Основные энергетические средства в сельском хозяйстве это трактора и автомобили. На их долю приходится приблизительно 78% всех энергетических ресурсов сельского хозяйства, поэтому, как и перед ремонтными предприятиями, так и перед ремонтно-обслуживающими базами коллективных хозяйств стоит задача поднять уровень технической готовности машин. Важную роль при этом играет своевременный и качественный ремонт тракторов и автомобилей.
Неисправности тракторов чаще всего возникают вследствие нарушения регулировок, несоблюдения правил эксплуатации, заправки некачественными смазочными и топливными материалами, несоблюдения периодичности технического обслуживания (ТО) и низкого качества ремонтно-обслуживающих работ.
Долговечность и безотказность тракторов зависит как от промышленности, гарантирующей определённую надёжность поставляемых тракторов, так и от потребителей, эксплуатирующих технику в определённых условиях, то есть от уровня организации и технологии проводимых ТО и ремонтов. Действующей системой ТО и ремонтов машин предусмотрены плановый и неплановый текущий ремонт машин для обеспечения работоспособности и капитальный ремонт при достижении ими предельного состояния, который частично выполняется в хозяйстве, а частично на специализированных предприятиях. Многолетний опыт ремонта тракторов свидетельствует, что в капитальный ремонт поступают тракторы, работоспособность которых может быть восстановлена заменой определенных деталей и сборочных единиц в мастерских хозяйств. Трактор принимается в ремонт, когда его техническое состояние на очень низком уровне.
В настоящее время в хозяйстве планирование проведения ремонта в виде составления планов-графиков не проводится, а заключается в том, чтобы провести текущий ремонт техники в то время, когда она не очень загружена, то есть зимой. Учёт наработки тракторов ведётся в условных эталонных гектарах (усл. эт. га.), потом наработка переводится в моточасы (мото-ч.) по соответствующим коэффициентам. В зависимости от наработки в мото-ч., проводится соответствующее ТО тракторов, а также в зависимости от технического состояния может проводиться и текущий ремонт.
|
Управлением постановкой на ТО и ремонт занимается инженер. В мастерской принято бригадная форма организации труда рабочих. В процессе ремонта трактора обычно участвуют два рабочих. Один из рабочих слесарь мастерской, второй – механизатор ремонтируемого трактора. При большом объёме ремонтных работ, а также с целью уменьшения простоя машин в ремонте, ремонтные бригады организуют из трёх человек: двух слесарей и механизатора.
В составе ЦРМ хозяйства отсутствуют некоторые специализированные участки для ремонта агрегатов и систем тракторов в соответствии с техническими требованиями.
Рабочие места на ремонтно–монтажном участке не соответствуют требованиям научной организации труда (НОТ), нет в полном объёме технологического оборудования и организационной оснастки, отсутствует техническая документация. Это касается и других производственных участков ЦРМ.
Всё это свидетельствует о том, что необходимо проводить реорганизацию рабочих мест. Для проведения реорганизации нужно принять следующие меры:
|
–провести модернизацию оборудования, имеющегося на участках. Заменить физически изношенное и морально устаревшее оборудование;
–провести доукомплектование рабочими, измерительным инструментом и технической документацией;
–оформить рабочие места в соответствии с требованиями охраны труда и НОТ.
В ЦРМ хозяйства принято тупиковая форма организации производственного процесса ремонта тракторов. Узлы и агрегаты, снятые с тракторов, перемещаются с помощью кран-балки. Но так как а ЦРМ отсутствует оборудование на большинстве участков, необходимого для качественного ремонта тракторов, тяжёлые детали и агрегаты, которые снимаются с тракторов, ремонтируются на ремонтно-монтажном участке около трактора.
При ремонте тракторов применяется агрегатный метод ремонта, сущность которого заключается в замене некоторых неисправных составных частей (сборочных единиц) на новые или отремонтированные на специализированном предприятии или в мастерской райагропромтехники. Замена большинства агрегатов производится без полной разборки трактора.
Плохая ремонтно-обслуживающая база и организация по ремонту, низкий уровень организации рабочих мест по ремонту (отсутствует техническая документация, приспособления, специальное оборудование и так далее) ведут к низкой производительности труда, высокой себестоимости работ большим простоям техники. Низкий уровень подготовленности обсуживающего персонала, не позволяет обеспечить квалифицированный комплекс работ по ремонту в соответствии с требованиями технических условий.
Анализируя технологию ремонта тракторов в ЦРМ хозяйства, можно составить структурную схему технологического ремонта машин (рис. 1.4)
|
Рис.1.4. Технологическая схема ремонта машин в КУП ” Межлесское"
Из приведенной схемы видно, что перед ремонтом тракторов не проводится техническое диагностирование, мойка деталей и агрегатов, обкатка после ремонта Проведение ремонта не соответствует техническим требованиям. Это связано с тем, что в ЦРМ отсутствуют специализированные участки и оборудование, средства диагностирования, контрольно-испытательные стенды.
Предварительная оценка технического состояния машин перед ремонтом (диагностирование) позволит уменьшить объём разборочно-сборочных работ на 30% вследствие необоснованной разборки, а так же уменьшить временя пребывания тракторов в ремонте и повреждаемость деталей. Очистка и мойка тракторов не проводится, потому что участок наружной мойки не имеет необходимого оборудования. Летом очистка и мойка производится на эстакаде на пункте наружной мойки. Моют машины холодной водой под давлением без использования моющих средств, тем самым происходит плохая очистка от масляных и грязевых отло-жений. Зимой пункт наружной мойки отключается, и машины в ремонт поступают, как правило, неочищенными от загрязнения. Известно, что не полное удаление загрязнения при ремонте снижает послеремонтный ресурс на 20…30%. Система оборотного водоснабжения и очистные сооружения не используются, что приводит к перерасходу воды и ухудшает экологическую ситуацию. Сбор воды при использовании обратного водоснабжения может достигать 90%. Её можно использовать повторно.
Периодическое плановое диагностирование позволяет сократить число отказов диагностируемых систем в три раза и более, уменьшить объём разборочно сборочных работ на 30%, уменьшить расход запасных частей на 30%, расход топлива на 10…15% [9]. Отсутствие приспособлений и оснастки для проведения разборочно сборочных и регулировочных работ, необходимого комплекса инструментов и различных приспособлений для ремонта тракторов ведёт к ухудшению качества ремонта и повреждению многих деталей, что в свою очередь, влияет на их послеремонтный ресурс.
Очистка и мойка агрегатов и деталей после разборки не производится, это связано с тем, что отсутствует оборудование для очистки и мойки.
Дефектация деталей производится с помощью простого измерительного инструмента и визуально. Вследствие этого некоторые изношенные детали, выработавшие свой ресурс, могут попасть на дальнейшую сборку. Ещё одним недостатком ремонта в ЦРМ хозяйства является отсутствие оборудования для обкатки отремонтированных сборочных единиц тракторов после ремонта. Обкатка является очень важным этапом в технологическом процессе ремонта тракторов, так как позволяет проверить качество сборки и регулировки отдельных механизмов и систем, произвести приработку рабочих поверхностей деталей, а следовательно, уменьшить износ их при эксплуатации, что в свою очередь увеличивает послеремонтный ресурс.
Выводы и задачи проекта
В первой части дипломного проекта был дан анализ хозяйственной деятельности, состояния ремонтно-обслуживающей базы и анализ технических процессов и организации работ в мастерской.
Если проанализировать ЦРМ хозяйства, то можно сделать заключение, что в мастерской недостаточное количество как производственных участков, так и технологического оборудования, а имеющееся оборудование устарело как морально так и физически. Также при ремонте техники не уделяется значение таким важным аспекта, как наружной мойке, мойке узлов и деталей при сборке агрегатов, не применяются синтетические моющие средства.
Техническое обслуживание тракторов, автомобилей и комбайнов осуществляется не на специализированном пункте ТО и диагностики, а в условиях мастерской рабочими не на должном уровне. Не применятся метод обслуживания техники в поле с помощью передвижных средств ТО и ремонта.
Исходя из анализа состава машинотракторного парка в КУП ” Межлесское ” преобладают трактора МТЗ-82, Беларус-1221. Механизаторы предприятия столкнулись с проблемой частых поломок редукторов валов отбора мощности. Проведение капитального ремонта валов отбора мощности тракторов МТЗ-80/82, Беларус-1221 в мастерской с учетом технических требований позволит увеличить их фактический послеремонтный ресурс на 25 …30%, существенно снизить эксплуатационные издержки в целом.
Следовательно задачей проекта является расчет годового объема ремонтно-обслуживающих работ, обоснование состава мастерской, технологический расчет мастерской, разработка технологического процесса ремонта ВОМ МТЗ-80/82 Беларус 1221, дать технико-экономическое обоснование принимаемых решений.