Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. З а д а н и е н а р а з в и т и е в н и м а н и я.
– Расскажите, что нарисовано на картинках, сравните по размеру (высота).
а) б)
2. И г р а «Собери бусы».
– Какую бусинку нужно надеть первой? Второй? Третьей?
3. И г р а «Вставь недостающее».
Подарил комар печенье, А какое – не скажу, Лишь на место укажу. |
– Нарисуйте в прямоугольнике недостающее печеньице.
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунок на доске:
– Чем отличаются фигуры? (Цветом и формой.)
– Что объединяет эти фигуры? (Это все плоские геометрические фигуры.)
– Сегодня на уроке будем учиться находить такие плоские геометрические фигуры, как круг, треугольник и прямоугольник.
IV. Работа по теме урока. Работа по учебнику (с. 10).
1. З а д а н и е № 1.
– Как называются геометрические фигуры, изображенные на рисунке? (Круг, треугольник, прямоугольник.)
Если кто-то из учеников обратит внимание на то, что среди прямоугольников он видит квадрат, то не следует отказываться и от термина «квадрат».
2. З а д а н и е № 2.
В этом задании от учащихся потребуется умение распознавать в реальных предметах форму плоских геометрических фигур. Особенность данной ситуации состоит в том, что предметы – трехмерные (объемные), а предлагаемые формы – плоские. Это означает, что нужно пренебречь одним измерением (толщиной) рассматриваемого предмета и условно считать его плоским. Форму предмета, который может находиться в этой рамке, определяет ее цвет.
– Назовите фигуры, изображенные вверху. (Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.)
– Найдите среди нарисованных предметов те, которые имеют форму круга. (крышка, колесо.)
|
– Найдите среди нарисованных предметов те, которые имеют форму треугольника.
– Найдите среди нарисованных предметов те, которые имеют форму прямоугольника. (Зеркало, тетрадь, марка, окно.)
– Какие предметы можно нарисовать в пустой рамке? (Солнце, пуговицу, мяч и т. д.)
3. И г р а «Веселый художник».
– Помогите художнику дорисовать картинки. Например: был треугольник – получилась елочка, был треугольник – получилась пилотка и т. д.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнение.
– Эй, кузнец-молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
– Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два – и готово.
V. Работа по учебнику (с. 11).
З а д а н и е № 3.
Учащиеся будут работать не с изображениями предметов, а с изображениями геометрических фигур. Они могут попасть в ловушку там, где прямоугольник (квадрат) разделен на два треугольника. Эту ситуацию можно трактовать двояко: либо как изображение двух треугольников, либо как изображение одного прямоугольника (квадрата). Но в последнем случае ученик должен обосновать свою позицию.
– Какие фигуры встречаются в этом узоре?
– Поставьте красные фишки на круги, синие – на треугольники, желтые – на прямоугольники.
З а д а н и е № 4.
Работа в парах. Учащиеся рассказывают, из каких фигур состоят изображенные «сказочные» предметы.
Творческое задание.
Учащиеся проявляют фантазию, выполняя рисунки придуманных «сказочных человечков».
Образцы рисунков:
Ф и з к у л ь т м и н у т к а