Тема урока: «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода» ».




Тема урока: «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода» ».

Класс

Предмет Химия, Класс 9

Тема урока Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (урок-практикум)

Форма организации занятия: парная практическая работа.

Методы: проблемно-поисковые, исследовательские.

Оборудование и реактивы: пробирки, держатель для пробирок, пробка с газоотводной трубкой, растворы соляной кислоты, карбонат натрия, силикат натрия, мрамор, известковое молоко, фенолфталеин, гидроксид натрия.

 

Цель урока: продолжить формирование навыка самостоятельно добывать знания в ходе исследования и раскрывать особенности протекания химических реакций, определять проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать и обобщать изученный материал, совершенствовать умения и навыки при решении экспериментальных задач, соблюдении правил техники безопасности.

Задачи урока:

Общедидактическая:

· создать условия для привития культуры химического эксперимента через приёмы формирования технологической, коммуникативной, рефлексивной компетентностей.

Образовательные задачи:

· обобщить и систематизировать знания по теме, закрепить практические навыки при выполнении эксперимента, повысить интерес к предмету и мотивацию обучения;

· выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли, делать обоснованные выводы.
Развивающие задачи:

· развивать умение прогнозировать, сравнивать, выделять главное, анализировать;

· развивать речевые навыки, наблюдение и умение делать выводы;

· развивать интерес к предмету;

· развивать умение принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполнять различные социальные роли.

Воспитательные задачи:

· воспитывать желание учиться с интересом, без принуждения и нагрузок;

· воспитывать самостоятельность мышления посредством саморефлексии.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоорганизация, самоопределение, осознание своих возможностей, проявление интереса и активности в выборе решения, установление личностного смысла знания, умение овладеть нормами и правилами научной организации труда, умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль), развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

Регулятивные действия: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе; умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату; умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату; построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные действия: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание; умение выделять необходимую информацию; умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Планируемые результаты: Знать: химические свойства соединений углерода и кремния, способы их получения и распознавания. Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства соединений углерода и кремния, объяснять их в свете окислительно-восстановительных процессов, разъяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации. Анализировать результаты наблюдаемых опытов и делать обобщающие выводы. Пробовать объективно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

 

1.Организационный момент. (1 мин.)  
2.Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.) Цель урока: продолжить формирование навыка самостоятельно добывать знания в ходе исследования и раскрывать особенности протекания химических реакций, определять проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать и обобщать изученный материал, совершенствовать умения и навыки при решении экспериментальных задач, соблюдении правил техники безопасности. Вам сегодня придется самостоятельно поработать. У вас на партах лежат инструктивные карты и бланки отчетов. Подпишите класс, Ф.И.
3.Актуализация опорных знаний учащихся. (3 мин.) Ребята, вы изучили очередной блок учебного материала. Какой? (Подгруппа углерода) Получили теоретические знания по этой теме. Каким может быть следующий этап вашей деятельности? (Отработка знаний, практикум) Правильно. Сегодня у нас практикум - это форма проведения учебного занятия. Как вы бы определили тему сегодняшнего урока? Если затрудняетесь, воспользуйтесь инструктивными картами. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода». Вы работаете в парах. Сегодня вы выполните задания – исследования. Вы работаете над мини-проектом. Ознакомьтесь с заданиями и сформулируйте цель исследования. Запишите цель на бланках – отчетах
4.Обобщение знаний, умений, навыков. (5 мин.) Я хочу вам прочитать отрывок из одного произведения «…Это снаряд-ракета из стекла в дубовой обшивке, заряженный под давлением в семьдесят две атмосферы жидкой углекислотой… Всякое живое существо, находящееся в пределах тридцати метров от места взрыва, должно неминуемо погибнуть от этой леденящей температуры и удушья… Целый океан углекислоты затопит город!..» Таким способом злобный маньяк герр Шульце намеревался расправиться со свободным и демократическим городом Франсевиллем, о чём поведал читателям Жюль Верн в романе «Пятьсот миллионов бегумы» вместе со своим соавтором — публицистом и активным деятелем Парижской коммуны Паскалем Груссе (Андре Лори) более 130 лет назад. Роман конечно же фантастический, но в нём Жюль Верн фактически предсказал появление боевых отравляющих веществ, точно так же, как — в других романах — подводных крейсеров, электромобилей, средств беспроводной связи и множества прочих свершившихся технических открытий. Некоторые его литературные гипотезы не сбылись и никогда не сбудутся: при помощи пушки на Луну люди летать не станут (хотя для заброски на орбиту автоматических станций этот способ, возможно, когда-нибудь пригодится), гигантские плавающие острова строить вряд ли возьмутся, да и в недрах вулканов не будут искать застывшие на уровне мезозоя затерянные миры. Ребята о каком соединении идет речь в данном отрывке? Углекислый газ. Но вот с предположением по поводу углекислого газа у великого фантаста получилась воистину удивительная неоднозначность. С одной стороны, в качестве оружия двуокись углерода никто никогда не применял и применять не будет. Люди изобрели намного более эффективные вещества массового уничтожения собратьев. С другой — перспектива больших городов оказаться затопленными океанами углекислоты сегодня выглядит отнюдь не фантастической. И отчасти такое уже происходит. Нам же сегодня предстоит получить это соединение и изучить его свойства. А также научится распознавать соединения содержащие его производные. Инструктаж по ТБ (инструкции на партах). Ознакомились, расписались. Теперь вы можете приступать к работе над своим исследовательским проектом. Ознакомьтесь с задачами, обозначьте проблему, составьте проект (план) решения проблемы. Запишите соответствующие уравнения реакций. (Учитель контролирует, корректирует процесс).
5.Закрепление знаний. (20 мин.) Теперь вы можете провести практическое исследование, показывая путь решения проблемы. Ребята, вы изучили очередной блок учебного материала. Какой? Не забудьте сформулировать вывод.
6.Рефлексия. (12 мин) Подведем итоги вашей исследовательской деятельности. Попрошу презентовать результаты. Участники всех групп записывают результаты в карту. Ребята, вы получили задания для работы над информационным проектом. Не забудьте познакомить присутствующих с результатами работы.
7.Домашнее задание.   Отчеты сдайте. Спасибо за урок! Вы хорошо поработали! Надеюсь и вы остались довольны своей работой!

 


Отчет составил ученик (ученица) 9__класса____________________________________________________________________

Практическая работа по теме: « Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода» ».

Цель:

Реактивы:

Оборудование:

№ п/п Название опыта Наблюдения Вывод. Рисунок. Уравнения реакций. Расчеты.
  Получите углекислый газ из мрамора и изучите его свойства, используя предложенные реактивы.      
   
  Ученик перепутал этикетки на флаконах с растворами следующих солей: 1.Силикат натрия 2.Хлорид натрия 3.Карбонат натрия Помогите ученику распознать вещества с помощью одного реактива.    
   
     

ВЫВОД__________________________________________________________________________________________________________________________________

Правила техники безопасности

1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.

2. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус. Твёрдые вещества берите только ложкой.

3. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.

4. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы отверстие было направлено в сторону и от вас и от соседей.

5. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

6. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.

7. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадёт на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.

8. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.

9. Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Инструкционная карта  
Название опыта Ход работы  
Получите углекислый газ из мрамора и изучите его свойства, используя предложенные реактивы. В пробирку внести несколько кусочков мрамора и прилить немного соляной кислоты. Быстро закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опустить в пробирку с известковой водой. Что наблюдаем? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.  
В чистую пробирку налить 2-3 мл раствора гидроксида натрия и добавить несколько капель фенолфталеина. Затем через раствор пропустить углекислый газ. Что наблюдаем? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.  
Ученик перепутал этикетки на флаконах с растворами следующих солей: 1.Силикат натрия 2.Хлорид натрия 3.Карбонат натрия Помогите ученику распознать вещества с помощью одного реактива. Из трех пронумерованных пробирок отольем 2мл пробы в чистые пробирки. С помощью соляной кислоты можно отличить эти растворы. Что наблюдаете? Запишите возможные уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.  
 
 

Подведение итогов


 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: