Как определить прокрастинацию?




ПРОКРАСТИНАЦИЯ – проблема 21 века

В последние время, мы часто слышим красивое и необычное слово «прокрастинация» модное слово являются аналогом простой народной поговорки. «Чтобы ни делать, лишь бы ничего не делать» — помните эту поговорку? Что же такое прокрастинация?

Прокрастинация - это склонность к постоянному откладыванию различных дел на потом. К сожалению, это состояние присуще не только взрослым – ему подвержены дети и подростки. В последствии у них возникают проблемы не только с успеваемостью, но и с самооценкой. Попробуем разобраться, почему порой заставить себя выполнить некоторые задачи невозможно и как родитель может повлиять на ситуацию.

Например: если Ваш ребенок два часа переписывает 4 строчки в прописи или решает одну задачу, отвлекаясь на каждый посторонний шум, - у него, скорее дефицит внимания или задание кажется ему слишком скучным. Если ваш ребенок полчаса ковыряется в тарелке с супом – он не прокрастинатор, он просто не голоден или не любит суп. А когда Ваш ребёнок перед сном вспоминает, что завтра - последний срок сдачи поделки по технологии, а задание было дано ещё неделю назад – не сомневайтесь, это не что иное, как прокрастинация.

Очень важно отличать прокрастинацию от лени. Лень — это пассивное нежелание что-либо делать. То есть, человек ничего не делает просто потому, что не хочет (или хочет недостаточно сильно).

 

В отличие от лени, прокрастинация — это не пассивное, а активное состояние. Человек осознает важность стоящей перед ним задачи. Он хочет ее выполнить. Он даже собирается ее выполнить. Но…

 

Как определить прокрастинацию?

Вы «загораетесь» и серьезно настроены решить конкретную задачу, как можно быстрее. Возможно, даже делаете запись в блокноте и усаживаетесь за её выполнение.

Почему-то резко успокаиваетесь и находите причину отложить дело на потом. На этом этапе часто посещает мысль о том, что времени еще много, я все успею.

Человек начинает паниковать и… отодвигаете дело на неопределенный срок. В этот момент обычно включается режим «самокритика – самооправдание» Напряжение и тревогу («Зачем я пять полез в социальную сеть? Мне же нужно сделать…!»)

Затем ситуация доходит до того, что не начатое дело нужно либо бросать, либо закончить его в срочном порядке.

 

Причины откладывания дел на потом

1.Заниженная самооценка и неудачный опыт, неуверенность в собственных силах и опасение публичного осуждения.

 

2.Давление со стороны родителей, угрозы, приказы и манипуляции: «Если ты сейчас же не сделаешь, то будешь наказан!»

 

3.Требование от ребенка выполнения задачи при отсутствии у него необходимых навыков и умений. К примеру, зашнуровать ботинки и завязать шнурки, не показав, как это правильно надо делать.

 

4. «Помощь» взрослых, которым проще сделать что-то самим, чем ожидать, пока с этим справится ребенок, и выяснять, с чем связано его нежелание выполнять поставленную задачу. Это не помогает, а напротив, усугубляет проблему – дети все чаще стараются устраниться от выполнения скучных, по их мнению, дел. Они находят причины и всяческие уловки, чтобы избегать ответственности, идти по более легкому для них пути, что приводит к снижению стремления познавать мир и свою роль в нем. Мозг учится уклоняться от серьезной работы – зачем напрягаться, когда можно получить нужный результат без особых затрат? Все это может привести к асоциализации ребенка, непониманию своей роли в обществе и в мире.

5.Беспокойные и сомневающиеся в собственном ребенке родители. Их тревоги и сомнения заставляют ребенка опасаться неудач. И это вполне объяснимо, ведь даже мы, взрослые, с большим опытом и умением справляться со стрессами после неудач, редко стремимся заняться делом, которое может принести разочарование в своих силах.

Как помочь?

1.Обязательно учите ребенка основам планирования! Помогите ему разбить работу на этапы. Объясните, что во время работы могут возникнуть непредвиденные сложности, и нужно обязательно иметь время про запас. Необходимо составлять четкий список необходимых дел — когда, и в каком порядке выполнять их.

Проверяйте ход выполнения работы, помогите ребенку корректировать график в зависимости от его успехов.

Давать позитивное подкрепление - хвалить после реального успеха.

2. Учимся разбираться в заданиях. Школьные задания бывают сложно сформулированы или непонятны, поэтому важно формировать привычку вникать в суть и оценивать объем работы, а не сразу закрывать учебник.

3. Учимся не отвлекаться. Найдите подходящее для учебы место. Подготовьте все необходимые материалы (ручки, карандаши и т.д.)

Нейтрализуйте отвлекающие факторы

 

4. Обсудите, какую пользу могут принести гаджеты, продемонстрируйте, что с их помощью тоже решаются многие задачи: дети могут читать книги, заниматься планированием, получать полезную и нужную информацию. Это не только способ игры.

5. Важные дела делаются с перерывом на отдых по его завершению. После 45 минут учебы сделайте 10-минутный перерыв и отвлекитесь на что-нибудь еще. Затем вернитесь к учебе. Перерыв не должен длиться более 20 минут.

6. Не привязывайте не любимые дела к определенному дню или часу.

7. Постарайтесь сохранять спокойствие и чувство юмора.

 

Прокрастинация отнимает драгоценные силы и время. Постарайтесь найти вместе с ребенком удобный для него способ противостоять ей, покажите, как много интересного и полезного можно сделать, рационально используя время.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: