Развивающий диалог в трудных жизненных ситуациях




ДИСЦИПЛИНА

 

Содержание самостоятельной работы [1] студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Кол-во часов
1. Проблемы психологии трудных и экстремальных ситуаций   Систематизация источников. Библиографический список литературы по теме. Работа со словарями, подготовка терминологического словаря. Создание каталога ссылок на электронные образовательные ресурсы по темам учебной дисциплины и их краткой аннотации. Подбор методик исследования.  
2. Философия и технология развивающего диалога   Самостоятельное изучение теории, анализ конкретных случаев. Отработка навыков ведения индивидуального диалога,ведение групп, написание зачетных работ о применение диалога в индивидуальной и групповой работе с комментариямии анализом.  
3. Практика развивающего диалога в трудных жизненных ситуациях. Включение в свою профессиональную деятельность (самостоятельную работу между занятиями) полученных в процессе обучения навыков и умений, c последующим разбором успехов и трудностей и получением обратной связи по этому заданию.  
Итого: 24 час.

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Кол-во часов
2. Философия и технология развивающего диалога 6
  Построение развивающих диалогических отношений Задание 1. Практика развивающего диалога. 1.Как вы поняли, в чем заключается сущность развивающего диалога? Выпишите все вопросы, которые у вас возникли в связи с термином «развивающий диалог» и обсудите их со своими сокурсниками. Запишите, к чему вы пришли. 2.Удается ли Вам использовать развивающий диалог в своей жизни? В чем заключаются трудности его использования? Приведите конкретные примеры. Задание 2. Исследование ценностного пространства. 1. Познакомьтесь с ценностным опросником С. Шварца постройте на его основе своё ценностное жизненное пространство. 2. Подберите батарею методик, направленную на изучение ценностей человека. Дайте краткую характеристику каждой методики, опишите их преимущества и недостатки. Задание 3. Круг как диалогическая форма работы. Напишите эссе на тему: почему круг является основной и принципиально важной формой работы в диалоге.  
  Развивающий диалог как инструмент социально-психологической реабилитации Задание 1.Изучите предложенную литературу и ответьте на следующие вопросы:
  1. Что такое системный подход и способность мыслить системно? Каковы основные элементы системного мышления?
  2. Какие существуют виды обратной связи?
  3. Почему системы могут разрушаться, становиться неустойчивыми или дисфункциональными?
  4. Что такое системы с запаздыванием?
  5. Приведите конкретные примеры из вашей жизни или практики и проанализируйте их, используя системный подход.
Задание 2. Просмотрите педагогические и психологические журналы за последние 5 лет. Найдите статьи, посвящённые теме системного подхода. Составьте каталог статей по данной теме. Напишите аннотацию на одну из статей или проведите сравнительный анализ основных положений нескольких статей. Задание 3.Познакомьтесь с примером из практики реабилитационной программы для подростков в книге Лихтарникова А.Л. и Чесноковой Е.Н. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально-психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. Программа подготовки к освобождению из воспитательной колонии. – СПб., 2004. на стр. 24-26. Выполните самостоятельное исследование трех вариантов обратной связи, предложенные на стр.25 и спрогнозируйте их результаты. Задание 4. 1. Составьте полный список проблем, которые вы знаете в связи с подростками. 2.Определите: а) какие детали поведения касаются самого подростка; в) какие проблемы связаны с его семьей. 3. Для каждой проблемы (случая) попробуйте определить, чего не хватает ребенку, что бы он хотел получить.
 
3. Практика развивающего диалога в трудных жизненных ситуациях. 20
  Диалог как средство преодоления беспомощности в трудных жизненных ситуациях Задание 1. Сказка как инструмент работы с состояниями беспомощности 1. Познакомьтесь с текстами Владимира Проппа "Морфология сказки" и программой для подростков групп риска "Искусство человеческих взаимоотношений" А. Лихтарникова, Ю. Пежемской и Н. Смирновой и сделайте их реферативный обзор. 2. Сочините свою сказку. 3. Прочитайте сочиненную сказку в группе и проанализируйте её при помощи участников группы. 4. Сделайте постановку своей волшебной сказки в группе. 5. Напишите подробный отчет о проделанной работе. Отметьте, что вам удалось и, что было трудно. Задание 2. Теория оптимизма и атрибутивные стили.
  1. Познакомьтесь с теорией оптимизма (Д. Хирото, М. Селигман) как альтернативой беспомощности.
  2. Почему некоторые люди, каким-то образом умеют противостоять беспомощности, несмотря на опыт неконтролируемости событий продолжают упорно искать выход из трудного положения? Какие качества им помогают?
  3. Кто вы в своей жизни? «Оптимист» или «пессимист»? Что вам помогает оставаться в поиске и противостоять беспомощности?
  4. Что такое атрибутивный стиль? Подберите методики, которые исследуют атрибутивные стили. Апробируйте их в малых группах и опишите полученные результаты.
 
 
  Практика исследования потребностей в диалоге. Задание 1.Исследуйте потребности человека (взрослого или ребенка) по любой актуальной для него теме. Расскажите, какие вопросы вы задавали, когда исследовали потребности и к чему вы пришли вместе с клиентом. Задание 2.Исследуйте точки противоречия, которые человек не осознает. Задание 3.Исследовать потребности членов своей семьи, учебной группы или коллектива на работе и создать на их основе проект совместной деятельности. Задание 4. Проведите родительское собрание как проект совместной деятельности, используя диалог. Опишите опыт полученный в результате проведения такого собрания и оцените его результаты.  
  Развивающий диалог как инструмент договора. Задание 1.Заключение соглашения с подростком (по структуре). Задание 2.Семейный договор. 1. Исследуйте представление каждого члена своей семьи о существующем распределении территории в доме и заключить договор о территории с учетом прав каждого члена семьи на личную территорию. Опишите и проанализируйте полученные результаты. 2.Заключите семейный договор о распределении ответственности между членами семьи. Опишите и проанализируйте полученные результаты.    
  Практика диалогического разрешения конфликта 1. Проанализируйте конкретную ситуацию разрешения конфликта. Какие принципы и методы развивающего диалога удалось использовать психологу? 2.Используя литературупо теме конфликтов и ваш практический опыт, разработайте практикум по разрешению конфликтов для детей групп социального риска.  
  Диалогический характер терапии реальностью в трудных жизненных ситуациях.   Задание 1.Диалогический характер терапии реальностью У. Глассера 1. Познакомьтесь с философией, принципами и целями терапии реальностью У. Глассера. 2. В чем заключается диалогический характер терапии реальностью У. Глассера? 3. Сформулируйте основные принципы терапии реальности в образовании. 4. Каково значение мотивации в терапии реальностью? В чем заключается альтернатива мотивации? 5. Что такое полное поведение? Приведите пример. 6. Раскройте с точки зрения терапии реальностью такие понятия как «послушание», «ответственность», «ситуация выбора», «наказание», «оправдания». Задание 2.Проведение классных собраний.
  1. Познакомьтесь с методикой проведения классных собраний У. Глассера (Школы без неудачников с.111- 152).
  2. Разработайте критерии эффективности и оцените на их основе эффективность проведения собраний по разбору текущих проблем используя примеры из опыта реабилитационной работы РОО «Доверие» в Санкт-Петербурге:
 
Итого: 26 час.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля / дисциплины:

а) Основная литература:

1. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: автореф. дис... канд. псих, наук: 19. 00. 01 - Москва, 2007.

2. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2007.

3. Пежемская Ю.С. Подростки групп социального риска и их социально-психологическая реабилитация. Материалы исследования и опыт практической работы. – Спб., 2008.

4. Пежемская Ю.С. Развивающий диалог как метод проблемного обучения и практика его применения в вузе. /Журнал «Психология в вузе» 2009, №1.

5. Пежемская Ю.С. Развивающий диалог в современной образовательной среде. /Журнал научных публикаций «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» №5 май 2010 (ч.1), Москва, ISSN 2073-0071.

6. Психическое развитие человека и социальные влияния: Коллективная монография. - СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

7. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). — СПб.: Речь, 2006.

8. Технологии разрешения социально-психологических проблем развития детей «группы риска»: Учебно-методический комплекс. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

9. Чеснокова Е.Н. Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель–ученик»: дис. канд. психологических наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

 

б) Дополнительная литература

1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жиз­ненных условиях: переосмысливание, преоб­разование ситуаций и психологическая защи­та // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1.

2. Битюцкая Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование, № 4, 2007. С. 87 – 93.

3. Бурлачук Л. Ф., Михайлова Н. Б. К психо­логической теории ситуации // Психологиче­ский журнал. 2002. Т. 23. № 1.

4. Гришина Н. В. Психология социальных си­туаций // Вопросы психологии. 1997. № 1.

5. Дикая Л. Г., Махнач А. В. Отношение чело­века к неблагоприятным жизненным событи­ям и факторы его формирования // Психоло­гический журнал. 1996. Т. 17. № 3.

6. Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально-психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. Программа подготовки к освобождению из воспитательной колонии. – СПб., 2004.

7. Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. – СПб., 2001.

8. Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под. ред. Л.А. Регуш. - СПб., 2003.

9. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. / Под. ред. Л.А. Регуш. - СПб, 1998.

10. Пежемская Ю.С. Школа, в которой я хочу учиться. Потребность в безопасности.// Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003 г.): Материалы Всероссийской конференции. – М., 2003.

11. Прохорова О. Социально- педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации. /Журнал «Воспитание школьников»- №8/2005 год с.30- 35.

12. Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II научно-практических конференций 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г. /Под ред. Е.А. Петровой – М.: Издательство РГСУ, 2004.

13. Чеснокова Е.Н. Диалог с трудными подростками или Педагогика Пауло Фрейра в России.// Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под. ред. Л.А. Регуш. - СПб., 2001, с.85-105.

14. Чеснокова Е.Н. Развивающий диалог с осужденными подростками (психологические основы развивающего диалога как основного инструмента социально-психологической реабилитации).// Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под. ред. Л.А. Регуш СПб., 2003, с. 170-191.

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

ü Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 1(3). URL: https://psystudy.ru

ü Система федеральных образовательных порталов. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Каталог: Предметная область: Профессиональное образование: Педагогическое образование: Психология. — Режим доступа: https://www.edu.ru/modules.php?name=Web_Links

 

г) электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

ü Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - это крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 13 млн научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 2000 российских научно-технических журналов, в том числе более 1000 журналов в открытом доступе. — Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp -

ü «Библиотека» сайта psychology.ru: Психология на русском языке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.psychology.ru/Library.

ü Сайт «Флогистон: Психология из первых рук» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://flogiston.ru/library

ü психологический ресурс PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» (Отборные тексты по психологии и смежным гуманитарным дисциплинам) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://psylib.kiev.ua. Благодаря спонсору — Киевскому фонду содействия развитию психической культуры «Институт развивающих психотехнологий», электронные издания добавляются туда практически ежедневно.

ü Обзор психологических ресурсов интернета Подготовлен в НИО библиографии. — Режим доступа:

https://www.rsl.ru/ru/s3/s331/s122/d1312/d13124792

 

д) программное обеспечение:OpenOffice.org 3, Операционная система UNIX

Оценка компетенций, сформированных по модулю / дисциплине:

Компетенция Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции
ОК-5 Материалы взаимной экспертной оценки и самооценки. Ценностный опросник.
ОПК-3 Материалы оценки результатов моделирования решения проблемной ситуации и её анализа. Отчеты и материалы самостоятельных работ, выполненные в соответствии с требованиями задания.
ПКОД-1 Отчеты и материалы самостоятельных работ, выполненные в соответствии с требованиями задания. Портфолио методических разработок по созданию проектов совместной деятельности, проведению собраний по разбору текущих проблем, заключению договоров на основе принципов диалога.

 

Допуск к итоговой аттестации происходит на основе текущей аттестации по результатам выполнения самостоятельных работ и участия в аудиторных занятиях.

Зачет, включает в себя обсуждение письменного отчета студента о проделанной на курсе работы и самооценочный анализ своих профессиональных навыков с обратной связью от других участников курса.

Второй этап итоговой аттестации проводится в виде комплексной оценки личностно-профессиональной компетентности магистранта при моделировании им решения проблемной ситуации.

 

Разработчики:

РГПУ им.А.И.Герцена, кафедра психологии развития и образования   Доцент, кандидат психологических наук, доцент       Ю.С. Пежемская
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)
             

 

 


[1] Самостоятельная работа (в часах) складывается из инвариантной и вариативной частей (с/р=обязательная+вариативная).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: