Не стоит повышать на ребёнка голос, это лишь усугубляет заикание.




Правило № 1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, провести профилактику простудных заболеваний, в частности, заболевания лор органов и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. При этом благоприятны физиотерапевтические процедуры: занятия в бассейне, массаж, электросон.

Психотерапевт или психолог может показать ребёнку, как победить свои проблемы, помочь комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.

Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться избавиться от заикания до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к неврологу и логопеду и следовать всем указаниям, так как в программу школьного обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы учителя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.

Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи, сопутствующих нарушений, укрепления и увеличения неврозов.

 

Правило № 2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему нужно побольше молчать, и только при необходимости можно разговаривать шепотом. Режим молчания необходим при возникновении или внезапном усилении заикания в течение 2-3 недель, затем постепенно разрешаем разговаривать 1 словом, и постепенно переходим к коротким фразам на выдохе. Учим носиком вздыхать и на выдохе спокойно разговаривать.

Правило № 3. Ограничение общения. Желательно не посещать учебные, дошкольные учреждения, остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям. Никаких громких массовых мероприятий типа: салют, парад, цирк и прочее.

 

Правило № 4. Анализ ситуации в семье. Необходимо обратить внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

 

Правило № 5. Спокойствие и только спокойствие! То есть необходимо снизить возбуждение ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно, особенно перед сном включать спокойные релаксирующие аудио сказки. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка. Можно начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай», детский травяной чай «Успокой-ка».

 

Правило № 6. Ежедневно проводить игры для профилактики заикания. Они помогают выработать правильное дыхание с глубоким вдохом и медленным выдохом. Прежде всего, занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов построчно на выдохе. Такие занятия помогут скорректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов. Полезно часто глубоко вздыхать и зевать.

 

Рекомендуемые упражнения помогут сформировать правильное дыхание с глубоким вдохом через нос и медленным выдох через рот:

 

· «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть пузырь как можно больше;

· «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача ребёнка — сдуть шарик со стола первым;

· Для детей чуть постарше подойдёт игра с надуванием шаров.

· Во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;

· «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.

· Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом.

· «Домашняя песочница». Нервную систему хорошо укрепляют игры с песком и водой. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами. Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил. Аналог такой игры «Пластилин». При этом найдите слова, чтобы похвалить ребёнка за креатив, а потом вместе достройте, долепите, доведите его творческую мысль до совершенства. Например: сплющенную лепёшку можно превратить в блюдо с фруктами или конфетами, или в корзинку с грибами, или попросите малыша сделать ещё три лепёшки, а вы сотворите корпус от автомобиля и получится машина. Учите творить играя!

 

Важно!

· При общении с ребенком ни в коем случае не паникуйте, не показывайте свою озабоченность его заиканием. Иногда, в случае с особенно ранимыми детьми, даже не стоит употреблять в своей речи слово «заикание».

· Не ругайте, не требуйте от него «начать говорить правильно прямо сейчас». Общайтесь с ребенком ровно, спокойно, доброжелательно. Гармоничные отношения в семье – один из главных критериев успешного лечения.

· Помогите ему изменить манеру речи. Ведь дети подражают речи окружающих. Поэтому старайтесь говорить не торопясь, используя в речи понятные для ребенка слова. Важно научить хорошо артикулировать звуки, почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно. Как правило, хоть какой-то результат таких упражнений ощутим уже через две недели.

· Организуйте каждый день совместное с ребенком время. Можно играть с ним в настольные игры, собирать конструктор, склеивать модели самолетов и кораблей, лепить. Пойте вместе, танцуйте или просто двигайтесь под музыку.

· Самое главное: показывайте позитивный жизненный настрой, умение преодолевать трудности с улыбкой спокойствием, без страха и паники.

· Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.

· Полезно дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой центр и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.

· Необходимо организовать посещение логопеда. На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, закрепляя навыки правильной речи. Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность от слова к фразе. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу. На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда. Правильная речь обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: