ХАДИС ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТЫЙ 10 глава




ЗАКЯТ. Выплата закята необязательна для бедного, который не распологает достаточным количеством имущества или денег. За­кят следует выплачивать только обеспеченным людям, что спо­собствует совершенствованию их ислама, увеличению их средств и улучшению нравственных качеств, защите их самих и их иму­щества от всевозможных бедствий, очищению от дурных дел, удов­летворению потребностей нуждающихся и обеспечению интересов всего общества в целом, хотя все эти выплаты составляют лишь малую часть удела, дарованного им Аллахом.

ПОСТ. Соблюдать пост обязательно ежегодно в течение одного месяца, и это объединяет между собой всех мусульман. В этот пе­риод в дневное время они отказываются от удовлетворения своих основных желаний, связанных с едой, питьём и половыми сноше­ниями, но взамен этого Аллах по милости Своей помогает им дос­тигать совершенства в их религии и вере и совершенствоваться са­мим, предназначает им Свою великую награду и проявляет по от­ношению к ним Своё всеобъемлющее благоволение, а также дела­ет для них многое иное, и всё это связано с теми многочисленны­ми благами, которые приносит пост. Кроме того, пост становится причиной обретения благочестия, которое лежит в основе совер­шения всего благого и отказа от всего порицаемого.

ХАДЖЖ. Аллах вменил в обязанность совершение хаджа один раз в жизни тем, кто сможет это сделать. Выполнение этой обязан­ности становится столь полезным для религии и мирских дел, что перечислить все виды выгоды, которую получает от этого человек, невозможно, а подробно мы коснулись этого вопроса в другом мес­те. Аллах Всевышний сказал:

{…чтобы они сами приняли участие в том, что принесёт им пользу…} “Хаджж”, 28.

Здесь имеется в виду то, что является полезным как для рели­гии, так и для мирских дел.

Существуют и другие законоположения ислама. Все они крайне легки, а в основе их лежит необходимость соблюдения прав Алла­ха и прав Его рабов; кроме того, исполнение их в определённых обстоятельствах облегчается, ведь Аллах Всевышний сказал:

{Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения…}“Корова”, 185.

Болезнь, путешествие и некоторые другие обстоятельства, в ко­торых может оказаться человек, являются законным основанием для облегчения определённых обязанностей, прекращения их ис­полнения или же неисполнения их в полном объёме, что общеиз­вестно [123].

Далее, если раб Аллаха обратит внимание на всевозможные обязательные и добровольные дела, исполнение которых возлага­ется на рабов Аллаха в течение дня и ночи, например на молитву, пост, садаку и так далее, и если он пожелает следовать во всём этом примеру самого совершенного из людей и их имама – Му­хаммада, , то он увидит, что это для него нетрудно и не мешает ему заниматься его мирскими делами. Более того, совер­шая всё это, человек может легко соблюдать и все права в целом, а именно-права Аллаха, права собственной души, права членов сво­ей семьи и друзей, а также права всех тех, перед кем у него есть те или иные обязанности.

Если же кто-нибудь станет заставлять себя делать что-нибудь через силу, не удовлетворяясь тем, что считал достаточным про­рок, , и тем, чему он учил и к чему направлял членов своей общины, и будет проявлять чрезмерность, занимаясь делами по­клонения, то эта религия обязательно одержит над ним верх и дело закончится тем, что человек ослабеет и вообще перестанет делать что бы то ни было. Вот почему пророк, , сказал: «…но ес­ли кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеж­дает его…» Иными словами, если человек противодействует этой религии [124], проявляет чрезмерность и не придерживается умеренно­сти религия побеждает его и он утомляется и отступает. Именно поэтому посланник Аллаха, , велел придерживаться уме­ренности и побуждал к ней людей, сказав: «…и мало-помалу вы достигнете (своей цели) ».

Кроме того, пророк, , дал наказ придерживаться пра­вильного, приближаться, укреплять души радостной вестью о бла­ге и не отчаиваться. Придерживаться правильного значит говорить правильные слова, правильно действовать и следовать правиль­ным путём, то есть быть благоразумным во всех отношениях. Если же человек не в состоянии действовать правильно всегда и во всём, пусть боится Аллаха по мере своих возможностей и стремит­ся приблизиться к этой цели. Таким образом, если кто-нибудь не сумеет всегда придерживаться правильного, пусть удовлетворится стремлением приблизиться к этому, а тот, кто не сможет сделать всего, пусть делает то, что он в состоянии делать.

Исходя из всего вышеупомянутого, можно сформулировать по­лезный принцип, правильность которого подтверждается двумя указаниями. Первым из них являются слова Всевышнего:

{Бойтесь же Аллаха, как только можете…} “Взаимный обман”, 16.

Вторым указанием служат слова пророка, , который сказал: [ وإذا أَمَرْتُكُم بِأَمْرٍ فَأْتُوا مِنْهُ مَا اسْتَطَعْتُمْ 

«Если я повелел вам делать что-нибудь, делайте из этого то, что вам по силам» [125]. Аль-Бухари и Муслим.

Этот принцип лежит в основе неисчислимого множества вопро­сов.

Можно привести и другой хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал: [ يَسِّروا ولا تُعَسِّروا ، وبَشِّروا ولا تُنَفِّروا 

«Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте бла­гое, а не внушайте отвращение (к исламу)» [126]. Аль-Бухари.

Завершается же этот хадис лёгким для человеческой души и вме­сте с тем крайне полезным наказом: «…и обращайтесь (к Аллаху) за помощью рано утром, вечером и в некоторые часы ночи».

Дело в том, что, если человек, находящийся в пути, станет пе­редвигаться именно в эти три периода времени, он сможет покры­вать малые и большие расстояния и достигать цели, не слишком утруждая ни себя, ни своё верховое животное. Однако то же самое относится и к осуществляемому должным образом следованию по прямому пути и стремлению к Аллаху. Это значит, что если чело­век станет заниматься благими и праведными делами в наиболее подходящие периоды времени, которыми являются начало и конец дня, а также некоторые часы ночи, особенно последней её части, то он сможет обрести наибольшее количество блага и совершить больше всего праведных дел. И благодаря этому он достигнет сча­стья, успеха и спасения, не прилагая излишних усилий и сохраняя спокойствие, и вместе с тем сумеет достичь своих личных мирс­ких целей. Всё это наиболее убедительно свидетельствует о том, что, даровав Своим рабам эту религию, которая является средст­вом достижения вечного счастья, Аллах Всевышний оказал им ми­лость, поскольку Он вменил её в обязанность Своим рабам, разъ­яснил её через Своих посланников, облегчил её, оказал ей всемер­ную помощь, проявил доброту по отношению к тем, кто действует в соответствии с установлениями этой религии, и уберёг их от все­го того, что может им помешать.

Таким образом, всё вышеизложенное позволило тебе узнать, что из данного хадиса можно извлечь несколько нижеперечисленных основоположений (кава‘ид).

1. Положения шариата способствуют облегчению положения людей.

2. Затруднение влечёт за собой и то, что способствует облегче­нию.

3. Основное положение сформулировано в словах пророка, , который сказал: «Если я повелел вам делать что-нибудь, делайте из этого то, что вам по силам».

4. Следует поощрять тех, кто не отказывается от деятельности, и сообщать им радостные вести о благе и о том, что за свои дела они получат награду.

5. Универсальный наказ относительно того, как именно сле­дует идти к Аллаху; этот наказ самодостаточен и не нуждается ни в чём, тогда как ничто иное без него обойтись не в состоянии.

Так пусть же Аллах ниспошлёт Свои благословения и мир то­му, кто был наделён способностью говорить столь кратко и содер­жательно, вместе с тем принося своими словами столь много поль­зы людям!

ХАДИС ДВАДЦАТЬ седьмой

Обязанности мусульман
по отношению друг к другу

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه قال:قال رَسُولَ اللّهِ صلى الله عليه وسلم:
] حَقُّ الْمُسْلِمِ عَلَىَ الْمُسْلِمِ سِتٌّ، قِيلَ: مَا هُنّ يَا رَسُولَ اللّهِ ؟ قَالَ: ] إِذَا لَقِيتَهُ فَسَلِّمْ عَلَيْهِ ، وَإِذَا دَعَاكَ فَأَجِبْهُ ، وَإِذَا اسْتَنْصَحَكَ فَانْصَحْ لَهُ ، وَإِذَا عَطَسَ فَحَمِدَ اللّهَ فَشَمِّتْهُ، وَإِذَا مَرِضَ فَعُدْهُ ، وَإِذَا مَاتَ فَاتَّبِعْهُ .

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) посланник Аллаха, , сказал: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу». Люди спросили: “Что же именно, о посланник Аллаха?” Он ответил: «Если встретишь (мусульманина), приветствуй его; если он пригласит тебя, прими его (приглашение); если он по­просит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, скажи: “Да помилует тебя Аллах!”; если он за­болеет, навести его, а если он умрёт, проводи его (в послед­ний путь) ». Муслим.

Если человек будет выполнять все вышеперечисленные обязан­ности по отношению ко всем мусульманам, то тем более окажется способным и к выполнению всего остального, а в выполнении этих обязанностей и соблюдении вышеупомянутых прав других людей скрыто большое благо, ибо за это человека ждёт великая награда Аллаха.

1. Пророк, , сказал: «Если встретишь (мусульманина), приветствуй его…»

Поистине, обращение с приветствием и пожеланием мира спо­собствует возникновению любви, которая порождает веру, что, в свою очередь, приводит человека к раю, на что указывают слова посланника Аллаха, , который сказал:

]وَالّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ ، لاَ تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ حَتَّى تُؤْمِنُوا ، وَلاَ تُؤْمِنُوا حَتَّى تَحَابُّوا ، أَوَ لاَ أَدُلُّكُمْ عَلَى شَيْءٍ إِذَا فَعَلْتُمُوهُ تَحَابَبْتُمْ ؟ أَفْشُوا السَّلاَمَ بَيْنَكُمْ 

«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы не войдёте в рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не стане­те любить друг друга, так не указать ли вам на то, что позво­лит вам полюбить друг друга, если вы станете делать это? Рас­пространяйте между собой приветствия! [127] » [128] Муслим.

Таким образом, мир [129] является одним из достоинств ислама, что же касается мусульман, встречающихся друг с другом, то каждый из них желает другому избавления [130] от всяческих зол и призывает на него милость (рахма) и благодать (барака) Аллаха, что при­влекает к нему всяческое благо. Когда при встречах, люди улыба­ются другу другу и обмениваются приветствиями, это приводит их к взаимной любви и согласию и препятствует возникновению от­чуждённости и неприязни.

Итак, произнесение приветствия является обязанностью му­сульманина, что же касается того, к кому обращаются с приветст­вием, то он должен ответить на него так же или ещё лучше, а луч­шим из встретившихся друг с другом людей является тот, кто пер­вым обращается с приветствием к другому.

2. Пророк, , сказал: «…если он пригласит тебя, при­ми его (приглашение)…»

Это значит, что если кто-нибудь пригласит тебя отведать еды или питья, ты должен доставить удовольствие своему брату, сде­лавшему тебе подобное предложение и почтившему тебя своим приглашением, и обязательно принять его, если только не будет у тебя уважительной причины для отказа.

3. Пророк, , сказал: «…если он попросит у тебя совета, дай ему совет…»

Это значит, что если кто-нибудь из мусульман станет просить у тебя совета, желая узнать, следует ли ему сделать что-либо, ты должен будешь посоветовать ему то, что ты счёл бы желательным и для себя самого. Если дело является полезным, то нужно побуж­дать человека к нему, а если оно повлечёт за собой вред, – предос­теречь его от совершения подобного. Если же оно объединяет в се­бе и вредное и полезное, тебе необходимо разъяснить это челове­ку, взвесив все за и против. Точно так же тебе следует поступить и в том случае, если он будет спрашивать твоего совета относитель­но поддержания взаимоотношений с кем-нибудь из людей, или за­хочет кого-нибудь выдать замуж (женить), или пожелает жениться сам: ты должен будешь дать ему наилучший совет, поступив по отношению к нему так, будто ты делаешь это для самого себя. При этом тебе ни в коем случае не следует обманывать его, ведь чело­век, обманывающий мусульман не относится к их числу, не говоря уже о том, что он не выполняет своих обязанностей, поскольку не даёт нуждающемуся доброго совета.

Добрый совет [131] является безусловной обязанностью, но обяза­тельность его становится ещё более несомненной, если кто-нибудь просит тебя дать совет в надежде услышать полезное мнение. Вот почему пророк, , включил его в число вышеупомянутых шести обязанностей, что же касается хадиса, который разбирается в главе под названием «Религия есть искреннее отношение» [132], то объяснение его уже приводилось и нет необходимости снова воз­вращаться к этому.

4. Пророк, , сказал: «…если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, скажи: “Да помилует тебя Аллах!”…»

Так было сказано по той причине, что чихание является мило­стью Аллаха, благодаря которой из тела человека выходит нечто застоявшееся и чихающий чувствует облегчение. Пророк, , обязывает чихнувшего воздать Аллаху хвалу [133] за эту милость, а брата его – сказать ему:يرحمك الله “ Да помилует тебя Аллах!” /Йархаму-кя-Ллах!/. Кроме того, он велит чихнувшему сказать ему в ответ:يهديكم الله ويصلح بالكم “ Да укажет вам Аллах пра­вильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши!” /Йахди-куму-Ллах ва йуслиху баля-кум!/. Что же касается то­го чихнувшего, который не воздал Аллаху хвалу, то он не заслу­живает узаконенного шариатом благопожелания, за что ему следу­ет упрекать только самого себя, поскольку он сам лишил себя сра­зу двух милостей: милости, которая была бы оказана ему за то, что он воздал хвалу Аллаху и милости, которая была бы оказана ему после обращения его брата с мольбой за него, что тот должен бу­дет сделать, если чихнувший сделает то, что предписано ему.

5. Пророк, , сказал: «…если он заболеет, навести его…»

Таким образом, посещение больного является одной из обязан­ностей мусульманина, особенно в том случае, если речь идёт о людях, имеющих какие-то особые права на проявление внимания с его стороны, например о родственниках, друзьях и так далее. Та­кие посещения относятся к числу наиболее достойных праведных дел, а на человека, который навещает своего заболевшего брата в исламе, постоянно изливается милость Аллаха. Так, когда он са­дится возле него, милость покрывает его; за того, кто навещает больного в начале дня, ангелы возносят свои мольбы до самого ве­чера, а за того, кто навещает его в конце дня, ангелы возносят мольбы до самого утра. Тому, кто приходит к больному, необходи­мо обращаться к Аллаху с мольбами о его исцелении, постараться развеять его печаль, порадовать его вестью о скором выздоровле­нии, напомнить о необходимости покаяния и обращения к Аллаху, а также дать ему и иные полезные наставления. Вместе с тем посе­тителю не следует засиживаться слишком долго, если только сам больной не выразит желание, чтобы этот человек почаще прихо­дил к нему и оставался у него надолго, поскольку каждый должен вести себя сообразно складывающейся ситуации.

6. Пророк, , сказал: «…а если он умрёт, проводи его (в последний путь) ».

Тому, кто будет присутствовать на похоронах до тех пор, пока над погребальными носилками не прочитают заупокойную молит­ву, обещана награда в один карат, тому же, кто останется до погре­бения покойного обещана награда в два карата. Присутствие на похоронах является обязанностью перед Аллахом, перед покой­ным и перед его родственниками.

ХАДИС ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ

Непрерывность награды за благие дела

عن أبي موسى الأشعريّ رضي الله عنه قال: قال رسولُ الله صلى الله عليه وسلم: ] إذا مرضَ العبدُ أو سافرَ كُتبَ لهُ مثلُ ما كانَ يعملُ مُقِيماً صَحِيحاً .

Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «Когда раб (Аллаха) бо­леет или находится в пути, ему записывается (совершение) того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здо­ровым [134]». Аль-Бухари.

То, о чём упомянул пророк, , является одной из вели­чайших милостей, оказанных Аллахом Всевышним Его верующим рабам. Суть её состоит в том, что даже если болезнь или путеше­ствие не позволяют людям совершать привычные для них и посто­янно совершаемые ими дела, то все они тем не менее полностью записываются им. Дело в том, что Аллах знает, что если бы не это препятствие, то они обязательно продолжали бы делать все эти де­ла и дальше, и поэтому Всевышний дарует им за их намерения та­кую же награду, которую получают люди, совершающие подоб­ные дела на самом деле. Но, помимо этого, Аллах дарует им ещё и особую награду за болезнь, а также за проявляемое ими во время болезни терпение или за нечто более совершенное – за удовлетво­рённость своим уделом и благодарность Аллаху за всё, а также за покорность и повиновение Аллаху. Что же касается путника то он может получить дополнительную награду за что-нибудь такое, че­го он, возможно, не делает, живя у себя дома, например, за обуче­ние, за добрый совет или за указание на то, что может принести другим пользу в их религиозных и мирских делах, особенно если путешествие совершается им в благих целях, как-то: ради совер­шения хаджжа или умры и тому подобных вещей.

Кроме того, в данном хадисе указывается, что Аллах в полной мере вознаграждает того, кто не в состоянии заниматься поклоне­нием Ему в полном объёме, если человек имел намерение покло­няться Ему именно так и в результате дела его становятся такими, будто он совершил их полностью. Препятствиями на пути покло­нения Аллаху должным образом, могут считаться болезни и тому подобные вещи, а Аллах знает об этом лучше.

Что же касается человека, который намеревался совершить что-нибудь благое, но занялся чем-то более достойным не имея воз­можности сделать и то и другое, то он будет наиболее достоин то­го, чтобы ему была записана награда и за первое дело, от которого его отвлекло второе, даже если оно является не более достойным, а равным первому, ибо милость Аллаха Всевышнего велика!

ХАДИС ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ

Быстрое перемещение погребальных носилок

عن أبي هُريرةَ رضيَ اللّهُ عنهُ قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ] أسرِعوا بالجَنازةِ ، فإِنْ تَكُ صـالحةً فخيرٌ تُقدِّمونَها إليه ، وإن تكُ سِوَى ذلِكَ فشرٌّ تَضَعونَهُ عن رِقابِكم .

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, ска­зал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «(Несите) погребальные носилки (с покойным) побыстрее, ибо если он был праведным, то вы приближаете его к благу, в противном же случае вы (сможете побыстрее) убрать зло с шей своих». Аль-Бухари и Муслим.

Слова посланника Аллаха, , сказавшего: «(Несите) по­гребальные носилки (с покойным) побыстрее…», означают, что необходимо быстро обмыть тело, быстро завернуть его в саван, быстро отнести его на кладбище, быстро зарыть его и столь же быстро сделать всё то, что связано с подготовкой вышеупомяну­тых действий, которые относятся к числу обязательного по воз­можности (фард аль-кифайа). Не следует торопиться лишь в тех случаях, когда задержка принесёт больше пользы. Так, например, обязательно нужно повременить в случае внезапной смерти, чтобы убедиться, что человек действительно умер, а не лишился созна­ния в результате какого-нибудь приступа. Точно так же необходи­мо повременить для того, чтобы на похороны собралось побольше людей или чтобы на них могли успеть родственники и другие лю­ди из числа тех, кто обязательно должен присутствовать. Если го­ворить о велении пророка, , спешить с погребальными но­силками, то он объяснил, что это следует делать либо в интересах покойного, чтобы поскорее доставить его к тому блаженству, ко­торое для него лучше пребывания на носилках, либо в интересах живых, которые благодаря этому смогут поскорее избавиться от зла.

Однако если велено спешить с подготовкой покойного к погре­бению, то ещё большую поспешность следует проявлять в деле ос­вобождения его от бремени долгов и выполнения за него того, что он обязан был сделать [135], так как покойный нуждается в этом в большей степени.

Эти слова пророка, , побуждают тебя проявлять заботу о твоём брате в исламе как при его жизни, так и после смерти, и спешить делать то, что во всех отношениях пойдёт ему на пользу. Кроме того, они побуждают к удалению от всего связанного со злом, а также к удалению от людей, преступающих запреты Алла­ха, в том числе и в тех случаях, когда человеку приходится непо­средственно соприкасаться с ними.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: