Таким образом, всегда следует принимать во внимание эту основу, суть которой состоит в том, что ни одно веление шариата невозможно выполнить без соблюдения всех необходимых условий и устранения всех препятствий.
Так, например, если речь идёт об осквернении, подразумевается всё, что делает омовение недействительным, в том числе – естественные выделения человека, глубокий сон [62], прочие выделения тела, если они являются нечистыми, употребление в пищу верблюжатины, прикосновение к женщине, если к этому мужчину побудила страсть, прикосновение рукой к половым органам и так далее, однако относительно некоторых из вышеупомянутых вещей высказывались различные мнения.
Таким образом, молитва человека, с которым случилось нечто подобное, будет недействительной, если он не совершит установленного шариатом омовения, для чего следует омыть те части тела, о которых упоминается в суре “Трапеза”, придерживаясь определённого порядка действий, или не использует для очищения песок в тех случаях, когда воду нельзя использовать по уважительным причинам, иначе говоря, в тех случаях, когда воды нет или же когда возникают опасения, что её использование может принести вред.
Сказанное служит указанием на то, что если человек совершит молитву в состоянии осквернения по забывчивости или по незнанию, ему необходимо будет совершить её снова в силу универсального характера данного хадиса, ведь если человек и получит награду за совершение внешних действий, имеющих отношение к молитве и входящих в число религиозных обязанностей, то ему надо будет совершить всё заново для того, чтобы действительно сделать всё как полагается. Иначе обстоит дело с человеком, который совершил омовение, но забыл о том, что на его теле или же на его одежде осталось что-то нечистое, поскольку молитва относится к числу таких дел, которые требуют совершения их заново в случае допущения какой-либо ошибки. Что же касается стремления к уклонению от нечистого, то это действие подобно стремлению к уклонению от запретного, и если у человека имеются какие-то оправдания, повторять сделанное ему необязательно.
|
ХАДИС ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ
Естественные свойства
عَنْ عَائِشَةَ رضي الله عنها قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم: ] عَشْرٌ مِنَ الْفِطْرَةِ: قَصُّ الشَّارِبِ ، وَإِعْفَاءُ اللّحْيَةِ ، وَالسّوَاكُ ، وَاسْتِنْشَاقُ الْمَاءِ ، وَقَصُّ الأَظْفَارِ ، وَغَسْلُ الْبَرَاجِمِ ، وَنَتْفُ الإِبِطِ ، وَحَلْقُ الْعَانَةِ ، وَانْتِقَاصُ الْمَاءِ قَالَ الراوي: وَنَسِيتُ الْعَاشِرَةَ إِلاّ أَنْ تَكُونَ الْمَضْمَضَةَ.
|
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– Посланник Аллаха, , сказал: «Десять вещей являются естественными: подстригание усов, отращивание бороды, (использование) зубочистки, промывание носа водой, подстригание ногтей, омовение суставов пальцев [63], выщипывание волос под мышками [64], сбривание волос в паху и подмывание». Муслим.
Передатчик этого хадиса сказал: “И я забыл, что было десятым, но, должно быть, речь шла о прополаскивании рта”.
Под естеством (“фитра”) подразумевается то состояние, в котором Аллах сотворил Своих рабов, сделав их по самой их природе склонными к этому. Здесь имеется в виду любовь к благому и предпочтение его, а также отвращение к дурному и отвергание его. Он сотворил их чистыми и готовыми к восприятию благого, проявлению искренности по отношению к Аллаху и приближению к Нему. Есть два вида установлений Аллаха, имеющих отношение к естественному порядку.
Соблюдение установлений первого вида очищает сердце и дух, и под этим подразумевается вера в Аллаха и всё то, что ей необходимо присуще, а именно: страх перед Аллахом, надежда на Него, любовь к Нему и обращение к Нему.
Аллах Всевышний сказал:
{Обрати же лик свой к религии, будучи ханифом [65] (и сообразуясь с) естеством [66] (, что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так, а творение Аллаха не подлежит изменению. Это и есть прямая [67] религия, но большинство людей не знает! ~ Обращаясь к Аллаху, бойтесь Его, совершайте молитвы и не будьте в числе многобожников…} “Румы”, 30 – 31.
|
Это очищает и развивает душу и сердце, избавляет их от болезней, и украшает их прекрасными качествами, и всё это относится к основам веры и делам сердца.
Что же касается установлений второго вида, то к ним относится всё связанное с очищением внешним и устранением всего грязного и нечистого. Об этом и говорится в рассматриваемом нами хадисе. Они входят в число достоинств религии ислама, так как всё это предназначено для очищения различных частей тела и направлено на поддержание их здоровья и обеспечения их функций.
По общему мнению улемов, такие действия как прополаскивание рта и промывание носа являются обязательными в случае большого или малого осквернения. Очищение носа и рта было вменено в обязанность в связи с тем, что в этих местах часто скапливается грязь вследствие чего для очищения полоста рта следует использовать зубочистку [68], о которой посланник Аллаха, , сказал так: [ السِّوَاكُ مَطْهَرَةٌ لِلْفَمِ مَرْضَاةٌ لِلرّبّ
«Зубочистка cлужит для очищения рта и является угодной Аллаху» [69]. Аш-Шафи‘и, Ахмад и ан-Наса’и.
Вот почему использование её вменяется в обязанность шариатом во время омовения, перед молитвой, при пробуждении ото сна, в случае приобретения зубами жёлтого цвета, изменении состояния рта [70] и в прочих случаях.
Что касается подстригания усов так, чтобы открылась верхняя губа, или же полного удаления их, то это также следует делать для поддержания чистоты и предохранения от выделений из носа, поскольку если волосы станут закрывать собой губу, они будут вступать в непосредственное соприкосновение со всем тем, что ест или пьёт человек. Кроме того, слишком длинные усы искажают облик человека, хотя это и нравится тем, кто не обращает внимания на подобные вещи. Иначе обстоит дело с бородой, которую Аллах сделал признаком мужского достоинства и красоты. Вот почему благодаря наличию бороды мужчина сохраняет свою красоту и в старости. Из этого следует сделать соответствующие выводы, обратив внимание на тех, кто не подчиняется пророку, , и бреет бороду, поскольку лицо такого человека обезображивается и утрачивает свою красоту. Особенно это заметно в старости, так как безбородый мужчина становится похожим на старуху, утратившую свою красоту и привлекательность с возрастом, даже если в юности она была одной из красивейших женщин. Это становится заметным для других, однако привычки и слепое подражание заставляют одобрять дурное и считать дурным хорошее.
Что касается подстригания ногтей, удаления волос под мышками и промывания суставов, то в этих местах человеческого тела также скапливается грязь, и поэтому необходимость поддержания чистоты этих мест и удаления всего того, что может доставлять всевозможные неприятности, невозможно отрицать. То же самое относится и к удалению волос в паху.
Что касается подмывания или же удаления нечистот после удовлетворения большой или малой нужды, то это является необходимым и относится к числу обязательных условий очищения.
Таким образом, теперь тебе известно, что всё вышеупомянутое способствует совершенствованию внешнего облика человека и поддержанию тела в чистоте, препятствуя всему вредоносному и отвратительному; если же говорить о чистоте, то она – от веры.
Смысл всего сказанного состоит в том, что все внутренние и внешние аспекты шариата сообразуются с естеством человека, а соблюдение шариата помогает ему очиститься от всего порочного и украшает его прекрасными нравственными качествами, источником которых являются догматы веры, единобожие, проявление искренности по отношению к Аллаху и возвращение к Нему. Если же говорить о теле, то выполнение установлений шариата позволяет очищать его от всего грязного и нечистого и устранять все причины, способствующие этому. Таким образом, выполнение установлений шариата позволяет очищаться и внешне, и внутренне, и поэтому посланник Аллаха, , сказал: [الطُّهُورُ شَطْرُ الإِيمَانِ
«Чистота – половина веры» [71]. Муслим.
А Аллах Всевышний сказал:
{Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся}.
“Корова”, 222.
И весь шариат в целом представляет собой не что иное, как очищение, развитие, совершенствование, побуждение к достойным делам и удержание от всего низкого, а Аллах знает об этом лучше.
ХАДИС ДВАДЦАТЫЙ
Чистота воды
عن أبي سَعِيدٍ الخُدْرِيّ رضي الله عنه قال: قالَ رسولُ الله
صلى الله عليه وسلم: ]المَاءُ طَهُورٌ لاَ يُنَجِّسُهُ شَيءٌ .
Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: «Вода чиста, и ничто не делает её нечистой».
Ахмад, ан-Наса‘ и, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн аль-Джаруд, ад-Даракутни и аль-Байхаки
Этот достоверный хадис является указанием на одну всеобъемлющую основу, суть которой состоит в том, что любая вытекающая из-под земли или падающая с неба, стоячая или проточная вода, сохранившая свои изначальные свойства или же претерпевшая даже значительные изменения в случае попадания в неё чистых предметов, остаётся чистой и может быть использована для очищения и прочих целей. Исключением из этого общего правила является вода, изменившая свой цвет, вкус или запах под воздействием чего-либо нечистого.
Все улемы сходились на том, что вода, изменившая свои свойства под воздействием чего-либо нечистого, и сама становится нечистой. При этом имам Ахмад, да будет доволен им Аллах, и другие улемы приводили в качестве доказательства тот аят, который начинается словами Всевышнего:
{Запретны для вас падаль, кровь, свинина…} “Трапеза”, 3. Использование ими этого аята подразумевало собой то, что если вода приобретает какие-нибудь свойства этих запретных вещей [72], то она и сама становится нечистой.
С другой стороны, этот и другие хадисы указывают на то, что вода, изменившаяся под воздействием чего-либо чистого, и сама остаётся чистой. Так, например, чистой вода остаётся в том случае, если туда погружает руку человек, вставший ото сна, однако при этом ему запрещается погружать руку в воду, если он до этого не омоет её трижды. В данном хадисе нет никаких указаний на запретность использования такой воды.
Речь идёт об имеющемся здесь указании на существование двух видов воды, иначе говоря, воды нечистой и воды чистой. Нечистой считается такая вода, одно из свойств которой в большей или меньшей степени изменилось под воздействием чего-то нечистого, а чистой – вода, таковой не являющаяся. Что же касается существования третьего вида воды, иными словами такой воды, которая не является ни чистой, ни нечистой, или же чистой, но непригодной для омовения, то на этот счёт в шариате никаких указаний не имеется, а это значит, что она пригодна для омовения.
Всеобщность этого принципа подтверждают и слова Всевышнего, Который сказал:
{…если же вы не можете найти воды, то очищайтесь чистым песком…} “Трапеза”, 6.
Это имеет отношение ко всем видам воды, так как в данном случае в отрицательном контексте использовано имя, стоящее в неопределённом состоянии. Таким образом, по единодушному мнению улемов, здесь подразумевается любая вода, кроме воды нечистой.
Помимо этого данный хадис указывает на то, что если дело касается воды или чего-нибудь иного, то исходить следует из того, что она является чистой, если же возникают какие-либо сомнения относительно того, не стала ли вода по той или иной причине нечистой, то исходить следует из того, что она чиста.
ХАДИС ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ
Животные, которые окружают людей,
являются чистыми
عن أَبِي قَتَادَةَ رضي الله عنه قال: قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم في الهِرَّة: ] إِنَّهَا لَيْسَتْ بِنَجَسٍ ، إنها مِنَ الطَّوَّافِينَ أَوِ الطَّوَّافَاتِ.
Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал о кошке так: «Поистине, она не является нечистой, так как относится к числу тех, кто окружает вас». [73]
Малик, Ахмад, ан-Наса’и, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ад-Дарими, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аль-Байхаки.
Этот хадис содержит в себе две основы.
Суть первой из них состоит в том, что трудность влечёт за собой и облегчение, что является одной из важных основ шариата. В соответствии с одним из положений этой основы, то, от чего трудно уберечься, является чистым, и после непосредственного соприкосновения со ртом, рукой или ногой объекта омовения не требуется, поскольку пророк, , сказал: «…так как относится к числу тех, кто окружает вас». Точно так же пророк,
, позволил очищаться после удовлетворения большой или малой нужды [74], стирать то нечистое, что оказалось на обуви или на нижних краях одежды, и говорил о допустимости совершения молитвы в тех случаях, когда на одежде человека остаются попавшие на неё на улице маленькие частицы грязи, которая сама по себе является нечистой. Кроме того, дозволенными являются те малые количества крови, которые остаются в мясе и жилах после того, как кровь забитого животного будет спущена, то, чего коснулся рот собаки на охоте, и прочие подобные вещи, которые объединяет друг с другом одна и та же причина – трудность [75].
Вторая основа состоит в том, что кошка и более мелкие животные, например мыши и подобные им существа являются чистыми, если они живы и не делают нечистыми еду, питьё или одежду, которых касаются. Вот почему улемы указывали на то, что все животные делятся на пять нижеперечисленных разрядов:
ПЕРВЫЙ: к нему относятся те живые или мёртвые животные, тела которых в целом или отдельные их части, а также их экскременты, являются нечистыми. Таковыми считаются собаки и все дикие хищные звери, свиньи и им подобные животные.
ВТОРОЙ: такие животные, которые являются чистыми при жизни и становятся нечистыми после смерти, например, кошки и более мелкие животные, которых не позволяется забивать ни для употребления в пищу, ни для иных целей.
ТРЕТИЙ: такие живые существа, которые являются чистыми и при жизни, и после смерти, однако употребление их в пищу непозволительно. К таковым относятся, например, насекомые, в которых нет крови.
ЧЕТВЁРТЫЙ: такие животные, которые являются чистыми и при жизни, и после закалывания. К их числу относятся животные, употребление в пищу которых дозволено, например, обычные домашние животные и им подобные.
ПЯТЫЙ: то, что является чистым и при жизни, и после смерти и разрешается к употреблению в пищу независимо от того, было это заколото или нет. К этому виду относятся все морские рыбы и животные, а также саранча.
Многие улемы использовали слова пророка, : «…так как относится к числу тех, кто окружает вас», как доказательство чистоты маленьких детей и их слюны, даже если они осквернены чем-либо нечистым, а также чистоты слюны, пота и волос ослов и мулов, однако разве трудности, связанные с кошками, равнозначны трудностям, связанным с ослами и мулами?
Тем не менее на правильность подобного вывода указывает то, что, когда пророк, , и его сподвижники садились на ослов и мулов, они не защищались ни от чего из упомянутого нами, и правильной является ссылка на это.
Что же касается слов пророка, , который в день Хайбара [76] сказал: [إِنّ اللّهَ وَرَسُولَهُ يَنْهَيَانِكُمْ عَنْ لُحُومِ الْحُمُرِ ، فَإِنّهَا رِجْسٌ
«Поистине, Аллах и посланник Его запрещают вам (употреблять в пищу) ослиное мясо, ибо, поистине, это – скверна» [77] Аль-Бухари и Муслим., то они означают, что мясо осла является нечистым и запрещается к употреблению в пищу, но посланник Аллаха, , не объявлял нечистыми ни слюну, ни пот, ни волосы этих животных и не предпринимал никаких специальных мер, чтобы ограждать себя от всего этого.
Если же говорить о собаках, то посланник Аллаха, , велел семь раз промывать ту посуду, из которой лакала собака, в том числе один раз – с помощью песка [78].
ХАДИС ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ
Исполнение религиозных обязанностей
искупает грехи
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه أَنّ رَسُولَ اللّهِ صلى الله عليه وسلم كَانَ يَقُولُ: ] الصَّلَوَاتُ الْخَمْسُ ، وَالْجُمُعَةُ إِلَى الْجُمُعَةِ ، وَرَمَضَانُ إِلَى رَمَضَانَ ، مُكَفِّرَاتٌ مَا بَيْنَهُنَّ ، إِذَا اجْتَنَبَ الْكَبَائِرَ .
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: « (Совершение) пяти (ежедневных) молитв, (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей) и (соблюдение поста в каждый следующий) рамадан (после предыдущего) искупают (прегрешения [79], совершённые) между ними, если (человек) не совершал тяжких грехов». Муслим.
Этот хадис указывает на великую милость и щедрость Аллаха, проявившуюся в том, что Он отдал предпочтение трём вышеупомянутым великим религиозным обязанностям. В нём указывается также и на то, что аллах отводит им высокое положение, а плоды их неисчислимы.
Так, например, Аллах сделал исполнение этих обязанностей средством совершенствования религии раба и тем, что способствует росту древа веры и орошает его собой. Поистине, Аллах наделил сердца верой в соответствии с той степенью искренности, которая им присуща. Кроме того, по милости Своей Он определил те обязанности и обычаи, исполнение которых способствует увеличению веры и отвращает от него всевозможные бедствия, чтобы оно достигало совершенства и всё время давало свои плоды по соизволению их Господа. Кроме того, Он сделал так, что всё это служит защитой от всевозможных бедствий.
Известно, что грехи наносят огромный ущерб человеку и приводят к уменьшению веры.
Если раб не совершал тяжких грехов, то за исполнение трёх вышеупомянутых обязанностей Аллах простит ему мелкие прегрешения и ошибки, что и является важнейшим смыслом слов Всевышнего, Который сказал: