Оценка как предмет аксиологии. Виды оценок.




Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей, а также как целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на эффективное освоение словарного состава родного языка.

Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. Н.А. Батурин в статье «Психология оценки: общие представления, дифференциация понятий и области изучения» замечает, что «безоценочное познание действительности через познавательные эмоциональные психические процессы- первично». С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения ребёнком в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности.
Так особенности детского словаря во многом определяются особенностями развития мышления ребёнка. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ребёнка объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, свойств, отношений. Появление словесно-логического мышления проявляется в усвоении детьми элементарных абстрактных понятий, например, прилагательных.

Кроме того ребёнок сориентирован на поведение и ценности взрослого и постоянно соотносит себя с этим миром, оценивая окружающее в триединсве: познание-оценка-действие. И оценка является одним из основных атрибутов психики ребёнка.

Поскольку речь ребёнка, как и оценочный словарь напрямую зависят от условий среды его формирования, уместно обратиться к аксиологии (греч. axios - ценность, logos - учение) как учению о ценностях человеческой жизни, их месте и роли в целостной структуре мироотношения и мировоззрения людей.

В реальной жизни человек всему дает оценку, соотнося предметы, явления и события со своими интересами. Объективный мир членится говорящими с точки зрения его ценностного характера — добра и зла, пользы и вреда и т. п. То, что получает положительную оценку, что обладает большим значением для человека и составляет ценность.

В научной литературе оценку относят к универсальной категории языка, характеризующей познавательную деятельность человека, позволяющей наиболее ярко выразить отношение человека к окружающей действительности во всём своём многообразии. Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и другие современные исследователи настаивают, что оценка как логико-семантическая категория зависит от конкретно отрезка времени, в котором находится говорящий, его мышления, социальной среды пребывания, обусловлена социально-культурными воздействиями.

Долгое время категория оценки рассматривалась исключительно с позиций аксиологии, однако в последние десятилетия она стала значимым объектом многих лингвистических исследований. «При этом четко выраженная антропоцентрическая направленность лингвистики предопределяет и формирует так называемый «аксиологический подход к языку», рассматривающий язык как зеркало базовой системы ценностей социума», констатирует В.М. Богуславский. Значение ценности отражается вы сознании в форме оценок-представлений, понятий, суждений. Оценка может вы ступать чувства, эмоциональной реакции: восхищения или отвращения и т. п. Осознанная оценка всегда имеет вид оценочного суждения

Понятие «оценка» в словарях толкуется как мысль, рассуждение о качестве, характере, значении и т.д. кого-либо о чём-нибудь и как обозначение знаний и поведения воспитанников. Оценивать - значит определять качество, ценность, преимущество кого, чего-либо; характеризовать. В педагогическом словаре так же подается определение школьной оценки, уровня исполнительности и дисциплины, который оценивается в баллах, или в оценочных суждениях учителя.

Оценочные рассуждения подчиняются всем общим принципам логики. Имеются, кроме того, специфические логические законы, учитывающие ϲʙᴏеобразие оценок и норм. Выявление и систематизация таких законов — главная задача логики оценок.

Из-за сложности класса оценки, способов проявления и формирования в языковой системе в научной литературе существует множество классификаций. Однако общепринятой является классификация оценки на положительную и отрицательную, предполагающая также некую нулевую оценку. В то же время ряд исследователей на основе анализа речи и лексических единиц предлагают свои классификации, основанные на анализе лексических и синтаксических единиц языка. Это Н.Д. Арутюнова А.М. Яхина и другие.

Оценка представляет собой сознательное выражение положительного или отрицательного отношения субъекта к оцениваемому им объекту. Это выражение одобрения или неодобрения, определенного фактического состояния предмета и т. п. Иногда утверждается, что оценка есть высказывание о ценностях. Однако не каждое высказывание о ценностях есть оценка. «Ценностью, — пишет В. П. Тугаринов, — может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, вещество, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция). Ценность есть то, что мы оцениваем, предмет оценки». В оценках должно быть выражено отношение субъекта к ценности.

Оценка связана с оценочными отношениями, поскольку под ней понимают определенное отношение человека относительно конкретного объекта. По мнению В. Мясищева, оценка - это дифференцированное отношение человека как к объекту в целом, так и к отдельным его частям. Оценка всегда является осознанным психологическим актом, который выражает один из видов отношения личности к объекту и уровень соответствия указанного объекта требованиям, которые к нему относятся. Оценочные отношения складываются из совокупности осознанных психических актов человека, то есть совокупности оценок.

Философы связывают оценку с процессом познания. Они считают, что оценка - это самостоятельный тип познания, осмысления ценностного отношения к предметам и явлениям окружающей среды, как основы для самостоятельной оценочной деятельности.

Педагоги (Л. Ващенко, В. Кан-Калик, М. Никандров, В. Сластёнин и др.) Рассматривают оценку как компонент педагогической деятельности учителя, цель которой - направление и стимулирование учебно-познавательной и воспитательной деятельности воспитанников. Ученые констатируют, что в педагогическом процессе оценка может выполнять разные функции. Так, различают оценку знаний, педагогической ситуации, поведения, оценочные суждения морально-этического направления, самооценку и тому подобное.

Итак, понятие «оценка», «оценивание», «оценочные суждения», «самооценка» используются во всех видах деятельности человека и на всех возрастных этапах его развития.

С термином «оценка» тесно связано понятие «оценочный эталон», который является критерием оценочной деятельности. Ш. Амонашвили считал, что это образец процесса учебно-познавательной деятельности, ее степеней и результата. По его мнению, основным эталоном является эталон конечного результата, но есть еще и другие стандарты - те, которые используются во время учебной деятельности. На основе эталона осуществляются оценочно-контрольные операции. Во время учебной деятельности заданные извне стандарты в дальнейшем определяются в виде знаний, опыта, умений и становятся основой внутренне рефлекторной оценки.

При этом, как отмечает автор, очень важно качество образца. Ш. Амонашвили подчеркивает, что эталон, на основе которого происходит оценка, должен соответствовать таким критериям, как точность, реальность, полнота, объективность.

Оценочный эталон в учебно-речевой деятельности - это речевой образец (образец речи), который соответствует сложившимся литературным (лексическим, фонетическим, грамматическим, орфоэпическим, стилистическим, орфографическим) нормам.

Оценочные стандарты вещания составляются на основе литературных правил произношения и грамматических правил языка. Таким эталоном для ребенка может быть речь педагога.

В учебно-воспитательной деятельности дошкольных учреждений оценочные эталоны является образцом для формирования оценок и оценочных действий у детей. Они представлены, прежде всего, в оценках педагогов.

Педагогическая оценка - это положительное или отрицательное суждение педагога о процессе (результате) деятельности или поступках ребенка. Под влиянием оценки педагога формируются первые оценочные и контрольные действия детей. В зависимости от основания оценки делятся на разные виды: внутренние оценки – в их основе наши чувства и переживания; внешние оценки – основания оценок находящиеся вне сознания.

Б.А. Кислов делит оценки на чувственные и логические, рациональные и эмоциональные. Оценки делятся на сравнительные (лучше, хуже) и абсолютные (хороший, плохой). Зембиньский делит оценки на основные — первичные и инструментальные — вторичные. В первых оцениваются определенные состояния вещей как добрые, хорошие сами по себе (например, «это — прекрасная музыка»), во вторых — вещи, предметы как средства для достижения определенных целей.

Также выделяют амбивалентные оценки (двойственные и противоречивые) и глобальные. К первому виду – амбивалентным относятся оценки, которые даются одним и тем же субъектом в одно и тоже время и по тому же предмету с различных точек зрения. При глобальных оценках положительные элементы преобладают над отрицательными и дают стимул для действий. Если человек не способен дать глобальную оценку, то он не сможет принять определенное решение.

Итак, оценки в аксиологии тесным образом связаны с понятием ценность. А логика оценок занимается выводами, посылками, заключениями которых являются оценки. Оценки сопровождают любую человеческую деятельность. Они имеют место в правовой науке, идеологии, пронизывают весь механизм правового регулирования, также они встречаются в педагогике, философии и других науках.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: