Чтение и анализ произведений для детей о Великой Отечественной войне.
1. История создания произведения Сказка «Стальное колечко» была напечатана 1 мая 1946 г. в «Литературной газете». Сказка отражает надежды, связанные с победой в войне, являет победу добра над злом, традиционную в сказках. С недавней победой и недавними военными тяготами связана и бедность, скудость еды героев, и патриотическая идея рассказа. Варюша не хочет даже на миг оставлять свою родную деревню, будто боясь потерять её (в подтексте – боясь потерять то, что только что отвоёвано).
2. Жанр: сказка |
3. Смысл названия произведения На станции девочка Варя угощает бойцов махоркой, а один из бойцов дарит ей волшебное колечко. Но Варя теряет колечко и находит его только весной. Тогда и происходят разные чудеса. |
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему? От лица автора |
5. Тема и идея произведения. Проблематика. |
Тема у произведения «сказочная» - победа добра над злом: весны над зимой, здоровья над болезнью. Но эта победа неразрывно связана с образом родной земли, она ради земли. Поэтому основная мысль связана с темой патриотизма. Рассказ заканчивается двумя афоризмами. Один из них Варюшин: «Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом». Другой – деда Кузьмы, который вспоминает девочка: «Наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете». Эти афоризмы и составляют основную мысль произведения. Проблемы рассказа психологические (доброта и милосердие, благодарность) и социальные (любовь к родной земле, которая склоняет человека к хороши поступкам). Кроме того, в рассказе поднимается проблема воспитания. Дед Кузьма не посылает Варюшу за махоркой, он учит девочку откликаться на нужду другого человека. Так Варюша может поделится махоркой с бойцом, а у того, в свою очередь, учится благодарности. Важнейшая для Паустовского – проблема счастья, которое состоит в умении наслаждаться простой жизнью, родной землёй и природой. |
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды. Варюша отправляется за махоркой для больного деда, но на станции делится махоркой с бойцами. Боец дарит Варе стальное колечко, говоря, что оно волшебное, и объясняет, как пользоваться кольцом. Варя роняет колечко в снег и ставит на этом месте веточку, понимая, что найти его сейчас невозможно. Весной Варя находит кольцо, и дед Кузьма сразу чувствует себя лучше. Варя отправляется в лес, и мимо нее проходит весна, случается большая радость. Варя не хочет надевать кольцо на указательный палец, потому что дома лучше всего. |
7. Система образов произведения: персонажи произведения |
Главные персонажи: Варюша – добрая, отзывчивая, доверчивая девочка. Дед Кузьма – больной старик, добрый, любящий. Два бойца – солдаты, которых повстречала на вокзале Варя. |
Второстепенные персонажи: Воробей Сидор - живет у деда Кузьмы и Вари в доме, своенравный с ершистым характером, не помог Варе найти колечко в снегу. Весна - описана автором как живое существо |
Характеристика главных персонажей: внучка Варюша - дружелюбная, весёлая, воспитанная; дед Кузьма - хлопотливый, доверчивый, деловитый; бойцы - щедрые, насмешливые, добрые; воробей Сидор - глупый, крикливый, недоверчивый. |
Взаимоотношения с другими героями:Хорошее |
Авторское отношение к героям: Автор говорит нам о том, что доброта и отзывчивость всегда награждаются. Варя угостила солдата махоркой, а тот не остался в долгу и подарил девочке колечко. Еще одной главной мыслью является то, что надо любить природу и ценить место, где ты живешь, ведь, лучше его нет на целом свете. |
8. Композиция произведения: деление текста произведения на части, смысл такого деления; озаглавьте каждую часть. |
1. Зачин Внучка Варя и дедушка Кузьма; |
Завязка Разговор Вари и двух солдат; боец дарит девочку волшебное колечко |
1. Кульминация Варя теряет кольцо в снегу; 2. Приход весны и находка |
1. Развязка Дедушка выздоравливает; 2. Варя радуется весне и понимает, что лучше всего это родные края. |
9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем? Сказка учит доброте и восторженному взгляду на мир. Учит видеть красоту природы, учит любить свою Родину. Учит не отчаиваться и верить в чудо. Учит тому, что, помогая другим, человек помогает сам себе. |
10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения. |
11. Особенности языка произведения. |
12. Придумайте свое название произведения, исходя из ее идейного содержания. |
Волшебное кольцо |
13. Значение произведения в воспитании детей. Рассказ учит тому, что родная земля самая лучшая и прекрасная, а природа способна доставить человеку огромную радость. И тогда уже не нужны чудеса всего света, достаточно увидеть весенний лес, звонкий ручеек, услышать поступь весны. Сказка учит доброте и учит видеть красоту природы, учит любить свою Родину. Учит не отчаиваться и верить в чудо. Учит тому, что, помогая другим, человек помогает сам себе. |
14. Составить вопросы для беседы с детьми. Как звали девочку? Зачем пошла Варюша в соседнее село? Кого встретила девочка на платформе? Из чего было сделано подаренное колечко? Как звали воробья, который жил у Варюши с дедом? |