SWOT – АНАЛИЗ
Развитие туризма в Крыму
Таблица 1
Стандартная матрица базового SWOT анализа
Сильные стороны | Возможности |
1. Наличие рекреационных территорий: занимая около 4,5% площади Украины, Крымский полуостров концентрирует 29,6% объема всех рекреационных ресурсов. В общем природно–ресурсном потенциале АР Крым занимает: земельных – 39%, рекреационных – 30%, водных – 19%, минерально–сырьевых – 10%; 2. Ресурсы минеральных вод или бальнеоресурсы, представлены более 200 источниками и скважинами с углекислыми, сульфидными, йодо–бромными и другими типами вод с общими запасами до 14 тыс.м3/сут. 3. Комфортные погодные условия на протяжении 8–9 месяцев в году, большая продолжительность солнечного сияния (2180–2470 ч/год), чистый горный (или степной) воздух; 4. Значительные запасы лечебных грязей, которые оцениваются в 22,4 млн.м3. 5. Морские и пляжные ресурсы – протяженность всех пляжей полуострова около 500 км, а их ширина на отдельных участках западного и восточного побережий – 50–60 м. 6. Наличие природных условий для развития горнолыжного, водного, велотуризма, спелеотуризма, сельского зеленого туризма и туризма по интересам (охота, рыболовство и т.д.); 7. Интенсификация туристической деятельности, рост потоков иностранных туристов; 8. Наличие сети санаториев, санаториев – профилакториев, баз отдыха – Крымский полуостров концентрирует 10% емкости гостиничного фонда, 40% емкости здравниц, более 30% потока иностранных туристов. | 1. Применение технологии стратегического моделирования государственного управления развитием рекреационного комплекса региона; 2. Использование мирового опыта в исследовании, организации и управлении рынка туристическо–рекреационных услуг; 3. Создание новых рабочих мест на предприятиях рекреационного комплекса и его инфраструктуры; 4. Рациональное использование рекреационных ресурсов; 5. Развитие инфраструктуры; 6. Привлечение инвестиций в комплекс; 7. Повышение качества и улучшение технологии обслуживания рекреантов и туристов. 8. Усовершенствование системы учета неорганизованных отдыхающих; 9. Осуществление приватизации объектов незавершенного строительства; 10. Развитие инфраструктуры курортных регионов за счет фонда развития, государственных капитальных вложений; 11. Осуществление сопровождение инвестиционных проектов, реализующихся на территориях приоритетного развития в курортно–рекреационного комплекса; 12. Компенсации потерь бюджета АР Крым от предоставляемых санаторно–курортным учреждениям льгот; 13. Урегулирование деятельности частных домовладельцев, сдающих жилье внаем отдыхающим; 14. Работа по формированию позитивного имиджа АР Крым как курортного региона и приоритетное привлечение инвестиций в отрасль; 15. Поддержка развития сельского и этнографического туризма; 16. Совершенствование работы по подготовке и переподготовке специалистов отрасли; 17. Ужесточение экологического контроля на рекреационных территориях; 18. Разработка округов и зон санитарной охраны курортов, установление границ территорий оздоровительного и рекреационного назначения; 19. Инвентаризация пляжных территорий АР Крым; 20. Внесение предложений по изменению законодательной и нормативно–правовой базы, регулирующей деятельность предприятий в сфере курортов и туризма. |
Слабые стороны | Угрозы |
1. Самовольный, несанкционированный захват и застройка парковых территорий и пляжей; 2. Отравления атмосферы выхлопными газами автотранспорта, загрязнение акваторий портов сбросами отработанных масел и топлива, влияния последствий аварий на транспорте всех видов, изменения ландшафтов при создании транспортных систем и др.; 3. Низкий уровень обезвреживания токсичных отходов; 4. Низкий уровень развития туристической инфраструктуры; 5. Недостаточное количество разработанных туристических маршрутов в пределах региона; 6. Отсутствие объективного информационного обеспечения для туристов; 7. Низкий уровень материально–технической базы рекреационного комплекса; 8. Несоответствие качества рекреационных услуг международным стандартам; 9. Сезонность большинства здравниц, что отрицательно сказывается на их финансовом состоянии; 10. Сложность процедуры подтверждения собственности на санаторно–курортные учреждения иностранных государств, что также приводит к потерям бюджетов всех уровней; 11. Наличие 98 объектов незавершенного строительства курортно–туристической сферы, строительство которых не ведется; 12. Значительные потери местных бюджетов от предоставляемых льгот; 13. Несоответствие нормативно–правовой базы, которая регулирует взаимоотношения в сфере туризма и курортов, международному законодательству; 14. Отсутствие законодательного регулирования процессов приватизации учреждений курортной отрасли государственной и коммунальной собственности, сдерживающее получение негосударственных инвестиций на развитие курортной сферы; 15. Недостаточная по объемам финансирования государственная поддержка рекламы национального туристического продукта и международном рынке туристических услуг; 16. Отсутствие научно обоснованных рекомендаций рационального использования природных территорий, их мониторинга и прогнозирования развития. | 1. Правовая нестабильность; 2. Несовершенное налоговое законодательство; 3. Неблагоприятный инвестиционный климат; 4. Несоблюдение инвесторами инвестиционных обязательств в процессе приватизации; 5. Ограниченное бюджетное финансирование; 6. Наличие административных барьеров на пути становления и развития рекреационного комплекса (регистрация, лицензирование, сертификация, регулирование арендных отношений); 7. Несовершенство механизмов реализации государственной политики поддержки туристического бизнеса на национальном и региональном уровнях; 8. Отсутствие квалифицированного менеджмента и маркетинга; 9. Недооценка значения туризма для развития экономики региона; 10. Рост масштабов деятельности предприятий туристического бизнеса в “теневом” секторе; 11. Высокая степень морального и физического износа материально– технической базы предприятий, технологическая отсталость, низкий уровень комфортности проживания и услуг, которые предоставляются; 12. Относительно близкое расположение полуострова по отношению к техногенно нагруженным регионам Донбасса и Приднепровья, Чернобылю – посредством переноса воздушных масс возможно загрязнение атмосферы, особенно в степной северной зоне. |
|
|
|
Таблица 2