Сплавы цветных металлов.




Сплавы на медной основе. В технике используют сплавы меди с цинком, оловом, алюминием, кремнием, марганцем, никелем, свинцом.

Легирование меди обеспечивает повышение её механических, технологических и антифрикционных свойств.

Сплавы меди с цинками называются латунями и томпаками. Все другие её сплавы за исключением сплавов с никелем называют бронзами.

 

Латуни.

По сравнению с медью латуни прочнея и твёрже.

Устойчивее к коррозии и обладают жидко текучестью. Существуют также специальные латуни, содержащие железо, марганец, никель, олово, кремний. Массовое содержание легирующих компонентов в специальных латунях не превышает 7-9%. Некоторые специальные латуни по прочности не уступают среднеуглеродистым сталям.

По ГОСТу 15527 – 70

Латуни обозначаются буквой Л

Л68 ГОСТ 15527 – 70

Л – обозначается латунь.

68 – массовая доля меди в %, остальное цинк.

ЛЖМц59 – 1 – 1 ГОСТ 15527 – 70

ЛЖ – обозначаются латуни железомарганцевые.

Мц – буквы – входящие элементы

Ж – железо

Мц – марганец

А – алюминий

Н – никель

О – олово

С – свинец

К – кремний

Мш - мышьяк

59 – массовая доля меди в %

1 – 1 – среднее содержание элементов входящих в обозначение в процентах.

Легирующие элементы. Кроме свинца, увеличивают прочность, но уменьшают пластичность сплавов. Свинец улучшает антифрикционные свойства и обрабатываемость резаньем.

 

Бронзы.

Бронзы подразделяют на

1) Оловянные

2) Алюминиевые

3) Кремнистые

4) Никелевые

 

Оловянные бронзы.

Обладают повышенной твёрдостью и хрупкостью. А так же пониженной вязкостью и пластичностью сплавов. Высокая коррозионная стойкость, жидко текучесть и повышенные антифрикционные свойства. Простые оловянные бронзы применяются редко. В стандартных литейных бронзах массовое содержание олова не превышает 6%.

По ГОСТу – оловянные бронзы маркируются

Бр О3Ц – 7С5Н1 ГОСТ 1585 – 85

Бр – обозначает бронзы

Буквы основные входящие элементы.

О – олово

Ц – цинк

С – свинец

Н – никель

Ф – фосфор

Цифра после буквы среднее содержание элемента в %

Бр – бронза оловянная

О3 – 3% олова

Ц – 7 – 7% цинка

С5 – 5% свинца

Н1 – 1% никеля

Остальное медь в %.

 

Цинк - повышает жидко текучесть бронз. Плотность отливок их прочность, улучшает свариваемость.

Свинец – улучшает антифрикционные свойства. Обрабатываемость резаньем.

Никель – способствует повышению коррозионной стойкости.

Среди сплавов на медной основе оловянные бронзы имеют самую низкую литейную усадку (около 1%) и лучшую жидко текучесть.

 

Алюминиевые бронзы.

Содержат до 11% алюминия. Устойчивы к коррозии и износу. Более пластичны, чем оловянные бронзы. Недостаток. Большая литейная усадка (2,3%) и пониженная жидко текучесть.

Добавка к алюминиевой бронзе железа, марганца еще больше повышает её механические свойства.

Маркируются бронзы без оловянной (алюминиевой).

Бр А10Ж3Мц2 ГОСТ 493 – 79

Бр – обозначение бронзы

А – 10% алюминия

Ж – 3% железа

Мц – 2% марганца

Остальное медь.

 

Кремнистая бронза.

Содержит 2 – 3% кремния. Имеет высокую прочность и заменяет во многих случаях оловянную бронзу. Её свойства улучшают добавками марганца, никеля и другими.

Бр КМц3

 

Медно никелевые сплавы маркируются буквой М а по легирующим элементам как бронзы.

 

Легкие металлы.

К лёгким относятся сплавы на основе алюминия, магния и титана.

Алюминиевые сплавы.

Для алюминиевых сплавов характерна малая плотность до 2,85 г|см3. При удельной прочности которая для некоторых марок близка к прочности высокопрочных сталей. Из сплавов на основе алюминия получили распространение сплавы с медью, марганцем.

Для улучшения прочности, коррозионной стойкости, жаропрочности алюминиевых сплавов используют никель, литий, титан, бериллий. Алюминиевые литейные сплавы содержат чаще всего медь, кремний, магний. Сплавы алюминия с кремнием называются силуминами. После термической обработки эти сплавы имеют высокие механические свойства. Недостатками их является большая литейная усадка. Поэтому применяют их для изготовления небольших деталей.

Сплавы алюминия с магнием для литья содержат 4,5 – 11 % магния. Эти сплавы прочные, коррозионно-стойкие. Упрочнение отливок производят закалкой и старением. Внутренние напряжение в отливках снимают отжигом.

Алюминиевые сплавы обрабатывают давлением, подразделяя на не упрочняемые и упрочняемые термической обработкой.

Сплавы с марганцем и магнием относят к не упрочняемым. Высокая пластичность после отжига. Их невысокая прочность определяется, их применение для деталей не несущих больших напряжений. Эти сплавы стойкие к коррозии.

К упрочняемым сплавам относятся Дюралюминий (обозначается Д1, Д16). Основными компонентами упрочнения дюралюминия являются медь, магний, и кремний.

Дюралюминий применяется в промышленности особенно в авиационной и ракетной. Спеченные алюминиевые порошки (САП) получают методом порошковой металлургии. САП – состоит из алюминия и оксида алюминия. По жаропрочности САП превосходит все алюминиевые сплавы. Его используют для изготовления деталей работающих при температуре до 500 С. Когда требуется высокая прочность и коррозионная стойкость. САП хорошо обрабатывается давлением, резаньем и удовлетворительно сваривается.

Сплавы на основе магния. Из сплавов на основе магния получили распространение его сплавы с марганцем, алюминием и цинком. Для повышения механических свойств магниевых сплавов добавляют цирконий, церий. Магниевые сплавы упрочняют закалкой для них характерна низкое сопротивление к коррозии, поэтому готовые изделия защищают оксидирваньем, и последним покрытием специальными лаками, красками, эпоксидными плёнками. Достоинство это высокая удельная прочность. Применяется для изготовления различных деталей самолетов, вагонов, автомобилей.

Титановые сплавы. Титан стоек в агрессивных средах (серной и соляной кислотах). Поэтому он используется в химической, машиностроении. В электроноядерной и других областях техники. В авиа и ракетостроении чистый титан не применяется из-за его невысокой жаропрочности. Для легирования титановых сплавов используют алюминий, олово, марганец, хром, ванадий, железо.

Помимо высокой прочности и малой прочности титановые сплавы обладают высокой коррозионной стойкостью в агрессивных средах. Применяется для изготовления деталей авиационных, обшивки сверхзвуковых самолетов, в судостроении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: