Восточный очаг в Брюсселе




После войны в Бельгии оказалось около 10 тысяч русских перемещенных лиц. Русская католичка Ирина Михайловна Поснова с помощью сочувствующих католиков решила им помочь. При поддержке Брюссельско-Малинской архиепархии было создано «Бюро католической документации для Востока» с целью издания книг на русском языке. В 1945 г. Поснова совместно с православным священником Валентом Роменским[211] начала издавать журнал "Жизнь с Богом" для русских женщин, вышедших замуж за бельгийцев. Россиянки, по мнению старых эмигрантов, были плохо приспособлены к жизни на Западе. Кроме религиозных статей в журнале помещались рецепты и советы домохозяйкам. Ирина Михайловна договорилась с отцом Валентом не спорить о догматике и уважать убеждения друг друга. Роменский сказал: "Мы должны давать хлеб этим людям, то есть помочь этим голодающим душам познать и полюбить Христа. А наши догматические расхождения - это своего рода пирожные, без которых они могут обойтись, как и христиане первых веков".

В 1951 г. Ирина Михайловна выпустила первый номер «Русского католического вестника», который был позже в духе Владимира Соловьева переименован в «Россию и Вселенскую церковь». В 1954 г. префект Конгрегации восточных церквей кардинал Евгений Тиссеран предложил создать в Брюсселе русское издательство и домовую церковь при нем. В 1955 г. выпускник Руссикума словенец Антоний Ильц был назначен ректором Русской католической миссии и директором издательства «Жизнь с Богом». Им помогал священник Иоанн Корниевский. Ирина Михайловна вместе со своими единомышленниками считала, что единства Церкви «мы можем и должны искатьне вне, а внутри нашего родного православия. Наше православное богослужение, наши традиции и святыни — вся вообще богатая сокровищница православной самобытности — с нами и за нас в наших объединительных начинаниях и стремлениях. Верность православию, в его здоровых христианских началах и принципах, — самый правильный путь к единению православных вокруг Апостольского Престола Римских Первосвятителей». [212]

При издательстве регулярно проводились съезды русских католиков, активным участником которых был владыка Павел Мелетьев. На съездах собирались миряне и священники, читали рефераты и лекции, совместно участвовали в богослужениях. В 1958 году в Брюсселе состоялась Всемирная выставка, где советский павильон оказался рядом с ватиканским. По предложению Ирины Посновой в павильоне был устроен русский раздел, где всем желающим советским туристам бесплатно давали Евангелие по-русски и православный молитвослов. В часовне при ватиканском павильоне отец Антоний Ильц ежедневно служил Божественную литургию по-славянски. У издательства установился хороший контакт с русскими туристами.

В 1962 г. Иоанн Корниевский, получивший бельгийский паспорт, поехал в Хельсинки для посещения иконописного центра Роберта де Калуве. В Хельсинки он зашел в советское посольство, пытаясь добиться разрешения на поездку в СССР. В результате он был принудительно вывезен[213] сотрудниками КГБ, ибо находился в розыскных списках как невозвращенец.

В 1965 г. на его место был назначен земляк Ильца отец Кирилл Козина. В средине 60-х г. русская католичка Ася Дурова, работавшая в посольстве Франции в Москве, установила связь со священником Александром Менем и передала его рукописи для публикации в издательство. Вскоре эти труды были напечатаны в Брюсселе и разосланы различным способом в СССР. Кирилл Козина на автомобиле возил посылки с книгами в соседние государства и отправлял их с разных адресов. В рассылке книг помогали множество добровольцев, среди них – Иосиф-Мария де Вольф, позже создавший бюро помощи для греко-католиков в СССР. Всего издательство выпустило около 2 миллионов экземпляров духовной литературы на русском языке.

В мае 1991 г. Ирина Михайловна приехала в Москву вместе со своими сотрудниками и привезла в подарок несколько грузовиков с книгами. На пресс-конференции в Библиотеке иностранной литературы она сказала: «Нам представляется важным сохранить и донести до новых поколений христиан в России документы унионального движения, бывшего определенной вехой на пути к единству».[214]

 

Миссия в Новом Свете

После II Мировой войны иезуит Иосиф Леди начал читать лекции по русским вопросам и научному антикоммунизму в университете Монреаля, где основал русскую католическую церковь. Позже к нему присоединилось еще несколько иезуитов византийского обряда. Опираясь на ресурсы ордена, ему удалось построить вторую по величине церковь русского апостольства (после Сан-Антонио). Она была освящена в честь Введения Пресвятой Богородицы в 1959 г. В служении на приходе ему помогал иезуит Пьетро Леони, бывший узник ГУЛАГа и другие иезуиты византийского обряда. В церковь ходили как католики, так и православные, уставшие от юрисдикционных разделений.

После войны в Италии оказалось большое количество русских беженцев, проживавших в лагерях. Италия была не в состоянии их содержать и предоставить работу. В 1947 году на средства Римской курии был зафрахтован пароход в Генуе для отправки русских беженцев в Аргентину. Духовником был назначен отец Филипп де Режис. Вместе с ним в Аргентину Восточная конгрегация направила митрополита Николая Автономова, архимандрита Николая Алексеева, священников Александра Кулика, Всеволода Рошко, Валентин Танаева и иезуита Георгия Коваленко. Предполагалось создание новой русской епархии византийского обряда в Аргентине. Во время путешествия де Режис читал лекции на тему католического богословия, совершал краткие богослужения и конвертировал желающих в католичество. По приезде в Аргентину большинство конвертитов разбежалось в русские православные приходы разных юрисдикций. Это стало большой неожиданностью. Считалось, что после многолетнего господства коммунистической идеологии советские люди утратили духовную связь с православием.

Для духовного окормления оставшихся верных был основан приход Петра и Павла в Буэнос-Айресе и начальная школа для русских детей. Численность прихода была не боле 30-40 человек. Вскоре священники Кулик, Коваленко и Танаев уехали из-за отсутствия поля деятельности. После смерти архимандрита Николая Алексеева и Филиппа де Режиса на их место пришел испанский биритуалист Франсиско Экари.

В Бразилии служение среди русских осуществлялось с помощью иезуитской миссии в составе Филиппа де Режиса, Василия Буржуа, Иоанна Штойссера и Гурия Кампуса. Русская колония состояла из трех поколений эмигрантов. Большинство были беженцами из Китая. Они проживали несколько лет в палаточных лагерях для беженцев на Филиппинах. В начале 50-х годов благодаря стараниям отца Георгия Рошко, они получили визы для въезда в Бразилию. В городе Иту Филипп де Режис и его собратья основали Институт Св. Владимира для 12 русских мальчиков по образцу Интерната Св. Георгия. Вскоре Институт переехал в Сан-Паулу. Для девочек в 1958 г. был учрежден Институт Св. Ольги по образцу одноименного парижского заведения. Там работали польские монахини урсулинки. У иезуитов сложились хорошие отношения с православным епископом РПЦЗ Феодосием Самойловичем[215]. По договоренности с ним в католических учреждениях православные священники преподавали Закон Божий, а по праздникам причащали воспитанников. Тем не менее, часть православных священников изоляционистской ориентации вывешивали на дверях храмов анафемы родителям, которые отдают своих детей на воспитание к иезуитам. Местные латинские священники не менее негативно отнеслись к деятельности иезуитов византийского обряда и отказывались им помогать за потворство «схизматикам»[216].

Филипп де Режис умер 19 февраля 1954 года от лейкемии. Перед смертью молился на церковно-славянском языке. На его похоронах участвовало четверо католических священников и четверо православных, которые сослужили и читали канон, с благословением от своего владыки. В последние годы жизни Филипп де Режис отказался от прозелитизма по отношению к православным. Он написал множество статей о необходимости пересмотра стратегии русского апостольства. Кроме того, он, употребляя все свое влияние, пытался добиться канонической автономии апостольства и даровании визитатору всех иерархических полномочий над духовенством.

В США из Шанхая эвакуировались члены иезуитской миссии византийского обряда. Вскоре им удалось купить дом в Сан-Франциско, где они устроили русскую церковь и исследовательский центр. Активную роль в приходе играли русские иезуиты Николай Бок и Андрей Урусов. Вторая община иезуитов во главе с Феодором Вилькоком переместилась в Нью-Йорк и в бывшем армейском бараке основала русский центр при Фордамском католическом университете. Первоначально центр носил имя Владимира Соловьева, а позже был переименован в честь папы Иоанна XXIII. В соседнем бараке была создана русская церковь Покрова Пресвятой Богородицы, русское издательство и книжный магазин, который занимался сбором и распространением православной литературы и икон. У американских иезуитов сложились добрые отношения с архиепископом Иоанном Шаховским.[217] Гостями иезуитской общины были известные русские православные богословы из Св. Владимирской семинарии: отцы Александр Шмеманн, Иоанн Мейендорф и Георгий Флоровский. В этой общине впервые познакомился с византийским обрядом Роберт Тафт SJ, ставший впоследствии крупнейшим знатоком византийской литургики. В 1964 г. во время паломничества чтимого списка Казанской иконы Божьей матери в Покровской церкви при Фордамском университет был отслужена Божественная Литургия иеромонахом Андреем Урусовым SJ. На Литургии присутствовал и благословлял молящихся архиепископ Иоанн Шаховской. Это был первый случай участия в католической литургии православного владыки.

В Орегоне находилась большая колония русских старообрядцев, переселившихся из Маньчжурии. Они выразили желание пригласить священника для служении Литургии, при этом были согласны на подчинение Римскому престолу. Работать с ними стал марианин Феодор Пальчинский, который был вскоре отозван своей конгрегацией в русинский приход. Его дело продолжил бенедиктинский монах Амвросий Мурманн, который обращался по этому поводу в Конгрегацию восточных церквей, где начинание было полностью похоронено, из-за отсутствия информации о том, кто такие старообрядцы. Впоследствии Мурманн сам принял старообрядчество и занялся их духовным окормлением, но уже вне общения с Католической церковью

 

Конфликт в Париже

С конца 40-х гг. в Париже русское апостольство формально возглавлял протопресвитер Павел Гречишкин в должности настоятеля. Гречишкин поставил главной задачей осуществить полноценное служение православного прихода в лоне Католической церкви. Он создал профессиональных хор, который неоднократно приглашался на парижское радио для записи православных песнопений. Приход Св. Троицы стал неотъемлемой частью русской общины Парижа. Параллельно литургическим служением по византийскому обряду занималась группа т.н. «латино-византийских» священников. После войны во Франции ощущался острый недостаток кюре на приходах. Служение французских священников в православных фелонях вызывало недоумение не только у православных, но и у католиков.

Гречишкин не советовал биритуалистам самостоятельно заниматься пастырско-литургической деятельностью среди русских, а сосредоточиться на образовании, издательстве и благотворительности. Тем не менее, биритуалисты начали служение византийской литургии в различных латинских церквях Парижа и всей Франции. Такая активность не осталась незамеченной русской эмиграцией, которая заговорила о навязчивой идее благородных патеров «переодеваться русским попами».

С целью отстоять духовное своеобразие русских католиков, Гречишкин пошел на открытую конфронтацию с биритуалистами, которые были гораздо сильнее его своими связями в Ватикане и размерами контролируемых субсидий.

Одним из главных оппонентом Гречишкина был иезуит Поль Майе, претендовавший на духовное руководство всеми русскими делами в Париже. Он запрещал подчиненным посещать приход Гречишкина и чем-либо ему помогать. Майе шокировало то, что Гречишкин называет свой приход «православным», ибо для биритуалистов само слово «православный», несмотря на его упоминание в Римском каноне мессы, означало измену католичеству и вообше западной цивилизации.

Из Рима Станислав Тышкевич посылал в парижский приход стажеров, которые кроме изучения богослужения занимались сбором информации о настоятеле и сообщали новости в Руссикум. Большим расстройством для для Тышкевича стал переход одного из лучших выпускников «Руссикума» Александра Кулика на сторону Гречишкина.

Протопресвитер Гречишкин пытался создать новый храм, чтобы вывести свой приход из состояния духовного прозябания. Все русские диаспорные общины находились в состоянии постоянной нужды. Для содержания профессионального хора необходимо было устраивать выездные служения литургии или концерты в латинских храмах. После служения литургии или исполнения духовного концерта происходил сбор средств на хор. Биритуалисты создали собственные хоры, чем составили Гречишкину конкуренцию. Медонские иезуиты с хором из русских учащихся Интерната Св. Георгия совершали литургические гастроли не только по Париже, но и по всей Франции. Поль Шалей составил хор из числа французских студентов-славистов и тоже принялся за гастрольную деятельность в Париже. Гречишкин жаловался на происходящее в КВЦ. После многолетнего «молчания Рима», он отправил все свои награды и регалии, полученные в Католической церкви, почтовым отправлением в Римскую курию.

В конце концов, в 1961 г. Гречишкину удалось создать новую домовую церковь на рю Мишель-Анж. Для этого он продал принадлежащее русской миссии недвижимое имущество. Новый храм превосходил своим благолепием храмы биритуалистов. Они немедленно возбудили произвести расследование финансовой деятельности Гречишкина. Его силы были уже на пределе. После обвинений в превышении полномочий, сердце Гречишкина не выдержало. В 1962-63 гг. ему было сделано две сложные операции.

В конце 1964 г. протопресвитер Гречишкин отслужил последнюю литургию и ушел на покой. Этому событию было посвящена статья в газете «Русская мысль», где он был назван «противником прозелитизма и всякого пользования выгодными и неловкими конъюнктурами, как с одной, так и с другой стороны, для улавливания в свои сети верующих людей»[218]. Позже, его имя было практически вычеркнуто биритуалистами из истории русского католичества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: