты, – преемственность поколений. Под семьей, существующей в течение длительного промежутка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать свое единство в каждом следующем поколении – очень важная характеристика семьи. Она описывает то, что ученые именуют жизненным циклом семьи.

Жизненный цикл семьи это последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи, который начинается с момента заключения брака и заканчивается его расторжением, разводом. [12, С. 43]

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

вступление в брак — образование семьи;

начало деторождения — рождение первого ребенка;

окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

«пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. [30, С. 94]

Исследователи выделяют на сегодняшний день два типа семьи – традиционную (или классическую), она же называется расширенной (многопоколенной). В такой семье присутствуют муж, жена, их дети, бабушки, дедушки дяди, тети и др., и все они живут вместе. То есть семья расширяется за счет 3 – 4 поколений прямых родственников.

Второй тип – нуклеарная (от лат. nucleus - ядро) семья, современная семья, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Она названа так потому, что демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи.

Нуклеарная семья возможна только в тех обществах, где дети имеют возможность после брака жить отдельно от родителей. [12, С. 45]

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

«Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности».[12, С. 66] То есть, традиционным «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов.

Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов. Отсюда можно сделать вывод, что институт брака как такового в большей степени необходим обществу и для общества: «Смотрите все, мы теперь муж и жена, мы вместе, мы семья!»

В христианском смысле брак – просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. В браке человек может видеть мир по-особому, через другую личность. Эта полнота еще усугубляется с возникновением из двоих, слитых вместе, третьего, их ребенка. Совершенная супружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства.

Через таинство Брака даруется благодать на воспитание детей, которой христианские супруги лишь содействуют. Ребенок получает Ангела-хранителя при крещении, который тайно, но ощутимо содействует родителям в воспитании ребенка, отвращая от них всякие опасности.

В наше время, когда общественное мнение стало более либеральным, и жесткие моральные устои советского периода сменились на более демократичные, понимание семьи изменилось. Теперь введено понятие «гражданского брака» (узаконенного ГК РФ), когда люди создают семью, основываясь только на чувстве ответственности, взаимной помощи и конечно любви, не регистрируя свои отношения в административных учреждениях. Хотя в большинстве своем общество такие «браки» не считает достаточно полноценными и стабильными.

Брак – это к тому же совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, еще и социальной организацией.

Семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии. Она несет в себе не только их физические качества (цвет волос, глаз, форму носа, пропорции тела и т.п.), но и питается от их духовного источника. Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленность устремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость у молодых людей часто имеют родовые корни. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.

Сущность и смысл семьи, таким образом, состоит не просто в воспроизводстве населения или детопроизводстве, а в продлении рода в самом широком смысле слова.

Семья - это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. Следуя всему вышесказанному, в структуре семьи мы можем выделить три взаимосвязанных блока отношений:

– природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные;

– экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности;

– духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения. Только совокупность названных связей в их единстве создает семью как особое социальное явление, ибо не может считаться семьей естественная близость мужчины и женщины, не закрепленная в правовом отношении и не связанная общностью быта и воспитания детей, поскольку это не что иное, как сожительство. Экономическое сотрудничество и взаимопомощь близких людей, если они не основаны на узах брака и родства, также не являются элементом семейных отношений, а только деловым партнерством. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную семье форму развития.

Заключение брака необходимый элемент семейной организации, который не только юридически (или по церковным нормам) закрепляет созданный союз мужчины и женщины, но и создает у супругов чувство моральной защищенности, стабильности и определенности.

Вступление в брак и создание семьи ныне настолько привычное явление, что кажется, так было всегда. Европейский тип брачности возник более 300 лет назад, но история возникновения моногамной семьи (современный тип брака) насчитывает многие и многие тысячелетия.

В данном параграфе мы рассмотриваются концепции появления семьи и развития форм брака в историческом контексте.

Льюис Морган (1818–1881), американский юрист и этнолог прославился изучением изнутри быта индейского союза племен ирокезов. В своих основных трудах «Древнее общество» и «Дома и домашняя жизнь американских туземцев», широко привлекая полевые материалы, он разработал идею прогрессивного развития человечества и его исторического пути. Утвердившись в мысли, что первобытное общество в своей основе было родовым, Морган резко противопоставил его обществу политическому или, говоря современным языком, – классовому. Родовые объединения, где бы географически они не были расположены, оказываются «идентичными по структуре и принципам действия», вместе с тем они трансформируются от низших к высшим формам в соответствии с последовательным развитием людей.

Л. Морган определяет род как совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом и связанных узами крови. Его характеризуют коллективная собственность на землю и другие средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, отсутствие эксплуатации и равенство всех членов племени.

Родственные узы определялись материнским происхождением, рассматриваемое сообщество включало, проще говоря, праматерь, с ее детьми, детей ее дочерей и детей ее женских потомков по женской линии до бесконечности. В то время как дети ее сыновей и дети ее мужских потомков по мужской линии принадлежат к родам своих матерей. В пределах собственного рода брак был запрещен.

«С развитием идеи рода, - отмечает американский ученый, - он естественно должен был »принять форму пар родов, потому что дети мужчин исключались из рода, и потому что надо было в одинаковой мере необходимо организовать оба класса потомков».

Как утверждает С. И. Голод в своей работе «Семья и брак», созданное Морганом учение о первобытной истории в принципе опровергало господствовавшую в этнографической науке патриархальную теорию, согласно которой основной клеточкой общества на протяжении всего его существования была моногамная, или в лучшем случае, патриархальная семья [10, С. 52].

Этнолог различал пять последовательных форм семьи, каждой из которых соответствовал свой порядок брака. Вот эти формы:

1. Кровнородственная семья основывалась на групповом браке между братьями сестрами, родными и коллатеральными.

2. Пуналуальная семья. Она опиралась на групповой брак нескольких сестер, родных и коллатеральных, с мужьями каждой из них, причем общие мужья необязательно были в родстве друг с другом, и наоборот. Именно эта форма группового брака, по мнению ученого, и стала фундаментом рода. С. И. Голод замечает, что в то же время реальность существования такой семьи мало кем была признана.

3. Синдиасмическая, или парная, семья базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность союза зависела от доброй воли сторон.

4. Патриархальная семья зиждется на браке одного мужчины с несколькими женщинами, сопровождающемся, как правило, затворничеством жен. Характеристика патриархальной семьи – организация под властью отца известного числа свободных и несвободных людей для обработки земли и охраны стад домашних животных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: