Практическое занятие № 13. Чтение и анализ отрывков «На балу», «В гостях у Одинцовой», «Объяснение в любви»




Практическое занятие № 13

Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа

Чтение и анализ отрывков «На балу», «В гостях у Одинцовой», «Объяснение в любви»

Система вопросов и заданий

УСТНО

1. Подготовьте рассказ об А. Одинцовой (гл. 14-15).

2. Каковы взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой?

3. Что привлекает Базарова в Одинцовой?

4. Используя текст 7, 14, 17 глав, опишите отношения Базарова и Одинцовой.

5. Как и почему борется Базаров со своим чувством к Одинцовой?

6. Как изменился Базаров за это время?

7. Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «горькую терпкую вольную жизнь»?

8. Почему Одинцова решила «не шутить с этим» (дает отказ Базарову)?

9. Могли ли иначе закончиться взаимоотношения Базарова и Одинцовой?

ПИСЬМЕННО

10. В чём заключается смысл испытания Базарова любовью?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Тема любви в литературе является лейтмотивом многих произведений. В романе «Отцы и дети» существует несколько любовных линий. Наиболее значимой является история Евгения Базарова и Анны Одинцовой.

В начале романа Базаров демонстрирует сухость и резкость в своих суждениях о женщинах: «Это что за фигура?.. На остальных баб не похожа». Писатель отмечает: «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни ». Герой не верит в возникновение эмоциональной связи между людьми, поэтому размышляет: «Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась».

«Что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?.. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдём лучше смотреть жука », — говорит Базаров.

Он осуждает любовь Павла Петровича: «А я всё-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла».

Герой уверен, что жизнь можно прожить без чувств, то есть без всякой «белиберды». Однако Тургенев решает испытать его любовью.

Рациональная жизнь Базарова меняется в один миг, когда он встречает Анну Одинцову. Он не в силах противостоять сильному чувству. Тургенев показывает, что жизнь не так однозначна, какой она казалась герою ранее. Писатель заставляет Базарова переживать то, что он уверенно отрицал.

А любовь способна сломить любые убеждения в душе даже самого ярого нигилиста и привести к безграничным внутренним противоречиям. Основной конфликт в романе — это борьба героя с самим собой, так как идеи, которые его привлекают, не способны заглушить в нём эмоции, заложенные самой природой.

Тургенев наделяет Анну Сергеевну множеством достоинств. Она умна, красива, аристократична, независима, горда и лишена высокомерия: «она поразила его достоинством своей осанки», «её прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным». Но Базарова она заинтересовала своим спокойствием, интеллигентностью, способностью слушать и понимать собеседника. «Анна Сергеевна, — поторопился сказать Базаров, — прежде всего я должен вас успокоить... — Кто их помнит? Да притом любовь... ведь это чувство напускное. — В самом деле?».

Одинцова выражает холодность по отношению к мужчинам. Она никогда не любила по-настоящему: «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно».

Однако Базаров заинтересовал Анну Сергеевну. Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала. В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала, даже тогда, когда он её сердил или оскорблял её вкус, её изящные привычки. Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать». Дмитрий Писарев отмечает: «Отношения Базарова с Одинцовою кончаются тем, что между ними происходит странная сцена. Она вызывает его на разговор о счастье и любви, она с любопытством, свойственным холодным и умным женщинам, выспрашивает у него, что в нём происходит, она вытягивает из него признание в любви; она же отскакивает с испугом на другой конец комнаты и уверяет его, что он её не так понял, что он ошибся».

Могли ли иначе закончиться взаимоотношения Базарова и Одинцовой? Нет, и в этом виноваты оба. Сцена объяснения героя в любви по­казывает, что гармонии в их взаимоотношениях нет и быть не может. Он, отрицавший романтику любви, называвший её белибердой, непростительной дурью, сам влюбился роман­тически, безнадежно. «…Я люблю вас, глупо, безумно…» - ему хватает мужества это признать, но соз­нание этого вызывает у него самого злость на себя. Одинцовой же не хватает смелости и реши­мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Анну Сергеевну пугает какая-то скрытая, но порой вы­рывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Насыщенной, непредсказуе­мой, но крайне трудной жизни с Базаровым она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное сущест­вование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответст­венность за то, что отношения не сложились, лежит и на герое, и на героине.

В чём заключается смысл испытания Базарова любовью? Тургенев — великий психолог. Его Базаров, отрицающий всё, в душе человек нравственный, поэтому идеология, которой он следует, не оправдывает себя, а жизнь естественным образом переворачивает принципы нигилизма. Сильное, глубокое чувство оказалось неподвластно его собственным теориям. Рушится система его взглядов, на которую он до сих пор так уверенно опирался. Любовь оказалась сильнее идей. Испытание любовью помогает автору показать несостоятельность нигилистических взглядов Базарова.

Вторая любовная линия в романе — это неудачные отношения Павла Петровича Кирсанова и княгини Р.

27-летним молодым человеком Павел Петрович влюбляется в замужнюю женщину. Такую характеристику даёт ей Тургенев: «Она внезапно уезжала за границу, внезапно возвращалась в Россию, вообще вела странную жизнь. Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем. День наставал, и она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала, смеялась, болтала и точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее развлечение».

Павел Петрович знакомится с ней на балу в Петербурге. Писатель отмечает её недалекий ум, но Кирсанова она покоряет загадочностью и обаянием: «Он ещё мучительнее, ещё крепче привязался к этой женщине… Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для неё самой неведомых сил; они играли ею, как хотели...». Она уехала за границу, а он последовал за ней, бросив службу и блестящую карьеру, и стал волочиться, пока не произошло окончательного разрыва: «Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею... О женитьбе он, разумеется, и не думал. Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро...».

Тургенев подчёркивает, что эта любовная интрига была самым ярким событием в жизни Павла Петровича. После разрыва он чувствует себя несчастным и погружается в воспоминания, живя лишь ими, оторванный от реальной действительности. В настоящем героя ничего не происходит. Таким образом, любовь уничтожила Кирсанова, он утратил жажду жизни.

Совсем другой тип отношений в романе представляет пара Аркадия и Кати.Дружба с Катей перерастает в настоящую любовь: «Катя смутно понимала, что он искал какого-то утешения в её обществе, и не отказывала ни ему, ни себе в невинном удовольствии полустыдливой, полудоверчивойдружбы». Тургенев показывает на примере Аркадия и Кати, как прекрасна любовь: «Он схватил её большие, прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: “Катя, Катя...”, а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слёз в глазах любимого существа, тот ещё не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек».

Отец Аркадия, Николай Петрович, тоже счастлив в семейной жизни. В молодости он сломал ногу, что помешало ему стать военным, но он учился в университете, женился, воспитал сына. Он искренне любил свою супругу. Но счастье, казалось, закончилось, когда жены не стало. В честь неё он даже назвал имение Марьино. Но судьба предоставила Николаю Петровичу возможность влюбиться снова — в простую девушку Фенечку, которая привлекла его чистотой и непосредственностью. Её происхождение и положение не повлияли на их отношения. Они наполнены теплотой и счастьем. Фенечка признаётся: «...Я Николая Петровича всем сердцем люблю... Мне Николая Петровича не любить — да после этого мне и жить не надо!... Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду!».

Любовные отношения героев в романе «Отцы и дети» разнообразны. Так, чувство Базарова трагично из-за холодности Одинцовой, которая отказалась открыть своё сердце. Павел Петрович поглощён воспоминаниями о былом счастье, утрачивая способность радоваться жизни. А отношения Аркадия и Николая Петровича стали примерами семейной идиллии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: