Полнотекстовые информационно-поисковые системы




 

Процессы компьютеризации деятельности предприятий привели к накоплению большого объема неструктурированной текстовой информации. Возникла потребность в программном обеспечении, реализующем эффективный поиск информации.

Информационно-поисковые каталоги, фасетные и тезаурусные системы не могли быть в полной мере использованы в массовой персональной автоматизации. Потребовались средства, которые бы в максимальной степени освобождали пользователя от необходимости сложной предварительной структуризации предметной области и затратных процедур индексирования при накоплении текстовых данных, но в то же время создавали бы эффективный и интуитивно понятный поисковый инструментарий. В результате на рынке программных продуктов появились полнотекстовые ИС.

Полнотекстовые ИС строятся на основе информационно-поисковых языков дескрипторного типа. Информационно-технологическая структура полнотекстовых ИС включает:

§ хранилище документов;

§ глобальный словарь системы;

§ инвертированный индекс документов;

§ интерфейс ввода документов в систему;

§ механизм индексирования;

§ интерфейс запросов пользователя;

§ механизм поиска документов;

§ механизм извлечения найденных документов.

Хранилище документов может быть организовано как единая локально сосредоточенная информационная структура в виде специального файла с текстами документов.

Глобальный словарь системы может быть статическим и динамическим.

Статические словари определяются заранее и не зависят от содержания документов, вошедших в хранилище.

Динамические словари определяются набором словоформ, имеющихся в документах хранилища. Изначально такой словарь пуст, но с каждым новым документом в него помещаются новые словоформы.

Элементы глобального словаря выступают в качестве дескрипторов ИПЯ-системы. Поступающие через интерфейс ввода-вывода документы подвергаются операции индексирования по глобальному словарю. Механизм индексирования в полнотекстовых ИС полностью автоматизирован и заключается в создании специального двоичного вектора, компоненты которого показывают наличие или отсутствие в данном документе слова с соответствующим номером из глобального словаря.

Существенное влияние на эффективность полнотекстовых ИС оказывает морфологический разбор при индексировании документов и запросов. Морфологический разбор позволяет выделять общую для однокоренных слов словоформу, а также выделять лексемы, т. е. слова, отличающиеся окончаниями, приставками и суффиксами.

В результате индексирования поисковый образ каждого нового документа представляется набором словоформ из глобального словаря, присутствующих в тексте документа, и поступает в виде соответствующего двоичного вектора для дополнения индекса системы.

Индекс строится по инвертированной схеме и в двоичном виде отражает весь (полный) текст учтенных или накопленных документов.

При удалении документа из системы соответственно удаляется и поисковый образ документа.

Через интерфейс запросов пользователь в терминах ИПЯ делает запрос, который обрабатывается поисковой машиной. Механизм поиска основывается на тех или иных алгоритмах и критериях сравнения поискового образа запроса с поисковыми образами документов, образующими индекс системы. Результатом поиска является определение номеров документов, поисковые образы которых соответствуют поисковому образу запроса. Далее специальная подсистема на основе установленных в хранилище указательных конструкций извлекает и доставляет соответствующие документы пользователю.

Примером полнотекстовых информационно-поисковых систем являются автоматизированные информационные системы по законодательству.

Автоматизированная информационная система по законодательству (АИСЗ) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и инструменты для работы с ним. Эти инструменты позволяют производить поиск документов, формировать подборки документов, печатать документы.

АИСЗ являются частью следующих типов информационных систем.

1. Справочно-информационные системы общего назначения, ориентированные на доступ пользователей к нормативно-правовым
актам. К этим системам относятся «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др.

2. Глобальные информационные службы (хост-системы), предоставляющие доступ удаленным пользователям к библиографической, полнотекстовой или другой информации. Крупнейшей в мире коммерческой службой, обеспечивающей доступ к юридической информации, является система LEXIS (США).

3. Системы информационной поддержки деятельности.правотворческих органов. Спецификой таких систем является необходимость хранения и поиска многих версий и редакций нормативно-правовых документов, с учетом вносимых поправок и изменений.

4. Системы автоматизации делопроизводства судов, милиции и других правоохранительных органов.

Основными особенностями АИСЗ являются:

§ необходимость предоставления адресного доступа к полным текстам;

§ в информационных языках для поиска в БД по законодательству необходим учет контекстных связей, регламентированных прилагательных (типа «обязательный», «произвольный» и др.);

§ тексты нормативных актов должны подвергаться так называемой юридической обработке, при которой тексту приписываются не только классификационные индексы, ключевые слова или дескрипторы (как при обычном индексировании), но и комментарии специалистов, ссылки на предшествующие версии, связанные документы, решения судов и др.

В 1992 году образовалось НПП «Гарант-Сервис ». В этом же году была создана общероссийская сеть «Консультант Плюс », которая охватила множество городов России. В настоящее время наиболее распространена АИСЗ «Консультант Плюс». Система «Гарант» занимает второе место в России по количеству пользователей.

На третьем месте находится достаточно популярный продукт — информационно-поисковая система «Кодекс», которая разработана малым государственным предприятием «Центр компьютерных разработок».

На российском рынке АИСЗ представлены также следующие продукты, созданные государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств:

· «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

· «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ).

Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:

· «ЮСИС» (фирма «Инталекс»);

· «Референт» (ЗАО «Референт-Сервис»);

· «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные
системы и технологии»);

· «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (компания «1С»).

Информационные банки РФ включают следующие уровни данных:

· федеральное законодательство;

· местное законодательство;

· ненормативные материалы (консультации экспертов, бланки деловых документов, проспекты эмиссии ценных бумаг коммерческих банков и т. п.).

При юридической обработке (индексировании) используется Общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный указом президента РФ № 2171 от 16 декабря 1993 года.

Существуют два источника получения правовой информации разработчиком для включения в систему: официальная рассылка подписавшего ведомства и опубликование в периодической печати.

Официальная рассылка — основной источник информации для систем «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс». Следует заметить, что государственные органы выступают не только в качестве источников информации, но и сами являются пользователями систем, т. е. прямо заинтересованы в оперативном и достоверном пополнении информационного банка. Поэтому, как правило, документы передаются из органов государственной власти сразу же после их подписания.

Сеть «Консультант Плюс» имеет прямые договоры об обмене информацией с основными федеральными органами (среди них — Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба и др.), а также с местными органами власти. Благодаря аналогичным договорам, нормативные акты достаточно оперативно попадают и в систему «Гарант».

Юридическая база «Кодекс» ведется при содействии юридического комитета мэрии Санкт-Петербурга. Документы для данной системы поступают в «Центр компьютерных разработок» на основе договоров не напрямую с органами власти, а с их представительствами в Санкт-Петербурге.

Публикации в печатных изданиях. Выделяют три группы таких источников. К первой относятся все издания, в которых публикация нормативных актов считается официальной: «Бюллетень международных договоров», «Вестник ЦБ РФ», «Российская газета», «Российские вести» и др. Вторую группу составляют издания, не признанные официальными, но в состав учредителей которых входят российские министерства и ведомства: «Бюллетень Верховного суда РФ», «Финансовая газета» и т. д. Наконец, в третью группу входят издания, публикация документов в которых считается достоверной. Такие издания или имеют достаточно большой тираж, или пользуются авторитетом в среде специалистов: «Закон», «Хозяйство и право», «Экономика и жизнь» и др.

Основными параметрами, позволяющими определить качество содержания информационной базы, являются:

· полнота информации;

· достоверность информации;

· оперативность обновления информации.

Параметры, характеризующие качество программной оболочки:

· поисковые возможности системы;

· средства актуализации информации;

· дополнительные сервисные функции.

Оценка полноты, достоверности и оперативности обновления информации основывается на количественных показателях. Оценка же качества юридической обработки поступающих в информационный банк документов достаточно субъективна.

Без юридической обработки АИСЗ является всего лишь электронным аналогом бумажных изданий. Ее цель — систематизация документов для повышения эффективности их дальнейшего использования. Юридическая обработка обычно состоит из следующих основных этапов:

· классификация документов;

· выявление взаимосвязей между различными документами;

· составление примечаний к документу.

Классификация документов предназначена для последующего их поиска по некоторым признакам, формальным или неформальным. Классификация производится на основании классификатора данной системы. Как известно, классификатор — это иерархическая структура, содержащая все понятия, используемые для описания документов, входящих в информационную базу.

Доступ пользователя к информации, хранящейся в АИСЗ, может осуществляться двумя способами, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки:

· работа с удаленной базой;

· работа с локальной базой.

При работе с удаленной базой пользователю нет необходимости хранить на своем компьютере данные системы, они хранятся на сервере разработчика и доступны через сеть. Большинство АИСЗ имеют версии, доступные через глобальную сеть Интернет. Основное преимущество работы с такими версиями заключается в том, что пользователь всегда имеет доступ к самым последним данным.

Однако для работы с удаленной базой пользователю необходим доступ к Интернету. Зачастую скорость передачи информации через Интернет низкая из-за плохого качества каналов, а стоимость доступа достаточно высокая. Поэтому иногда более выгоден вариант работы с локальной базой, которая доступна в любой момент. Недостатком этого варианта по сравнению с предыдущим является более продолжительный период актуализации информации.

 

Заключение

Документальные информационные системы активно используются в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Особое место среди них занимают справочно-информационные поисковые системы (СПС) общего назначения: Гарант, КонсультантПлюс, Кодекс и другие.

Материал данной лекции используется на практических занятиях при отработке приемов работы с указанными поисковыми системами.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключались предпосылки появления и распространения ДИС?

2. Дайте понятие ДИС. Какие различают группы ДИС?

3. Охарактеризуйте функционирование ДИС на основе индексирования.

4. Дайте понятие информационно-поискового языка. Назовите элементы ИПЯ.

5. Охарактеризуйте структуру информационно-поискового тезауруса.

6. Охарактеризуйте подходы к автоматическому индексированию.

7. Охарактеризуйте полнотекстовые информационно-поисковые системы.

8. Дайте понятие автоматизированной информационной системы по законодательству.

9. Перечислите особенности и качественные характеристики АИСЗ.

10. Назовите источники пополнения документальной базы АИСЗ.

11. В чем заключается сущность юридической обработки документов, помещаемых в базу АИСЗ?

 

Литература

Основная:

1. Симонович С. В. Информатика. Базовый курс. – СПб., Питер, 2011.

2. Степанов А.Н. Информатика. Базовый курс для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений. – СПб., Питер, 2011.

3. Советов Б.Я., Целиховский В.В. Информационные технологии: Учебник для вузов. – М., Высшая школа, 2010.

Дополнительная:

4. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов. Под общ. ред. Новикова Б.Д., КамынинаВ.Л. М., ЗАО «КонсультантПлюс – Новые Технологии», 2009.

5. Кузин А.В., Левонисова С.В. Базы данных. Учебное пособие. – М., Академия, 2010.

6. Пшеничнов М.П. КонсультантПлюс: Технология Проф в примерах. М., ЗАО «КонсультантПлюс», 2010.

7. Система «Гарант» (платформа F1 Эксперт). Практикум для студентов юридических и экономических специальностей вузов. Практическое руководство. М., ООО НПП «Гарант-Сервис», 2010.

8. Баранов П.Б. Об итогах реализации мероприятий Программы МВД России «Создание ЕИТКС ОВД» и приоритетных направлениях внедрения информационных технологий в деятельность МВД России. Информационные технологии, связь и защита информации МВД России – 2011.с. 21-25. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mvd.informost.ru/2011/pdf/1-6.pdf D:\Файлы\1У\АРМ-П\ИиИТ в ПД\МУ_САМПО_элект\Д-1\CD-MVD-2011\sbornik.html.

9. Тюркин М.Л. «Развитие и внедрение современных информационных технологий в системе МВД России». Информационные технологии, связь и защита информации МВД России – 2011.с. 3-5. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mvd.informost.ru/2011/pdf/0-3.pdf /.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: