Задание: составьте тезисы, характеризующие тенденции духовной жизни современной России (тезис – это кратко сформулированная мысль о каком либо явлении или процессе, максимум в одно предложение), тезисов должно быть не менее 10.
Духовная жизнь России всегда отличалась своеобразием, некоторые из причин которого существовали и сто, и двести лет назад. Существуют они и сейчас. На духовную жизнь России на протяжении веков оказывал воздействие многонациональный состав ее населения со своими историческими и религиозными традициями. На громадной неравномерно заселенной территории государству всегда принадлежала особая роль, а культурные процессы тяготели к государственным центрам.
Кроме этого, на современные процессы в духовной жизни российского общества наложили свой отпечаток радикальные преобразования в российском обществе, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. Жесткий контроль за духовной жизнью общества в Советском государстве породил ситуацию раздвоения культуры. На ее полюсах находились диктуемая обществу сверху культура и полулегальная культура противостояния, советского общества. Именно в последней области происходили неподконтрольные государству культурные процессы, развивались диссидентская литература и публицистика, тиражируемые в самиздате, искусство, не допущенное в выставочные залы, музыка, изгнанная со сцен и концертных площадок. Вспомните хотя бы имена А. И. Солженицына, В. С.
Перестройка и последующие реформы полностью изменили всю структуру духовной жизни России. Эти непростые процессы имели как положительные, так и отрицательные итоги.
|
Естественно, что вместе с либерализацией всех сторон жизни общество получило свободу самовыражения и в сфере культуры. Появилась возможность активного диалога с культурами других стран. Запрещенные цензурой и неизвестные до сих пор явления мирового искусства стали общедоступными. С падением «железного занавеса» стало возможным свободно представить и свои культурные достижения на суд мировой общественности. Исчезли идеологические факторы, ограничивающие творчество. Художник получил возможность свободного самовыражения, а потребитель — свободу выбора.
Из подполья культура хлынула на рынок. И именно здесь ее поджидали основные проблемы. Культура стала заложницей рыночных отношений, вынужденной отвечать запросам публики и приносить при этом прибыль, т. е. быть самоокупаемой. В России начала развиваться массовая культура, которой в СССР фактически не было. В этой ситуации российский рынок заняла продукция западной индустрии развлечений.
Рыночные отношения подкосили и сильную своими историческими традициями российскую интеллигенцию.
В условиях обострившихся экономических проблем государство ослабило поддержку сферы культуры. Бюджетное финансирование этой области все еще продолжает подчиняться остаточному принципу. В результате оказались нарушенными система управления культурой, способы материальной поддержки и регулирования, закрылась масса культурных учреждений, были свернуты многие исследовательские проекты фундаментальной науки.
В этой ситуации более всего пострадала духовная жизнь провинции и села. Для местных бюджетов оказалось невозможным содержать дома и дворцы культуры, кинотеатры, библиотеки, творческие самодеятельные коллективы, клубы, местные музеи, организовывать выездные спектакли и выступления артистов. Основным источником получения культурных благ стало телевидение.
|
В ситуации, когда общество утратило свои привычные ориентиры, взгляд многих людей обратился к традиционным ценностям религиозных верований. За последние годы существенно выросли авторитет и влияние церкви, значительно увеличилось количество верующих. Для многих религия стала опорой в повседневной жизни. Церковь с успехом влилась в сферу духовной культуры страны, став элементом стабильности и нравственного порядка.
Как мы с вами смогли убедиться, духовная жизнь России за последние годы претерпела колоссальные изменения и приобрела в результате массу проблем. Однако их все-таки не стоит считать признаками деградации и полного разрушения культуры, они являются вполне естественными для любого общества переходного периода.
Широкая открытость общества облегчает усвоение новейших достижений внешнего мира, однако оборотной стороной такой открытости становится чрезмерное имитаторство, что приводит к подрыву собственного культурного достояния. Слепое копирование образцов западной культуры без должной адаптации к отечественным культурным традициям оборачивается не только духовным, но и социальным разладом.
Укрепление и обновление системы образования, восстановление средств и способов привлечения масс к культурным процессам — все это позволит поднять общий уровень культуры.
Воспроизводство духовной деятельности обеспечивается системой образования, научными учреждениями, церковными институтами, структурами СМИ, творческими организациями и т. д. Для их нормального функционирования, безусловно, необходима серьезная государственная поддержка. Но вместе с тем культура в значительной степени создается в духовном пространстве личности. И именно поэтому каждый человек должен ясно сознавать, что культура — это и его личное дело, проблема его собственного духовного уровня.