Тема урока: «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода» ».
Класс
Предмет Химия, Класс 9
Тема урока Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (урок-практикум)
Форма организации занятия: парная практическая работа.
Методы: проблемно-поисковые, исследовательские.
Оборудование и реактивы: пробирки, держатель для пробирок, пробка с газоотводной трубкой, растворы соляной кислоты, карбонат натрия, силикат натрия, мрамор, известковое молоко, фенолфталеин, гидроксид натрия.
Цель урока: продолжить формирование навыка самостоятельно добывать знания в ходе исследования и раскрывать особенности протекания химических реакций, определять проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать и обобщать изученный материал, совершенствовать умения и навыки при решении экспериментальных задач, соблюдении правил техники безопасности.
Задачи урока:
Общедидактическая:
· создать условия для привития культуры химического эксперимента через приёмы формирования технологической, коммуникативной, рефлексивной компетентностей.
Образовательные задачи:
· обобщить и систематизировать знания по теме, закрепить практические навыки при выполнении эксперимента, повысить интерес к предмету и мотивацию обучения;
· выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли, делать обоснованные выводы.
Развивающие задачи:
· развивать умение прогнозировать, сравнивать, выделять главное, анализировать;
· развивать речевые навыки, наблюдение и умение делать выводы;
· развивать интерес к предмету;
|
· развивать умение принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполнять различные социальные роли.
Воспитательные задачи:
· воспитывать желание учиться с интересом, без принуждения и нагрузок;
· воспитывать самостоятельность мышления посредством саморефлексии.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоорганизация, самоопределение, осознание своих возможностей, проявление интереса и активности в выборе решения, установление личностного смысла знания, умение овладеть нормами и правилами научной организации труда, умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль), развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Регулятивные действия: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе; умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату; умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату; построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные действия: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание; умение выделять необходимую информацию; умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Планируемые результаты: Знать: химические свойства соединений углерода и кремния, способы их получения и распознавания. Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства соединений углерода и кремния, объяснять их в свете окислительно-восстановительных процессов, разъяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации. Анализировать результаты наблюдаемых опытов и делать обобщающие выводы. Пробовать объективно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
1.Организационный момент. (1 мин.) | |
2.Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.) | Цель урока: продолжить формирование навыка самостоятельно добывать знания в ходе исследования и раскрывать особенности протекания химических реакций, определять проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать и обобщать изученный материал, совершенствовать умения и навыки при решении экспериментальных задач, соблюдении правил техники безопасности. Вам сегодня придется самостоятельно поработать. У вас на партах лежат инструктивные карты и бланки отчетов. Подпишите класс, Ф.И. |
3.Актуализация опорных знаний учащихся. (3 мин.) | Ребята, вы изучили очередной блок учебного материала. Какой? (Подгруппа углерода) Получили теоретические знания по этой теме. Каким может быть следующий этап вашей деятельности? (Отработка знаний, практикум) Правильно. Сегодня у нас практикум - это форма проведения учебного занятия. Как вы бы определили тему сегодняшнего урока? Если затрудняетесь, воспользуйтесь инструктивными картами. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода». Вы работаете в парах. Сегодня вы выполните задания – исследования. Вы работаете над мини-проектом. Ознакомьтесь с заданиями и сформулируйте цель исследования. Запишите цель на бланках – отчетах |
4.Обобщение знаний, умений, навыков. (5 мин.) | Я хочу вам прочитать отрывок из одного произведения «…Это снаряд-ракета из стекла в дубовой обшивке, заряженный под давлением в семьдесят две атмосферы жидкой углекислотой… Всякое живое существо, находящееся в пределах тридцати метров от места взрыва, должно неминуемо погибнуть от этой леденящей температуры и удушья… Целый океан углекислоты затопит город!..» Таким способом злобный маньяк герр Шульце намеревался расправиться со свободным и демократическим городом Франсевиллем, о чём поведал читателям Жюль Верн в романе «Пятьсот миллионов бегумы» вместе со своим соавтором — публицистом и активным деятелем Парижской коммуны Паскалем Груссе (Андре Лори) более 130 лет назад. Роман конечно же фантастический, но в нём Жюль Верн фактически предсказал появление боевых отравляющих веществ, точно так же, как — в других романах — подводных крейсеров, электромобилей, средств беспроводной связи и множества прочих свершившихся технических открытий. Некоторые его литературные гипотезы не сбылись и никогда не сбудутся: при помощи пушки на Луну люди летать не станут (хотя для заброски на орбиту автоматических станций этот способ, возможно, когда-нибудь пригодится), гигантские плавающие острова строить вряд ли возьмутся, да и в недрах вулканов не будут искать застывшие на уровне мезозоя затерянные миры. Ребята о каком соединении идет речь в данном отрывке? Углекислый газ. Но вот с предположением по поводу углекислого газа у великого фантаста получилась воистину удивительная неоднозначность. С одной стороны, в качестве оружия двуокись углерода никто никогда не применял и применять не будет. Люди изобрели намного более эффективные вещества массового уничтожения собратьев. С другой — перспектива больших городов оказаться затопленными океанами углекислоты сегодня выглядит отнюдь не фантастической. И отчасти такое уже происходит. Нам же сегодня предстоит получить это соединение и изучить его свойства. А также научится распознавать соединения содержащие его производные. Инструктаж по ТБ (инструкции на партах). Ознакомились, расписались. Теперь вы можете приступать к работе над своим исследовательским проектом. Ознакомьтесь с задачами, обозначьте проблему, составьте проект (план) решения проблемы. Запишите соответствующие уравнения реакций. (Учитель контролирует, корректирует процесс). |
5.Закрепление знаний. (20 мин.) | Теперь вы можете провести практическое исследование, показывая путь решения проблемы. Ребята, вы изучили очередной блок учебного материала. Какой? Не забудьте сформулировать вывод. |
6.Рефлексия. (12 мин) | Подведем итоги вашей исследовательской деятельности. Попрошу презентовать результаты. Участники всех групп записывают результаты в карту. Ребята, вы получили задания для работы над информационным проектом. Не забудьте познакомить присутствующих с результатами работы. |
7.Домашнее задание. | Отчеты сдайте. Спасибо за урок! Вы хорошо поработали! Надеюсь и вы остались довольны своей работой! |
|
Отчет составил ученик (ученица) 9__класса____________________________________________________________________
Практическая работа по теме: « Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода» ».
Цель:
Реактивы:
Оборудование:
№ п/п | Название опыта | Наблюдения | Вывод. Рисунок. Уравнения реакций. Расчеты. |
Получите углекислый газ из мрамора и изучите его свойства, используя предложенные реактивы. | |||
Ученик перепутал этикетки на флаконах с растворами следующих солей: 1.Силикат натрия 2.Хлорид натрия 3.Карбонат натрия Помогите ученику распознать вещества с помощью одного реактива. | |||
ВЫВОД__________________________________________________________________________________________________________________________________
Правила техники безопасности
1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
2. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус. Твёрдые вещества берите только ложкой.
3. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.
4. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы отверстие было направлено в сторону и от вас и от соседей.
5. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
6. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.
7. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадёт на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
8. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
9. Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Инструкционная карта | ||
Название опыта | Ход работы | |
Получите углекислый газ из мрамора и изучите его свойства, используя предложенные реактивы. | В пробирку внести несколько кусочков мрамора и прилить немного соляной кислоты. Быстро закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опустить в пробирку с известковой водой. Что наблюдаем? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. | |
В чистую пробирку налить 2-3 мл раствора гидроксида натрия и добавить несколько капель фенолфталеина. Затем через раствор пропустить углекислый газ. Что наблюдаем? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. | ||
Ученик перепутал этикетки на флаконах с растворами следующих солей: 1.Силикат натрия 2.Хлорид натрия 3.Карбонат натрия Помогите ученику распознать вещества с помощью одного реактива. | Из трех пронумерованных пробирок отольем 2мл пробы в чистые пробирки. С помощью соляной кислоты можно отличить эти растворы. Что наблюдаете? Запишите возможные уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. | |
Подведение итогов