По концепции построения ИС




По концепции построения ИС делятся на файловые системы, автоматизированные банки данных (АБД), интеллектуальные банки данных (банки знаний) и хранилища данных.

Информационное обеспечение ИС первого типа построено в виде файловых систем. В современных ЭВМ операционная система берет на себя распределение внешней памяти, отображение имен файлов в соответствующие адреса во внешней памяти и обеспечение доступа к данным. Программное обеспечение ИС напрямую использует функции ОС для работы с файлами. Файловые системы обычно обеспечивают хранение слабо структурированной информации, оставляя дальнейшую структуризацию прикладным программам. В таких системах сложно решить проблемы согласования данных в разных файлах, коллективного доступа к данным, модификации структуры данных.

Банком данных (Рис. 4) называют систему специальным образом организованных баз данных, программных, технических, языковых и организационно - методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных.

Рис. 4 - Структура банка данных

В отличие от файловых систем, структура базы данных меньше зависит от прикладных программ, а все функции по работе с БД сосредоточены в специальном компоненте - системе управления базами данных (СУБД), которая играет центральную роль в функционировании банка данных, так как обеспечивает связь прикладных программ и пользователей с данными. Сведения о структуре БД сосредоточены в словаре-справочнике (репозитории) АБД, этот вид информации называется метаинформацией. В состав метаинформации входит семантическая информация, физические характеристики данных и информация об их использовании. С помощью словарей данных автоматизируется процесс использования метаинформации в ИС.

Интеллектуальный банк данных (ИБД) (Рис. 5) - это сравнительно новый способ построения ИС, при котором информация о предметной области условно делится между двумя базами.

Рис. 5 - Структура банка знаний

База данных содержит сведения о количественных и качественных характеристиках конкретных объектов. База знаний содержит сведения о закономерностях в ПО, позволяющие выводить новые факты из имеющихся в БД; метаинформацию; сведения о структуре предметной области; сведения, обеспечивающие понимание запроса и синтез ответа.

Диалоговый процессор предназначен для понимания смысла запроса и его перевода в термины знаний, заложенных в БЗ. Планировщик преобразует полученный запрос в рабочую программу, составляя ее из модулей, имеющихся в БЗ. Подсистема пополнения знаний позволяет ИС обучаться.

Если в традиционном банке данных знания о предметной области заложены программистом в каждую прикладную программу, а также в структуру БД, то в интеллектуальном банке данных они хранятся в базе знаний и отделены от прикладных программ. В отличие от данных, знания активны: на их основе формируются цели и выбираются способы их достижения. Например, ИБД в системе складского учета может автоматически реагировать на такое событие, как уменьшение количества деталей на складе до критической нормы, при этом ИБД без участия пользователя генерирует документы для заказа этих деталей и отправляет их по электронной почте поставщику.

Другое характерное отличие знаний от данных - связность, причем знания отражают как структурные взаимосвязи между объектами предметной области, так и вызванные конкретными бизнес - процессами, например такие связи, как «происходит одновременно», «следует из...», "если - то" и др.

Наконец, существенную роль в ИБД играет форма представления информации для пользователя: она должна быть как можно ближе к естественным для человека способам обмена данными (профессиональный естественный язык, речевой ввод / вывод, графическая форма).

В настоящее время в корпоративных базах данных накоплены гигантские объемы информации, однако она недостаточно эффективно используется в процессе управления бизнесом, поэтому бурно развивается новая форма построения ИС - склады (хранилища) данных.

Хранилище данных представляет собой АБД, в котором база данных разделена на два компонента: оперативная БД хранит текущую информацию, квазипостоянная БД содержит исторические данные (Рис. 6).

Рис. 6 - Структура хранилища данных

В оперативной БД могут содержаться данные о продажах за текущий год, а в квазипостоянной БД хранятся систематизированные годовые отчеты и балансы за все время существования предприятия. Подсистема оперативного анализа данных позволяет эффективно и быстро анализировать текущую информацию. Подсистема принятия решений пользуется обобщенной и исторической информацией, применяет методы логического вывода. Для общения с пользователем служит универсальный интерфейс.

Выбор того или иного класса ИС зависит от ее назначения, конкретных условий применения.

 

Виды обеспечения АС

Для удобства логического описания элементы АС группируются в подсистемы, которые являются составными частями АС. Различают функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Каждая функциональная подсистема обеспечивает автоматизацию однородных по содержанию задач управления, объединенных единой целью или единым методом реализации на ЭВМ. Примером функциональной подсистемы является подсистема формирования интегрированных баз данных общего пользования ОВД в ЕИТКС. Содержание функциональных подсистем определяется особенностями управляемого объекта. Именно содержание этих подсистем отличают одну АС от другой.

Обеспечивающие подсистемы являются вторичными по отношению к функциональным. Если функциональные подсистемы отвечают на вопрос: что делается в АС, какие решаются задачи, то обеспечивающие подсистемы отвечают на вопрос: как это делается, кем и какими средствами.

К числу обеспечивающих подсистем относятся: информационное обеспечение, лингвистическое, математическое, программное, техническое, технологическое, эргономическое, организационное, правовое и др.

Информационное обеспечение (ИО) — совокупность единой системы:

1. Классификации и кодирования технико-экономической информации, унифицированных систем документации и баз данных, используемых в АСУ;

2. Правил разработки форм входных и выходных документов;

3. Схем информационных потоков и взаимосвязей функциональных подсистем и отдельных задач.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) — совокупность языковых средств, необходимых для:

1. Входной и выходной информации;

2. Алгоритмов и программ решаемых на ЭВМ задач.

Например, описание входной и выходной информации может осуществляться на языке какой-либо системы управления базами данных (СУБД), описание алгоритмов на языке какой-либо CASE- технологии, языки программирования, взаимоувязанные с выбранной CASE- технологией, либо в наибольшей степени соответствующие специфике разрабатываемой задачи.

Математическое обеспечение (МО) — совокупность методов и алгоритмов, обеспечивающих решение задач управления. В МО по каждой из задач входят: задание на алгоритмизацию (обычно в виде постановки задачи, в которую, при необходимости включается экономико-математическая модель), требования к условиям функционирования (техническим, общесистемным и др.) алгоритм решения, контрольный пример.

Программное обеспечение (ПО) — совокупность программ, используемых в АС:

1. Общесистемное программное обеспечение (ОПО), реализующее общие функции, используемые многими ФП и во многих АС, часто закупается вместе ЭВМ;

2. Специальное программное обеспечение (СПО), реализующее специфические функции, которые возлагаются на ФП данной АС.

ОПО обязательно включает операционную систему (ОС) и может включать пакеты прикладных программ (ППП), расширяющие возможности ОС в части телекоммуникаций, драйверы взаимодействия устройств ввода-вывода.

СПО включает специально разработанные для данной АСУ или приобретенные типовые программы. Например, для автоматизации работы офиса — MS Office, для автоматизации процессов в бухгалтерии — ППП “1С бухгалтерия” и т.д.

Техническое обеспечение — совокупность взаимоувязанных:

1. Технических средств, необходимых для сбора, доставки, движения размножения, хранения, поиска, представления и выдачи данных;

2. Методов их выбора для конкретных условий;

3. Документации по их обслуживанию и наиболее эффективному использованию.

Технологическое обеспечение — комплекс взаимоувязанных элементов, включающий:

1. Последовательность этапов и операций при выполнении работ;

2. Инструкции по выполнению каждой из операций и инструментарий, используемый при этом.

Кадровое обеспечение — совокупность:

1. Методов и средств определения потребности в специалистах, необходимых для обеспечения управления в условиях использования АСУ;

2. Источники пополнения кадров.

Эргономическое обеспечение — совокупность методов и средств, определяющих оптимальные условия для выполнения персоналом трудовых функций с нормальными затратами физической и нервной энергии. При разработке эргономического обеспечения формулируются требования к компоновке рабочих мест и условиям работы персонала, устройству пультов управления, сидениям, индикации, окраске машин и помещений и т.п. с целью создания комфортных условий для работы персонала, приспособления машин к человеку таким образом, чтобы органы машин наиболее рациональным способом сливались с органами трудовой деятельности человека.

Организационное обеспечение — совокупность средств и методов, определяющих организацию управления в самой системе управления и создающих систему организационных отношений между специалистами предприятия и “автоматизаторами”. Оно включает в себя:

1. Матрицы распределения обязанностей и прав между структурными подразделениями и отдельными работниками;

2. Схему подчинения;

3. Положения о подразделениях аппарата и ВЦ;

4. Приказы, распоряжений, директивные письма.

Правовое обеспечение — совокупность правовых актов, регламентирующих и определяющих правовой статус АС в соответствии с действующим законодательством. Правовое обеспечение включает:

1. Положение об ВЦ;

2. Права и обязанности его руководителей;

3. Систему договорных отношений с другими подразделениями и организациями;

4. Порядок придания выходным документам АС юридической силы, систему юридической ответственности занятого в АС персонала за качество и своевременную выдачу информации, а также использование ее по назначению и др.

 

Заключение

Достижения в развитии информационной службы за истекшие 35 лет неоспоримы. Тем не менее, происходящие за последнее время в правовой системе и деятельности правоохранительных органов государства изменения, а также анализ состояния преступности в стране требуют еще большей активности в работе по обеспечению необходимой информацией, в первую очередь - служб органов внутренних дел, непосредственно ведущих борьбу с преступностью. Очевидно: только внедрение современных информационных технологий способно повысить эффективность этой работы.

 

 

Контрольные вопросы

1. Что понимают под системой?

2. Основные свойства системы.

3. Структура банка данных.

4. Виды обеспечения АС.

 

 

Список литературы

Основная

1. Использование возможностей ЕИТКС ОВД в деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России: учебное пособие / под редакцией И.А. Попова. – М.: Проспект, 2011. – 112 с.

2. Степанов А.Н. Информатика. Базовый курс для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений. – СПб., Питер, 2011.

3. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. – СПб., Питер, 2011.

4. Советов Б.Я., Целиховский В.В. Информационные технологии: Учебник для вузов. – М., Высшая школа, 2009.

5. Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов. – М., Высшая школа, 2009.

6. Мельников В.П. Информационные технологии. Учебник. – М., Академия, 2009.

 

Дополнительная

1. Баранов П.Б. Об итогах реализации мероприятий Программы МВД России «Создание ЕИТКС ОВД» и приоритетных направлениях внедрения информационных технологий в деятельность МВД России. Информационные технологии, связь и защита информации МВД России – 2011.с. 21-25. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mvd.informost.ru

2. Тюркин М.Л. «Развитие и внедрение современных информационных технологий в системе МВД России». Информационные технологии, связь и защита информации МВД России – 2011.с. 3-5. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mvd.informost.ru/2011/pdf/0-3.pdf

3. ИТ-директор МВД рассказал о плане информатизации на 2012-2014 годы. [Электронный ресурс]. — URL: https://фараоны.рф/publ/85-1-0-1014

4. О ходе реализации и основных задачах программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел». Сайт МВД РФ. — 2011. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mvd.ru

5. Создание единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС) ОВД РФ. Сайт СИ Сириус. — Дата обновления: 11 сентября 2012.. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.itsirius.ru

6. Какие ИТ-системы использует МВД? Сайт: federalno.ru. — Дата обновления: 02.02.09. [Электронный ресурс]. — URL https://www.federalno.ru

7. О развитии единой информационно- телекоммуникационной системы органов внутренних дел Российской Федерации Дата обновления: 08 июня 2010. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ictgov.ru

8. Некоторые аспекты построения системы связи МВД Республики Бурятия. [Электронный ресурс]. — URL: https://фараоны.рф/publ/117-1-0-858

9. Информационные технологии на службе МВД России 16 мая 2012 [Электронный ресурс]. — URL: https://фараоны.рф/publ/109-1-0-1009

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: