Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля формирования заявленных компетенций на этапе освоения данной дисциплины.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе аудиторных занятий, проводимых по расписанию.
Формы такого контроля: дискуссия, диспут, оценка активности в ходе обсуждения в группе, опрос обучающихся, решение задач (кейсов, разбор конкретных ситуаций), контрольная работа.
Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме зачета.
Билет включает в себя тест, теоретический вопрос и одно комплексное практико-ориентированное задание.
Для проверки сформированности компетенций на зачете обучающийся должен выполнить тест, ответить на один теоретический вопрос и выполнить практико-ориентированное задание.
Для осуществления текущего и промежуточного контроля успеваемости обучающихся используется Фонд оценочных средств по социальной этике (приложение 3).
Формы контроля, критерии оценивания по оценочным средствам текущего
контроля
(в соответствии с п. 7.1)
№ | Формы контроля | Критерии оценки | Показатели и шкала оценивания (кол-во | ||||
баллов) | |||||||
1. | Дискуссия, диспут | Качество высказанных | суждений | Суждения | самостоятельные | и | |
(самостоятельность | и | доказательные, | обоснованные, | ||||
доказательность | суждений, | высказаны | с | использованием |
обоснование | положениями | юридической терминологии, четко и | |||||||||||||||
нормативных | правовых | и | логично – 8-10 баллов; | ||||||||||||||
судебных | актов, | использование | Суждения | не | совсем | ||||||||||||
юридической | терминологии), | самостоятельные, | доказательные | или | |||||||||||||
четкость | и | логичность | необоснованны, | при | ответе | ||||||||||||
формулировок, | умение отстаивать | использована | юридическая | ||||||||||||||
свое мнение, культура речи. | терминология, суждение четкое и | ||||||||||||||||
логичное – 4 – 7 баллов; | |||||||||||||||||
Суждения | несамостоятельные, | ||||||||||||||||
бездоказательные или необоснованные, | |||||||||||||||||
бытовая речь, нечеткий или нелогичный | |||||||||||||||||
ответ – 0 – 3 балла. | |||||||||||||||||
2. | Решение задач | Качество | решения | задач, | кейсов, | Полный, правильный ответ с | |||||||||||
(кейсов, разбор | ситуаций: | развернутым пояснением, | правильными | ||||||||||||||
конкретных | - ответ полный (из ответа виден | расчетами, ссылкой на необходимые | |||||||||||||||
ситуаций) | ход рассуждений, | видно, | как | нормативные правовые акты | –8- | ||||||||||||
обучающийся пришел к конечному | баллов. | ||||||||||||||||
выводу) | со | ссылкой | на | Неточный, неполный ответ, ответ с | |||||||||||||
соответствующие | статьи, | пункты | ошибками в расчетах – 4 – 7 баллов. | ||||||||||||||
нормативных правовых актов; | Неполный, неправильный ответ, без | ||||||||||||||||
- правильность решения и выбора | поясненийилибезссылокна | ||||||||||||||||
нормативных правовых актов, на | нормативные | правовые | акты, | ||||||||||||||
основании | которых | должна | быть | неправильно выбранным нормативным | |||||||||||||
разрешена ситуация, и их анализа | правовым актом – 0 – 3 баллов. | ||||||||||||||||
(толкования). | |||||||||||||||||
3. | Опрос (коллоквиум, | Правильность | ответов | на | Правильный и полный ответ, | ||||||||||||
собеседование) | вопросы | (верное, | четкое | и | понимание научных и нормативных, | ||||||||||||
достаточно | глубокое изложение | судебных | источников, | сущности | |||||||||||||
идей, понятий, фактов и т.д.), | категорий, | использование юридической | |||||||||||||||
владение | юридической | терминологии – 5 баллов. | |||||||||||||||
терминологией; | Точный, но неполный ответ, | ||||||||||||||||
Полнота | и | одновременно | встречаются слова «сорняки», не точное | ||||||||||||||
лаконичность ответа; | понимание | нормативных, | судебных | ||||||||||||||
Понимание вопроса, научных и | источников – 4 балла. | ||||||||||||||||
Неточный | и | неполный ответ, | |||||||||||||||
нормативных, | судебных | ||||||||||||||||
непонимание нормативных и научных, | |||||||||||||||||
источников, сущности категорий | |||||||||||||||||
судебных | источников, | недостаточна | |||||||||||||||
культура речи – 3 балла. | |||||||||||||||||
Неправильный ответ, отказ от | |||||||||||||||||
ответа – 0 – 2 балла. | |||||||||||||||||
4. | Тесты: письменные | Правильность ответа | Правильный ответ – 1 балл- 10 | ||||||||||||||
и/или | баллов | ||||||||||||||||
компьютерные | Неправильный | ответ, | ответ | с | |||||||||||||
ошибкой – 0 баллов. | |||||||||||||||||
Максимальное количество вопросов | |||||||||||||||||
в тесте - 10 | |||||||||||||||||
5. | Контрольная работа | Точность | и | правильность | Содержание | кодекса | |||||||||||
выбора | варианта | поведения | профессиональной | этики | адвоката | ||||||||||||
адвоката в гражданском процессе. | определено без ошибок и приведено | ||||||||||||||||
Обоснование выбора методики | верное правовое основание; методика | ||||||||||||||||
определения | размера | решения задач правильная и все | |||||||||||||||
вознограждения адвоката (гонорар | действия обоснованы; все расчеты | ||||||||||||||||
успеха). | выполнены верно; ответ полный, | ||||||||||||||||
Точность | в | расчетах | при | имеется вывод по задаче. – 5 баллов. | |||||||||||||
определении | размера | Содержание | кодекса | ||||||||||||||
вознограждения. | профессиональной | этики | адвоката | ||||||||||||||
Полнота | ответа | на | вопросы | определено без ошибок и приведено | |||||||||||||
задания, | наличие | нормативного | верное правовое | основание; | методика |
обоснования, наличие вывода. | решения задач | правильная | и все | ||
действия обоснованы; в расчетах | |||||
имеютсяошибки;ответполный, | |||||
имеется, вывод по задаче или его нет – | |||||
4 балла. | |||||
Содержание | кодекса | ||||
профессиональной | этики | адвоката | |||
определено без ошибок и приведено | |||||
верное правовое основание; методика | |||||
решения задач правильная, однако | |||||
действия не обоснованы; в расчетах | |||||
имеются ошибки; ответ неполный, не | |||||
имеет вывода по задаче – 3 балла. | |||||
Содержание | кодекса | ||||
профессиональной | этики | адвоката | |||
определено с ошибками либо приведено | |||||
неверное правовое основание; методика | |||||
решения задач не правильная и (или) | |||||
действия не обоснованы; ответ полный | |||||
или неполный, нет вывода по задаче – 2 | |||||
балла. | |||||
Общее количество баллов | 40 | ||||
Формы контроля (процедуры) и критерии оценивания по оценочным средствам промежуточного контроля (ответа обучающегося на зачете) (в соответствии с п. 7.1)
Формы | Критерии оценивания | Показатели и шкала оценивания (максимальное | ||||||||||
контроля | количество баллов) | |||||||||||
(процедуры) | ||||||||||||
1. Тест | Правильность ответов | Правильный ответ – 1 балл | ||||||||||
Неправильный ответ, ответ с ошибкой – 0 баллов. | ||||||||||||
Максимальное количество вопросов в тесте - 10 | ||||||||||||
2. | - Полнота и последовательность | Ответ правильный, всесторонне и глубоко освещает | ||||||||||
Теоретичес | ответа на вопрос (верное, четкое | предложенный вопрос, устанавливает взаимосвязь | ||||||||||
кий вопрос | и достаточно глубокое | теории с практикой, показывает умение студента | ||||||||||
изложение идей, понятий, | работать с литературой, нормативными и судебными | |||||||||||
фактов и т.д.) | источниками, анализировать материал, делать выводы, | |||||||||||
- Степень использования и | соблюдать | нормы | литературной | речи, | владение | |||||||
профессиональной лексикой – 10 баллов. | ||||||||||||
понимания научных, | ||||||||||||
нормативных и судебных | Ответ | отвечает | основным | предъявляемым | ||||||||
источников. | требованиям - студент обстоятельно владеет | |||||||||||
- | Демонстрация | умения | материалом, | устанавливает взаимосвязь | теории | с | ||||||
практикой, | показывает умение | студента | работать | с | ||||||||
анализировать материал. | ||||||||||||
литературой, | нормативными | и | судебными | |||||||||
- Соблюдение норм литературной | источниками, анализировать материал, делать выводы, | |||||||||||
речи. | Использование | соблюдать нормы литературной речи, владение | ||||||||||
профессиональной лексики | профессиональной лексикой, однако не на все | |||||||||||
вопросы | даетглубокие, | исчерпывающие | и | |||||||||
аргументированные ответы – 8 баллов. | ||||||||||||
Ответ неполно раскрывает поставленные вопросы. | ||||||||||||
Студент владеет материалом, показывает умение | ||||||||||||
студента работать с литературой, нормативными и | ||||||||||||
судебными источниками, однако поверхностно | ||||||||||||
отвечает на вопросы, допускает существенные | ||||||||||||
недочеты - | затрудняется устанавливать взаимосвязь | |||||||||||
теории с практикой, делать выводы, использовать | ||||||||||||
нормы литературной речи, профессиональной лексики | ||||||||||||
– 6 баллов. | ||||||||||||
Ответы на вопросы неправильны и не отличаются | |||||
аргументированностью. Студент не показывает | |||||
необходимых минимальных знаний по предмету, | |||||
бытовая речь, неумение делать выводы, а также, если | |||||
студент отказывается отвечать – 0 – 3 баллов. | |||||
3. | - | Правильность | ответана | Правильный ответ с развернутым пояснением со | |
Комплексно | вопросы задания. | ссылками на необходимые нормы действующего | |||
е практико- | - | Полнота | и | законодательства, с применением понятийного | |
ориентиров | аргументированность | ответа, | аппарата, юридической терминологии – 10 баллов. | ||
анное | наличие пояснений (анализа) | Ответ в целом правильный с развернутым | |||
задание | предложенного решения задачи. | пояснением, со ссылками на необходимые нормы | |||
- | Правильность | выбора | действующего законодательства, с применением | ||
нормативных правовых актов, на | понятийного аппарата, юридической терминологии, | ||||
основании которых должна быть | однако ответ неполон или неточен – 8 баллов. | ||||
разрешена ситуация. | Ответ правильный, но неполный (без развернутого | ||||
- Наличие ссылок и толкования | пояснения), не имеющий ссылок на нормативные | ||||
использованных | при | решении | правовые акты, без использования понятийного | ||
задачи норм Профессиональной | аппарата, юридической терминологии – 6 баллов | ||||
этики, | необходимого | Ответнеправильный,либонеполный(без | |||
теоретического обоснования. | развернутого пояснения), не имеющий ссылок на | ||||
- | Применение | понятийного | нормативные правовые акты, без использования | ||
аппарата, | юридической | понятийного аппарата, юридической терминологии – | |||
терминологии | 0 – 3 баллов. | ||||
Общее количество баллов |
Аттестация студента по дисциплине производится по уровню достигнутого результата в формировании соответствующих компетенций. Оценка осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы в соответствии с «Положением об академическом рейтинге». Оценка выставляется с учетом всех контрольно-обучающих мероприятий (текущие и промежуточные).
Критерии оценивания общих результатов обучения и сформированности компетенций
№ | Критерии оценивания результатов обучения | Балл | Уровень |
зачета | формирования | ||
компетенции |
Оценки | "отлично" | заслуживает | обучающийся, | обнаруживший | зачтено | Третий | ||||||||||
всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, | (высокий) | |||||||||||||||
нормативных и судебных актов, профессиональных терминов, понятий, | ||||||||||||||||
категорий, теорий, умение свободно использовать профессиональную | ||||||||||||||||
лексику,выполнятьпрактическиезадания,предусмотренные | ||||||||||||||||
программой, усвоивший основную литературу и знакомый с | ||||||||||||||||
дополнительной литературой, рекомендованной программой. | ||||||||||||||||
Обучающийся в полном объеме | ||||||||||||||||
знает содержание дисциплины,основных понятий,категорий, | ||||||||||||||||
институтов, отношений в профессиональной этике юриста, термины и | ||||||||||||||||
дефиниции, особенности функционирования всех организационно-правовых | ||||||||||||||||
форм | юридических | профессий; | правовой | статус | субъектов | |||||||||||
правоотношений в сфере профессиональной деятельности юриста, | ||||||||||||||||
нормативные правовые акты, правоприменительную практику, основные | ||||||||||||||||
принципы консультирования в конкретных видах юридической | ||||||||||||||||
деятельности, | ||||||||||||||||
осуществляет самостоятельно поиск,анализ,толкование и | ||||||||||||||||
применение норм Профессиональной этики; правильно дает определение | ||||||||||||||||
основных понятий отрасли Профессиональной этики, верно определяет | ||||||||||||||||
местоирольправоприменительнойпрактикиввопросах | ||||||||||||||||
правоприменения; | ориентируется | в | законодательстве, | свободно | ||||||||||||
принимает правильные решения и совершает юридические действия по | ||||||||||||||||
определению права лица на тот или иной вид юридической профессии | в | |||||||||||||||
соответствиисдействующимзаконодательством,анализирует | ||||||||||||||||
юридические факты и возникающие в сфере профессиональной | ||||||||||||||||
деятельности юриста правоотношения; дает квалифицированные | ||||||||||||||||
юридические заключения и консультации по вопросам, связанным с | ||||||||||||||||
профессиональным поведением юриста; проводит юридическую | ||||||||||||||||
экспертизу предоставленных документов и др. | ||||||||||||||||
Оценки "хорошо" заслуживает обучающийся, обнаруживший полное | зачтено | Третий | ||||||||||||||
знание учебного материала, нормативных и судебных актов, успешно | (хороший) | |||||||||||||||
выполняющий предусмотренные в программе практические задания, | ||||||||||||||||
усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. | ||||||||||||||||
Оценка "хорошо" выставляется обучающимся, показавшим | ||||||||||||||||
систематический характер знаний по дисциплине и способным к их | ||||||||||||||||
самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей | ||||||||||||||||
учебной работы и профессиональной деятельности. | ||||||||||||||||
Обучающийся | ||||||||||||||||
знает и уверенно ориентируется в содержании дисциплины,знает | ||||||||||||||||
основные | понятия, | категории, | институты, | отношения | в | |||||||||||
профессиональной этике юриста, термины и дефиниции, особенности | ||||||||||||||||
функционирования всех юридических специальностей; правовой статус | ||||||||||||||||
субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности | ||||||||||||||||
юриста, нормативные правовые акты, правоприменительную практику, | ||||||||||||||||
основныепринципыконсультированиявконкретныхвидах | ||||||||||||||||
юридической деятельности, основные положения квалификации | ||||||||||||||||
юридических фактов; | ||||||||||||||||
осуществляет поиск,анализ,толкование и применение норм | ||||||||||||||||
Профессиональной этики; правильно дает определение основных | ||||||||||||||||
понятий отрасли Профессиональной этики, определяет место и роль | ||||||||||||||||
правоприменительной практики в вопросах правоприменения; уверенно | ||||||||||||||||
ориентируется в | законодательстве, | принимает правильные решения в | ||||||||||||||
соответствиисдействующимзаконодательством,анализирует | ||||||||||||||||
юридические факты и возникающие в сфере профессиональной | ||||||||||||||||
деятельности юриста правоотношения; дает квалифицированные | ||||||||||||||||
юридические заключения и проводит юридическую экспертизу | ||||||||||||||||
предоставленных документов и др. | ||||||||||||||||
Оценки "удовлетворительно" заслуживает обучающийся, обнаруживший | зачтено | Третий | |||||||||||
знания основного учебного материала в объеме, необходимом для | (достаточный) | ||||||||||||
дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся | |||||||||||||
с выполнением практических заданий, предусмотренных программой, | |||||||||||||
знакомый с основной литературой, нормативными актами, | |||||||||||||
рекомендованными программой. Оценка "удовлетворительно" | |||||||||||||
выставляется обучающемуся, допустившему погрешности в ответе и при | |||||||||||||
выполнении заданий, но обладающему необходимыми знаниями для их | |||||||||||||
устранения под руководством преподавателя. | |||||||||||||
Обучающийся | |||||||||||||
знает | основное | содержание | дисциплины, | поверхностно | |||||||||
ориентируется и раскрывает основные понятия, категории, институты, | |||||||||||||
отношения в профессиональной этике юриста, термины и дефиниции, | |||||||||||||
основные особенности функционирования всех видов юридической | |||||||||||||
деятельности, основы правового статуса субъектов правоотношений в | |||||||||||||
сфере профессиональной деятельности юриста, нормативные правовые | |||||||||||||
акты, | правоприменительную | практику, | основные | принципы | |||||||||
консультирования в конкретных видах юридической деятельности, | |||||||||||||
основные положения квалификации юридических фактов, допускает | |||||||||||||
значительные неточности, ошибки; | |||||||||||||
владеет методикой поиска,анализа,толкования и применения норм | |||||||||||||
Профессиональной этики; неточно дает определение основных понятий | |||||||||||||
отрасли Профессиональной этики, поверхностно определяет место и | |||||||||||||
роль правоприменительной практики в вопросах правоприменения; | |||||||||||||
неуверенно ориентируется в законодательстве, | принимает правильные | ||||||||||||
типовые решения и совершает юридические действия в соответствии с | |||||||||||||
действующим законодательством, неточно анализирует юридические | |||||||||||||
факты и возникающие в сфере профессиональной деятельности юриста | |||||||||||||
правоотношения; дает юридические заключения и консультации; | |||||||||||||
неуверенно | проводит | юридическую | экспертизу предоставленных | ||||||||||
документов. | |||||||||||||
Оценка "неудовлетворительно" выставляется обучающемуся, | Не | Третий | |||||||||||
обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, | зачтено | (недостаточный) | |||||||||||
допустившему принципиальные ошибки в выполнении | |||||||||||||
предусмотренных программой практических заданий. Оценка | |||||||||||||
"неудовлетворительно" ставится обучающимся, которые не могут | |||||||||||||
продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности | |||||||||||||
по окончании образовательного учреждения без дополнительных | |||||||||||||
занятий по соответствующей дисциплине. | |||||||||||||