Муниципальное образовательное учреждение
«Зимитицкая основная общеобразовательная школа»
Волосовского р-на Ленинградской обл.
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по ВР Директор школы
________________________ ____________________
рабочая программа спортивной секции
по баскетболу
(для учащихся 5-9 классов)
руководитель: Щадина Светлана Михайловна
2015 / 2016учебный год
Пояснительная записка
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие учащихся и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Рекомендуется применять в общеобразовательных учреждениях, где используется программа по физической культуре В. И. Ляха, А. А. Зданевича, а также самостоятельно.
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательном учреждении. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу школьного и районного масштаба.
Цели и задачи
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры баскетбол.
Основными задачами программы являются:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;
- подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнений, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
«Основы знаний»
Техника безопасности на занятиях. История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила игры. Жесты судей.
«Техника и тактика игры».
Техническая подготовка:
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов, стоек. Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом.
Овладение техникой ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение мяча с изменением направления. Ведение мяча с пассивным и активным сопротивлением защитника
Овладение техникой ловли и передач мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках, на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя – от груди, с отскоком от пола. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пассивным и активным сопротивлением защитника.
Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения. Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок.
Освоение индивидуальных защитных действий. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия (1х1; 1х2). Защитные действия против игрока с мячом и без мяча.
Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Тактическая подготовка.
Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5: 0) без смены мест. Позиционное нападение (5: 0) со сменой мест. Нападение быстрым прорывом (1: 0),
(2: 1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Личная защита (1: 1). Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.
«Общая и специальная физическая подготовка»
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Легкоатлетические упражнения. Подвижные игры.
Соревнования.
Принять участие в школьных соревнованиях по баскетболу между классами; в товарищеских встречах с командой Бегуницкой школы, районных соревнованиях в зачет Областной спартакиады школьников.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание курса | Характеристика видов деятельности учащихся |
Основы знаний | Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов- олимпийских чемпионов. Овладевают основными приемами игры в баскетбол. | |
Специальная подготовка техническая | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. | |
Специальная подготовка тактическая | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности. Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. | |
ОФП | Применяют легкоатлетические упражнения (беговые, прыжковые, метательные) для развития соответствующих физических качеств, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, контролируют ее по частоте сердечных сокращений. Осваивают упражнения для организации самостоятельных тренировок | |
Соревнования | Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями. Используют игру в баскетбол как средство активного отдыха. |
Материально-техническое обеспечение занятий
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
- Щиты с кольцами.
- Стойки для обводки.
- Гимнастическая стенка.
- Гимнастические скамейки.
- Гимнастические маты.
- Скакалки.
- Мячи баскетбольные.
- Насос ручной со штуцером.
- Секундомер.
Планируемые результаты обучения
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся лучше играть в баскетбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде. Планируется снижение уровня заболеваемости детей. Стойкое привитие интереса к здоровому образу жизни, к спортивным играм, желание участвовать в общешкольных, районных мероприятиях.