межличностная и массовая коммуникация




Лекция 1. Введение в теорию коммуникаций.

 

Коммуникация (лат. Communicаcatium) взаимодействие. Два и более предмета вступают друг с другом во взаимодействие при этом изменяют структуру друг друга. Коммуникация присуща (согласно субстициональной концепции) либо возникает (согласно атрибутивной концепции) при взаимодействии любых предметов как в живой, так и в неживой природе. При взаимодействии химических веществ происходит химическая реакция с появлением нового вещества, физическое взаимодействие предметов меняет их форму и траекторию дивжения, социальное взаимодействие людей меняет их поведение и образ мысли. Социальная коммуникация взаимообмен мыслями, идеями, словами между людьми/группами людей, но не просто взаимообмен, но взаимообогащение, распространение (exchange и share).

Коммуникации многообразны, они могут быть внутри личности – между Эго человека и его СуперЭго (А. Фрейд). Это коммуникация внутри личности самого человека обусловленная его множественной идентичностью, многогранностью личности. С одной стороны экзистенциальный опыт человека, его страдания и страхи от пережитого или предчувственного или ожидаемого (Ж. П. Сартр), стереотипы восприятия, аналогии. С другой стороны здравый смысл, опирающийся на знание, анализ и синтез воспринимаемых сигналов от объектов окружающего мира. Постоянное взаимодействие уже освоенного, устоявшегося и нового, внешнего позволяет человеку создать в своем сознании уникальный мир, в котором он может понимать сущее, и воспринимать иное, раннее не виданное им.

1.1. Межличностная коммуникация – взаимодействие двух и более людей. или человека и автора книги /источника информации, а в недалеком будущем человека и искусственного интеллекта. Такая коммуникация обусловлена рядом существенных предпосылок.

1. Предзнание (Ю. Хабермас) – обусловленное предыдущим опытом развития человека, его образованием, его ценностями, готовностями получить новое знание, готовности понять его. Предзнание предшествует предчувствию, ведь чтобы чувствовать нечто нужно знать. Трудно почувствовать боль, страх, опасность или радость от объекта, если нет ни знания этого объекта либо аналогичного. Неизвестное воспринимается нами как опасное, в то же время чувство опасности может быть нивелировано осознанием, в том числе и гиперболизированным, собственных сил, решимостью преодоления, любопытством – стремлению к познанию неведомого.

2. Близость дискурса (языка коммуникации), а также ценностей участников коммуникации. При отсутствии близости ценностей, то есть интересов, предпочтений, идей, идеалов участников они не смогут найти общую тему, которая будет близка обоим участникам коммуникации.

3. Близость коммуникационных кодов. (Ф де Соссюр) то есть близость понимания символов. Согласно лингвистически – коммуникационному подходу Ф. де Соссюра «знак – это единство означаемого и означающего, иначе, – «соединение понятия и акустического образа». Акустический образ – это имя (слово, название), присвоенное людьми тому или иному понятию или психическому образу, т.е., говоря языком логики, концепту. Коммуникационные коды это язык, на котором говорят люди, которым они называют предметы и рассказывают о них. При этом лингвистика (форма слова и текста – акустический образ) может быть одна, но семантика (восприятие содержания) может быть совершенно разной.

 

Вывод: межличностная коммуникация возможна лишь тогда, когда участники могут и хотят вступить во взаимодействие, когда это взаимодействие им представляется полезным и эффективным.

 

 

Схема коммуникации в наиболее простом виде

 

Отправитель информации кодирует её, придает ей ту форму, которая может быть, с его точки зрения, принята Получателем и отправляет по каналу коммуникации (воздух, провода, телевизионный кабель, радиосигнал и др.) на сам канал воздействуют при этом помехи из-за несовершенства аппаратуры или природных явлений и шумы – посторонняя информация. Попав к Получателю информации, последний преобразует её – декодирует, то есть придаёт наиболее комфортную для Получателя форму.

 

 

Эту схему в разных вариациях предлагали – Шеннон и Колмогоров – ученые занимавшиеся изучением распространения радиосигнала. А также упомянутый выше Ю. Хабермас и П. Лазерсфельд они изучали массовую коммуникацию, о чем будет сказано ниже

 

Массовая коммуникация

Лектор и аудитория, диктор и радиослушатели, журналист и читатели газеты/журнала, блогер и его подписчики. Массовая коммуникация предполагает что автор – отправитель сообщения создает сообщение, переносит его через канал коммуникации, к которому подключен неопределенный либо определенный круг лиц, ограниченный «охватом», то есть возможностью канала, а также желанием получателей информации – читателей, слушателей, зрителей быть подключенными к данному каналу.

То есть являться его покупателями, подписчиками, фаловерами и др. Массовая информация появляется по желанию человека, вне его желания эта информация к человеку не поступает. Средства массовой информации появились очень давно – с первых объявлений новостей глашатыми в античном мире, с первых коллективных провозглашений заповедей в пустыне Маас, а далее каналы коммуникации совершенствовались вместе с развитием самого общества и общественных отношений. В индустриальном обществе с его массовой культурой средства массовой коммуникации СМИ доходили до каждого, или почти до каждого. СМИ верили настолько, что появилась иллюзия того, что людьми можно манипулировать в своих целях. В период расцвета индустриального общества, как отмечает Х. Лассуэл в работе «Техника пропаганды в мировой войне», манипулирование общественным мнением «сводится исключительно к управлению мнениями и взглядами при помощи «выразительных символов». Создав некий символ – нарратив, выражающий комплекс желаний, страхов, информационных продуктов можно применить его для управления массами используя некий набор инструментов.

Первое. Вера в СМИ – массмедиа стала такой большой, что вопрос о реальности их был рассмотрен Н. Луманом.

Масс-медиа передают нам не реальный мир, а мир наблюдающего наблюдателя. Оператор видеокамеры, видео-блогер (влогер) видит мир через объектив, фиксирует его и распространяет через каналы коммуникации, где публика видит мир, который отражает осознание воспринятого мир наблюдаемый оператором, влогером.

Второе. В массовой коммуникации информация не проходит линейно от отправителя к получателям. В реальности информация концентрируется в некоем общественном пространстве. Юрген Хабермас считал публичность [Öffentlichkeit] частью общественной жизни, объединяющей людей для обсуждения общеполитических проблем. При этом автор различал государственно-административную публичную сферу, созданную (vermachtet – скованную молотом на наковальне - прим. авт.) властью, и естественную, созданную гражданским обществом. Модель публичного пространства, где происходит коммуникация власти и общества, не носила всеобщий характер, так как изначально была рассмотрена лишь на примере сообщества городской буржуазии городов центральной Европы, то есть на достаточно отграниченном сообществе с развитыми горизонтальными связями.

Третье. Более универсальна модель Пола Лазерсфельда – модель двухступенчатого потока информации. Ученый ввел понятие Лидеры Общественного Мнения – ЛОМ. Информация поступает к ним и после трансформации переходит ко всем, кто уважает этих ЛОМ. Посредством ЛОМ в масс-медиа приходит обратный ответ от представителей различных групп общества – из массмедиа отправитель сообщения получает информацию и тем самым может адаптировать своё сообщение под влиянием реакции общества на первичную информацию.

Четвертое. Средства масс-медиа различные инструменты расширения человека его органов чувств, как говорил Г. М. Маклюэн в книге «Понимание медиа: внешние расширения человека». Медиа расширяют возможности человека по – разному.

«Горячие» средства коммуникации расширяют одно-единственное чувство до степени «высокой определенности». Высокая определенность — это состояние наполненности данными. С другой стороны, горячие медиа оставляют аудитории не очень много простора для заполнения или довершения. Любое горячее средство коммуникации допускает меньшую степень участия по сравнению с прохладным. Например, лекция обеспечивает меньшее участие по сравнению с семинаром, а книга — по сравнению с диалогом.

«Холодные» средства коммуникации отличает низкая степень определённости, но высокая степень участия аудитории, ибо ей приходится самостоятельно «достраивать» недостающее. Телефон является прохладным средством коммуникации, или средством с низкой определенностью, так как ухо получает скудное количество информации. Речь тоже является прохладным средством с низкой определенностью, поскольку слушателю передается очень мало, и очень многое ему приходится додумывать самому.

Различные средства медиа несут различные сообщения. Поэтому как говорил сам Герберт Маршалл Маклюэн: Medium is the Message.

«Воздействие технологий как средств коммуникации происходит, прежде всего, не на уровне мнений или понятий; оно меняет сенсорные пропорции и схематизм построения восприятия».

Литература

1. Лассуэл, Г. Техника пропаганды в мировой войне: Библиотека Иностранной военной литературы / Герберт Лассуэл: сокр. перевод с англ. Н.М. Потапова: Harold Lasswel ass. professor of political science the university of Chicago: Propaganda technique in the World War: London. KEGANPAUL, TRENCH, TRUBNER&C», 1927 - М.-Л.: Государственное издательство. Отдел военной литературы, 1929. - 200 с. С. 28.

2. Луман Н. Реальность массмедиа / Никлас Луман. Пер. с нем. А. Ю. Антоновского – М.: Праксис, 2005. – 256 с.

3. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / перевод с английского В. Г. Николаева. — М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. — 464 с.

4. Хабермас Ю. Публичное пространство и политическая публичность. Биографические корни двух мыслительных мотивов / Ю. Хабермас // Между натурализмом и религией. Философские статьи / пер. с нем. М. Б. Скуратова. М.: Весь мир, 2011. С. 15–26.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: