Группа: КДБ-115
Дисциплина: Федеральные и региональные программы обеспечения БЖД
Дата дистанционного занятия: 25.03.2020 г.
Задание: Составить опорную схему-конспект по представленному ниже материалу.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования предъявляют высокие требования к результатам подготовки выпускников школ в области безопасности жизнедеятельности, причем результатам не только предметным, но и личностным. Это выводит на новый качественный уровень актуальность вопроса о совершенствовании методической подготовки студентов педагогического вуза, будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Методическая подготовка – важнейшая составляющая профессиональной подготовки педагога. Именно методическая подготовка, ее качество, является тем ресурсом, который позволяет учителю адаптироваться к изменяющейся педагогической реальности и успешно проектировать свою профессиональную деятельность в новых условиях. С учетом динамики современной социокультурной ситуации и «вызовов времени», на которые сегодня должен реагировать учитель, очевидно, что такая подготовка студентов требует обновления как на структурно-содержательном, так и на технологическом уровнях.
Рассмотрим некоторые новые аспекты методической подготовки будущих учителей ОБЖ на примере деятельности факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Как известно, методическая подготовка студентов в педагогическом вузе включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение цикла методических дисциплин, практическая – прохождение производственных практик в общеобразовательных учреждениях.
|
Ключевой составляющей методической подготовки студентов является курс «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности», изучение которого осуществляется в течение трех семестров (на II и III курсах). Дисциплина направлена, в первую очередь, на формирование у студентов базовых знаний в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности.
Помимо обязательной методической дисциплины, студентам предлагаются курсы по выбору, среди которых: «Содержание и организация профильного обучения в области безопасности жизнедеятельности», «Методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности», «Методика и содержание дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности», «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ».
Каждая из этих дисциплин призвана содействовать совершенствованию методической подготовки студентов, становлению их профессиональной компетентности, однако, полагаем, особое место в этом ряду принадлежит курсу «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ».
Изучение дисциплины «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» проходит на завершающем этапе обучения в бакалавриате (IV курс, VII семестр). Цель курса – совершенствование системы знаний студентов по содержанию и организации методической работы преподавателя-организатора ОБЖ в современных условиях деятельности общеобразовательных учреждений, содействие формированию у них способности и готовности осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с должностными обязанностями преподавателя-организатора ОБЖ.
|
Курс «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» разработан с учетом того, что студентами VII семестра обучения уже изучены общепедагогические дисциплины и основная методическая дисциплина – «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности», а также отдельные курсы по выбору методической направленности, пройдены все производственные практики. Это означает, что студенты владеют базовыми психолого-педагогическими знаниями и знаниями в области методики обучения безопасности жизнедеятельности, понимают специфику содержания и организации учебного процесса по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях, умеют проектировать учебно-воспитательный процесс по ОБЖ и осуществлять педагогическое взаимодействие.
Предполагается, что по окончании изучения дисциплины студент должен обладать следующими определенными ФГОС обще профессиональными (ОПК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
- готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования (ОПК-4);
- способностью использовать современные методы диагностики (ПК-2);
Таблица
Содержание учебной дисциплины «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ»
|
- способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4).
Для достижения планируемых результатов обучения необходимо, чтобы студенты были готовы решать такие профессиональные задачи, как изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся; осуществление обучения и воспитания в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования; осуществление профессионального самообразования и личностного роста.
Таким образом, изучение дисциплины «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» призвано содействовать формированию у будущих педагогов целостного системного видения образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности в современной школе. Содержание учебного курса представлено в Таблице.
Следует отметить, что методика изучения курса предполагает использование, как различных форм проведения занятий, так и современных образовательных технологий, в т. ч. интерактивных. При этом значительное место отводится самостоятельной работе студентов. Важно, что результаты самостоятельной учебной деятельности студентов анализируются и обобщаются в интерактивном режиме. Примеры таких интерактивных технологий: публичные защиты творческих работ, дискуссии на актуальные темы («Современные технологии в обучении ОБЖ: за и против», «ФГОС и педагогическая реальность: возможные противоречия», «УМК по ОБЖ: плюсы и минусы»), «мозговые штурмы»(«Как мотивировать школьника к выбору профиля дальнейшего обучения?»).
Особое внимание в работе со студентами уделяется групповой проектной деятельности (проектирование работы преподавателя-организатора ОБЖ по профессиональной ориентации школьников, по осуществлению внешнего взаимодействия и др.), что согласуется с требованиями ФГОС общего образования в части обязательного использования в учебно-воспитательном процессе проектных технологий.
Самостоятельная работа студентов в рамках изучения дисциплины предусматривает выполнение как инвариантных, так и вариативных заданий. В качестве вариативных заданий студентам предлагается ознакомиться с опытом работы общеобразовательных учреждений по безопасности жизнедеятельности, представить изученный педагогический опыт, включая фотоотчет (видеоотчет) или подготовить научную статью (выступить на научно-практической конференции).
Двухлетний опыт изучения курса «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» позволяет сделать вывод о целесообразности его введения, поскольку образовательные результаты, в целом, позитивны: студенты активнее позиционируют себя как будущие педагоги. Это проявляется, в частности, в повышении интереса студентов к участию в научно-практических конференциях и семинарах, в подготовке ими публикаций, в стремлении значительной части студентов заниматься педагогической деятельностью. Успешно успевающие студенты выпускного курса осознают роль и место образования в области безопасности жизнедеятельности на современном этапе, владеют содержанием такого образования, способны выбирать адекватные технологии и методы обучения, понимают необходимость целостного осмысления образовательного процесса, способны к педагогическому проектированию.