Беседа о практике «огненных похорон» и поминальной обрядности.




Родостав Добровольский, беседа про «огненные похороны» (крадирование)

31.03.18, г. Киров

  1. Об условиях проведения обряда.

Обряд «огненных похорон» проводится на основании завещания или оформленного волеизъявления, нотариально заверенного свидетелями. Поручить крадирование можно и близким, и товарищам, а можно составить документ безлично, не адресно (примеры заполненных заявлений – на странице Родостава).

Сначала следственный комитет пытался предъявить обвинения по статье 244 («глумление над телом»), но ознакомившись с волеизъявлением Анатолия, составленным в письменном виде, обвинения с нас сняли. Сейчас процесс всё ещё открыт, но, насколько я знаю, уже пошёл отказной.

Я понимаю, что эта форма ухода из мира кому-то кажется «неправильной» - но у нас, всё-таки, светское государство, а значит, что и формы погребения могут быть разными.

Для того чтобы легализовать «огненные похороны», общине в первую очередь следует оформить регистрацию. Следующим шагом будет отведение специальных мест для проведения обряда похорон. Огненные похороны максимально экологичны – если не жалеть дров для крады, то на месте сжигания кроме пепла ничего не остаётся. Отдельный вопрос, как организовать это в крупных городах, мегаполисах – если крадирование будет носить массовый характер… Но в том виде, в котором обряд был проведён, не было никаких нарушений ни санитарных норм, ни правил пожарной безопасности.

2. Об уже проведённом обряде 28 февраля 2018 года.

«Огненные похороны», как мы уже говорили, были проведены на основании личной воли Анатолия, изложенной в его посмертном завещании, заверенном нотариусом. Крада (колода дров ширина - 2 метра, длина - 3 метра, высота - около 2 метров) горела долго, весь день практически, с 11 утра до 20 часов вечера. За это время мы и песни успели попеть, которые Анатолий любил – это чтобы связь на уровне речи и эмоций с ним поддерживалась. На похоронах не грустили: вспоминали былое - и о жизни успели поговорить - и об этом мире, и о том. Было и угощение – обрядовая пища: блины, рыбные пироги, чай из самовара, медовуха.

Пять лет назад так же через обряд «огненных похорон» мы провожали Доброслава – Алексея Александровича Добровольского – моего отца. У него тоже было завещание с указанием сжечь тело на погребальном костре. Урну с прахом отца мы предали земле на кладбище рядом с могилой ушедшей ранее нашей мамы. Другую часть праха мой брат отвез на московское кладбище к родственникам отца. Такое же завещание об «огненном погребении» я составил уже и для себя.

3. Зачем покидать этот мир через сожжение.

Душа человека имеет солнечное начало. Мы все и теплокровные, и холоднокровные, и растения, и, вообще, вся жизнь на Земле питается солнечной энергией. Вся органическая материя упорядочена солнечной эманацией, благодаря которой простейшие земные химические элементы связуются в сложные органические молекулы. Дерево берёза почитается у нас не только за свой белый цвет, но и от того, что более других содержит в себе солнечного жара. Березу обязательно используют для погребального костра. Тело человека тоже является скоплением солнечной энергии. Наша цель при крадировании – как можно быстрее разрушить тело и вернуть солнечную энергию туда, откуда она и воплотилась в человеке — в солнечный мир, в котором обитают души наших предков. Конечно, когда тело закапывают в землю, солнечная энергия тоже высвобождается, но на это требуется несравнимо больше времени. Процесс окончательного распада не один год длится. Дольше всего не разлагаются волосы, на этом основании заключается их связь с душой. Как отголосок обряда кремации до сих пор женщины свои волосы после расчесывания не выбрасывают, а сжигают. Таким образом, при огненных похоронах мы быстро через огонь разрушаем тело и возвращаем солнечную душу на тот свет, а прах предаём земле.

Подобные обряды – сожжения тела после смерти, известны с давних времен многим народам, а в настоящее время в нашей стране еще практикуются бурятами и чукчами. Некоторые кремируют только стариков, отживших свой век, и совсем новорожденных, у каждого народа свои традиции. Если человек не изжил свой срок и тело не кремировать, то душа до окончания своего века будет «привязана» к телу, будет находится между мирами и от того будет беспокойной, может беспокоить живых. От этого бывает так жутко на современных кладбищах ночью, от этого читают над могилой заупокойные молитвы. (Подробный материал о кремации у др. народов приводится на странице Родостава – ссылка).

4. Прах

Анатолий завещал свой прах развеять над Чёрным морем, видимо, корни у него там были. После того, как крада догорела, его родственники забрали то, что осталось – пепел по сути. Я им рекомендовал хотя бы небольшую часть праха захоронить в земле на городском кладбище – для того, чтобы было в дальнейшем место поминовения, куда можно было бы прийти, принести угощение и пообщаться с ушедшим, чтоб оставалось место связи в дни календарных поминок. Специально ехать на берег Чёрного моря для такого общения сложнее.

5. О связи между умершими и живыми

Связь между живыми и ушедшими, по народным воззрениям, очень прочна, она остается и после смерти, особенно если её поддерживать в обрядах. У меня, например, дома на печи стоят фотографии матери и отца, а перед фотографиями – стопки. Я им вина подливаю в поминальные дни. Вместе с сыновьями на кладбище хожу. Когда приходим, я им говорю: «Ну вот, рассказывайте бабушке и деду как дела ваши, что в школе происходит». Дети органично это воспринимают, естественно.

Связь между живыми и умершими необходимо поддерживать и для того, чтобы новое воплощение ушедших происходило внутри рода. Всегда можно понять, кто в новорожденном ребёнке воплотился – кто-то, кто уже много раз сюда приходил, из своих предков, или «дикая» душа (душа, впервые пришедшая в мир людей, раньше принадлежащая зверю или растению). Наблюдая как разные дети развиваются, видно, что кто-то из них быстро схватывает все на лету, как будто вспоминает то, что уже знал, а другой никак не может преодолеть в себе дикие инстинкты.

Зачем раньше, в древние времена юноши, перед тем как вступить в брак, проходили инициацию – убивали медведя? Для того чтобы добыть душу из другого мира, которая потом воплощалась в новорожденном. За счёт этого как бы и происходил прирост населения - душ своего племени, если так можно выразиться. Понятно, что не всякий зверь подходил для этих сакральных целей – отсюда и тотемные культы медведя или волка, например, считавшихся у наших предков сильными, достойными животными. Просто так, без надобности и раньше времени убивать тотемных животных было нельзя. В народе осталось поверье, что до Троицы – Купалы рубить березу и заготавливать веники было нельзя. Береза была тотемом, в березовых рощах обитали души предков. На Купалу, когда зачиналась новая жизнь, с березой кумились, украшали ее, а потом срубали и уничтожали – развоплощали.

По этой же аналогии можно и про охотников за головами рассуждать: им ведь эти головы не просто для трофеев нужны были, голова – это средоточие души, место её пребывания. Добыл голову врага – считай, принёс «высвободившуюся» душу в своё племя. В этом же суть и «кровной мести» - если душу насильно забрали из рода, ее надо вернуть или взять другую взамен.

5. О взаимодействии с умершими.

Вот возьмем, к примеру, обряд сжигания Масленицы. Как только его не интерпретируют: и олицетворение Марены, и сожжение уходящего года, образа зимы. Дело же в том, что обряд всегда происходит одновременно в двух мирах: в нашем и в ином. И всегда во всех обрядах участвуют две оппозиционные группы: представители этого и того света (в обряде — их заместители). Обряд сжигания старухи Масленицы происходил не только в нашем, но более в том мире – это значит, что там душа предка сгорая высвобождалась и готова была воплотиться в мире людей. Для наших предков год, вернее лето начиналось в дни весеннего равноденствия и не только в связи с началом летних сезонных полевых работ, но и от того, что к этому времени нарождалось новое поколение, зачатое на Купалу – летний солнцеворот, в пик солнечной активности. Когда душа покидает тот солнечный мир, она воплощается в земном мире в новорожденном. Когда душа человека развоплощается в нашем мире, она возвращается в мир предков, нарождаясь там. Для этого и нужны обряды перехода.

Вообще эти темы сложно было понять «просто так» только из книг, тем боле, что об этом нигде и не написано. Я уже 30 лет живу на природе, воспитал детей, проводил родителей, внучке три года. Без лично пережитого мистического опыта сложно понять… Вот, например, после того, как мать ушла, через какое-то время в гости к нам приехал брат со своей новорожденной дочерью, ей был всего месяц с небольшим. Они долго на машине добирались из Москвы и приехали только под утро. Как только племянницу внесли в дом, она настолько осмысленно по сторонам огляделась, как будто вернулась в знакомое место и мне посмотрела прямо в глаза. В её возрасте дети настолько осознанно и не смотрят, у них глаза только привыкают к этому миру… Словом, я узнал в этом взгляде и в ней свою вернувшуюся мать. Это было очень сильное эмоциональное переживание, хотя можно сказать, что я в глубине души и ожидал этого – на могильной плите своей матери задолго до этого я сделал эпитафию: «Покинув дом наш на закате, вернешься с утренней зарей».

После смерти отца, через время у брата родился сын, которого хотели назвать Доброславом, то есть по имени нашего отца, но он родился с абсолютно светлыми волосами как были у нашего деда Александра Ивановича Добровольского. Так и назвали его Александром. Мне настолько близка и очевидна идея перевоплощения в своем роду, что я обязательно составлю завещание, в котором отпишу нажитое мною в этой жизни тому из потомков, которого назовут моим именем, то есть вроде как завещаю самому себе.

Встречи с умершими родичами и во сне происходить могут. Вообще, родители и близкие люди начинают нам сниться после своей смерти. Тут нет страха, если приходит ко мне отец во сне – мы с ним беседуем. Например, 6 января этого года приснилась мне бабушка – соседка, то есть не родная, а принимавшая участие в воспитании отца, а потом оставшаяся в нашей семье как нянечка, мы жили в Москве в одной коммунальной квартире. В детстве и со мной она сидела, баловала, угощала. Умерла Мария Ивановна уже больше двадцати лет назад. Приснилась мне она этой зимой под утро и спрашивает: «Ты почему меня тортом не угощаешь?». Я проснулся, напряг память, у жены спросил, какое сегодня число, и вспомнил, что день рождения у бабы Мани был 6-го января, в этот самый день.

Предков угощать надо – и в особые поминальные дни на кладбище, и дома. У нас на печи стоят фотографии умерших матери и отца. Я им вино в стопочках подливаю регулярно. Детям своим говорю: «Вот не станет меня – чтоб также на печь фотографию поставили, стопочку перед ней наполняли, а я буду смотреть на вас и радоваться».

6. Поминальные дни

В поминальной обрядности существуют особые кушанья – а иногда готовится и то, что умерший больше всего любил. В нашей семье, например, в поминальные дни жена голубцы готовит потому, что родителям они очень нравились. На поминках ведь не только живые едят, но и родители все, во всех поколениях. Блины, кисель, кутью оттого готовят, что это была привычная еда наших предков. А чётные блюда или предметы в поминальной традиции применяют потому, что родителей – предков у нас всегда было парное или четное число.

Существует запрет на определённый ряд действий в такие дни – нельзя мести, шить, что-то ещё делать, вообще, работать нельзя. Но я думаю не от того, что «покойникам на том свете мусор в глаза попадёт». Человека наставляют в том, чтобы он не отвлекался от общения, взаимодействия с теми, кто в эти дни к нему приходит. Общение между поколениями должно при жизни происходить - эту связь нужно поддерживать и после ухода.

Доброслав умер в банный день – в мае, как раз пришел в гости и брат с детьми, мы все собрались в беседке. Вечером мы остались с отцом вдвоём и долго вспоминали всех родных, беседовали. После этого отец пошёл в баню, а из бани к себе домой уже не дошёл, нашли его только утром. Брат потом корил себя, что в суете не успел с ним поговорить напоследок. Да это многим знакомо – пока родители живы, часто не находится времени поговорить. Так вот в поминальные дни, когда родители возвращаются, не стоит отвлекаться ни на какие другие дела, а принимать их как следует. В старости человек начинает проговаривать свой жизненный опыт, оставляя после себя таким образом заветы. В это время человек как раз и понимает миссию свою, зачем он сюда приходит. У каждого есть, что сказать, передать. Жизненный опыт каждого бесценен.

Общение с ушедшими предками возможно в определённые периоды времени, когда миры взаимопроникают: в момент рождения и на похоронах, и ещё, конечно, во время календарных поминальных обрядов.

7. Иной мир

Тот мир такой же, как и наш, но зеркальный, он вывернут на изнанку или как у нас говорят «на левую сторону». В календарных обрядах ряженные в вывороченных одеждах изображают представителей того мира. Покойника в саван пеленают «на левую сторону», у лешего тулуп бывает запахнут тоже «на левую сторону». И именно по смыслу наоборот несут покойника вперёд не головой, а ногами. В этот мир человек приходит головою вперед, а в тот мир -наоборот – вперед ногами. И обмывают покойника не «здесь» в мире живых, а специальные обмывальщики – представители того мира, уже в том мире, потому что «здесь» его уже нет, и он в это время рождается уже «там». Ведь по обычаю, если не обмыть новорожденного, он не будет принят в общину этого мира и соответственно в том мире его тоже обмывают, что бы принять к себе. И родильная, и похоронная обрядность из-за этого во многом схожи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: