Социально-психологический климат в ДОУ: понятие, виды. Создание психологического климата в группе.




Семинар-практикум: «Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении как основы благополучия и здоровья детей».

Цель – повышение психолого-педагогической компетентности в области создания психологического климата в ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с понятием, видами и составляющими в группе социально-психологического климата.

2. Способствовать эффективному применению средств, влияющих на психологический климат в группе.

План проведения семинара.

Социально-психологический климат в ДОУ: понятие, виды. Создание психологического климата в группе.

Средства, влияющие на климат и атмосферу в группе.

Влияние традиций на психологический климат в группе.

Практические рекомендации: игры для детей, способствующие снятию психоэмоционального напряжения; упражнения для саморегуляции эмоционального состояния педагогов.

 

Социально-психологический климат в ДОУ: понятие, виды. Создание психологического климата в группе.

Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми.

Исследователи отмечают, что психологический климат выступает условием, обеспечивающим не только гармоничное развитие личности, но и гарантом сохранения здоровья.

Что же такое психологический климат и как его создать?

Социально-психологический климат – обычно определяется как психологический настрой – в нем соединяются настроения членов группы, их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям.

Социально-психологический климат (психол.словарь) – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой доброжелательности, раскрепощения, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфортные условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. При таком климате дети достигают высоких качественных результатов без жесткого контроля со стороны воспитателя. Каждый из детей при таком климате защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Воспитатель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену группы, за ним признается право принятия значимых для группы решений. Дети в группе с благоприятным климатом выражают уверенность в себе, поскольку каждый чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Поддерживать такую систему отношений воспитателю необходимо ежедневно.

Неблагоприятный психологический климат препятствует личностному развитию, создает у ребенка состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. В отношениях друг к другу в такой группе преобладает индивидуализм, настороженность, постоянное состояние обороны, ожидание посягательства на личность, неуверенность и равнодушие. К деятельности, предлагаемой воспитателем, в такой группе приступают неохотно, присутствует апатия, члены группы предпочитают шаблонные решения в процессе выполнения, и, как правило, дети демонстрируют низкое качество работы.

В группе с неблагоприятным климатом ребенок чувствует отчужденность от общих дел, избегает общения, ведет себя настороженно по отношению к другим, и часто – агрессивно. К воспитателю отношение складывается как к администратору, являющемуся источником постоянной угрозы, отсюда – сопротивление и настороженность, сомнения в его праве принимать значимые решения. Ребенок в группе с неблагоприятным климатом испытывает неуверенность в своих силах, скован и зажат, нерешителен, закомплексован.

Таким образом, климат в группе дошкольного образовательного учреждения складывается из совокупности социально- психологических отношений её участников, симпатий и антипатий, ценностных ориентаций.

Формирование климата заключается в постоянном создании и возобновлении атмосферы, благоприятной для воспитания детей.

Под атмосферой принято понимать окружающие условия, обстановку, которые периодически изменяются или имеют относительно постоянный характер.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1. Отношениями между воспитателем и детьми;

2. Отношениями между самими детьми;

3. Отношениями между воспитателями;

4. Отношениями между воспитателями и родителями.

Воссоздавая благоприятную, атмосферу, педагог в итоге формирует климат, а климат, как устойчивая система отношений, в свою очередь, определяет и меру благоприятности атмосферы.

Атмосфера и климат теснейшим образом связаны друг с другом: изменения в атмосфере сказываются на изменении климата.

Таким образом, психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: