ЗАКЯТ. Выплата закята необязательна для бедного, который не распологает достаточным количеством имущества или денег. Закят следует выплачивать только обеспеченным людям, что способствует совершенствованию их ислама, увеличению их средств и улучшению нравственных качеств, защите их самих и их имущества от всевозможных бедствий, очищению от дурных дел, удовлетворению потребностей нуждающихся и обеспечению интересов всего общества в целом, хотя все эти выплаты составляют лишь малую часть удела, дарованного им Аллахом.
ПОСТ. Соблюдать пост обязательно ежегодно в течение одного месяца, и это объединяет между собой всех мусульман. В этот период в дневное время они отказываются от удовлетворения своих основных желаний, связанных с едой, питьём и половыми сношениями, но взамен этого Аллах по милости Своей помогает им достигать совершенства в их религии и вере и совершенствоваться самим, предназначает им Свою великую награду и проявляет по отношению к ним Своё всеобъемлющее благоволение, а также делает для них многое иное, и всё это связано с теми многочисленными благами, которые приносит пост. Кроме того, пост становится причиной обретения благочестия, которое лежит в основе совершения всего благого и отказа от всего порицаемого.
ХАДЖЖ. Аллах вменил в обязанность совершение хаджа один раз в жизни тем, кто сможет это сделать. Выполнение этой обязанности становится столь полезным для религии и мирских дел, что перечислить все виды выгоды, которую получает от этого человек, невозможно, а подробно мы коснулись этого вопроса в другом месте. Аллах Всевышний сказал:
{…чтобы они сами приняли участие в том, что принесёт им пользу…} “Хаджж”, 28.
Здесь имеется в виду то, что является полезным как для религии, так и для мирских дел.
Существуют и другие законоположения ислама. Все они крайне легки, а в основе их лежит необходимость соблюдения прав Аллаха и прав Его рабов; кроме того, исполнение их в определённых обстоятельствах облегчается, ведь Аллах Всевышний сказал:
{Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения…}“Корова”, 185.
Болезнь, путешествие и некоторые другие обстоятельства, в которых может оказаться человек, являются законным основанием для облегчения определённых обязанностей, прекращения их исполнения или же неисполнения их в полном объёме, что общеизвестно [123].
Далее, если раб Аллаха обратит внимание на всевозможные обязательные и добровольные дела, исполнение которых возлагается на рабов Аллаха в течение дня и ночи, например на молитву, пост, садаку и так далее, и если он пожелает следовать во всём этом примеру самого совершенного из людей и их имама – Мухаммада, , то он увидит, что это для него нетрудно и не мешает ему заниматься его мирскими делами. Более того, совершая всё это, человек может легко соблюдать и все права в целом, а именно-права Аллаха, права собственной души, права членов своей семьи и друзей, а также права всех тех, перед кем у него есть те или иные обязанности.
Если же кто-нибудь станет заставлять себя делать что-нибудь через силу, не удовлетворяясь тем, что считал достаточным пророк, , и тем, чему он учил и к чему направлял членов своей общины, и будет проявлять чрезмерность, занимаясь делами поклонения, то эта религия обязательно одержит над ним верх и дело закончится тем, что человек ослабеет и вообще перестанет делать что бы то ни было. Вот почему пророк,
, сказал: «…но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его…» Иными словами, если человек противодействует этой религии [124], проявляет чрезмерность и не придерживается умеренности религия побеждает его и он утомляется и отступает. Именно поэтому посланник Аллаха,
, велел придерживаться умеренности и побуждал к ней людей, сказав: «…и мало-помалу вы достигнете (своей цели) ».
Кроме того, пророк, , дал наказ придерживаться правильного, приближаться, укреплять души радостной вестью о благе и не отчаиваться. Придерживаться правильного значит говорить правильные слова, правильно действовать и следовать правильным путём, то есть быть благоразумным во всех отношениях. Если же человек не в состоянии действовать правильно всегда и во всём, пусть боится Аллаха по мере своих возможностей и стремится приблизиться к этой цели. Таким образом, если кто-нибудь не сумеет всегда придерживаться правильного, пусть удовлетворится стремлением приблизиться к этому, а тот, кто не сможет сделать всего, пусть делает то, что он в состоянии делать.
Исходя из всего вышеупомянутого, можно сформулировать полезный принцип, правильность которого подтверждается двумя указаниями. Первым из них являются слова Всевышнего:
{Бойтесь же Аллаха, как только можете…} “Взаимный обман”, 16.
Вторым указанием служат слова пророка, , который сказал: [ وإذا أَمَرْتُكُم بِأَمْرٍ فَأْتُوا مِنْهُ مَا اسْتَطَعْتُمْ
«Если я повелел вам делать что-нибудь, делайте из этого то, что вам по силам» [125]. Аль-Бухари и Муслим.
Этот принцип лежит в основе неисчислимого множества вопросов.
Можно привести и другой хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал: [ يَسِّروا ولا تُعَسِّروا ، وبَشِّروا ولا تُنَفِّروا
«Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое, а не внушайте отвращение (к исламу)» [126]. Аль-Бухари.
Завершается же этот хадис лёгким для человеческой души и вместе с тем крайне полезным наказом: «…и обращайтесь (к Аллаху) за помощью рано утром, вечером и в некоторые часы ночи».
Дело в том, что, если человек, находящийся в пути, станет передвигаться именно в эти три периода времени, он сможет покрывать малые и большие расстояния и достигать цели, не слишком утруждая ни себя, ни своё верховое животное. Однако то же самое относится и к осуществляемому должным образом следованию по прямому пути и стремлению к Аллаху. Это значит, что если человек станет заниматься благими и праведными делами в наиболее подходящие периоды времени, которыми являются начало и конец дня, а также некоторые часы ночи, особенно последней её части, то он сможет обрести наибольшее количество блага и совершить больше всего праведных дел. И благодаря этому он достигнет счастья, успеха и спасения, не прилагая излишних усилий и сохраняя спокойствие, и вместе с тем сумеет достичь своих личных мирских целей. Всё это наиболее убедительно свидетельствует о том, что, даровав Своим рабам эту религию, которая является средством достижения вечного счастья, Аллах Всевышний оказал им милость, поскольку Он вменил её в обязанность Своим рабам, разъяснил её через Своих посланников, облегчил её, оказал ей всемерную помощь, проявил доброту по отношению к тем, кто действует в соответствии с установлениями этой религии, и уберёг их от всего того, что может им помешать.
Таким образом, всё вышеизложенное позволило тебе узнать, что из данного хадиса можно извлечь несколько нижеперечисленных основоположений (кава‘ид).
1. Положения шариата способствуют облегчению положения людей.
2. Затруднение влечёт за собой и то, что способствует облегчению.
3. Основное положение сформулировано в словах пророка, , который сказал: «Если я повелел вам делать что-нибудь, делайте из этого то, что вам по силам».
4. Следует поощрять тех, кто не отказывается от деятельности, и сообщать им радостные вести о благе и о том, что за свои дела они получат награду.
5. Универсальный наказ относительно того, как именно следует идти к Аллаху; этот наказ самодостаточен и не нуждается ни в чём, тогда как ничто иное без него обойтись не в состоянии.
Так пусть же Аллах ниспошлёт Свои благословения и мир тому, кто был наделён способностью говорить столь кратко и содержательно, вместе с тем принося своими словами столь много пользы людям!
ХАДИС ДВАДЦАТЬ седьмой
Обязанности мусульман
по отношению друг к другу
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه قال:قال رَسُولَ اللّهِ صلى الله عليه وسلم:
] حَقُّ الْمُسْلِمِ عَلَىَ الْمُسْلِمِ سِتٌّ، قِيلَ: مَا هُنّ يَا رَسُولَ اللّهِ ؟ قَالَ: ] إِذَا لَقِيتَهُ فَسَلِّمْ عَلَيْهِ ، وَإِذَا دَعَاكَ فَأَجِبْهُ ، وَإِذَا اسْتَنْصَحَكَ فَانْصَحْ لَهُ ، وَإِذَا عَطَسَ فَحَمِدَ اللّهَ فَشَمِّتْهُ، وَإِذَا مَرِضَ فَعُدْهُ ، وَإِذَا مَاتَ فَاتَّبِعْهُ .
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) посланник Аллаха, , сказал: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу». Люди спросили: “Что же именно, о посланник Аллаха?” Он ответил: «Если встретишь (мусульманина), приветствуй его; если он пригласит тебя, прими его (приглашение); если он попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, скажи: “Да помилует тебя Аллах!”; если он заболеет, навести его, а если он умрёт, проводи его (в последний путь) ». Муслим.
Если человек будет выполнять все вышеперечисленные обязанности по отношению ко всем мусульманам, то тем более окажется способным и к выполнению всего остального, а в выполнении этих обязанностей и соблюдении вышеупомянутых прав других людей скрыто большое благо, ибо за это человека ждёт великая награда Аллаха.
1. Пророк, , сказал: «Если встретишь (мусульманина), приветствуй его…»
Поистине, обращение с приветствием и пожеланием мира способствует возникновению любви, которая порождает веру, что, в свою очередь, приводит человека к раю, на что указывают слова посланника Аллаха, , который сказал:
]وَالّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ ، لاَ تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ حَتَّى تُؤْمِنُوا ، وَلاَ تُؤْمِنُوا حَتَّى تَحَابُّوا ، أَوَ لاَ أَدُلُّكُمْ عَلَى شَيْءٍ إِذَا فَعَلْتُمُوهُ تَحَابَبْتُمْ ؟ أَفْشُوا السَّلاَمَ بَيْنَكُمْ
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы не войдёте в рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли вам на то, что позволит вам полюбить друг друга, если вы станете делать это? Распространяйте между собой приветствия! [127] » [128] Муслим.
Таким образом, мир [129] является одним из достоинств ислама, что же касается мусульман, встречающихся друг с другом, то каждый из них желает другому избавления [130] от всяческих зол и призывает на него милость (рахма) и благодать (барака) Аллаха, что привлекает к нему всяческое благо. Когда при встречах, люди улыбаются другу другу и обмениваются приветствиями, это приводит их к взаимной любви и согласию и препятствует возникновению отчуждённости и неприязни.
Итак, произнесение приветствия является обязанностью мусульманина, что же касается того, к кому обращаются с приветствием, то он должен ответить на него так же или ещё лучше, а лучшим из встретившихся друг с другом людей является тот, кто первым обращается с приветствием к другому.
2. Пророк, , сказал: «…если он пригласит тебя, прими его (приглашение)…»
Это значит, что если кто-нибудь пригласит тебя отведать еды или питья, ты должен доставить удовольствие своему брату, сделавшему тебе подобное предложение и почтившему тебя своим приглашением, и обязательно принять его, если только не будет у тебя уважительной причины для отказа.
3. Пророк, , сказал: «…если он попросит у тебя совета, дай ему совет…»
Это значит, что если кто-нибудь из мусульман станет просить у тебя совета, желая узнать, следует ли ему сделать что-либо, ты должен будешь посоветовать ему то, что ты счёл бы желательным и для себя самого. Если дело является полезным, то нужно побуждать человека к нему, а если оно повлечёт за собой вред, – предостеречь его от совершения подобного. Если же оно объединяет в себе и вредное и полезное, тебе необходимо разъяснить это человеку, взвесив все за и против. Точно так же тебе следует поступить и в том случае, если он будет спрашивать твоего совета относительно поддержания взаимоотношений с кем-нибудь из людей, или захочет кого-нибудь выдать замуж (женить), или пожелает жениться сам: ты должен будешь дать ему наилучший совет, поступив по отношению к нему так, будто ты делаешь это для самого себя. При этом тебе ни в коем случае не следует обманывать его, ведь человек, обманывающий мусульман не относится к их числу, не говоря уже о том, что он не выполняет своих обязанностей, поскольку не даёт нуждающемуся доброго совета.
Добрый совет [131] является безусловной обязанностью, но обязательность его становится ещё более несомненной, если кто-нибудь просит тебя дать совет в надежде услышать полезное мнение. Вот почему пророк, , включил его в число вышеупомянутых шести обязанностей, что же касается хадиса, который разбирается в главе под названием «Религия есть искреннее отношение» [132], то объяснение его уже приводилось и нет необходимости снова возвращаться к этому.
4. Пророк, , сказал: «…если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, скажи: “Да помилует тебя Аллах!”…»
Так было сказано по той причине, что чихание является милостью Аллаха, благодаря которой из тела человека выходит нечто застоявшееся и чихающий чувствует облегчение. Пророк, , обязывает чихнувшего воздать Аллаху хвалу [133] за эту милость, а брата его – сказать ему:يرحمك الله “ Да помилует тебя Аллах!” /Йархаму-кя-Ллах!/. Кроме того, он велит чихнувшему сказать ему в ответ:يهديكم الله ويصلح بالكم “ Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши!” /Йахди-куму-Ллах ва йуслиху баля-кум!/. Что же касается того чихнувшего, который не воздал Аллаху хвалу, то он не заслуживает узаконенного шариатом благопожелания, за что ему следует упрекать только самого себя, поскольку он сам лишил себя сразу двух милостей: милости, которая была бы оказана ему за то, что он воздал хвалу Аллаху и милости, которая была бы оказана ему после обращения его брата с мольбой за него, что тот должен будет сделать, если чихнувший сделает то, что предписано ему.
5. Пророк, , сказал: «…если он заболеет, навести его…»
Таким образом, посещение больного является одной из обязанностей мусульманина, особенно в том случае, если речь идёт о людях, имеющих какие-то особые права на проявление внимания с его стороны, например о родственниках, друзьях и так далее. Такие посещения относятся к числу наиболее достойных праведных дел, а на человека, который навещает своего заболевшего брата в исламе, постоянно изливается милость Аллаха. Так, когда он садится возле него, милость покрывает его; за того, кто навещает больного в начале дня, ангелы возносят свои мольбы до самого вечера, а за того, кто навещает его в конце дня, ангелы возносят мольбы до самого утра. Тому, кто приходит к больному, необходимо обращаться к Аллаху с мольбами о его исцелении, постараться развеять его печаль, порадовать его вестью о скором выздоровлении, напомнить о необходимости покаяния и обращения к Аллаху, а также дать ему и иные полезные наставления. Вместе с тем посетителю не следует засиживаться слишком долго, если только сам больной не выразит желание, чтобы этот человек почаще приходил к нему и оставался у него надолго, поскольку каждый должен вести себя сообразно складывающейся ситуации.
6. Пророк, , сказал: «…а если он умрёт, проводи его (в последний путь) ».
Тому, кто будет присутствовать на похоронах до тех пор, пока над погребальными носилками не прочитают заупокойную молитву, обещана награда в один карат, тому же, кто останется до погребения покойного обещана награда в два карата. Присутствие на похоронах является обязанностью перед Аллахом, перед покойным и перед его родственниками.
ХАДИС ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ
Непрерывность награды за благие дела
عن أبي موسى الأشعريّ رضي الله عنه قال: قال رسولُ الله صلى الله عليه وسلم: ] إذا مرضَ العبدُ أو سافرَ كُتبَ لهُ مثلُ ما كانَ يعملُ مُقِيماً صَحِيحاً .
Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: «Когда раб (Аллаха) болеет или находится в пути, ему записывается (совершение) того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым [134]». Аль-Бухари.
То, о чём упомянул пророк, , является одной из величайших милостей, оказанных Аллахом Всевышним Его верующим рабам. Суть её состоит в том, что даже если болезнь или путешествие не позволяют людям совершать привычные для них и постоянно совершаемые ими дела, то все они тем не менее полностью записываются им. Дело в том, что Аллах знает, что если бы не это препятствие, то они обязательно продолжали бы делать все эти дела и дальше, и поэтому Всевышний дарует им за их намерения такую же награду, которую получают люди, совершающие подобные дела на самом деле. Но, помимо этого, Аллах дарует им ещё и особую награду за болезнь, а также за проявляемое ими во время болезни терпение или за нечто более совершенное – за удовлетворённость своим уделом и благодарность Аллаху за всё, а также за покорность и повиновение Аллаху. Что же касается путника то он может получить дополнительную награду за что-нибудь такое, чего он, возможно, не делает, живя у себя дома, например, за обучение, за добрый совет или за указание на то, что может принести другим пользу в их религиозных и мирских делах, особенно если путешествие совершается им в благих целях, как-то: ради совершения хаджжа или умры и тому подобных вещей.
Кроме того, в данном хадисе указывается, что Аллах в полной мере вознаграждает того, кто не в состоянии заниматься поклонением Ему в полном объёме, если человек имел намерение поклоняться Ему именно так и в результате дела его становятся такими, будто он совершил их полностью. Препятствиями на пути поклонения Аллаху должным образом, могут считаться болезни и тому подобные вещи, а Аллах знает об этом лучше.
Что же касается человека, который намеревался совершить что-нибудь благое, но занялся чем-то более достойным не имея возможности сделать и то и другое, то он будет наиболее достоин того, чтобы ему была записана награда и за первое дело, от которого его отвлекло второе, даже если оно является не более достойным, а равным первому, ибо милость Аллаха Всевышнего велика!
ХАДИС ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ
Быстрое перемещение погребальных носилок
عن أبي هُريرةَ رضيَ اللّهُ عنهُ قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ] أسرِعوا بالجَنازةِ ، فإِنْ تَكُ صـالحةً فخيرٌ تُقدِّمونَها إليه ، وإن تكُ سِوَى ذلِكَ فشرٌّ تَضَعونَهُ عن رِقابِكم .
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: «(Несите) погребальные носилки (с покойным) побыстрее, ибо если он был праведным, то вы приближаете его к благу, в противном же случае вы (сможете побыстрее) убрать зло с шей своих». Аль-Бухари и Муслим.
Слова посланника Аллаха, , сказавшего: «(Несите) погребальные носилки (с покойным) побыстрее…», означают, что необходимо быстро обмыть тело, быстро завернуть его в саван, быстро отнести его на кладбище, быстро зарыть его и столь же быстро сделать всё то, что связано с подготовкой вышеупомянутых действий, которые относятся к числу обязательного по возможности (фард аль-кифайа). Не следует торопиться лишь в тех случаях, когда задержка принесёт больше пользы. Так, например, обязательно нужно повременить в случае внезапной смерти, чтобы убедиться, что человек действительно умер, а не лишился сознания в результате какого-нибудь приступа. Точно так же необходимо повременить для того, чтобы на похороны собралось побольше людей или чтобы на них могли успеть родственники и другие люди из числа тех, кто обязательно должен присутствовать. Если говорить о велении пророка,
, спешить с погребальными носилками, то он объяснил, что это следует делать либо в интересах покойного, чтобы поскорее доставить его к тому блаженству, которое для него лучше пребывания на носилках, либо в интересах живых, которые благодаря этому смогут поскорее избавиться от зла.
Однако если велено спешить с подготовкой покойного к погребению, то ещё большую поспешность следует проявлять в деле освобождения его от бремени долгов и выполнения за него того, что он обязан был сделать [135], так как покойный нуждается в этом в большей степени.
Эти слова пророка, , побуждают тебя проявлять заботу о твоём брате в исламе как при его жизни, так и после смерти, и спешить делать то, что во всех отношениях пойдёт ему на пользу. Кроме того, они побуждают к удалению от всего связанного со злом, а также к удалению от людей, преступающих запреты Аллаха, в том числе и в тех случаях, когда человеку приходится непосредственно соприкасаться с ними.