доцент, к.э.н. А.Н. Крестьянинов




Составители: профессор, д.э.н. О.П. Коробейников

 

© Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2006

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.СИСТЕМА ЦЕН И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ……………………………………….4

1.1. Определение оптовой цены товара……………………………......................…...4

1.2. Определение розничной цены товара…………………………………………….6

1.3. Методы расчета средней цены товара и индексная оценка динамики цен……10

2. АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ…………………………………..14

2.1. Спрос и предложение. Ценовая эластичность спроса…………………………. 14

2.2. Формирование цены на монопольном рынке……………………………………19

2.3. Себестоимость в составе цены товара……………………………………………21

3. МЕТОДЫЦЕНООБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………24

3.1. Затратные методы ценообразования……………………………………………..24

3.2. Эконометрические методы ценообразования……………………………………28

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………….31

Приложение 1. Варианты исходных данных для расчета оптовой цены товара……………………………………………………………………………………32

Приложение 2. Варианты исходных данных для расчета розничной цены товара.33

Приложение 3. Варианты исходных данных для определения прибыли предприятия и рентабельности продукции………………………………………………………….34

Приложение 4. Варианты исходных данных для определения цены закупки сырья

Приложение 5. Варианты исходных данных для определения индекса изменения цен………………………………………………………………………………………36

Приложение 6. Варианты исходных данных для определения средней цены товара в целом за год…………………………………………………………………………..37

Приложение 7. Варианты исходных данных для определения средней цены 1 кг яблок, проданных на разных рынках…………………………………………………38

Приложение 8. Варианты исходных данных для определения индекса цен, абсолютного изменения товарооборота за счет изменения цен……………………39

Приложение 9. Варианты исходных данных для построения кривых спроса и предложения, определения коэффициента эластичности и равновесной цены……41

Приложение 10. Варианты исходных данных для определения выгодности для производителя снижения цена товара при определенном коэффициенте ценовой эластичности……………………………………………………………………………43

Приложение 11. Варианты заданий для определения влияния снижения цены товара на изменение прибыли предприятия при эластичном спросе………………44

Приложение 12. Исходные данные для расчета прибыли монополиста…………...45

Приложение 13. Исходные данные для расчета издержек фирмы…………………45

Приложение 14. Исходные данные для расчета цен товаров методом полных затрат

Приложение 15. Исходные данные для расчета цен товаров методом прямых затрат

Приложение 16. Исходные данные для определения точки безубыточности фирмы

Приложение 17. Варианты исходных данных для определения цены электродвигателя методом удельных показателей………………………………….48

 

1. СИСТЕМА ЦЕН И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

1.1. Определение оптовой цены товара

Система цен характеризует собой взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы.

Все цены принято классифицировать по определенным признакам:

1) по характеру обслуживаемого оборота цены делятся на:

· оптовые (отпускные);

· розничные;

· закупочные;

· цены на строительную продукцию;

· цены на услуги (тарифы).

По оптовым (или отпускным) ценам предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям. При этом оптовая цена устанавливается на товары производственно – технического назначения, а отпускная цена – на товары народного потребления. По розничным ценам товары реализуются в розничной торговой сети, как правило, населению, в меньшей степени – предприятиям и организациям мелкими партиями.

Таблица 1.1

Примерная схема формирования розничной цены товара

Себестоимость продукции Прибыль предприятия Акциз НДС Оптовая или снаб.-сбытовая надбавка Торговая надбавка

Оптовая (отпускная) цена предприятия


Оптовая цена промышленности (цена

оптовой организации, сбытовая цена, оптовая рыночная цена)


Розничная цена


2) по степени и способам регулирования цены делятся на:

· фиксированные;

· регулируемые;

· свободные.

3) по времени действия цены бывают:

· твердые (постоянные);

· текущие;

· сезонные;

· скользящие.

4) в зависимости от порядка возмещения транспортных расходов цены бывают:

· франко-склад поставщика;

· франко-склад потребителя;

· франко-станция отправителя;

· франко-станция назначения.

5) в зависимости от территории действия цены делятся на:

· единые (поясные);

· региональные (зональные).

6) по способу фиксации цены бывают:

· контрактные;

· трансфертные;

· биржевые;

· цены подрядных торгов.

7) по степени обоснованности цены делятся на:

· базисные;

· справочные;

· прейскурантные;

· цены фактических сделок;

· цены потребления.

 

Задание 1

 

Определить оптовую (отпускную) цену неподакцизного товара при следующих исходных данных:

1) материальные затраты – 700 руб.;

2) затраты на оплату труда – 200 руб.;

3) отчисления на социальные нужды (единый социальный налог) – 26 %.;

4) амортизация основных фондов – 60 руб.;

5) прочие затраты – 160 руб.;

6) уровень рентабельности – 25 %;

7) налог на добавленную стоимость (НДС) – 18 %.

Решение:

1. Определяется абсолютное значение единого социального налога

ЕСН = 200 руб. * 0,26 = 52 руб.

2. Определяется себестоимость товара (С)

С = 700 руб. + 200 руб. + 52 руб. + 60 руб. + 160 руб. = 1172 руб.

3. Рассчитывается оптовая цена товара (ЦОПТ) без НДС по формуле:

ЦОПТ = С + П, (1.1)

где П – прибыль от реализации товара, руб.

ЦОПТ = 1172 руб. + 0,25*1172 руб. = 1172 руб. + 293 руб. = 1465 руб.

4. Определяется величина налога на добавленную стоимость (НДС)

 

НДС =

5. Рассчитывается оптовая цена товара с НДС

Ц ОПТ = 1465 руб. + 293 руб. = 1758 руб.

 

Варианты заданий представлены в приложении 1.

Задание 2

 

Определить оптовую (отпускную) цену ювелирного изделия (подакцизного товара) при следующих исходных данных:

1) расчетная цена ювелирного изделия (себестоимость + прибыль) – 6000 руб.;

2) сумма акциза – 900 руб.;

3) НДС – 18 %.

 

Решение:

1. Рассчитывается оптовая цена ювелирного изделия с учетом акциза

ЦОПТ= 6000 руб. + 900 руб. = 6900 руб.

2. Определяется налог на добавленную стоимость к оптовой цене ювелирного изделия с учетом акциза

 

НДС =

3. Определяется оптовая цена ювелирного изделия с учетом акциза и НДС

ЦОПТ = 6900 руб. + 1242 руб. = 8142 руб.

 

Варианты заданий представлены в приложении 1.

 

 

1.2. Определение розничной цены товара

 

Определение розничной цены товара производится в соответствии со схемой, представленной в таблице 1.1. Данная схема имеет различные модификации. Так, например, в состав оптовой цены предприятия могут включаться оптовые надбавки (скидки), которые учитывают дополнительные расходы, связанные с повышением (снижением) цен сырья, материалов и другие факторы, влияющие на изменение затрат предприятия на производство продукции. Также в эту схему может включаться НДС оптовой (снабженческо-сбытовой) организации.

 

Задание 3

Определить оптовую (отпускную) цену предприятия – изготовителя подакцизной продукции, розничную цену товара, а также рассчитать структуру розничной цены товара при следующих исходных данных:

1) себестоимость товара – 600 руб.;

2) уровень рентабельности – 25 %;

3) наценка (надбавка) к оптовой цене предприятия – 60 руб.;

4) НДС предприятия – изготовителя и посредника (оптово-сбытовой организации) – 18 %;

5) оптово-сбытовая наценка посреднической организации к оптовой цене предприятия – 80 руб.;

6) ставка акциза – 90 руб.;

7) торговая надбавка – 30 % отпускной цены посреднической организации.

 

Решение:

1. Определяется оптовая цена предприятия – изготовителя продукции без НДС

ЦОПТ = себестоимость продукции (товара) + прибыль + наценка к оптовой цене предприятия, т. е.

ЦОПТ = 600 руб. + 0,25*600 руб. + 60 руб. = 810 руб.

2. Определяется оптовая цена предприятия – изготовителя продукции с учетом акциза и НДС

ЦОПТ = 810 руб. + 90 руб. + (810руб. + 90 руб.)*0,18 = 1062 руб.

3. Рассчитывается розничная цена товара

ЦРОЗН = оптовая цена предприятия (с акцизом с НДС) + оптово-сбытовая наценка посреднической организации + НДС посредника + торговая надбавка, т. е.

ЦРОЗН = 1062 руб. + 80 руб. + (1062 руб. + 80 руб.)* 0,18 + 0,3* (1062 руб. + 80 руб. + 205,6 руб.) = 1062 руб. + 80 руб. + 205,6 руб. + 0,3* 1347,6 руб. = 1751,9 руб.

Пункт 3 можно определить в два этапа:

3а) Рассчитывается сбытовая цена товара (цена посреднической организации)

ЦСБЫТ. = (1062 + 80)*1,18 = 1347,6 руб.

3б) Рассчитывается розничная цена товара

ЦРОЗН = 1347,6*1,3 = 1751,9 руб.

4. Определяется структура розничной цены товара (в %%):

а) себестоимость – 34,25 %

 

б) прибыль – 8,56 %

 

в) наценка (надбавка) к оптовой цене – 3,42 %

 

г) оптово-сбытовая наценка посреднической организации – 4,57 %

 

д) НДС предприятия – изготовителя – 9,25 %

 

е) НДС посредника – 11,73 %

 

ж) акциз – 5,14 %

 

з) торговая надбавка – 23,08 %

 

 

Варианты заданий представлены в приложении 2.

 

 

Задание 4

Розничная цена неподакцизного товара составляет 495 рублей, торговая надбавка в цене – 25 %, наценка сбытовой организации – 10 %, НДС – 18 %, полная себестоимость единицы продукции – 250 руб.

Определить прибыль предприятия (в рублях) и рентабельность продукции (в %).

 

Решение:

Задачи такого типа решаются «от обратного» в следующем порядке:

1. Определяется сбытовая цена (цена оптовой организации). Для этого составляется пропорция:

Сбытовая цена: 100 % - Х руб.

Розничная цена: 125 % - 495 руб.; отсюда Х =

Или: Сбытовая цена =

2. Определяется отпускная цена предприятия. Пропорция имеет вид:

Оптовая цена предприятия: 100 % - Х руб.

Сбытовая цена: 110 % - 396 руб.; отсюда Х =

Или: Оптовая цена предприятия =

3. Определяется прибыль предприятия. Для этого составляется уравнение:

 

(250 + Х)*1,18 = 360 руб.; отсюда Х =

Это значение можно получить путем составления пропорции, используя понятие «расчетной цены», которая равна сумме себестоимости и прибыли.

Расчетная цена (себестоимость + прибыль): 100 % - Х руб.

Оптовая цена предприятия: 118 % - 360 руб.

 

Отсюда Х = = 250 руб. + прибыль.

Таким образом: Прибыль = 305,08 руб. – 250 руб. = 55,08 руб.

 

Рентабельность продукции =

 

Варианты заданий представлены в приложении 3.

 

 

Задание 5

 

Определить цену закупки сырья (сахарная свёкла) в соответствии со следующими данными:

Показатели Ед. изм. Значения
1. Розничная цена товара (сахар) руб./т  
2. Торговая надбавка %  
3. Налог на добавленную стоимость (НДС) %  
4. Рентабельность продукции %  
5. Издержки производства и реализации продукции без учёта стоимости сырья руб./т  
6. Удельный расход сырья на единицу готовой продукции т/т  

 

Решение:

Решение этой задачи производится в порядке, изложенном в предыдущем задании.

1. Определяется цена оптовой организации (сбытовая цена) (с учётом НДС):

8316 руб. / т: 1,12 = 7425 руб. / т.

 

2. Определяется оптовая (отпускная цена предприятия):

7425 руб. / т: 1,10 = 6750 руб. / т.

 

3. Определяется полная себестоимость производства и реализации продукции:

6750 руб. / т: 1,25 = 5400 руб. / т.

 

4. Определяется стоимость сырья в себестоимости единицы продукции:

5400 руб. / т. – 1080 руб. / т. = 4320 руб. / т.

 

5. Определяется цена покупки сырья:

4320 руб. / т.: 15 т /т = 288 руб. / т.

 

Варианты заданий представлены в приложении 4.

 

1.3. Методы расчета средней цены товара и индексная оценка динамики цен

 

 

Для анализа уровня цен в практике ценообразования используются данные о средних ценах по однородным товарным группам. При этом используются следующие показатели:

1) простая средняя арифметическая цена:

 

ЦСР.АРИФМ = , (1.1)

 

где Цi – цена товара;

Оi – объем товара.

 

2) средняя арифметическая взвешенная цена:

 

ЦСР.АРИФМ.ВЗВ. = , (1.2)

 

где Ц – среднемесячная (среднеквартальная) цена единицы товара;

О – объем проданных товаров натуральных измерителях (тоннах, килограммах, литрах, метрах и др.).

 

3) средняя хронологическая цена:

 

ЦСР.ХРОН. = , (1.3)

 

где Ц1, Ц2, Ц3, … Цt – цены определенного периода (на начало или конец каждого месяца);

t – число месяцев в определенном периоде.

 

4) средняя хронологическая взвешенная цена:

 

ЦСР.ХРОН.ВЗВ, = , (1.4)

 

где ЦСРi – средняя цена за конкретный период;

ti – число месяцев в определенном периоде.

 

5) средняя гармоническая взвешенная цена:

 

ЦСР.ГАРМ,ВЗВ. = , (1.5)

 

где Ц*О – товарооборот в рублях (цена единицы товара, умноженная на объем его продажи).

Индекс – это экономический и статистический показатель, характеризующий в относительном виде изменение экономических параметров во времени за определенный период и равный отношению конечной величины к исходной.

Индивидуальный индекс цен определяется по формуле:

 

iЦ = , (1.6)

где ЦО и ЦБ – цена товара соответственно отчетного (текущего) и базисного периодов.

 

Задание 6

Определить среднюю цену 1 кг сахара, проданного торговой фирмой в отчетном и базисном периодах, а также индекс изменения цен, используя данные, приведенные в таблице.

 

Квартал года 2006 г. (базисный) 2007 г. (отчетный)
Количество проданного сахара, кг Цена 1 кг сахара, руб. Количество проданного сахара, кг Цена 1 кг сахара, руб.
I        
II        
III        
IV        
Итого   -   -

 

Решение:

1. Определяется средняя цена 1 кг сахара в отчетном периоде, с использованием для расчета формулы средней арифметической взвешенной:

 

ЦСР.АРИФМ.ВЗВ.О =

 

2. Определяется средняя цена 1 кг сахара в базисном периоде:

 

ЦСР.АРИФМ.ВЗВ.Б =

 

3. Определяется индекс изменения цен:

 

iЦ =

Вывод. Таким образом, цены сахара в отчетном периоде (в 2007 г.) возросли в 1,26 раза или на 26,5 %.

 

Варианты заданий представлены в приложении 5.

 

Задание 7

Рассчитать среднюю цену товара в целом за год при следующих фиксированных данных о ценах на начало каждого месяца.

 

Периоды регистрации цен (число, месяц) 01.01 01.02 01.03 01.04 01.05 01.06 01.07 01.08 01.09 01.10 01.11 01.12
Фиксированные данные о ценах товара, руб.                        

 

Решение:

Средняя цена товара в целом за год рассчитывается с использованием формулы средней хронологической цены:

ЦСР.ХРОН. = =

 

Варианты заданий представлены в приложении 6.

 

 

Задание 8

Рассчитать среднюю цену 1 кг яблок, проданных на разных рынках, согласно объемам реализованной продукции в стоимостном выражении и ценам 1 кг яблок на каждом рынке, используя данные, представленные в таблице.

 

Рынок Объем реализованной продукции, руб. Цена 1 кг яблок, руб.
А    
Б    
В    
Г    

 

Решение:

Средняя цена 1 кг яблок, проданных на разных рынках, рассчитывается по формуле средней гармонической взвешенной цены:

 

ЦСР.ГАРМ,ВЗВ. =

 

Варианты заданий представлены в приложении 7.

 

 

Задание 9

Определить индекс цен и абсолютное изменение товарооборота за счет изменения цен, а также индекс стоимостного объема товара и абсолютное изменение стоимостного объема товара, используя данные, приведенные в таблице.

Товар Объем товара (ОБ) в базисном периоде, кг Цена 1 кг (ЦБ) в базисном периоде, руб. Объем товара (ОО) в отчетном периоде, кг Цена 1 кг (Цо) в отчетном периоде, руб.
А        
Б        
В        
Г        

Решение:

1. Определяется индекс цен

 

ИЦ =

2. Рассчитывается абсолютное изменение товарооборота за счет изменения цен в отчетном периоде

 

3. Определяется индекс стоимостного объема товара – индекс товарооборота

 

ИЦ.ОБ. =

4. Рассчитывается абсолютное изменение стоимостного объема товара

 

 

Варианты заданий представлены в приложении 8.

 

 

2. АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ

2.1. Спрос и предложение. Ценовая эластичность спроса

На формирование цены существенное влияние оказывает т.н. ценообразующие факторы. Они представляют собой различные объективные условия, которые предопределяют уровень, структуру, пропорции и динамику цен на товары и услуги.

К основным факторам, влияющим на уровень цен, относятся: спрос, предложение товара, издержки по производству и реализации продукции и другие.

Спрос играет ключевую роль в формировании цены товара. Объем спроса определяется тем количеством товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени. Спрос зависит от многих факторов (например, цены на товары-заменители, количество покупателей и др.), главным из которых является цена товара.

Зависимость между ценой товара(P) и спросом на него (Q) описывается т.н. «кривой спроса».

 
 

 


Кривая спроса устанавливает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и его количеством. Действительно, чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене может быть куплено. С другой стороны, увеличение количества товара в продаже вызывает снижение цены на него.

Не менее важную роль в установлении рыночной цены играет т.н. предложение.

Предложение - это количество товара, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте. Зависимость между ценой товара (P) и его предложением(Q) может быть представлена в виде т.н. «кривой предложения».

 

 
 

 


Кривая предложения устанавливает прямо пропорциональную зависимость между ценой товара и его количеством, т.е. повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж.

На величину предложения товара (как и на величину спроса) кроме цены оказывает влияние и другие факторы: например, цены на товары-конкуренты, количество продавцов, уровень технологии производства, государственная политика в области налогообложения и др.

Под действием этих факторов кривая предложения может смещаться в ту или другую сторону. Так, например, при увеличении количества продавцов, продающих товар по одной и той же цене P1, предложение увеличивается с Q1 до Q2).

Цена, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Это именно та цена, по которой товар будет продан.

 

           
 
   
 
   
 

 

 


 
 

 


При анализе степени изменения спроса и предложения в ответ на изменение какого- либо фактора вводится понятие эластичности. Наиболее интересна ценовая эластичность спроса, которая показывает реакцию величины спроса в ответ на изменение цены.

Пусть имеется кривая спроса:

 
 

 

 


Степень ценовой эластичности определяется с помощью коэффициента эластичности по следующей формуле:

(2.1)

где Q1, Q2- объем продаж соответственно по старым ценам (Р1) и новым ценам (Р2).

Коэффициент ценовой эластичности показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цена на 1%.

 

Задание 10

На рынке пользовались спросом:

2 единицы товара по цене 50 $;

4 единицы товара по цене 30 $;

7 единицы товара по цене 20 $;

11 единицы товара по цене 15 $;

Построить кривую спроса. Определить, эластичен ли спрос?

 
 

Решение:

Коэффициент эластичности спроса на самом крутом участке составит:

.

Получим эластичный спрос на самом крутом участке кривой.

Логично предположить, что на более пологих участках спрос будет также эластичен. Рассмотрим нижний участок кривой:

Спрос также эластичен. Коэффициент эластичности равен 1,55 означает, что не каждый % изменения цены величина спроса растёт на 1,55%.

 

Дополним предыдущий пример данными о предложении товара.

Пусть на рынке было предложено:

8 единиц товара по цене 40 $;

6 единиц товара по цене 30 $;

4 единицы товара по цене 22,5 $;

2 единицы товара по цене 17,5 $;

Построить график предложения. Графически найти равновесную цену (равновесная цена Рр примерно равна 27 долларов). Как изменится равновесная цена при неизменном предложении при увеличении спроса на товар на 1 единицу? (равновесная цена увеличится примерно до 30 долларов).

 

Варианты заданий представлены в приложении 9.

 

 

Задание 11

Определить выгодность (невыгодность) для производителя (продавца), являющегося лидером на определенном рынке, снижения установленной цены одного изделия на 2 руб. при следующих исходных данных:

1) установленная (текущая) цена одного изделия – 20 руб.;

2) планируемый объем реализации – 50000 изделий;

3) коэффициент ценовой эластичности спроса – 1,7.

 

Решение:

1. Рассчитывается процентное снижение цены с 20 до 18 руб.

 

ЦСНИЖ. =

2. Рассчитывается процентное увеличение объема реализации (О) при коэффициенте ценовой эластичности спроса – 1,7

 

О = 1,7*10% = 17% или 50000 изделий * 1,17 = 58500 изд.

3. Определяется общая выручка до снижения цены одного изделия

 

В1 = 20 руб.* 50000 изд. = 100000 изд.

4. Определяется общая выручка после снижения цены одного изделия

 

В2 = 18 руб.* 58500 изд. = 1053000 изд.

Вывод. Для производителя выгодно снизить цену одного изделия на 2 руб., поскольку при этом общая выручка от продажи изделий увеличится на 53 тыс. руб.

Варианты заданий представлены в приложении 10.

Задание 12

Предприятие пищевой промышленности производит и реализует 1 млн. штук продукции по средней цене 2500 руб. за единицу. Коэффициент ценовой эластичности спроса (Е) на продукцию составляет 1,5. Себестоимость единицы продукции – 2300 руб., соотношение между постоянными и переменными затратами – 20:80. Для увеличения объема продаж и выручки предприятие предполагает снизить цену на 100 руб. Определить, как снижение цен отразится на прибыли предприятия?

 

Решение:

1. Определяется выручка от реализации продукции при исходной цене

ВИ = 2500 руб.* 1000000 шт = 2500 млн. руб.

2. Рассчитывается полная себестоимость продукции (СПОЛН.), в том числе – постоянные (СПОСТ.) и переменные (СПЕР.) затраты

СПОЛН. = 2300 руб.* 100000 шт = 2300 млн. руб.

СПОСТ. = 2300 млн. руб. * 0,2 = 460 млн. руб.

СПЕР. = 2300 млн. руб. * 0,8 = 1840 млн. руб.

3. Рассчитывается прибыль предприятия

ПР = 2500 млн. руб. – 2300 млн. руб. – 200 млн. руб.

4. Определяется снижение цены () на 100 руб. (в %%)

= (100/2500) * 100 % = 4 %.

5. Определяется процент увеличения объема продаж () при снижении цены на 4 % и коэффициенте эластичности Е = 1,5

= Е * = 1,5 * 4 % = 6 %.

6. Определяется выручка от реализации продукции при новой (сниженной) цене в размере 2400 руб. за единицу

ВН. = 2400 млн. руб. * 1,06 = 2544 млн. руб.

7. Определяются переменные затраты при увеличении объема производства на 6 %

СПЕР. = 1840 млн. руб. * 1,06 = 1950,4 млн. руб.

8. Определяются полные при новой цене (постоянные затраты остаются прежними – 460 млн. руб.)

СПОЛН. = 1950,4 млн. руб. + 460 млн. руб. = 2410,4 млн. руб.

9. Рассчитывается прибыль предприятия

ПР = 2544 млн. руб. – 2410,4 млн. руб. = 133,6 млн. руб.

 

Вывод: Несмотря на то, что снижение цены товара дало увеличение выручки от его продаж на 44 млн. руб. (2544 - 2500), оно одновременно привело к уменьшению прибыли предприятия с 200 млн. руб. до 133,6 млн. руб., т.е. на 66,4 млн. руб.

 

Варианты заданий представлены в приложении 11.

 

 

2.2. Формирование цены на монопольном рынке

 

В отличие от свободного конкурентного рынка реальные рынки в той или иной степени монополизированы.

На монопольном рынке спрос на товар соответствует кривой спроса, а кривая предложения определяется поведением рыночного монополиста. Он руководствуется стремлением при заданном спросе извлечь за счет продажи товара как можно большую прибыль и на этой базе строит своё предложение товара. Таким образом, на монопольном рынке, наряду со спросом, цена формируется под воздействием принципа максимизации прибыли производителя (продавца) товара. Проиллюстрируем графически, как действует механизм формирования монопольной цены, учитывая специфику построения кривых монопольного предложения. Она, как уже отмечалось, состоит в том, что в данном случае эти кривые отражают зависимость величины предложения не только от цены товара, но и от прибыли, равной разности между ценой товара и издержками производства и обращения, т.е. себестоимостью.

 

 

Забегая вперед, отметим, что совокупные издержки (Исов.) складываются из постоянных (И пост.) и переменных издержек (И пер.), которые в свою очередь зависят от объема производства продукции (V), т.е. можно записать:

И сов.= И пост. +И пер.= И пост. +И1V, (2.2)

где И1-средние переменные издержки в расчете на единицу товара.

Определим совокупные издержки производства и обращения единицы товара (Исовед). Они составят:

И сов.ед= И сов. /V= И пост. /V +И1. (2.3)

Из этой формулы видно, что совокупные единичные издержки уменьшаются с ростом V и стремятся к единичным переменным издержкам И1.

Теперь определим суммарную прибыль (ПР) производителя (продавца) от производства и продажи V единиц товара. Она будет равна:

ПР= V * (Р- И). (2.4)

Монополист будет искать такую комбинацию объема V, цены Р и издержек И с учетом их взаимосвязи, при которой прибыль ПР окажется максимальной. Графически это соответствует монопольному предложению ПМ и равному ему спросу (СМ), для которых справедливо выражение:

ПРМАКС.М * (РМ –ИМ), (2.5)

где Рм - монопольная цена;

Им - издержки монополиста;

Пм – предложение монополиста.

Таким образом, при объеме производства, равном П м., (т.е. V=Пм ) производитель получит наибольшую прибыль, численно равную площади заштрихованного прямоугольника.

Для наглядности приведем иллюстрированный числовой пример.

 

Задание 13

Производитель способен выпустить от 100 до 300 единиц товара. В соответствии с кривой спроса каждому объему производимых и продаваемых товаров соответствует цена, значение которой, а также издержки монополиста зафиксированы в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Пример формирования прибыли монополиста

1.Объем выпуска товара, единицы          
2. Цена единицы товара, руб.          
3. Выручка, руб. (стр.1 х стр.2)          
4. Единичные издержки, руб.          
5. Совокупные издержки, руб. (стр1 х стр4)          
6. Прибыль, руб. (стр.3 - стр.5)          

 

Вывод. Производитель-монополист, руководствуется принципом максимизации прибыли, будет выпускать и продавать 150 единиц товара по цене 800 рублей за единицу, что принесет ему прибыль в размере 45000 рублей.

Жестко устанавливая объем выпуска и продаж товара, монополист по сути диктует и цену товара, ибо он предопределяет своим выпуском объем спроса, который может быть удовлетворен, а тем самым и цену спроса. Она же есть и цена предложения, максимизирующая прибыль. Понятно, что в этих условиях поведение производителя не согласуется со стремлением наращивать объем производства и продаж, так как и при ограниченных объемах выпуска товара он способен получить желаемую прибыль за счет высоких цен. Это обстоятельство в полной мере проявляло себя в российской экономике переходного периода и являлось одной из главных причин спада производства. Кроме этого, монополизм не создает стимулов к сокращению издержек производства и обращения, т.к., если товар пользуется спросом на рынке, то издержки перекрываются высокими ценами, ложась на плечи потребителя.

Исходные данные для расчета прибыли монополиста представлены в приложении 12.

 

 

2.3. Себестоимость в составе цены товара

Издержки по производству и реализации продукции, наряду со спросом и предложением товара, являются одним из главных ценообразующих факторов. Они составляют основу цены товара и во многом определяют ее уровень. Например, в промышленности доля себестоимости в отпускной цене предприятия (без НДС и акцизов) составляет свыше 80%, а на железнодорожном транспорте - более 85%.

В зарубежных странах широко используется подразделение издержек фирмы на следующие виды: постоянные, переменные, валовые, средние и предельные.

К постоянным издержкам производства TFC (Total Fixed Cost) относят затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства; например, отчисления на амортизацию зданий и сооружений, аренда зданий и оборудования, страховые взносы, заработная плата управленческого персонала.

Под переменными TVC (Total Variable Cost) понимают затраты, величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации продукции. Это расходы на сырье, материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, заработная плата рабочих.

Сумма постоянных и переменных издержек составляют т.н. валовые издержки предприятия (другое название – общие, полные, совокупные). Обозначение – TC (Total Cost).

Таким образом, получаем:

TC=TFC+TVC. (2.6)

Средние издержки – это изде



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: