Мастер Куркин А. Украина, Киев.




Материал: сукно, бугран, футень, шелковая разноцветная нить, красные кожаные завязки-пуаны с латунными наконечниками (мастер Антошин А., Украина, Киев).

 

Ординарная ливрея носится в строю при распущенном штандарте или во время торжественных мероприятий, на которых присутствует монсеньор герцог Бургундский или его ближайшие родственники. Ординарная ливрея может носиться как поверх ординарного пурпуана, так и поверх военного пурпуана (армингдублета) или доспехов.

Ординарная ливрея по покрою представляет собой суконный хук, разделенный ми-парти на черную и фиолетовую части с красной каймой, украшенный на груди белым крестом Святого Андрея с наложенным на него огнивом с гербом герцога Бургундского и разлетающимися искрами. Спина хука украшена белым Андреевским крестом и четырьмя желтыми огнивами с разлетающимися искрами. Грудная и спинная части хука фиксируюися на теле в районе талии двумя завязками-пуанами.

 

***

Массовую одежду воинских контингентов средневековой Европы, несущую ту или иную унификационную геральдическую символику, принято именовать ливреями (livree, от лат. liberare – освобождать, наделять). Бургундские элитные лучники в разное время носили ливреи различных фасонов, которые дублировали все изменения прихотливой моды той эпохи.

Роба или роб (robe, дословно – платье) представляла собой прямую или приталенную верхнюю одежду с рукавами. В бургундских письменных источниках мы находим «длинные робы», «средние робы» и «короткие робы».

Жакет (jaquette) – тип короткополой приталенной робы, плотно прилегающей к телу. Полы жакета могли собираться в складки.

Пальто (paletot или paltot) – аналогичная жакету верхняя одежда, которая могла иметь длинные или короткие рукава, либо не иметь их вовсе.

Хук или юк (huques) – пончообразная накидка с фальшивыми рукавами, как у табара, или без рукавов.

Журнада (journades) – тип хука с короткими, чуть ниже пояса, полами и без рукавов.

Перечисленные типы одежды могли сочетаться: например, журнада или хук часто надевались поверх робы или пальто. Однотипные одежды могли различаться по крою: обычные робы и «робы голландского фасона», обычные хуки и «итальянские хуки».

 

Главным унификационным знаком, помещаемым на ливреи и вооружение бургундских солдат в XV в., был Андреевский крест, сначала красного цвета (при Жане Бесстрашном), затем белого и синего (при Филиппе Добром) и, наконец, белого и красного (при Карле Смелом).

Изображение Андреевского креста, как воинского унификационного знака, возможно, впервые было использовано бургундцами в битве при Оте (1408 г.). Более точные сведения относительно использования бургундскими солдатами изображения алого Андреевского креста относятся к 1411 г., когда началась открытая вооруженная борьба между партиями арманьяков и бургиньонов. Одновременно французские королевские войска, поддерживающие бургундцев, «сняли с себя прямой белый крест, который являлся истинным знаком короля, и приняли крест Святого Андрея, девиз герцога Бургундского».

В статье №33 Аррасского мирного договора (1435 г.) французский король официально признал за бургундскими солдатами право носить крест Св. Андрея вне зависимости от того, в рядах какой объединенной армии они на данный момент находились. Если раньше бургундцы, воевавшие в рядах французского королевского войска, теоретически были обязаны нести на своих одеждах и знаменах прямой белый королевский крест, то отныне их неизменной эмблемой становился «косой» Андреевский крест, получивший название «бургундского».

Крест мог быть составлен как из прямых перекладин, так и из сучковатых жезлов (т. н. «пнистый крест»). Последний фасон креста, вероятно, служил целям политической пропаганды и отражал эмблему Орлеана в виде сучковатого жезла.

 

1. 2. 3. 4.

 

Сохранились данные о цветах и эмблемах (последние, как и родовые изречения, тоже могли называться «девизами») всех четырех бургундских герцогов из династии Валуа. Цветовая гамма, принятая при Бургундском дворе, подразделялась на три группы: политические цвета, военные или геральдические цвета и рыцарские цвета.

Карл Смелый, будучи графом де Шароле, носил черно-фиолетовые цвета, в которые облачались как его слуги и телохранители, так и его политические сторонники. Став герцогом, Карл расширил свой «ливрейный спектр» за счет традиционных красного, синего и белого цветов и сохранил в качестве эмблемы золотое огниво.

Ливреи лучников тела Карла Смелого несли вензеля своего сеньора с начальными буквами имен его второй и третьей жены: “C”&”Y”, т.е. «Карл» (лат. “Carolus”) и «Изабэль», и «C & M», т.е. «Карл» и «Маргэрет». Однако самой распространенной монограммой Карла Смелого являлись сдвоенные «СС». В инвентарной описи его вещей (Лилльский архив) указан «золотой крест …в середине герб монсеньора герцога с девизом из двух СС». (8) Другая инвентарная опись фиксирует конский налобник-шанфрьен с таким же вензелем. Часть исследователей «расшифровывает» этот вензель, как «Карл» и «Катрин», т.е. Екатерина Французская, первая супруга принца. Однако подобное допущение не объясняет, почему после преждевременной смерти юной Катрин, монограмма “C”&”C” украшала не только посуду и оружие герцога, но и флаги его ордонансовой армии. Скорее всего, указанный вензель был призван отражать духовную связь между Великим герцогом Запада и первым римским императором Гаем Юлием Цезарем (Caesar), с которым Карла так любили сравнивать придворные льстецы.

Согласно воспоминаниям Жана д’Энена в 1465 г. ливреи лучников тела Карла Смелого, тогда еще графа де Шароле, имели черно-фиолетовую расцветку с Андреевским крестом, огнивом с искрами и вензелем “C”&”Y”, вышитым золотой нитью, ливреи лучников его охраны были черно-фиолетовыми, вероятно, с белым Андреевским крестом.

 

Изобразительные источники:

1. Прямой Андреевский крест и четыре огнива с разлетающимися искрами. Фрагмент бургундского ростового щита-павуа. Бургундия-Фландрия, 1471-1476. Бернский Исторический музей (инв.№ 271).

2. Пнистый Андреевский крест на бургундском табаре. Фландрия-Германия, последняя четверть XV- начало XVI вв. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

3. Пнистый Андреевский крест, два огнива и монограмма Карла Смелого «С&С» на бургундском флаге-корнете. Бургундия-Фландрия, 1471-1476. Бернский исторический музей (инв.№116).

4. Прямой Андреевский крест и четыре огнива с разлетающимися искрами. Фрагмент бургундского ростового щита-павуа. Бургундия-Фландрия, 1471-1476. Цюрихский Швейцарский земельный музей (инв. № KZ386).

 

5. 6. 7. 8.

 

5. Аппликация в виде огнива с гербом Карла Смелого. Фрагмент конской попоны (?). Фландрия, третья четверть XV в. Бернский Исторический музей (инв.№91а).

6. Бургундский элитный лучник в ливрее ми-парти с Андреевским крестом и огнивами. Фрагмент миниатюры из «Хроник» Ангеррана Монстреле, конец XV- начало XVI вв.

7. Бургундский элитный лучник в ливрее ми-парти с Андреевским крестом и огнивами. Фрагмент миниатюры из «Киропедии» Ксенофонта, 1477. Бельгийская Королевская библиотека, Брюссель.

8. Паж в ливрее-хуке. Фрагмент «Алтаря Монфорте» Хуго ван дер Гуса, Фландрия, Гент, 1468-1470. Государственные музеи, Берлин.

 

 

 

Элитные лучники в бою. Фрагмент гобелена из серии «История Цезаря». Турне, 1465-1470. Бернский Исторический музей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: