Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. З а д а н и я н а р а з в и т и е внимания, памяти, логического мышления и умения различать и изображать геометрические фигуры.
– Вместо точек в каждой строчке нарисуйте недостающие фигуры, сохранив порядок их следования. Рассматривать фигуры в каждой строчке удобнее с той стороны, где их изображено больше.
– Сравните карточки.
– Чем похожи?
– Чем отличаются?
а)
б)
– Рассмотрите, в какой последовательности расположены фигуры. Не нарушая закономерности, нарисуйте в пустой клетке недостающую фигуру.
III. Сообщение темы урока.
Учитель. Послушайте внимательно слова и определите «лишнее» слово:
понедельник
вторник
февраль
четверг
воскресенье
– Объясните, почему оно лишнее. (Февраль – название месяца, а остальные слова – названия дней недели.)
– Сегодня на уроке будем находить «лишние» предметы.
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 29).
З а д а н и е № 1.
– Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, которые здесь изображены.
– Один предмет из нарисованных здесь «лишний». Найдите его и назовите. (Цветок)
– Объясните, почему этот предмет лишний. (Мяч, клюшка, коньки, лыжи, санки – это предметы, предназначенные для занятий спортом, а один предмет – цветок – относится к растениям.)
З а д а н и е № 2.
с помощью установления предмета с указанными свойствами (например, это может быть бант или платье) учащиеся должны идентифицировать полоролевой статус Маши и Миши, а значит, и их собственный полоролевой статус. При этом работа с отрицанием термина «лишний» может осуществляться с помощью замены данной характеристики на характеристику типа «может быть использован» («может пригодиться»).
– Какие предметы может использовать Маша, а Миша этими предметами пользоваться не может?
З а д а н и е № 3.
– Рассмотрите рисунок. Какого цвета шары здесь нарисованы?
Маше и Мише предложили выбрать по одному из трех имеющихся воздушных шариков. Маша выбрала не синий. Миша выбрал не красный и не синий.
П р и м е ч а н и е. Для решения этой задачи целесообразно применить метод исключения. С помощью этого метода можно постепенно исключить все варианты, которые не могут иметь место в данной ситуации, оставив только интересующий нас вариант.
Реализовать данный метод можно, например, графически, соединяя изображение Маши и Миши с теми шариками, которые на данном этапе рассуждений могут быть ими выбраны. Так, информация о том, что Маша выбрала не синий шарик, дает возможность соединить (с помощью простого карандаша) ее изображение с шариками красного и желтого цветов, а информация о том, что Миша выбрал не красный и не синий шарик, однозначно говорит нам, что Миша выбрал желтый шарик (соединяем изображение Миши с шариком желтого цвета).
Так как желтый шарик мог выбрать только один ребенок, то для Маши не остается другой возможности, как выбрать красный шарик (стираем стрелку, соединяющую изображение Маши с желтым шариком). На данной иллюстрации видно, что лишним (свободным) остался шарик синего цвета.
Все приведенные рассуждения могут быть записаны в виде таблицы:
Синий | Красный | Желтый | |
Маша | – | + | (+) – |
Миша | – | – | + |
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнение.
Гуляет в джунглях старый слон,
И одинок, и грустен он.
Но подошел к нему сынок,
И больше слон не одинок.
– Сколько теперь слонов, ребята? (Ответ: 2.)