ХАДИС ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТЫЙ 7 глава




Таким образом, всегда следует принимать во внимание эту ос­нову, суть которой состоит в том, что ни одно веление шариата невозможно выполнить без соблюдения всех необходимых усло­вий и устранения всех препятствий.

Так, например, если речь идёт об осквернении, подразумевает­ся всё, что делает омовение недействительным, в том числе – есте­ственные выделения человека, глубокий сон [62], прочие выделения тела, если они являются нечистыми, употребление в пищу вер­блюжатины, прикосновение к женщине, если к этому мужчину по­будила страсть, прикосновение рукой к половым органам и так да­лее, однако относительно некоторых из вышеупомянутых вещей высказывались различные мнения.

Таким образом, молитва человека, с которым случилось нечто подобное, будет недействительной, если он не совершит установ­ленного шариатом омовения, для чего следует омыть те части те­ла, о которых упоминается в суре “Трапеза”, придерживаясь опре­делённого порядка действий, или не использует для очищения пе­сок в тех случаях, когда воду нельзя использовать по уважитель­ным причинам, иначе говоря, в тех случаях, когда воды нет или же когда возникают опасения, что её использование может принести вред.

Сказанное служит указанием на то, что если человек совершит молитву в состоянии осквернения по забывчивости или по незна­нию, ему необходимо будет совершить её снова в силу универ­сального характера данного хадиса, ведь если человек и получит награду за совершение внешних действий, имеющих отношение к молитве и входящих в число религиозных обязанностей, то ему надо будет совершить всё заново для того, чтобы действительно сделать всё как полагается. Иначе обстоит дело с человеком, кото­рый совершил омовение, но забыл о том, что на его теле или же на его одежде осталось что-то нечистое, поскольку молитва относит­ся к числу таких дел, которые требуют совершения их заново в случае допущения какой-либо ошибки. Что же касается стремле­ния к уклонению от нечистого, то это действие подобно стремле­нию к уклонению от запретного, и если у человека имеются какие-то оправдания, повторять сделанное ему необязательно.

ХАДИС ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ

Естественные свойства

عَنْ عَائِشَةَ رضي الله عنها قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم: ] عَشْرٌ مِنَ الْفِطْرَةِ: قَصُّ الشَّارِبِ ، وَإِعْفَاءُ اللّحْيَةِ ، وَالسّوَاكُ ، وَاسْتِنْشَاقُ الْمَاءِ ، وَقَصُّ الأَظْفَارِ ، وَغَسْلُ الْبَرَاجِمِ ، وَنَتْفُ الإِبِطِ ، وَحَلْقُ الْعَانَةِ ، وَانْتِقَاصُ الْمَاءِ  قَالَ الراوي: وَنَسِيتُ الْعَاشِرَةَ إِلاّ أَنْ تَكُونَ الْمَضْمَضَةَ.

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– Посланник Аллаха, , сказал: «Десять вещей являются естественными: подстригание усов, отращивание бороды, (ис­пользование) зубочистки, промывание носа водой, подстрига­ние ногтей, омовение суставов пальцев [63], выщипывание волос под мышками [64], сбривание волос в паху и подмывание». Муслим.

Передатчик этого хадиса сказал: “И я забыл, что было деся­тым, но, должно быть, речь шла о прополаскивании рта”.

Под естеством (“фитра”) подразумевается то состояние, в ко­тором Аллах сотворил Своих рабов, сделав их по самой их приро­де склонными к этому. Здесь имеется в виду любовь к благому и предпочтение его, а также отвращение к дурному и отвергание его. Он сотворил их чистыми и готовыми к восприятию благого, проявлению искренности по отношению к Аллаху и приближению к Нему. Есть два вида установлений Аллаха, имеющих отношение к естественному порядку.

Соблюдение установлений первого вида очищает сердце и дух, и под этим подразумевается вера в Аллаха и всё то, что ей необхо­димо присуще, а именно: страх перед Аллахом, надежда на Него, любовь к Нему и обращение к Нему.

Аллах Всевышний сказал:

{Обрати же лик свой к религии, будучи ханифом [65] (и сооб­разуясь с) естеством [66] (, что дано тебе) Аллахом, Который сотво­рил людей так, а творение Аллаха не подлежит изменению. Это и есть прямая [67] религия, но большинство людей не знает! ~ Обращаясь к Аллаху, бойтесь Его, совершайте молитвы и не будьте в числе многобожников…} “Румы”, 30 – 31.

Это очищает и развивает душу и сердце, избавляет их от болез­ней, и украшает их прекрасными качествами, и всё это относится к основам веры и делам сердца.

Что же касается установлений второго вида, то к ним относит­ся всё связанное с очищением внешним и устранением всего грязного и нечистого. Об этом и говорится в рассматриваемом нами хадисе. Они входят в число достоинств религии ислама, так как всё это предназначено для очищения различных частей тела и направлено на поддержание их здоровья и обеспечения их функций.

По общему мнению улемов, такие действия как прополаскивание рта и промывание носа являются обязательными в случае большого или малого осквернения. Очищение носа и рта было вменено в обязанность в связи с тем, что в этих местах часто скапливается грязь вследствие чего для очищения полоста рта следует использовать зубочистку [68], о которой посланник Аллаха, , сказал так: [ السِّوَاكُ مَطْهَرَةٌ لِلْفَمِ مَرْضَاةٌ لِلرّبّ

«Зубочистка cлужит для очищения рта и является угодной Аллаху» [69]. Аш-Шафи‘и, Ахмад и ан-Наса’и.

Вот почему использование её вменяется в обязанность шариа­том во время омовения, перед молитвой, при пробуждении ото сна, в случае приобретения зубами жёлтого цвета, изменении со­стояния рта [70] и в прочих случаях.

Что касается подстригания усов так, чтобы открылась верхняя губа, или же полного удаления их, то это также следует делать для поддержания чистоты и предохранения от выделений из носа, по­скольку если волосы станут закрывать собой губу, они будут всту­пать в непосредственное соприкосновение со всем тем, что ест или пьёт человек. Кроме того, слишком длинные усы искажают облик человека, хотя это и нравится тем, кто не обращает внимания на подобные вещи. Иначе обстоит дело с бородой, которую Аллах сделал признаком мужского достоинства и красоты. Вот почему благодаря наличию бороды мужчина сохраняет свою красоту и в старости. Из этого следует сделать соответствующие выводы, об­ратив внимание на тех, кто не подчиняется пророку, , и бреет бороду, поскольку лицо такого человека обезображивается и утрачивает свою красоту. Особенно это заметно в старости, так как безбородый мужчина становится похожим на старуху, утра­тившую свою красоту и привлекательность с возрастом, даже если в юности она была одной из красивейших женщин. Это становится заметным для других, однако привычки и слепое подражание за­ставляют одобрять дурное и считать дурным хорошее.

Что касается подстригания ногтей, удаления волос под мышками и промывания суставов, то в этих местах человеческого тела также скапливается грязь, и поэтому необходимость поддержания чистоты этих мест и удаления всего того, что может доставлять всевозможные неприятности, невозможно отрицать. То же самое относится и к удалению волос в паху.

Что касается подмывания или же удаления нечистот после удовлетворения большой или малой нужды, то это является необ­ходимым и относится к числу обязательных условий очищения.

Таким образом, теперь тебе известно, что всё вышеупомянутое способствует совершенствованию внешнего облика человека и поддержанию тела в чистоте, препятствуя всему вредоносному и отвратительному; если же говорить о чистоте, то она – от веры.

Смысл всего сказанного состоит в том, что все внутренние и внешние аспекты шариата сообразуются с естеством человека, а соблюдение шариата помогает ему очиститься от всего порочного и украшает его прекрасными нравственными качествами, источни­ком которых являются догматы веры, единобожие, проявление искренности по отношению к Аллаху и возвращение к Нему. Если же говорить о теле, то выполнение установлений шариата позволя­ет очищать его от всего грязного и нечистого и устранять все при­чины, способствующие этому. Таким образом, выполнение уста­новлений шариата позволяет очищаться и внешне, и внутренне, и поэтому посланник Аллаха, , сказал: [الطُّهُورُ شَطْرُ الإِيمَانِ

«Чистота – половина веры» [71]. Муслим.

А Аллах Всевышний сказал:

{Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся}.

“Корова”, 222.

И весь шариат в целом представляет собой не что иное, как очищение, развитие, совершенствование, побуждение к достой­ным делам и удержание от всего низкого, а Аллах знает об этом лучше.

 

ХАДИС ДВАДЦАТЫЙ

Чистота воды

عن أبي سَعِيدٍ الخُدْرِيّ رضي الله عنه قال: قالَ رسولُ الله
صلى الله عليه وسلم: ]المَاءُ طَهُورٌ لاَ يُنَجِّسُهُ شَيءٌ .

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «Вода чиста, и ничто не делает её нечистой».

Ахмад, ан-Наса‘ и, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн аль-Джаруд, ад-Даракутни и аль-Байхаки

Этот достоверный хадис является указанием на одну всеобъем­лющую основу, суть которой состоит в том, что любая вытекаю­щая из-под земли или падающая с неба, стоячая или проточная во­да, сохранившая свои изначальные свойства или же претерпевшая даже значительные изменения в случае попадания в неё чистых предметов, остаётся чистой и может быть использована для очи­щения и прочих целей. Исключением из этого общего правила яв­ляется вода, изменившая свой цвет, вкус или запах под воздейст­вием чего-либо нечистого.

Все улемы сходились на том, что вода, изменившая свои свой­ства под воздействием чего-либо нечистого, и сама становится нечистой. При этом имам Ахмад, да будет доволен им Аллах, и другие улемы приводили в качестве доказательства тот аят, ко­торый начинается словами Всевышнего:

{Запретны для вас падаль, кровь, свинина…} “Трапеза”, 3. Ис­пользование ими этого аята подразумевало собой то, что если вода приобретает какие-нибудь свойства этих запретных вещей [72], то она и сама становится нечистой.

С другой стороны, этот и другие хадисы указывают на то, что вода, изменившаяся под воздействием чего-либо чистого, и сама остаётся чистой. Так, например, чистой вода остаётся в том слу­чае, если туда погружает руку человек, вставший ото сна, однако при этом ему запрещается погружать руку в воду, если он до этого не омоет её трижды. В данном хадисе нет никаких указаний на за­претность использования такой воды.

Речь идёт об имеющемся здесь указании на существование двух видов воды, иначе говоря, воды нечистой и воды чистой. Нечистой считается такая вода, одно из свойств которой в большей или меньшей степени изменилось под воздействием чего-то нечистого, а чистой – вода, таковой не являющаяся. Что же касается сущест­вования третьего вида воды, иными словами такой воды, которая не является ни чистой, ни нечистой, или же чистой, но непригод­ной для омовения, то на этот счёт в шариате никаких указаний не имеется, а это значит, что она пригодна для омовения.

Всеобщность этого принципа подтверждают и слова Всевыш­него, Который сказал:

{…если же вы не можете найти воды, то очищайтесь чис­тым песком…} “Трапеза”, 6.

Это имеет отношение ко всем видам воды, так как в данном случае в отрицательном контексте использовано имя, стоящее в неопреде­лённом состоянии. Таким образом, по единодушному мнению уле­мов, здесь подразумевается любая вода, кроме воды нечистой.

Помимо этого данный хадис указывает на то, что если дело ка­сается воды или чего-нибудь иного, то исходить следует из того, что она является чистой, если же возникают какие-либо сомнения относительно того, не стала ли вода по той или иной причине не­чистой, то исходить следует из того, что она чиста.

ХАДИС ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ

Животные, которые окружают людей,
являются чистыми

عن أَبِي قَتَادَةَ رضي الله عنه قال: قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم في الهِرَّة: ] إِنَّهَا لَيْسَتْ بِنَجَسٍ ، إنها مِنَ الطَّوَّافِينَ أَوِ الطَّوَّافَاتِ.

Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал о кошке так: «Поистине, она не является нечистой, так как относится к числу тех, кто окружает вас». [73]

Малик, Ахмад, ан-Наса’и, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ад-Дарими, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аль-Байхаки.

Этот хадис содержит в себе две основы.

Суть первой из них состоит в том, что трудность влечёт за со­бой и облегчение, что является одной из важных основ шариата. В соответствии с одним из положений этой основы, то, от чего труд­но уберечься, является чистым, и после непосредственного сопри­косновения со ртом, рукой или ногой объекта омовения не требу­ется, поскольку пророк, , сказал: «…так как относится к числу тех, кто окружает вас». Точно так же пророк, , поз­волил очищаться после удовлетворения большой или малой нуж­ды [74], стирать то нечистое, что оказалось на обуви или на нижних краях одежды, и говорил о допустимости совершения молитвы в тех случаях, когда на одежде человека остаются попавшие на неё на улице маленькие частицы грязи, которая сама по себе является нечистой. Кроме того, дозволенными являются те малые количе­ства крови, которые остаются в мясе и жилах после того, как кровь забитого животного будет спущена, то, чего коснулся рот собаки на охоте, и прочие подобные вещи, которые объединяет друг с другом одна и та же причина – трудность [75].

Вторая основа состоит в том, что кошка и более мелкие живот­ные, например мыши и подобные им существа являются чистыми, если они живы и не делают нечистыми еду, питьё или одежду, ко­торых касаются. Вот почему улемы указывали на то, что все жи­вотные делятся на пять нижеперечисленных разрядов:

ПЕРВЫЙ: к нему относятся те живые или мёртвые животные, тела которых в целом или отдельные их части, а также их экскре­менты, являются нечистыми. Таковыми считаются собаки и все дикие хищные звери, свиньи и им подобные животные.

ВТОРОЙ: такие животные, которые являются чистыми при жизни и становятся нечистыми после смерти, например, кошки и более мелкие животные, которых не позволяется забивать ни для употребления в пищу, ни для иных целей.

ТРЕТИЙ: такие живые существа, которые являются чистыми и при жизни, и после смерти, однако употребление их в пищу непоз­волительно. К таковым относятся, например, насекомые, в кото­рых нет крови.

ЧЕТВЁРТЫЙ: такие животные, которые являются чистыми и при жизни, и после закалывания. К их числу относятся животные, употребление в пищу которых дозволено, например, обычные до­машние животные и им подобные.

ПЯТЫЙ: то, что является чистым и при жизни, и после смерти и разрешается к употреблению в пищу независимо от того, было это заколото или нет. К этому виду относятся все морские рыбы и животные, а также саранча.

Многие улемы использовали слова пророка, : «…так как относится к числу тех, кто окружает вас», как доказательст­во чистоты маленьких детей и их слюны, даже если они оскверне­ны чем-либо нечистым, а также чистоты слюны, пота и волос ос­лов и мулов, однако разве трудности, связанные с кошками, равно­значны трудностям, связанным с ослами и мулами?

Тем не менее на правильность подобного вывода указывает то, что, когда пророк, , и его сподвижники садились на ослов и мулов, они не защищались ни от чего из упомянутого нами, и правильной является ссылка на это.

Что же касается слов пророка, , который в день Хайба­ра [76] сказал: [إِنّ اللّهَ وَرَسُولَهُ يَنْهَيَانِكُمْ عَنْ لُحُومِ الْحُمُرِ ، فَإِنّهَا رِجْسٌ

«Поистине, Аллах и посланник Его запрещают вам (упот­реблять в пищу) ослиное мясо, ибо, поистине, это – скверна» [77] Аль-Бухари и Муслим., то они означают, что мясо осла является нечис­тым и запрещается к употреблению в пищу, но посланник Аллаха, , не объявлял нечистыми ни слюну, ни пот, ни волосы этих животных и не предпринимал никаких специальных мер, чтобы ограждать себя от всего этого.

Если же говорить о собаках, то посланник Аллаха, , ве­лел семь раз промывать ту посуду, из которой лакала собака, в том числе один раз – с помощью песка [78].

ХАДИС ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ

Исполнение религиозных обязанностей
искупает грехи

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه أَنّ رَسُولَ اللّهِ صلى الله عليه وسلم كَانَ يَقُولُ: ] الصَّلَوَاتُ الْخَمْسُ ، وَالْجُمُعَةُ إِلَى الْجُمُعَةِ ، وَرَمَضَانُ إِلَى رَمَضَانَ ، مُكَفِّرَاتٌ مَا بَيْنَهُنَّ ، إِذَا اجْتَنَبَ الْكَبَائِرَ .

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, ска­зал:

– Посланник Аллаха, , сказал: « (Совершение) пяти (еже­дневных) молитв, (участие в каждой следующей) пятничной мо­литве (после предыдущей) и (соблюдение поста в каждый следую­щий) рамадан (после предыдущего) искупают (прегрешения [79], со­вершённые) между ними, если (человек) не совершал тяжких грехов». Муслим.

Этот хадис указывает на великую милость и щедрость Аллаха, проявившуюся в том, что Он отдал предпочтение трём вышеупо­мянутым великим религиозным обязанностям. В нём указывается также и на то, что аллах отводит им высокое положение, а плоды их неисчислимы.

Так, например, Аллах сделал исполнение этих обязанностей средством совершенствования религии раба и тем, что способст­вует росту древа веры и орошает его собой. Поистине, Аллах на­делил сердца верой в соответствии с той степенью искренности, которая им присуща. Кроме того, по милости Своей Он определил те обязанности и обычаи, исполнение которых способствует уве­личению веры и отвращает от него всевозможные бедствия, чтобы оно достигало совершенства и всё время давало свои плоды по со­изволению их Господа. Кроме того, Он сделал так, что всё это слу­жит защитой от всевозможных бедствий.

Известно, что грехи наносят огромный ущерб человеку и при­водят к уменьшению веры.

Если раб не совершал тяжких грехов, то за исполнение трёх вышеупомянутых обязанностей Аллах простит ему мелкие пре­грешения и ошибки, что и является важнейшим смыслом слов Всевышнего, Который сказал:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: