Речь на сессии Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций




Господин председатель!

Господа делегаты!

Б лагодарю за оказанную мне высокую честь выступить с этой самой представительной в мире трибуны самого важного и значительного форума, рассматривающего вопросы, касающиеся судеб человечества. Я приветствую господина генерального секретаря Организации Объединенных Наций, которого мы имели удовольствие принимать в нашей стране в первые недели его пребывания на этом посту, а также представителей более чем 130 стран, участвующих в работе Ассамблеи.

Испытывая глубокое уважение к данной вам, господин председатель, высокой власти, я хочу поблагодарить вас, гражданина страны, с которой нас связывают братские узы, человека, которого у нас была возможность оценить лично, когда вы возглавляли делегацию Польской Народной Республики на третьей сессии ЮНКТАД, за столь значительные и теплые слова.

Я приехал сюда из Чили, страны маленькой, но в которой сегодня любой гражданин может свободно выражать свои взгляды, в которой существует неограниченная культурная, религиозная и идеологическая терпимость и в которой нет места расовой дискриминации. Это страна, где рабочий класс объединен в одну профсоюзную организацию, страна, где при многопартийной политической системе существует всеобщее и тайное избирательное право, это страна, где парламент действует 160 лет непрерывно с момента своего создания, а суды независимы от исполнительной власти, страна, где с 1833 г. конституция изменялась только один раз и применение ее практически никогда не прекращалось. Это страна с населением около 10 млн. человек, которая на протяжении жизни одного поколения дала миру двух лауреатов Нобелевской премии в области литературы: Габриэлу Мистраль и Пабло Неруду, детей скромных тружеников. Наша история, страна и люди сплавлены в едином чувстве высокого национального самосознания.

Но вместе с тем Чили – это страна с отсталой экономикой, которая подчинена и даже отдана на откуп иностранным капиталистическим компаниям. Наша страна имеет внешний долг свыше 4 млрд. долларов, для погашения которого необходимо ежегодно отчислять более 30% всех экспортных поступлений. Наша экономика остро ощущает на себе изменения конъюнктуры на мировом рынке, находится в состоянии хронического застоя и инфляции. В результате миллионы людей вынуждены жить в условиях эксплуатации и нищеты, полной или частичной безработицы.

Я выступаю сегодня здесь потому, что моя страна решает в данный момент проблемы, которые в силу своего всемирного значения являются предметом постоянного внимания Ассамблеи наций. Это борьба за социальное освобождение, борьба за благосостояние и интеллектуальный прогресс, в защиту личности и национального достоинства.

Перед моей родиной, как и перед многими другими странами «третьего мира», стояла перспектива развития в рамках модели медленной модернизации, модели, лишающей, как свидетельствуют исследования специалистов и трагическая действительность, миллионы и миллионы людей надежды на прогресс, благосостояние и социальное освобождение, на жизнь, достойную человека. Эта модель ведет к еще большей нехватке жилищ, обрекает все большее количество граждан на безработицу, неграмотность, невежество и голод.

Короче говоря, это та же самая перспектива, которая существовала для нас при колониализме пли в условиях зависимости и которая несла нам эксплуатацию как во времена военных столкновений, «холодной войны», так и мира. Нас, слаборазвитые страны, хотят оставить навечно в положении подчиненных, второразрядных государств.

Чилийские трудящиеся, став творцами своего будущего, отвергли эту модель, решив стать на путь ускоренного, независимого, самостоятельного развития посредством революционного преобразования устаревших структур.

Народ Чили добился создания своего правительства, пройдя длительный путь, стоивший ему немалых жертв, и сейчас он отдает все свои силы делу установления экономической демократии в области экономики, с тем чтобы производственная деятельность служила потребностям и чаяниям общества, а не интересам личного обогащения. Планомерно и целенаправленно перестраивается старая структура, основанная на эксплуатации трудящихся и господстве меньшинства, владеющего основными средствами производства. Вместо нее возникает новая структура, управляемая трудящимися. Поставленная на службу интересам большинства, она закладывает основы для такого роста, который означает подлинное развитие, идет па благо всего населения и освобождает широкие слои соотечественников от нищеты и социального бесправия.

Трудящиеся отстраняют привилегированные круги от политической и экономической власти как на предприятиях, так и в органах местного и государственного управления. В этом суть революционного процесса, который переживает наша страна, процесса, направленного на ликвидацию капиталистической системы с целью открыть путь к социализму.

Необходимость обратить все наши экономические ресурсы на удовлетворение огромных нужд народа требовала возвращения Чили ее достоинства. Мы должны были покончить с таким положением, когда чилийцы, сами страдая от бедности и отсталости, вынуждены были в интересах страны, занимающей на мировом рынке самые мощные экономические позиции, вывозить огромные капиталы. Национализация основных богатств – исторически обусловленное требование. Наша экономика не могла больше оставаться в подчиненном положении, которое привело к тому, что более 80% нашего экспорта находилось в руках кучки крупных иностранных компаний, всегда ставящих свои интересы выше нужд тех стран, за счет которых они обогащаются. Мы не могли согласиться и с существованием язвы латифундизма, промышленных и торговых монополий, кредитной системы, поставленной на службу интересам немногих лиц, чудовищного неравенства в распределении доходов. Процесс, который происходит в Чили.

Осуществляемые нами изменения структуры власти, постепенный переход руководящей роли к трудящимся, возвращение стране ее основных богатств, освобождение родины от иностранной зависимости – это кульминационный этап длительного исторического процесса, завершение усилий по завоеванию политических и социальных свобод, героической борьбы нескольких поколений рабочих и крестьян за организационное сплочение с целью превращения в общественную силу, способную завоевать политическую власть и отстранить капиталистов от экономической власти.

Традиции, характерные особенности и революционное сознание чилийского народа позволяют ему направить революционный процесс по пути к социализму, укрепляя гражданские свободы, как общественные, так и личные, при уважении идеологического и культурного плюрализма. Мы постоянно боремся за соблюдение социальных свобод, за экономическую демократию при полном осуществлении политических свобод.

На основе демократического волеизъявления наш народ бросил вызов, приступив к развитию революционного процесса в рамках правового государства с его высокоразвитыми институтами, которое показало свою способность к переменам и которое сегодня поставлено перед необходимостью приведения их в соответствие с новой социально-экономической действительностью.

Мы национализировали основные богатства.

Мы национализировали медную промышленность.

Мы сделали это по единодушному решению парламента, в котором правительственные партии находятся в меньшинстве.

Мы хотим, чтобы весь мир ясно понял: мы не конфисковывали крупные медные предприятия, принадлежавшие иностранным компаниям, мы лишь исправили в соответствии с положениями конституции историческую несправедливость, вычтя из суммы компенсации за эти предприятия прибыли, полученные компаниями с 1955 г. и превышающие 12% годовых.

Прибыли, полученные на протяжении последних 15 лет некоторыми ныне национализированными компаниями, были настолько высокими, что, когда их разумный предел был определен в 12% годовых, к этим компаниям пришлось применить значительные вычеты. Таков, например, случай с филиалом «Анаконда компани», среднегодовая прибыль которого с 1955 по 1970 г. составила в Чили 21,5% балансовой стоимости, в то время как прибыли «Анаконды» в других странах достигали только 3,6% в год.

То же относится и к филиалу «Кеннекот коппер корпорейшн», среднегодовая прибыль которого за этот же период в Чили составила 52%, причем в отдельные годы прибыли достигали невероятных размеров: в 1967 г. – 106%, в 1968 г. – 113% и в 1969 г. – свыше 205%. Средний размер прибылей «Кеннекот» в других странах в этот же период составлял менее 10% в год. Вместе с тем к другим медным компаниям в соответствии с конституционными нормами такие меры не были применены, так как их доходы не превышали 12% в год.

Необходимо подчеркнуть, что в годы, непосредственно предшествовавшие национализации, крупные медные компании приступили к осуществлению планов расширения производства, оказавшихся в значительной степени несостоятельными, поскольку они, несмотря на получаемые крупные прибыли, привлекали не собственные ресурсы, а прибегали к внешним кредитам.

В соответствии с положениями закона чилийское государство обязано взять на себя эти долги, размер которых достиг огромной цифры – свыше 727 млн. долларов. Мы даже начали выплачивать компании «Кеннекот» в Соединенных Штатах долги одной из ее дочерних фирм.

Компании, которые эксплуатировали чилийскую медь на протяжении многих лет, только за последние 42 года вывезли из нашей страны свыше 4 млрд. долларов прибыли, в то время как первоначальный размер их капиталовложений не превысил 30 млн. долларов. Приведу один простой и печальный пример, представляющий резкий контраст с вышесказанным: в нашей стране 700 тыс. детей никогда не смогут испытать всех радостей жизни, потому что в первые восемь месяцев после своего рождения они не получали необходимого количества белков. 4 млрд. долларов позволили бы полностью преобразовать мою родину. Только часть этих средств могла бы полностью обеспечить белками всех детей моей родины.

Национализация медной промышленности была проведена в полнейшем соответствии с внутренними законоположениями и с уважением норм международного нрава, которое не должно использоваться для защиты интересов крупных капиталистических компаний.

Такова в общих чертах суть процесса, переживаемого моей страной, о чем я считал уместным сказать на этой Ассамблее, отмечая при этом, что мы строго соблюдаем рекомендации Организации Объединенных Наций и опираемся на собственные силы в качестве основы социально-экономического развития. Здесь, на этом форуме, принимались рекомендации относительно преобразования отсталых институтов и структур; мобилизации национальных ресурсов, как природных, так и людских; перераспределения доходов и уделения первоочередного внимания развитию образования и здравоохранения, а также нуждам беднейших слоев населения. Все эти задачи являются важной составной частью нашей политики и решаются самым активным образом.

Моя страна – жертва агрессии.

Вместе с тем печальная необходимость заставляет меня выступить с этой трибуны с заявлением о том, что моя страна стала жертвой жестокой агрессии.

Мы предвидели, что при осуществлении нашего процесса преобразований, в особенности при национализации наших естественных ресурсов, нас ожидают трудности и сопротивление внешних сил. История империализма и его жестокости в Латинской Америке продолжительна и зловеща. Перед нами драматический и героический пример Кубы, а также Перу, которой пришлось столкнуться с трудностями в связи с принятыми решениями суверенно распоряжаться собственной нефтью.

В 70-х годах нашего века, после того как мировое сообщество приняло столько соглашений и резолюций, в которых признается суверенное право каждой страны распоряжаться своими естественными ресурсами в интересах собственного народа, после одобрения международных соглашений об экономических, социальных и культурных правах и стратегии на Второе десятилетие развития ООН, торжественно подтверждающих все эти соглашения, мы являемся жертвами нового наступления империализма, более хитроумного, более коварного и опасного, цель которого – воспрепятствовать нашему суверенному государству осуществлять свои права.

С момента нашей победы на выборах 4 сентября 1970 г. на нас стали оказывать в широких масштабах давление извне, с тем чтобы помешать приходу к власти свободно избранного народом правительства, а позднее, чтобы свергнуть его. Нас хотели изолировать от мира, задушить экономически, парализовать нашу торговлю медью, которая является нашим основным экспортным продуктом, и лишить нас возможности получения внешних кредитов.

Нам понятно, что, когда мы разоблачаем финансово-экономическую блокаду, которой подвергается наша страна, не только мировой общественности, но даже некоторым нашим соотечественникам не просто понять это, ибо речь идет не об открытом нападении, о котором было бы известно всему миру. Наоборот, это нападение всегда ведется исподтишка, окольным путем, хотя от этого оно не становится менее опасным для Чили.

Нам противодействуют силы, которые действуют в тени, без опознавательных знаков, но располагают мощным оружием и занимают влиятельные позиции в самых различных областях.

Никто не налагал запрета на наше право торговать. Никто не заявлял о своем намерении вступить в противоборство с нашей страной. Может показаться, что у нас нет врагов, кроме внутренних политических противников. Но это не так. Мы являемся жертвой действий почти неприметных, прикрытых, как правило, фразами и заявлениями об уважении к суверенитету и достоинству нашей родины. Но мы на собственном опыте знаем, как далеки подобные заявления от практических действий, которые нам приходится терпеть.

И это не пустые слова. Речь идет о конкретных проблемах, которые сегодня вызывают лишения и создают трудности для моего народа и которые в ближайшие месяцы будут оказывать еще более серьезное воздействие на пашу экономику.

Экономика Чили, как и большинства стран «третьего мира», очень зависима от конъюнктуры на внешних рынках. Падение мировых цен на медь в последние 12 месяцев означало для нашей страны – ежегодно она экспортирует товаров на сумму несколько более 1 млрд. долларов – снижение валютных поступлений примерно на 200 млн. долларов. В то же время цены на ввозимые нами товары, как промышленные, так и сельскохозяйственные, резко повысились, на некоторые – до 60%.

И сейчас Чили покупает товары по высоким и продает по низким ценам.

Именно в этот момент, сам по себе тяжелый для нашего платежного баланса, нам пришлось столкнуться, среди прочих вещей, и с такими действиями, которые направлены, по-видимому, на то, чтобы отомстить чилийскому народу за его решение национализировать медную промышленность.

До прихода к власти моего правительства Чили ежегодно получала от международных финансовых организаций, таких, как Международный банк реконструкции и развития и Межамериканский банк развития, в виде займов около 80 млн. долларов. Это финансирование было вдруг приостановлено.

В прошлом десятилетии Чили получила от Управления международного развития при правительстве США (АИД) займы на сумму 50 млн. долларов.

Мы не претендуем на возобновление этих займов, Соединенные Штаты суверенны в вопросе, предоставлять или не предоставлять свою помощь любой стране. Мы только хотим подчеркнуть, что эта внезапная приостановка кредитов привела к значительному сокращению нашего платежного баланса.

Когда я вступил на президентский пост, наша страна имела возможность получать в частных североамериканских банках для финансирования нашей внешней торговли краткосрочные кредиты на сумму около 220 млн. долларов. За короткий срок эта сумма была сокращена на 190 млн. долларов, и нам пришлось изыскивать средства для обеспечения проведения соответствующих торговых операций.

Как и большинство стран Латинской Америки, Чили, в силу технологической отсталости, должна осуществлять значительные закупки оборудования в Соединенных Штатах. В настоящее время приостановлено финансирование и этих закупок как поставщиками, так и Экспортно-импортным банком, который обычно предоставляет средства для подобного рода операций. Это привело к ненормальному положению: мы должны закупать данные товары с предварительной оплатой, что сильно сказывается на нашем платежном балансе.

Предоставление займов по соглашениям, заключенным Чили с государственными организациями Соединенных Штатов до начала деятельности моего правительства и уже выполнявшимся, также было приостановлено. Вследствие этого, чтобы продолжать осуществление соответствующих проектов, мы вынуждены проводить закупки на североамериканском рынке за наличный расчет, ибо работы на объектах находятся в полном разгаре и заменить источники импорта необходимых товаров уже невозможно.

В свое время предусматривалось, что финансирование этих проектов будут осуществлять правительственные организации США.

В результате действий, направленных на то, чтобы помешать сбыту чилийской меди в страны Западной Европы, наши краткосрочные операции с частными банками этого континента, основой которых служили поступления от продажи меди, были в огромной мере затруднены. Это означало, что мы лишились возможности получения кредитов в сумме свыше 20 млн. долларов, приостановление почти завершенных переговоров о финансовых соглашениях на сумму свыше 200 млн. долларов, создание обстановки, препятствующей нормальному осуществлению наших закупок в этих странах и резко осложняющей наше положение в области получения внешних кредитов.

Эта финансовая блокада, чреватая в условиях чилийской экономики серьезными последствиями, привела к резкому ограничению наших возможностей для закупок оборудования, запасных частей, различных материалов, продуктов питания и медикаментов. Все чилийцы страдают от последствий этих мер, сказывающихся на повседневной жизни каждого гражданина страны и, естественно, на внутриполитической обстановке.

Вышесказанное означает, что полностью извращается природа международных организаций, ибо их использование в качестве инструмента политики любой из стран-участниц, какой бы могущественной она ни была, является юридически и морально неприемлемым. Это означает нажим на экономически слабую страну! Это означает применение санкций против народа, решившего вернуть себе собственные основные богатства! Это означает преднамеренное вмешательство во внутренние дела другой страны! Это мы называем империалистической наглостью!

Господа делегаты, всем вам известно и вы не можете не помнить, что все это многократно осуждалось в резолюциях Организации Объединенных Наций.

Мы обвиняем, обращаясь к совести человечества.

Мы не только страдаем от финансовой блокады, но и являемся жертвами неприкрытой агрессии. Две компании, входящие в основную группу крупнейших транснациональных корпораций и запустившие когти в мою страну – «Интернейшнл телегрэф энд телефоун компани» и «Кеннекот коппер корпорейшн», решили взять под контроль политическую жизнь нашей страны.

ИТТ, гигантская корпорация, капитал которой превышает государственные бюджеты многих латиноамериканских стран, вместе взятых, и даже государственные бюджеты некоторых промышленно развитых стран, с самого момента получения известия о победе народа на выборах в сентябре 1970 г. развернула злобную деятельность с целью помешать мне занять пост главы государства.

Между сентябрем и ноябрем упомянутого года в Чили имели место террористические акты, запланированные за пределами наших границ при участии местных групп фашистов, конечным итогом их явилось убийство главнокомандующего армией генерала Рене Шнейдера Шеро, честного человека и выдающегося военного, символизировавшего верность вооруженных сил Чили конституционным нормам.

В марте нынешнего года были опубликованы документы, разоблачающие причастность ИТТ к этим коварным замыслам. Компания ИТТ признала, что в 1970 г. она даже обратилась к правительству Соединенных Штатов с предложением вмешаться во внутриполитические события в Чили. Это подлинные документы. Никто не осмелился их опровергнуть.

Впоследствии, в июле нынешнего года, мир с крайним изумлением узнал о новом плане, который та же компания ИТТ представила североамериканскому правительству с целью добиться свержения моего правительства в шестимесячный срок. У меня в портфеле лежит документ, датированный октябрем 1971 г. В нем содержится 18 пунктов, предусматривающих экономическое удушение нашей страны, дипломатический саботаж, организацию беспорядков, создание паники среди населения, с тем чтобы, когда правительство не сможет контролировать положение, толкнуть вооруженные силы на нарушение демократического порядка и установление диктатуры.

В то время, когда ИТТ вносила этот проект, ее представители делали вид, будто ведут переговоры с моим правительством об условиях приобретения чилийским государством доли ИТТ в Чилийской телефонной компании. С первых дней пребывания у власти моего правительства по соображениям национальной безопасности мы начали переговоры о приобретении телефонной компании, контролируемой ИТТ.

Я лично дважды принимал высокопоставленных представителей правления этой компании. Мое правительство честно вело переговоры, тогда как ИТТ отказывалась от компенсации, которая определена на основе оценок, данных международными экспертами. Она препятствовала быстрому и справедливому решению этой проблемы, одновременно исподтишка пытаясь создать обстановку хаоса в стране.

Отказ ИТТ пойти на прямое соглашение и полученные сведения о ее коварных происках вынудили нас направить в конгресс законопроект о национализации этой компании. Решимость чилийского народа защищать демократический режим и революционный процесс, верность вооруженных сил своей родине и ее законам привели к провалу зловещих замыслов ИТТ.

Господа делегаты! Перед лицом мирового общественного мнения я обвиняю ИТТ в попытке спровоцировать в моей стране гражданскую войну. Подобные действия мы называем империалистическими.

Сейчас Чили угрожает опасность, устранение которой зависит не только от воли нашего народа, но и от многочисленных внешних факторов. Я имею в виду действия, предпринятые «Кеннекот коппер». Эти действия, как заявил на прошлой неделе министр горнодобывающей и нефтяной промышленности Перу на заседании Межправительственного совета стран – экспортеров меди (СИПЕК), напоминают революционному народу Перу позорное прошлое, связанное с деятельностью «Интернейшнл петролеум Ко», окончательно изгнанной из страны революцией.

Наша конституция устанавливает, что споры, возникающие в связи с национализацией, должны рассматриваться специальным судом, который, как и все суды моей страны, независим и суверенен в своих решениях. «Кеннекот коппер» признала его юрисдикцию и в течение года вела там тяжбу. Когда апелляция «Кеннекот» была окончательно отвергнута, компания решила использовать свое влияние, чтобы лишить нас доходов от экспорта нашей меди и тем самым оказать давление на правительство Чили. Наглость компании дошла в сентябре этого года до такой степени, что она потребовала от судов Франции, Голландии и Швеции наложить эмбарго на нашу медь, экспортируемую в эти страны. По-видимому, компания предпримет такие же попытки и в других странах. Эти действия совершенно не могут быть оправданы ни с какой точки зрения – ни с юридической, ни с моральной.

«Кеннекот» добивается того, чтобы суды других стран, не имеющие никакого отношения к тем проблемам и деловым вопросам, которые существуют между Чили и компанией «Кеннекот коппер», приняли решение считать недействительным суверенный акт нашего правительства, предпринятый на основе самых высоких полномочии в соответствии с конституцией страны и единодушно одобренный чилийским народом.

Эти притязания противоречат основным принципам международного права, в соответствии с которыми природные ресурсы страны, в особенности жизненно важные, принадлежат ей и находятся в ее полном распоряжении. Не существует единого международного закона для всех стран или, как в данном случае, специального договора по этим вопросам. Мировое сообщество, организованное на принципах Организации Объединенных Наций, не признает толкование международного права исключительно в интересах капитализма, так как в таком случае он мог бы использовать суды любой зарубежной страны для защиты выгодной ему структуры экономических отношений. Как совершенно определенно признала третья сессия ЮНКТАД, если бы подобное происходило в действительности, то был бы нарушен один из основных принципов международной жизни – принцип невмешательства во внутренние дела других государств.

Мы руководствуемся нормами международного права, неоднократно подтвержденными Организацией Объединенных Наций, в частности в резолюции № 1803 Генеральной Ассамблеи [1]. Эти нормы были подкреплены решениями Комитета по торговле и развитию как раз накануне выступления моей страны с разоблачением действий «Кеннекот».

В указанной резолюции, наряду с подтверждением суверенного права каждой страны свободно распоряжаться своими природными ресурсами, содержится следующее положение: «...национализация, осуществляемая государствами с целью возвращения этих ресурсов, является выражением их суверенного права. Тем самым установление способов проведения подобной меры – дело каждой страны, и споры, которые могут возникнуть в связи с осуществлением этой меры, подлежат рассмотрению исключительно в ее судебных органах, что не противоречит изложенному в резолюции № 1803 Генеральной Ассамблеи».

В виде исключения эта резолюция допускает вмешательство внешних юридических институтов, но лишь в том случае, когда «имеется согласие между суверенными государствами и другими заинтересованными сторонами».

Таково единственное положение, приемлемое в Организации Объединенных Наций и соответствующее ее философии и принципам. Это единственное положение, которое может защитить право слабых от произвола сильного.

В парижском суде мы добились – да и не могло быть иначе – отмены ареста, наложенного на партию нашей меди. Мы неустанно будем отстаивать исключительную компетенцию чилийских судов в рассмотрении любых исков, связанных с национализацией нашего основного богатства.

Для Чили этот вопрос важен не только с юридической точки зрения. Это вопрос суверенитета. Господа делегаты, речь идет о гораздо большем – о жизни.

Действия «Кеннекот» наносят серьезный ущерб нашей экономике. Только в результате трудностей, созданных непосредственно в области сбыта меди, Чили потеряла за два месяца несколько миллионов долларов. Я уже говорил о последствиях, связанных с затруднениями при осуществлении финансовых операций моей страны с банками Западной Европы. Очевидно также намерение посеять чувство неуверенности среди покупателей нашего основного экспортного продукта. Но добиться этого не удастся.

Вот какие цели преследует в данный момент эта империалистическая компания, ибо она понимает, что не может рассчитывать на лишение Чили какой-либо политической или судебной инстанцией того, что ей принадлежит на законном основании. Она пытается сломить нас. Этого никогда не добиться!

Агрессивные действия крупных капиталистических компаний направлены на то, чтобы воспрепятствовать освобождению народных масс, и представляют собой прямую атаку на экономические интересы трудящихся.

Господа делегаты! Чилийский народ достиг политической зрелости, чтобы на основе волеизъявления большинства населения принять решение о замене капиталистической системы хозяйства социалистической. Наше политическое устройство, располагающее достаточно демократическими институтами, позволяло этой революционной воле действовать, избегая насилия. Я считаю своим долгом обратить внимание Ассамблеи на то, что репрессалии и блокада, направленные на обострение противоречий и экономических трудностей, угрожают нарушить мирную обстановку внутри страны. Этому не бывать! Подавляющее большинство чилийцев, занимающих патриотические и достойные позиции, сумеют противостоять этим проискам. Я уже говорил вначале: наша история, страна и люди сплавлены в едином чувстве высокого национального самосознания.

«У торговцев нет родины»

Выступая па третьей сессии ЮНКТАД, я имел возможность высказать свое мнение о транснациональных корпорациях и особо отмечал головокружительный рост их экономической мощи, политического влияния и разрушительной деятельности. Это явление вызывает тревогу у мирового общественного мнения. Могущество этих корпораций столь велико, что для него не существует границ. Зарубежные инвестиции только североамериканских компаний, которые сегодня достигают 32 млрд. долларов, возрастали с 1950 по 1970 г. на 10% в год, в то время как экспорт в США ежегодно увеличивался лишь на 5%. Баснословные прибыли этих компаний – результат огромного выкачивания ресурсов из развивающихся стран.

Только за один год чистые прибыли, вывезенные этими компаниями из стран «третьего мира», составили 1723 млн. долларов, в том числе из Латинской Америки – 1013 млн. долларов, из Африки – 280, из стран Дальнего Востока – 366 и из стран Ближнего Востока – 64 млн. долларов. Оказываемое ими влияние и масштабы их действий нарушают установившуюся практику торговли между государствами, передачи технологических достижений, перевода финансовых ресурсов из одних стран в другие, а также трудовые отношения.

Мы находимся перед лицом подлинной конфронтации между крупными транснациональными корпорациями и государствами. Последние, как видно, испытывают на себе давление при решении основных вопросов – политических, экономических и военных – со стороны гигантских организаций, которые не зависят ни от одного государства, абсолютно не отвечают ни перед кем за свою деятельность и не подотчетны ни одному парламенту, ни одному органу, представляющему общественные интересы. Одним словом, подрывается вся мировая политическая структура. «У торговцев нет родины... Их интересует только прибыль». Это не мои слова, это слова Джефферсона.

Но крупные транснациональные компании не только посягают на насущные интересы развивающихся стран, их пагубная и неконтролируемая деятельность ощущается и в промышленно развитых странах, где они размещены. В последнее время сообщения с разоблачением их деятельности появились в Европе и в Соединенных Штатах, что вызвало даже соответствующее расследование в североамериканском сенате. Перед лицом возникшей опасности народы промышленно развитых стран не могут чувствовать себя более спокойно, чем народы слаборазвитых государств. Это явление уже вызвало растущее сопротивление организованных трудящихся, в том числе и крупнейших профсоюзных объединений мира. Трудящиеся во всем мире вновь должны объединить свои действия против общего врага: империализма. Именно подобные действия транснациональных компаний побудили Экономический и социальный совет Организации Объединенных Наций после соответствующего обличительного заявления, сделанного Чили, единодушно одобрить в июле этого года резолюцию, предусматривающую, чтобы группа виднейших экспертов изучила вопрос о «деятельности и влиянии транснациональных корпораций на процесс развития, в особенности в развивающихся странах, и их воздействии на международные отношения» и представила рекомендации о необходимых мерах международного характера.

Пример нашей страны не единичен и не является исключением. Это лишь локальное проявление существующего положения. В таком положении находится латиноамериканский континент и весь «третий мир». Все страны периферии в различной степени и некоторыми отличительными особенностями испытывают па себе нечто подобное.

У развитых стран, которым присуще столь сильное чувство человеческой солидарности, должен вызывать возмущение тот факт, что отдельные компании могут безнаказанно вторгаться в деятельность самого жизненно важного механизма того или иного государства и даже вызывать ее полную дезорганизацию.

Представитель группы африканских стран, выступая несколько недель назад в Комитете по торговле и развитию с изложением позиции этих стран в связи с разоблачением Чили агрессивной деятельности «Кеннекот коппер», заявил, что они полностью солидарны с Чили, ибо речь идет о проблеме, волнующей не только одну страну, но и весь развивающийся мир. Эти слова особенно ценны, ибо означают признание со стороны целого континента того факта, что события, происшедшие в Чили, открывают новый этап в битве между империализмом и странами «третьего мира».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: