М.Б. ДЮЖЕВА
МЕНЕДЖМЕНТ
Методические рекомендации по выполнению
Курсовых работ для студентов всех форм обучения
Специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)»
Омск
ББК 65.290.2
П26
Рецензент:
Лизунов В.В., директор Омского научно-образовательного комплекса (ОНОК), к.ф.-м.н., доцент
Менеджмент: Метод. реком. / Авт. и сост.: М.Б.Дюжева. – Омск: ИП Васильев, 2010. – 41 с.
Рассмотрено и рекомендовано к печати решением заседания кафедры «Менеджмент и маркетинг» от 31.08.2010 № 1 и решением Редакционно-издательского совета (РИС) Омского института (филиала) РГТЭУ от 30.10.2010.
ББК 65.290.2
© Омский институт (филиал)
РГТЭУ, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
I. Основные этапы работы.. 5
1.1. Подготовительный этап. 5
1.2. Исполнительский этап. 11
1.3. Заключительный этап. 19
II. Общие положения для всех «вузовских» письменных работ 26
2.1. Правила оформления. 26
2.2. Требования к структурным элементам письменных работ 28
III. Темы курсовых работ. 36
IV. Список литературы, рекомендуемой
при выполнении курсовой работы.. 39
Введение
Самостоятельная работа является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время.
Курсовая работа - один из способовпроверки знаний текущих или итоговых.
Приступать к написанию любой письменной работы, можно тогда, когда студент абсолютно ясно и отчетливо представляет себе тему работы. Тема работы определяется студентом по начальной букве фамилии в таблице 1.
Таблица 1
Определения номера курсовой работы по начальным буквам фамилии студента
|
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
1; 30 | 2; 31 | 3; 32 | 4; 33 | 5; 34 | 6; 35 | 7; 36 | 8; 37 | 9; 38 | 10; 39 |
Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф |
11; 40 | 12; 41 | 13; 42 | 14; 43 | 15; 44 | 16; 45 | 17; 46 | 18; 47 | 19; 48 | 20; 49 |
Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ы | Э | Ю | Я | |
21; 50 | 22; 51 | 23; 52 | 24; 53 | 25; 54 | 26; 55 | 27; 56 | 28; 57 | 29; 58 |
Далее необходимо подобрать литературу по теме. Здесь на помощь приходит справочно-поисковый аппарат библиотеки. Составной его частью являются справочные издания: энциклопедии (универсальные - содержащие наиболее существенные сведения по всем отраслям знаний, отраслевые - включающие научно-справочные материалы по одной какой-либо отрасли знания), словари (энциклопедические, тематические и языковые), справочники, статистические сборники.
Главную часть справочно-поискового аппарата любой библиотеки составляют каталоги и картотеки.
Текст курсовой работы обязательно должен быть оформлен с учетом требований вуза и согласно соответствующему стандарту.
I. Основные этапы работы
В организационном плане написания работы есть процесс, распределённый во времени по этапам. Все этапы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.
Подготовительный этап
Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определённой теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.
Поиск литературы. Перед каждым желающим что-то основательно изучить стоит, прежде всего, вопрос: какая литература вообще существует по данной теме. Количество книг, газет, журналов и других произведений печати, изданных в прошлом и выпускаемых в настоящее время, настолько велико, что любой человек неминуемо потеряется в хаосе печатной продукции, если не подготовлен к работе с большим информационным потоком. Выдающийся ученый академик С. Н. Вавилов писал: «...как узнать, где среди этих миллионов изданий скрывается то, что действительно нужно данному читателю? Как из многого выбрать лучшее? Как действительно получить в руки нужную книгу?» [9, с.15].
|
Среди множества книг и статей по тому или иному вопросу имеются произведения различной степени трудности и различной научной и практической ценности, могут встретиться работы, устаревшие, утратившие свое значение, опровергнутые в дальнейшем развитием науки и опытом производства.
Вот здесь на помощь человеку приходит библиография. Ее задача состоит в том, чтобы разобраться в научной ценности книг, указать читателям лучшую литературу и тем самым помочь выбрать из массы печатных изданий наиболее нужные.
В зависимости от общественного назначения библиография делится на: а) государственную, б) научно-вспомогательную, в) рекомендательную.
Государственная библиография имеет целью выявление, учет и регистрацию печатной продукции, вышедшей за определенный период, или учет всей литературы по отдельным отраслям знаний, а также учет различных типов изданий (книг, газет, журналов, нот, географических карт, альбомов по искусству и т.п.).
В Российской Федерации в систему изданий государственной библиографии, начатых еще во времена СССР, где библиотечное дело было поставлено неплохо, входят «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись рецензий», «Нотная летопись», «Картографическая летопись», «Летопись изоизданий», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись авторефератов диссертаций», а также ежегодник «Книги Российской Федерации». Сюда же относится и еженедельник «Новые книги России», издаваемый Российской книжной палатой.
|
Назначение научно-вспомогательной библиографии - содействие научной и профессионально производственной деятельности. Разработкой различных пособий научно-информационного характера занимаются учреждения, входящие в систему научно-технической информации. В частности, Всероссийский институт научной и технической информации (ВНИИТИ) издает ежемесячный научно-технический сборник «Научно-техническая информация» в двух сериях. Серия 1 - «Организация и методика информационной работы»; серия 2 - «Информационные процессы и системы». Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) издает различные сборники, бюллетени, а также журнал «Ресурсы регионов страны».
Задача рекомендательной библиографии заключается в отборе лучших произведений научной и художественной литературы и рекомендации их широким кругам или отдельным группам читателей. С помощью присущих ей методов рекомендательная библиография организует процесс самообразовательного чтения, формирует у читателей новые интересы, расширяет кругозор.
Среди популярных библиографических изданий в России можно назвать два:
1) Газета «Книжное обозрение» (выходит еженедельно с 1966 г. Учредители: МПРТ РФ и ГУП «Книжное обозрение»).
2) Журнал «Витрина читающей России» (официальный орган Союза распространителей печатной продукции. Издается с января 1994. Ежемесячник).
Выбор литературы в библиотеке. Вы можете воспользоваться любой библиотекой для выбора литературы - своей вузовской, городской, областной. В каждой из них много книг - тысячи, десятки тысяч, в некоторых - сотни тысяч. И опять прав был академик С.Н. Вавилов, когда писал, что современный человек находится перед «Гималаями» библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка.
Было уже отмечено, что подготовленный читатель должен самостоятельно ориентироваться в книжном фонде, уметь находить нужные книги. Ключ к этому - каталоги. Каталог - необходимая принадлежность каждой библиотеки. Он служит посредником между книгой и читателем. Это путеводитель, облегчающий читателю знакомство с библиотекой, с богатством ее фондов.
Определение круга справочных пособий последующей работы по теме. В условиях «информационного взрыва» велико значение справочной литературы, предназначенной для быстрого получения каких-либо сведений научного, практического или познавательного характера. Она является как бы гигантским аккумулятором знаний и щедро снабжает информацией тех, кто привык и умеет ею пользоваться.
Правильные, точно отображенные научные или практические сведения составляют основу содержания любого справочного издания. Материалы, включенные в него, могут быть разными и по тематике, и по форме: цифры и факты, формулы и графики, рекомендации, советы и т.п.
Научность – важнейший признак любого справочного издания. Беря в руки энциклопедию или словарь, вы можете быть уверены в том, что пользуетесь данными достоверными. Зафиксированные в справочных Изданиях данные выверены и апробированы, чтобы их можно было использовать в научной и производственной деятельности, в быту.
Справочные статьи собираются (группируются) в определенном порядке. В словарях и энциклопедиях основные структурные элементы располагаются по преимуществу в алфавитном порядке, в справочниках, как правило, используется какая либо логическая система. В ее основу может быть положен тематический, хронологический, топографический или иной принцип. Исключительно важным является аппарат справочного издания. Каждый его элемент - оглавление, предисловие, перечень условных обозначений и сокращений, библиографический список, указатели - своими средствами улучшает поисковую систему издания.
Типы справочных изданий: энциклопедии, словари, справочники. Энциклопедии (от греч. - «систематизированный свод знаний») по содержанию, т. е. в зависимости от характера включенных в них сведений, бывают универсальными (напр., Украинская советская энциклопедия, Большая советская энциклопедия), отраслевыми (напр., Банковская энциклопедия, Философская энциклопедия, Театральная энциклопедия), специализированными (напр., для широкого круга читателей – «Балет», «Цирк», «Кинофототехника» и только для специалистов - «Квантовая электроника», «Физика микромира»), а также персональные (Лермонтовская энциклопедия), региональными (напр. «История сел и городов Украины», «Киев: Энциклопедический справочник», «Африка: Энциклопедический справочник»).
По объему материала энциклопедии делят на большие (несколько десятков томов), малые (10-12 томов), краткие (4-6 томов) и энциклопедические словари (1-3 тома).
Словари по подбору слов и по характеру их объяснения делятся на два типа: лингвистические (филологические) и терминологические (включая энциклопедические).
По целевому назначению лингвистические (филологические) словари могут быть подразделены на: 1) научные (напр., Словарь русского языка под ред. А.А.Шахматова), 2) нормативные (напр., Толковый словарь под ред. Д.Н.Ушакова, различные орфографические, орфоэпические и др. - на русском и иных языках); 3) учебные (основное назначение - обучение языкам); 4) популярные.
Терминологические словари стоят как бы на грани между лингвистическими словарями и специальными справочниками. Так же, как толковые словари, они содержат толкование термина. Помимо этого в некоторых словарях имеются указания на этимологию (происхождение) термина, а в ряде изданий приводятся иностранные эквиваленты украинского или русского термина. Основная цель терминологического словаря – в краткой справочной статье дать материал, разъясняющий сущность предметов и явлений, обозначенных термином (напр., Краткий политический словарь, Краткий словарь по философии, Атеистический словарь, Словарь по этике).
Справочник - это издание, которое содержит комплекс сведений, охватывающих определенную отрасль знаний, деятельности, тему и т. п., и носит практический характер.
По целевому назначению справочники делятся на:
- массово-политические (напр., «Политическая карта мира», «Население мира», «Столицы стран мира», «Политические партии»);
- научные (напр., «Справочник химика», «Справочник по математике для научных работников и инженеров» Г. Корна и Т. Корна);
- производственные (напр., «Справочник бригадира-строителя»);
- учебные (напр., «Справочник по русской фразеологии для иностранцев»);
- популярные (напр., «Справочник филателиста», календари знаменательных дат, путеводители).
По читательскому адресу справочники могут быть рассчитаны на специалистов и на широкие круги читателей.
По объему информации справочники бывают комплексные (содержащие широкий круг научных или практических вопросов) и специализированные (с узко ограниченной тематикой).
С точки зрения художественно-технического оформления и полиграфического исполнения справочники подразделяются на настольные (большого формата), портативные (среднего формата), карманные (малоформатные) и настенные (различные популярные календари).
Справочная литература - это целое море книг полезных, нужных, порой совершенно необходимых. Работая над контрольной работой или готовясь к семинарскому занятию, вы можете обратиться к этой литературе, и она сослужит вам добрую службу, если, конечно, вы научитесь с ней работать.
Исполнительский этап
Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников); ведение записей прочитанного.
Чтение книг. Когда отбор литературы (и другого материала) завершился, и нужные источники оказались у вас в руках, важно переключить себя на новую работу, а именно - на восприятие текстов, которые собираетесь изучать. Психологически подготовленное восприятие значительно эффективнее восприятия неподготовленного.
Существенной закономерностью любого восприятия является его избирательность (апперцепция), основанная на сопоставлении ожидаемой и полученной информации.
Подготовка к восприятию с внутренней стороны означает максимальную активизацию всей системы мотивационных установок, ожиданий, предвосхищений, предположений о том, что должно быть в тексте книги, статьи, лекции. Тогда материал ложится, как говорят, на подготовленную почву.
Особая психологическая подготовка к восприятию источника требуется в том случае, если вы с ним знакомились (или изучали) ранее. Здесь у многих возникает ощущение полной известности материала, препятствующее вдумчивому его восприятию. Поэтому нужно вспомнить все, что вы знаете о данной работе, о проблемах, затрагиваемых в ней, и на этой основе уточнить, что же все-таки вами забыто, что воспроизводится обобщенно, какие вопросы остались неясными. Тогда изучение текста по знакомой теме будет носить активный характер. В зависимости от характера материала, конкретных целей и условий учебной работы используются разные приемы чтения: ознакомительное и изучающее, сплошное и выборочное, быстрое и медленное.
Ознакомительное чтение позволяет получить о книге или статье первое общее представление.
Для того чтобы научиться быстро и в то же время внимательно просматривать книги, нужно установить определенный и наиболее целесообразный порядок просмотра. Некоторые читатели упрощают процесс просмотра книги, сводя его к знакомству с аннотацией. Но, во-первых, аннотация к книге нередко отсутствует, а, во-вторых, она не всегда дает достаточно ясное представление о книге.
При беглом просмотре книги в основном нужно придерживаться следующего порядка;
- внимательно прочитать титульный лист (не обложку!), где напечатаны фамилия автора, название книги, место и год издания;
- найти в книге «Содержание» («Оглавление») и ознакомиться с ним, так как в нем отражен логический план произведения, т. е. дается ответ на вопрос, о чем и в какой последовательности написано в книге;
- прочитать или бегло просмотреть «Введение» (или «Предисловие»), чтобы представить себе содержание книги, понять ее назначение и цель, которую преследовал автор, источники и характер сведений, содержащихся в книге;
-выяснив общее содержание книги и ее назначение, следует познакомиться с основным текстом произведения, прочитав некоторые отрывки из него, абзацы, наиболее ценные и интересные разделы;
- важно просмотреть «Заключение» («Послесловие») к книге, где кратко формулируются или в сжатом виде повторяются основные тезисы, подробно изложенные в произведении.
Особое внимание следует уделить справочному аппарату книги, т. е. вспомогательным материалам. Необходимо познакомиться с предметными, именными, географическими и другими указателями, которые могут быть в книге, а также с рисунками, таблицами, картами, схемами, диаграммами, по которым можно судить о степени глубины и характере изложения вопросов.
Изучающее чтение имеет своей целью детальное усвоение всего содержания работы или какой-то ее части. Так читаются первоисточники, документы, учебники и учебные пособия, монографии, статьи.
Изучающее чтение обычно бывает медленным, неторопливым, с многочисленными возвратами для углубленного понимания и самопроверок.
По своему характеру чтение бывает сплошным или выборочным. При сплошном чтении не делается никаких пропусков, весь текст читается целиком; при выборочном – в поле зрения находятся лишь отдельные части, а все остальное только просматривается. Выбор того или иного способа зависит, как от характера материала, так и от интереса читателя.
По темпу чтение бывает быстрым и медленным. Ознакомительное чтение обычно характеризуется быстротой, а изучающее – замедленностью. В результате тренировок можно научиться одновременно быстро читать и воспринимать полно и точно. Ведение записей прочитанного. Чтение – не механический, а своего рода творческий труд. Но таким его делают обдумывание, размышление, работа мысли при чтении. Умение вести записи по ходу чтения - один из важнейших признаков культуры умственного труда.
Для чего и почему нужно записывать прочитанное? В пользу записей можно привести много доводов:
- запись способствует лучшему пониманию текста (записывая, мы вынуждены как бы заново осмысливать то, что прочитали); записи облегчают запоминание, так как, записывая мысль, мы удлиняем процесс ее восприятия, как бы повторяем ее;
- запись дисциплинирует читающего, заставляет его внимательно отнестись к делу, помогает проникать в такие стороны каждой книги, которые без этого могли бы просто ускользнуть;
- записи ведут к систематическому накоплению концентрированных сведений, служат источником для справок, ценным пособием в практической работе;
- записывание повышает уровень культуры речи - устной и письменной, вырабатывает у читателя собственный стиль изложения.
Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и являются результатом мыслительной деятельности читателя.
Остановимся на простейших видах - выписках и цитатах.
Выписывать (на отдельных листах, карточках, в особой тетради) нужно только то, что труднее запоминается или труднее понимается, а также понравившиеся места, и лучше всего, если они будут записаны не дословно, а переведены с книжного на собственный язык. Выписки дают возможность не только хорошо изучить литературу, но и создать для себя задел, пригодный на будущее. Наконец, выписки выделяют из читаемого текста самое главное, самое существенное и тем помогают глубже его понять и лучше использовать в работе над рефератом.
Цитаты (от лат. zito - «призываю в свидетели») - это выписки из текста книг (статей) выдержек, извлечений, сведений словами автора. Все студенты это хорошо знают, однако очень часто оформлять цитаты не умеют. Здесь нужно придерживаться определенных правил.
1. Цитировать по возможности законченными частями текста (цельными предложениями, цельными небольшими абзацами).
2. Каждую цитату следует заключать в кавычки. Если цитату выписывают из середины предложения, то после вводных кавычек ставят три точки:
«...общество, в котором власть в руках богатых, все равно лучше общества, в котором богатыми могут стать только те, в чьих руках власть» [45, с.104]. (В списке литературы порядковый № 45. Хайек Ф. О свободе. - Минск: Полифакт - Референдум, 2007. - с.504).
В случае пропуска одного или нескольких слов в середине цитируемого текста вместо пропущенного также вставляют три точки: «Высокие инфляционные ожидания, нарастающий товарный дефицит, агонизирующее состояние сферы услуг... – все это не способствует развитию безналичных расчетов в сфере личного потребления» [54, с. 41].
Три точки ставятся также в конце цитаты, перед кавычками, если из предложения выпущены последние слова текста. Например:
«Военные историки на Западе... пытаются разобраться: почему Германии не удалось добиться победы в первые месяцы войны? Почему, несмотря на значительный перевес сил,... вермахт не смог выиграть "блиц-криг"...» [59, с. 14].
3. Цитируя, необходимо в точности воспроизводить все имеющиеся в тексте выделения, примененные автором (курсив, жирный шрифт, разрядку и т. п.), если какие-либо выделения вносятся самим читателем, то это должно быть особо отмечено. Например:
«Важным фактором воспитания является сплоченность людей в коллектив на основе единства цели, труда, деятельности, борьбы» (В. А. Сухомлинский. Методика воспитания коллектива // В. А. Сухомлинский. Избранные произведения в пяти томах. – Киев: Рад. школа, 1979. Т. 1. – С. 434 (Разрядка моя. - Г.В.).
4. После каждой цитаты нужно указывать ее источник (вы это видели в предыдущих примерах). Существуют два способа оформления ссылок на источник цитирования: сноски и примечания. Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится ее порядковый номер на этой странице. Все сноски и подстрочные применения пишутся (печатаются) мелким шрифтом. Внизу страницы, под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется, и за ним приводятся сведения о цитируемом источнике и, после точки – тире, номер страницы, откуда была взята цитата.
Например:
1. Воспоминания об А. Твардовском: Сборник. – М.: Сов. писатель, 1978. - с. 55.
2. Уманец М. Такая жизнь: Стихи. – Киев, 1998. – с. 59.
Если на одной и той же странице неоднократно цитируется один и тот же источник (книга, журнальная статья, закон, Конституция России и т. д.), во второй и последующих сносках не. нужно повторять название источника, а следует запись:
2. Там же. – с. 241.
3. Там же. – с. 320.
Для книг на иностранных языках слово «Там же» заменяется словом «Ibid».
Если книга уже была вами процитирована с указанием всех данных об источнике, то, цитируя ее на других страницах (в других разделах, главах), достаточно указать автора книги, а вместо названия написать: «Указ. соч.».
Например:
1. Уманец М. Указ. соч. – С. 48.
Для книг на иностранных языках слова «Указ, соч.» заменяется словами «Ор. сit».
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылку следует начинать словами «Цит. по...».
Подстрочные ссылки удобны при чтении книг – источник цитирования виден сразу, его не нужно искать. Но они очень неудобны при работе над рефератом, курсовой или дипломной работой. При доработке и редактировании текста вы что-то опускаете (в том числе и некоторые цитаты), что-то дописываете, что-то меняете местами. При этом цитата, которая была на одной странице, оказывается на другой, более того, там их оказывается уже две. Нужна новая нумерация цитат. А при перепечатывании работы на машинке или компьютере размещение текста меняется, следовательно, меняется и место цитат. Работа с подстрочными ссылками требует много времени и терпения.
Более приемлема другая система – ссылки в форме примечаний. Оформляются они так: все цитаты в тексте нумеруются сквозной нумерацией (т. е. по порядку от начала работы до конца). В конце реферата, курсовой или дипломной работы вы приводите список использованной литературы (см. ниже раздел «Правила оформления»). Номер цитаты должен соответствовать номеру источника, под которым он значится в списке использованной литературы. А в тексте вашей работы после указания номера источника в списке нужно только указать конкретную страницу (в квадратных скобках) - [59, с. 14].
Тезисы (от греч. tеzо – «утверждаю») – более сложная и более совершенная форма записи. Тезисы бывают простыми (краткими), если развиваемые в них мысли содержат только одно утверждение и ничем больше не подтверждаются, и сложными (их еще называют развернутыми, распространенными), если они подкрепляются доводами, аргументами.
Если по степени полноты тезисы делятся на краткие и развернутые, то по способу изложения их можно разделить на текстуальные и свободные.
В текстуальных тезисах излагается мысль словами тезисируемого текста. В свободных тезисах важно сохранять, не исказив, главную мысль источника (текста), изложить же ее можно, как говорят, своими словами. Делается это для того, чтобы придать тезисам краткость и лаконичность.
Работа по составлению тезисов требует от студента глубоко продумать, хорошо понять содержание книги или статьи, уметь выделить главные положения, правильно и кратко их формулировать. Все это является хорошим средством развития логического мышления.
Не все студенты обладают умением составлять тезисы. К сожалению, в рамках данного учебно-методического пособия не представляется возможным более подробно говорить об этом виде работы с книгой.
Конспект (от лат. соnspectus – «обзор, изложение») – наиболее сложная и совершенная форма записи прочитанного, потому что объединяет в себе многие виды записей – пометки, выписки, цитаты, план, тезисы.
Конспекты бывают текстуальными, свободными, смешанными.
Конспект будет текстуальным, если запись идет в соответствии с расположением материала в книге и в основном словами конспектируемого текста.
Конспект будет свободным, если при записи не придерживаются порядка изложения, которому следует автор книги, и мысли излагаются собственными словами.
Конспект – универсальная форма записи, поэтому в нем находят место и цитирование, и запись, близкая к тексту, и свободное изложение материала. Конспект, содержащий все эти элементы, называют смешанным.
Конспектирование – сложный вид работы. Освоить его удается не сразу. Только постоянное общение с книгой, систематическая работа с различными видами литературы дадут желаемый результат.
Заключительный этап
Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание работы; составление списка литературы или библиографического списка.
Написание работы. Вы проделали большую работу: выявление литературы по теме работы, изучение вопроса по различным источникам, составление выписок, справок, планов, тезисов, конспектов. Удалось собрать большой материал. Но это только материал, ему еще предстоит стать письменной работой.
Первоначальная задача данного этапа – систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученные материалы – значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному вами плану работы (реферата, доклада, курсовой, контрольной и т.д.).
Что касается переработки знаний, психология различает репродуктивную (воссоздающую) и продуктивную (творческую) переработку знаний. При репродуктивной переработке на первом плане находится соответствие преобразования материала его исходному содержанию, зафиксированному в первоисточниках, документах, монографиях, статьях, учебниках, текстах лекций и т. п. Иначе говоря, при ней часть материала воспроизводится точно, буквально (нетрансформированное воспроизводство), часть – видоизменено, своими словами (трансформированное воспроизводство). Репродуктивная переработка требуется, прежде всего, при выступлениях по отдельным вопросам на семинарском занятии, собеседованиях, при сдаче зачетов, экзаменов.
В продуктивной (творческой) переработке главное внимание уделяется новизне содержания, анализу его социальной ценности с учетом уже имеющихся достижений в определенной области знаний, практической деятельности людей (в основном это относится к научной работе). В условиях обучения и самообразования, о которых у нас идет речь, она требуется при подготовке теоретических контрольных работ.
С точки зрения логики, письменная работа есть доказательство или опровержение какой-то главной мысли (тезиса). В общем виде такое доказательство чаще всего носит индуктивный, дедуктивный или традуктивный характер. При индуктивном построении реферата (доклада, курсовой, контрольной, дипломной и т.д.) сначала называют факты, затем делают из них выводы, а, обобщая выводы, приходят к формулировке тезиса. При дедуктивном построении поступают наоборот – сначала формулируют тезис, потом приводят факты, его подтверждающие, а затем делают частные выводы. При изложении общественно-политического материала особенно часто используется традуктивная последовательность изложения, строящаяся на основе сопоставления взаимосвязанных по содержанию (соотносительных) понятий: прошлое – настоящее – будущее; причины – следствия; явления – сущность; простое – сложное; сходства – тождества; различия – противоположности; объективное – субъективное.
Выбор того или иного способа построения письменной работы зависит от многих факторов, начиная от темы и кончая вашими привычками и склонностями. Ясно, что работы по праву, психологии и философии, мировой культуре или истории предпринимательства в России будут разными не только по содержанию, но и по построению (композиции), и по стилю изложения. Конкретные рекомендации и советы даст вам преподаватель, под руководством которого вы пишете эту работу.
Приступая к написанию работы, располагая богатым и разнообразным материалом, вы должны помнить главное: какими требованиями нужно руководствоваться, по каким критериям будет оцениваться ваша работа людьми, которые будут ее читать или слушать (речь идет не об оценке в баллах).
Обычно работы в рамках учебного процесса в вузе оцениваются по следующим основным критериям:
- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа факторов, явлений, проблем, относящихся к теме;
- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;
- простота и доходчивость изложения;
- структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;
- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов, сделанных в данной работе.
Cоставление списка литературы. Библиографический список. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к письменной работе, необходимо составить список литературы, которую вы использовали. Перед вами несколько книг, статьи из журналов и газет, выписки из энциклопедии и справочников и т. д. Как правильно все это записать? Какие именно сведения об источнике нужно указать, в каком порядке?
Подготовить указанный список без знания правил составления описания практически невозможно. И не знать их студенту тоже нельзя. В данном пособии, к сожалению, не представляется возможным дать развернутое изложение правил описания произведений печати, поэтому ограничимся рассмотрением тех случаев применения правил, которые наиболее часто встречаются в учебной практике студентов.
Но описание произведений печати и методика составления списка использованной литературы представляют собой большой самостоятельный вопрос, который в равной мере относится и к реферату, и к контрольной, и к курсовой, и к дипломной работам. Пожалуй, к контрольной, к курсовой и дипломной даже в большей степени, потому что к ним предъявляются более серъезныетребования, чем к реферату. Поэтому считаем целесообразным вынести эту тему сделать общей для всех письменных работ, выполняемых студентами в вузе.
Ниже в правилах оформления приводится пример составления списка использованных источников.
Список литературы
1. Аделъбаева Н. А.Развитие концепции самостоятельной работы Б. П. Есипова в системе современной дидактики: Автореферат дис.... канд. наук. – М., 1994.
2. Айзенберг А. Я.Самообразование: история, теория и современные проблемы: Учебн. пособие для вузов. - М.: Высш. шк.,1986.
3. Альберт Ю. В. Библиографическая ссылка: Справочник /Отв. ред. И. Н. Госин. - Киев: Наук, думка, 1983.
4.Амирова С. С.Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования: Автореферат дис.... д-ра пед. наук. - Казань, 1975.
5.Архангельский С. Н.Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. – 1976.
6.Беляева Н. А. Активизация интереса к изучению как одного из средств повышения успеваемости: Автореф. дис. канд.пед. наук. - М., 1995. (АПН РСФСР НИИ психологии).
7.Бобров В. В. Инновация в технологии высшего образования (Социально-философский аспект): Дис. канд. филос.наук. – Новосибирск, 1994.
8.Болдышева Т. Н. Формирование у студентов младших курсов культуры учебного труда (на материале педвузов): Дис. канд. пед. наук. – Томск, 1969.
9.Вавилов С. И. Несколько замечаний о книгах // Сов. книга. - 1947. – № 1. С.15
10.Вузовское обучение: проблемы активизации / Под. ред.Б. В. Бокутя, И. В. Харламова. – Минск: Университетское,1989.
11.Гапон Э. В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов: Дис. канд. пед.наук.-X., 1991.
12.Геллер И. С. Проблема формирования профессиональных читательских запросов выпускников технического вуза: Дис. канд. пед. наук. – Новосибирск, 1975.
13.Гресс Я. Я. Особенности мыслительной деятельности студентов в работе с учебными текстами: Автореф. дис. канд.псих. наук. – М., 1971.
14.Деркач Л. С, Система организации самостоятельной работы студентов на основе диагностики типа учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. – СПб., 1989.
15.Зильберман А. О. Опыт преподавания студентам основ информатики, библиотековедения и библиографии // Научн. и техн. б-ки СССР. - 1981. - № 10. - С. 26-31.
16.Козаков В. А. Теория и методика самостоятельной работы студентов: Дис. д-ра пед. наук. – Киев: КГУ, 1991.
17.Колчинский М. Л. Книга в научно-информационной деятельности: Автореф. дис. канд. филос. наук. – М.: МПИ,1966.
18.Лиднева Т. П. Формирование умений и навыков самообразования у студентов в процессе выполнения учебно-творческих заданий: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Минск, 1993.
19.Павлова А. С. Стимулирование самообразовательного чтения студентов: Дис. канд. пед. наук. – СПб., 1979.
20.Песчанская Н. И. Дидактические основы формирования у студентов-заочников способов рациональной работы с учебной литературой: Дис. канд. пед. нук. – М., 1993.
21.Современная каталогизационная терминология: Толковый словарь с методическими рекомендациями / РГБ. – М., 1992.
22.Составление библиографического описания: Крат, правила. - М.: Кн. палата, 1987.
23.Справочник библиотекаря. – СПб.: Профессия, 2000.
Не позднее двух недель до начала экзаменационной сессии студент должен сдать контрольную работу на кафедру для рецензирования закрепленным преподавателям, предварительно зарегистрировав ее в учебном отделе.
Общий объем контрольной работы должен составлять 20-25 с. машинописного текста.
План контрольной работы студент составляет самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что изложение отдельных разделов должно быть подчинено раскрытию темы в целом. Структура плана должна быть логичной, намеченные к разработке вопросы взаимосвязаны. План контрольной работы и ее содержание должны быть конкретны.
Объем введения – 1/10 часть от основной части