ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ




ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Цель:

· знакомство с творчеством И. С. Тургенева-романиста.

Задачи:

· познакомиться с романами И.С. Тургенева;

· сформировать представление о своеобразии художественной манеры Тургенева-романиста;

· рассмотреть особенности психологизма его произведений.

Человек в литературе представляется как характер, как определенный тип поведения, чувствования и мышления. Разумеется, внутренний мир человека не сводиться к его психологии. Но именно через психологию героя наиболее глубоко и наглядно, убедительно и целостно раскрывается в искусстве его внутренний мир.

Особый тип романа, созданный Тургеневым, связан со способностью подмечать зарождающуюся жизнь, верно угадывать своеобразие поворотных моментов русской общественной истории, когда предельно обостряется борьба между старым и новым. Переход общественной жизни из одного состояния в другое занимает писателя. Ему удалось передать идейно-нравственную атмосферу каждого десятилетия общественной жизни России 1840-1870-х годов, создать художественную летопись идейной жизни «культурного слоя» русского общества этого периода.

В романах И.С.Тургенева всесторонне раскрыты связи человека с эпохой, им присущи глубокий историзм, критическое отношение к действительности. Исследователи (В.И. Батюто, Г.В. Курляндская) отмечают «тайный психологизм» романов писателя.

В 1855 году появилось первое крупное произведение Тургенева, – роман «Рудин». Войдя в юности в непосредственное общение с идеалистами 1830-х годов и много раз беседуя и споря с друзьями об отличительных чертах людей этого типа и об их отношениях к жизни, Тургенев задумал изобразить подобный тип в произведении. Роман «Рудин» и явился попыткой такого рода. Роман имел успех и вследствие того, что он служил откликом на переживаемую жизнь, и вследствие своих художественных достоинств. Так как центр тяжести романа лежит в его герое, Рудине, характер которого исключительно сказывается в словах и рассуждениях, а не в действии, то в романе мало движения. Изображая Рудина, Тургенев хотел показать не какого-либо чудака, редкое явление современной ему действительности, а, наоборот, лицо типическое, воплощающее в себе характерные черты молодого поколения. Будучи деятельным во внутренней своей жизни, Рудин по некоторым свойствам своей натуры и по условиям современной ему жизни обречен на полную пассивность и бездействие. Пристрастие к миру отвлеченных интересов делало его человеком идеи и слова. Между выработкой идеалов и претворением их в жизнь для Рудина была бездна. В результате, жизнь Рудина складывается грустно, он называет себя «перекати поле», ибо вечно скитается без угла и пристанища, без любимой работы, вечно волнуясь высокими целями и, не имея и не зная, как осуществлять их.

Роман «Дворянское гнездо» создавался в 1859 году. Герой романа Фёдор Лаврецкий духовно близок Тургеневу и симпатичен ему. Тургенев не развертывает психологического анализа переживаний своих героев, как это делают его современники Достоевский и Л. Толстой. Он ограничивается самым необходимым, сосредоточивая внимание читателя не на самом процессе переживаний, а на его внутренне же подготовленных результатах: нам ясно, как постепенно возникает в Лизе любовь к Лаврецкому. Тургенев заботливо отмечает отдельные этапы этого процесса в их внешнем проявлении, но о том, что делалось в душе Лизы, мы только догадываемся. Не углубляясь в диалектику души своих героев, Тургенев, тем не менее, передает всю полноту их внутренней жизни. Этой полноты писатель достигает при помощи внутреннего монолога (у Лаврецкого) и тем, что скупое изображение каждого момента в переживаниях Лаврецкого и особенно Лизы дополняется полными значения намеками на то, что делается в их душах.

Чувства героев романа, их настроения передаются иногда через паузы, иногда просто через взгляды, выражение лица или интонации голоса. Тургенев часто использует недомолвки, показывая отношения Лизы и Лаврецкого.

Как художник, быстро откликавшийся на все крупные события современной ему общественной жизни, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивных дворянских интеллигентов типа Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Этого нового героя Тургенев стремится описать с максимальной объективностью в романе «Накануне» (1860). Материалом для романа «Накануне» «послужила подлинная история взаимоотношений помещика Каратеева и болгарина Катранова с русской девушкой. В романе «Накануне» Тургенев создает образы героев, чья связь с традицией, предполагающей зависимость человека от Судьбы или Бога, уже не столь прочна, поскольку почти полностью заменена в их сознании идеей служения иному богу – богу исторического прогресса, требующего не внутреннего преобразования личности, а её самореализации вовне путем совершения общественно значимых поступков. Такими героями в романе являются разночинец Инсаков, болгарин, фанатично преданный идее освобождения своей родины от турецкого владычества, и его духовная сподвижница русская девушка Елена Стахова, потомственная дворянка, ставшая против воли родителей его женой, променяв жизнь в довольстве и богатстве на полную лишений и опасностей жизнь для тех, кто страдает от общественной несправедливости.

Созданный в 1861 году «Отцы и дети» – социально-психологический роман. Социальная его сторона воплощена во взаимоотношениях демократа – естественника Базарова с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, в политических и философских рассуждениях с Аркадием.

Работу над романом «Отцы и дети» Тургенев начал в самый драматический момент своей жизни. После статьи Н.А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», посвященный роману «Накануне», писатель навсегда порывает с журналом «Современник», с которым сотрудничал 15 лет. С ним была связана память о Белинском, дружба с Некрасовым, литературная слава. Кроме того, в это же время происходит известная ссора с И.А. Гончаровым, которая заканчивается полным разрывом их взаимоотношений.

Главный герой романа Базаров отрицает искусство, поэзию и всякую «романтическую чепуху», не признаёт авторитетов, не считается с мнением окружающих, т. е. его философия заключается в отрицании жизненных установок отцов.

Тургенев проводит Базарова, как и всех своих героев, через множество испытаний, в том числе и любовью, и философия главного героя «Отцов и детей» терпит крах: романтизм, который отрицал герой, живет в нём самом и приводит его к душевной драме.

Теория Базарова вступает в конфликт с его человеческой сущностью, и, не имея возможности отказаться ни от теории, ни от любви, Базаров умирает. Смерть нигилиста Базарова – это смерть его теории.

Роман Тургенева «Дым» был написан за 6 месяцев и опубликован в журнале «Русский вестник» № 3 за 1867 г. Отдельное издание романа вышло в 1868 году. «Дым» – реалистическое произведение, общественно-политический роман, как и все произведения Тургенева. Это самое злободневное и полемичное произведение современники Тургенева восприняли как учебник по русской истории. Наиболее важной проблемой Тургенев как западник считал проблему усвоения русским обществом лучших достижений западноевропейской цивилизации. Она поднимается в высказываниях Потугина в ответ на вопрос Литвинова, какие заимствования с Запада полезны для России. Тургенев считал, что политическая мысль в России ещё не оформилась, политическая и экономическая судьба России тоже не определена, поэтому он подвергал сатирическому осмеянию две группы политических спорщиков. Во-первых, это Губарёв и его окружение, которых Тургенев изображает как мнимых последователей идей Герцена (преклонения перед русским народом). Во-вторых, едкой сатире подвергаются представители дворянского общества от высших до низших его сфер. Это группа генералов, представители высшей знати и либералы, которые сближались с реакционными кругами.

Основная сюжетная линия сосредоточена вокруг отношений Литвинова и Ирины. На эту канву нанизываются политические и экономические споры о судьбах России, образы представителей знати, дворян, разночинцев. В начале романа монологов разных героев больше, сюжет развивается вяло. Некоторые современники шутили, что засыпали за чтением. Но Тургенев довольно органично соединил сюжет и внесюжетные элементы, многочисленные рассуждения.

Еще в 1870 году возникла у Тургенева идея романа «Новь», создавался же он в апреле-июле 1876 года. Время действия романа, как обозначил его сам автор, – конец 60-х годов XIX века, однако отразились в нем события более поздние: так называемое «хождение в народ» 1874-1875 годов. Действие «Нови» отнесено к самому началу «хождения в народ», к 1868 году. Тургенев показывает, что народническое движение возникло не случайно. Крестьянская реформа 1861 года, в чем писатель теперь убедился, обманула ожидания, положение народа после 19 февраля не только не улучшилось, но резко ухудшилось. Главный герой романа революционер Нежданов говорит: «Пол-России с голода помирает, «Московские ведомости» торжествуют, классицизм хотят ввести, студенческие кассы запрещаются, везде шпионство, доносы, ложь и фальшь – шагу нам ступить некуда». Тургенев резко сатирически изображает представителей реакционных кругов царской России: играющего в либерализм крупного сановника Сипягина, озлобленного консерватора Калломейцева и др. Напротив, в революционной молодежи писатель выделял высокие идеалы служения народу, моральную чистоту, честность, трудолюбие. Особенно отчетливо это было выражено в образе Марианны, которая стала для героя романа Нежданова «воплощением родины, счастья, борьбы, свободы».

В центре романа «Новь» оказываются уже не столько индивидуальные судьбы отдельных представителей эпохи, сколько судьба целого общественного движения – народничества. Нарастает широта охвата действительности, заостряется общественное звучание романа. Любовная тема уже не занимает в «Нови» центрального положения и не является ключевой в раскрытии характера Нежданова. Ведущая роль в организации художественного единства романа принадлежит социальным конфликтам эпохи: трагическому противоречию между революционерами-народниками и крестьянством, столкновениям между революционной, либерально-демократической и консервативной партиями русского общества.

I Основные выводы

Социально-психологические романы Тургенева оказывали сильное влияние на российскую общественную мысль, ибо писатель, по словам Добролюбова, «быстро угадывал новые потребности, новые идеи… и в своих произведениях обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество».

Психологическая сторона романов Тургенева раскрывается в их нравственно-эстетическом содержании, общечеловеческой сущности таких категорий и ценностей, как любовь, дружба, отношение человека к природе, к искусству и морали.

Тургенев считал, что писатель должен быть психологом, но «тайным»: о чувствах и мыслях его героев говорят их жесты, взгляды, интонации, разнообразные мелкие детали. Писатель умеет найти ту главную деталь, через которую раскрывается состояние человеческой души и авторские мысли и чувства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: