Трансгендерность в социуме




СЛАЙД 2 Бурнеши из архаической глубинки Албании: когда погибает молодой мужчина, то женщина (чаще всего — старшая дочь) может возглавить семью, при этом она считается мужчиной и имеет все мужские привилегии. Иногда, впрочем, в бурнеши «уходят» и от нежелания выходить замуж. В любом случае, человек обязан вести «мужской» образ жизни, при этом в обществе его уважают. С одной стороны, для сильных женщин вступление в ряды бурнешей – одна из немногих возможностей получить независимость (в том числе, финансовую) и самоутвердиться в традиционном обществе. С другой – они, лишенные возможности иметь мужа и детей, обречены на вечное одиночество.

 

СЛАЙД 3 Бердаши (от фр. berdaches), или люди с двумя душами (англ. Two-Spirit People или Twospirit) — люди третьего пола в культуре различных племён индейцев Северной Америки, то есть представители одного биологического пола, принимающие гендерную идентичность другого. Часто выполняли культовые функции.

Исследователь темы доктор медицины Мондимор Френсис Марк отмечает, что в отдельных племенах американских индейцев бердаши полностью усваивали стиль одежды, манеры и роль в обществе противоположного пола. В этих обществах мужчины-бердаши выполняли «женские» домашние обязанности, такие как приготовление пищи, забота об одежде и хорошем состоянии орудий труда, занятие сельским хозяйством. Женщины-бердаши делали оружие и охотились. В других племенах бердаши одевались и вели себя в соответствии со своим биологическим полом, беря на себя только социальную роль противоположного пола

Хотя в некоторых индейских племенах к бердашам относились так, как будто они действительно являлись людьми противоположного пола, в большинстве племён они идентифицировались как люди третьего пола — не мужчины и не женщины. По этой причине феномен бердашей назван примером трансгендерной гомосексуальности (транс- в данном случае — «по ту сторону»). У этих племён не считалось, что мужчина, состоящий в интимных отношениях с бердашем, имеет половые отношения с другим мужчиной. Бердаши не вступали в половые отношения с другими бердашами, существовало табу на подобные связи, которые рассматривались как форма инцеста.

Cуществование трансвестизма было зафиксировано в более чем 130 североамериканских племенах.

Важно отметить что,Во-первых, взгляды на сексуальность у коренных народов были мягкими и свободными.

Они видели в сексуальности дар мира духов, удовольствие, которое ценили и которым наслаждались в рамках и вне рамок брачных отношений и репродуктивных задач.

Во-вторых, положение женщины у этих народов было гораздо свободнее по сравнению с их европейскими современницами.

Женские роли были так же значимы, как и мужские, хотя и отличались от них.

Поскольку эти народы придавали равное значение женским и мужским ролям и в сексуальности видели мир духов, они спокойно воспринимали расхождение в проявлениях сексуальности.

Большая часть коренных народов Америки с пониманием относилась к различным проявлениям человеческой сексуальности.

СЛАЙД 4 У американской культуры мохавки четыре гендера — мужчинам и женщинам позволено переходить из гендера в гендер с тщательно разграниченными ролями.

Так, мальчик, который отдаёт предпочтение женскому типу поведения, при наступлении половой зрелости подвергнется инициации и станет «алиха» (aliha).

С этого момента он получает женское имя, красит лицо как женщина, исполняет женские роли и выходит замуж за мужчину.

После свадьбы он ежемесячно делает надрез на верхней части бедра, чтобы обозначить «свой» менструальный период.

Алиха даже обучают тому, как «родить» ребёнка.

Время от времени алиха симулирует беременность, а когда приближается время родов, начинает пить вызывающий запор настой, чтобы испытать боли как при настоящих схватках. Конечно, в действительности у алиха никто не рождается. Но вопросов это не вызывает, поскольку у мохавков похороны мёртворождённого младенца — сугубая обязанность матери.

Что очень важно, у всех этих народов подобные половые инверсии вовсе не считаются признаком девиантного поведения. Тот факт, что биологический пол человека не соответствует выбранной им роли в обществе, его культурному полу, ни в коей мере не делает его изгоем, более того — в некоторых культурах социальный статус таких людей очень высок.

СЛАЙД 5 Существуют записи путешественников 16 века, исследовавших северо-восток Бразилии. Они повествуют, в частности, о женщинах-воинах из племени тупинамба: «Они отказываются от какой-либо традиционной женской деятельности и во всем имитируют мужчин. Они стригутся под мужчин, воюют с луком и стрелами, участвуют в мужских состязаниях, все свободное время проводят в мужской компании, каждая содержит женщину в качестве прислуги, называя ее своей женой, причем такие пары обращаются и разговаривают друг с другом, словно муж и жена».

СЛАЙД 6 В Индии и Пакистане существует большая каста M-F-транссексуалов под названием хиджра (hijra). Они удаляют наружные половые органы, носят женские одежды, а на жизнь зарабатывают танцами на традиционных свадьбах и при рождении ребенка мужского пола. Во время очередной переписи населения в Индии хиджры потребовали признать их третьим полом, отказываясь регистрироваться как «мужчины» или «женщины».

СЛАЙД 7 В северо-восточной Сибири анимистские практики и трансгендерное поведение, связанное с ними, дожили до 20 века (у чукчей, алеутов и др.), но стали предметом параноидальной ненависти и подавления со стороны Советского государства в 1920 и 1930-х годах. В своем "Описании земли Камчатки" (1755) Степан Крашенинников отмечал наличие среди камчадалов особой категории мужчин-коекчучей, "которые в женском платье ходят, всю женскую работу отправляют, и с мужчинами не имеют никакого обхождения, бутто бы гнушались делами их, или зазирались вступать не в свое дело". Коекчучи находятся в чести, а некоторых из них "держат вместо наложниц". Отвечая на вопросы Сената о положении чукчей и каряков, иркутский губернатор Бриль в 1770 г. писал: "а прочие мужеска пола чрез волшебство обращаются в образ женский, и меж собой мужеложствуют и выходят друг за друга замуж"

СЛАЙД 8 Факалейти на островах Тонга

Факалейти – это тонганские мужчины, одевающиеся в женскую одежду, выполняющие женскую работу и занимающиеся сексом с мужчинами. Партнеры факалейти всегда играют активную роль в сексе и не считают себя геями, также как и общество в целом не считает их таковыми.

Во многих тонганских семьях при рождении нескольких детей, все из которых мальчики, одного из них будут одевать, как девочку, и он будет выполнять женскую работу, такую как уборка по дому. Когда факалейти вырастает, он или она может решать продолжать ли жить как женщина до конца своей жизни.

В тонганском мире существует три пола, факалейти строго гетеросексуальны, так как занимаются сексом только с представителями другого пола. Факалейти никогда не заводят романтических отношений между собой. Многие тонганцы считают секс с факалейти переходной стадией в жизни мужчины – подходящей для времени до женитьбы и заведения детей, но, в сущности, относятся к этому, как к паре пустяков.

Европейские миссионеры пытались устранить факалейти, но у них этого не вышло. Вместо того они смогли убедить значительную часть тонганского общества, что факалейти – это страшные грешники.

СЛАЙД 9 Фаафафины в Полинезии

Фаафафинов можно рассматривать как третий пол, характерный для самоанской культуры. Слово «фаафафин» состоит из причинного префикса «фаа», означающего «как» и слова «фафин», означающего «женщина».

По традиции фаафафинами были мальчики, воспитанные как девочки в семьях, где было слишком много сыновей. Сыновья выбирались для помощи матерям по дому. Так как их занятия были чисто женскими и из-за того, что эти мальчики выполняли женскую работу, они воспитывались и одевались, как девочки. Фаафафины часто сохраняли женскую половую принадлежность во взрослом возрасте даже после женитьбы на женщине. В отличие от женщин, которые должны были быть сдержанными, и чья девственность была очень ценной, поэтому их часто защищали братья, и им запрещалось быть за пределами дома в ночное время. Для фаафафинов это было не так. Их определенно не привлекают женщины и в отличие от своих сестер они бродят по ночам и часто ведут сексуальную жизнь.

Фаафафины известны своим трудолюбием и преданностью семье, в самоанской традиции таутуа. Идея семьи в Самоа и Полинезии значительно отличается от западной структуры семьи и включает всех членов «са», или общинной семьи. Рассматривать их с западной точки зрения и называть фаафафинов «геями» или «гомосексуалистами» ошибочно. Фаафафины ведут различную сексуальную жизнь, при которой они могут вступать в половую связь с женщинами, но в основном они делают это с мужчинами. Запрещено заниматься сексом одному фаафафину с другим.

Мифологические образы, содержащие в себе различные варианты трансгендерности

1) СДАЙД 10 ШиваШакти

Ардханари или Ардханаришвара (санскр. Ardhanārīśvara) — андрогинное индуистское божество, объединённая форма бога Шивы и богини, его супруги Парвати (также известной под именами Деви, Шакти и Ума). Ардханаришвара изображается как наполовину мужчина — наполовину женщина.

2) СЛАЙД 11 Самантабхадра. Изначальный Будда в тантрическом тибетском буддизме, изображается как Будда яб-юм – в союзе с супругой. Однако в практиках и текстах всегда подчеркивается, что он не может быть один. Он всегда рассматривается в союзе с супругой и практики, связанные с Буддой яб-юм, предполагают рассмотрение этого образа целиком, единым, одновременно с женской и мужской его частью, подобно Ардханари.

3) СЛАЙД 12 Греческий Платоновский миф о половинках, который так любят в современном западном обществе – изначально говорит о существах, которые были двухполыми и бигендерными.

4) СЛАЙД 13 Гермафродит (др.-греч. Ἑρμαφρόδιτος) — персонаж древнегреческой мифологии, сын Гермеса и Афродиты, брат Абдера, Автолика, Еврита и Пана, юноша необычайной красоты, чьим именем стали называть двуполые тела. Гермафродитов считали либо богами, которые время от времени появляются среди людей, либо чудовищами

Сын богов Гермеса и Афродиты, о чём свидетельствует его имя, он был вскормлен наядами в идейских пещерах. Во время странствий Гермафродита по родной Карии в возрасте 15 лет его увидела нимфа Салмакида и загорелась любовью к нему. Когда Гермафродит купался в источнике, в котором жила Салмакида, она прильнула к нему и попросила богов навеки соединить их. Он влюбился в неё. Боги выполнили её желание, и они слились в одно существо. По преданию, каждого, кто пил из этого источника, постигала судьба Гермафродита — если не буквально, то хотя бы в том смысле, что он становился «болезненно-женственным.»

5) СЛАЙД 14 Вильгефортис, Либерата (от лат. Virgo-Fortis — Стойкая Дева; II век) — католическая святая, покровительница девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей. День памяти — 20 июля.

Согласно одной из легенд, Вильгефортис не хотела выходить замуж, поскольку дала обет безбрачия. Отец, языческий король, пытался выдать девушку замуж против воли (за принца); Вильгефортис молилась, чтобы брак не состоялся, и произошло чудо: у неё выросла борода. На бородатой девушке принц жениться не захотел, и тогда взбешённый отец распял свою дочь.

6) СЛАЙД 15 Ифис (др.-греч. Ἶφις) — персонаж древнегреческой мифологии. Из Феста на Крите. Дочь Лигда и Телефусы. Ее отец хотел, чтобы родился мальчик, и пригрозил убить дочь. Когда родилась девочка, мать воспитывала ее как мальчика. Когда ей исполнилось 13 лет, родители помолвили ее с Ианфой из Феста. Ифис страстно полюбила Ианфу. Когда приблизилась свадьба, Телефуса взмолилась к Исиде, и дочь превратилась из девушки в юношу. Ифис счастливо женился на Ианфе.

7) Кене́й (др.-греч. Καινεύς, лат. Caeneus) — персонаж древнегреческой мифологии.Считается, что Кеней прежде был девушкой по имени Кенида (Καινίς), возлюбленной Посейдона. Посейдон обещал исполнить всякое её желание, она же пожелала обратиться в неуязвимого мужчину[7].

 

8) СЛАЙД 16 Архетип Трикстера. Трикстер – животный или человеческий персонаж, живущий в легендах и мифах все стран и нардов. Трикстер противостоит главному герою, и нарушает все установленные порядки, законы богов. Хитрость, ловкость, ум, лукавство, способность менять свой облик – основные черты трикстера, который иногда выступает и под маской божества или полубога, как, например, скандинавский бог Локи, египетский бог Сет, Прометей, славянский Велес. Иногда трикстер прячется под маской зверя – французский Лис Ренар, индейский Ворон, братец Кролик. Иногда трикстер меняет свой пол. Локи, скандинавский трикстер, тоже проявляет гендерную неустойчивость. Локи делит способность менять пол с Одином

 

СЛАЙД 17 Славянская традиция. Русь. Православие.

Дети считались практически бесполыми до 5-6 лет. Их одежда, игры и обращение с ними не различалось до 5-6 лет, когда начиналось жесткое разделение по гендерному признаку.

Василиса Микулишна. В этой сказке героиня переодевается в мужскую одежду и выдает себя за мужчину, проходя все требуемые испытания, чтобы выручить попавшего в беду мужа. На символическом уровне мы можем видеть, что она проходит все инициации, требуемые от мужчины.

Женские персонажи в сказках делятся на:

1. те, в которых эти персонажи представлены как воплощение «традиционной женственности» — их много, если не большинство, и такие сказки есть в фольклоре многих народов;

2. те, где обрисованы поляницы (богатырши, «амазонки»).

Героини самых известных русских волшебных сказок — Марья Моревна, Синеглазка, Царь-Девица — это женщины-богатырши. Помимо обязательной для героини красоты, они обладают недюжинной физической силой (что в обычной — не только русской, но и мировой сказочной традиции — непременно мужской атрибут).

Вот, к примеру, Марья Моревна — сообщает сказка — крепко приворожила Иван-царевича именно силой, способностью «побить войско». В сказке о Синеглазке Баба-Яга упрашивает Ивана не искать богатырши, в саду у которой растут молодильные яблоки и течет живая вода, но любопытство героя — сильнее опасности («Захотелось ему увидеть сильную, могучую богатырку…») В сказке о Синеглазке герой оказывается побежденным богатыршей, но когда он просит ее о пощаде (так как она собирается убить его) — то в конце концов становится ее законным супругом.

После описанных удивительных событий в домах у богатырок происходит полная смена гендерных ролей: новобрачный становится домохозяином при жене, которую более интересуют события вне дома.

На Руси в XV—XVI веках во время церковных преследований и массовых экзекуций скоморохов, трансвестизм русского народного театра ставился им в вину, как доказательство дьявольской сущности скоморошества.

СЛАЙД 18 В Русской Православной Церкви трансексуальность считается грехом.

Московский Патриархат, в своей Социальной Концепции, отделяет транссексуальность от других врождённых нарушений развития пола человека, фактически не признавая её проблемой, болезнью, а акцентируя внимание на том, что транссексуальность — это сексуальное извращение. По мнению Московского Патриархата, пол человеку даётся Богом. Изменить этот пол принципиально невозможно. Даже хирургическая операция «смены пола», по мнению Московского Патриархата, не может на самом деле изменить пол.

Церковь не может одобрить такого рода «бунт против Творца» и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность.

Католическая Цековь, основанная, как и Православные Церкви, на Священном Писании и Предании, относится к транссексуалам проще, чем Московский Патриархат.

Официальные высказывания Католической Церкви полны противоречий.
С одной стороны, постулируется, что «пол изменить невозможно», запрещается менять пол человека в записях о крещении, запрещается рукоположение в сан для человека, сменившего пол, и Церковный Брак, венчание. Вместе с тем, брак, заключённый до смены пола Католическая Церковь признает действительным. Какое-то время Католическая Церковь даже не признавала существование транссексуализма, и феномена гендерной дисфории,

Католическая Церковь сейчас считает транссексуализм, скорее, не извращением, следствием распущенности, как Православная Церковь, а психической болезнью, что ближе к точке зрения науки, большинства исследователей проблемы транссексуальности: в настоящий момент транссексуализм имеет индекс F64.0 психиатрической группы F диагнозов в классификаторе ММКБ, но в скором времени вероятно его исключение из данной группы диагнозов(вследствие выявленных в последних исследованиях биологических причин транссексуальности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: