Практическое занятие № 4.




Чтение и анализ произведений для детей о Великой Отечественной войне.

1. История создания произведения Сказка «Стальное колечко» была напечатана 1 мая 1946 г. в «Литературной газете». Сказка отражает надежды, связанные с победой в войне, являет победу добра над злом, традиционную в сказках. С недавней победой и недавними военными тяготами связана и бедность, скудость еды героев, и патриотическая идея рассказа. Варюша не хочет даже на миг оставлять свою родную деревню, будто боясь потерять её (в подтексте – боясь потерять то, что только что отвоёвано).

 
2. Жанр: сказка
 
3. Смысл названия произведения На станции девочка Варя угощает бойцов махоркой, а один из бойцов дарит ей волшебное колечко. Но Варя теряет колечко и находит его только весной. Тогда и происходят разные чудеса.
 
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему? От лица автора
 
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема у произведения «сказочная» - победа добра над злом: весны над зимой, здоровья над болезнью. Но эта победа неразрывно связана с образом родной земли, она ради земли. Поэтому основная мысль связана с темой патриотизма. Рассказ заканчивается двумя афоризмами. Один из них Варюшин: «Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом». Другой – деда Кузьмы, который вспоминает девочка: «Наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете». Эти афоризмы и составляют основную мысль произведения. Проблемы рассказа психологические (доброта и милосердие, благодарность) и социальные (любовь к родной земле, которая склоняет человека к хороши поступкам). Кроме того, в рассказе поднимается проблема воспитания. Дед Кузьма не посылает Варюшу за махоркой, он учит девочку откликаться на нужду другого человека. Так Варюша может поделится махоркой с бойцом, а у того, в свою очередь, учится благодарности. Важнейшая для Паустовского – проблема счастья, которое состоит в умении наслаждаться простой жизнью, родной землёй и природой.  
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды. Варюша отправляется за махоркой для больного деда, но на станции делится махоркой с бойцами. Боец дарит Варе стальное колечко, говоря, что оно волшебное, и объясняет, как пользоваться кольцом. Варя роняет колечко в снег и ставит на этом месте веточку, понимая, что найти его сейчас невозможно. Весной Варя находит кольцо, и дед Кузьма сразу чувствует себя лучше. Варя отправляется в лес, и мимо нее проходит весна, случается большая радость. Варя не хочет надевать кольцо на указательный палец, потому что дома лучше всего.
7. Система образов произведения: персонажи произведения
Главные персонажи: Варюша – добрая, отзывчивая, доверчивая девочка. Дед Кузьма – больной старик, добрый, любящий. Два бойца – солдаты, которых повстречала на вокзале Варя.
 
Второстепенные персонажи: Воробей Сидор - живет у деда Кузьмы и Вари в доме, своенравный с ершистым характером, не помог Варе найти колечко в снегу. Весна - описана автором как живое существо
 
Характеристика главных персонажей: внучка Варюша - дружелюбная, весёлая, воспитанная; дед Кузьма - хлопотливый, доверчивый, деловитый; бойцы - щедрые, насмешливые, добрые; воробей Сидор - глупый, крикливый, недоверчивый.
 
 
Взаимоотношения с другими героями:Хорошее
 
Авторское отношение к героям: Автор говорит нам о том, что доброта и отзывчивость всегда награждаются. Варя угостила солдата махоркой, а тот не остался в долгу и подарил девочке колечко. Еще одной главной мыслью является то, что надо любить природу и ценить место, где ты живешь, ведь, лучше его нет на целом свете.
 
8. Композиция произведения: деление текста произведения на части, смысл такого деления; озаглавьте каждую часть.
1. Зачин Внучка Варя и дедушка Кузьма;
Завязка Разговор Вари и двух солдат; боец дарит девочку волшебное колечко
 
1. Кульминация Варя теряет кольцо в снегу; 2. Приход весны и находка
 
1. Развязка Дедушка выздоравливает; 2. Варя радуется весне и понимает, что лучше всего это родные края.
 
9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем? Сказка учит доброте и восторженному взгляду на мир. Учит видеть красоту природы, учит любить свою Родину. Учит не отчаиваться и верить в чудо. Учит тому, что, помогая другим, человек помогает сам себе.
 
10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
 
11. Особенности языка произведения.
 
12. Придумайте свое название произведения, исходя из ее идейного содержания.
Волшебное кольцо
13. Значение произведения в воспитании детей. Рассказ учит тому, что родная земля самая лучшая и прекрасная, а природа способна доставить человеку огромную радость. И тогда уже не нужны чудеса всего света, достаточно увидеть весенний лес, звонкий ручеек, услышать поступь весны. Сказка учит доброте и учит видеть красоту природы, учит любить свою Родину. Учит не отчаиваться и верить в чудо. Учит тому, что, помогая другим, человек помогает сам себе.
 
14. Составить вопросы для беседы с детьми. Как звали девочку? Зачем пошла Варюша в соседнее село? Кого встретила девочка на платформе? Из чего было сделано подаренное колечко? Как звали воробья, который жил у Варюши с дедом?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: