Еще одно очень поучительное изображение стража порога в его худшем проявлении приводится в известной новелле Роберта Льюиса Стивенсона Странная история доктора Джекила и мистера Хайда, написанной в 1886 году. Главный герой – доктор Джекил является уважаемым гражданином, ведущим двойную жизнь – скрывающим от глаз общества низменную часть себя, которая втайне предается плотским утехам. Эта история не нова, мы постоянно слышим о подобных случаях, слышим об уважаемых гражданах, людях, занимающих высокое положение в обществе, известных членах наших городов, чья тайная жизнь постепенно выходит наружу.
В данном случае доктор Джекил изобретает напиток, который делает его воплощением его порочного «я». Конечно же, он создал этот напиток потому, что хочет жить в своем порочном «я» часть своей жизни. Это желание
сохраняется до тех пор, пока он в состоянии контролировать низменное «я» и управлять им.
Разве подобное не происходит со всеми нами? Мы знаем, что у нас есть вредная привычка, но мы считаем, что держим ее под контролем. «На самом деле, я могу жить без кофе», – говорите вы себе. — «По сути, не такой уж я и сластена, я контролирую ситуацию», «Я могу отказаться от алкоголя в любую минуту» и тому подобное. Итак, мы играем в эту небольшую игру на балансирование. Но это обоюдоострый меч.
Поначалу доктору Джекилу удается безопасно превращаться из доктора Джекила в мистера Хайда и обратно. Но по мере того как он все больше и больше потакает мистеру Хайду, последний начинает брать верх. Потворствуя стражу порога, мы даем ему все больше и больше силы. Это происходит постепенно, по чуть-чуть. Конечно же, он скрывает эту силу. Мы никогда на самом деле не знаем, насколько силен страж. Поэтому мы позволяем себе думать, что всегда являемся хозяевами положения.
Нижеследующие отрывки взяты из исповеди, которую доктор Джекил написал непосредственно перед тем, как окончательно превратился в Хайда и совершил самоубийство:
«Моя злая сторона, которой я дал силу, была сначала менее сильной и менее развитой, чем добрая сторона, свергнутая мной. С другой стороны, самый образ моей жизни, на девять десятых состоявшей из труда, благих дел и самоконтроля, обрекал зло во мне на бездеятельность и тем самым сохранял его силы. Вот почему, думается мне, Эдвард Хайд был меньше, слабее и моложе Генри Джекила. И если лицо одного дышало добром, лицо другого ясно и недвусмысленно отражало зло...
Удовольствия, которым я незамедлительно стал предаваться в своем маскарадном облике, были, как я уже сказал,
не очень достойными, но и только; однако Эдвард Хайд вскоре начал превращать их в нечто чудовищное. Не раз, вернувшись из подобного отступления, я дивился развращенности, на которую был способен. Этот дух, которого я вызвал из своей собственной души и послал одного искать наслаждений на его лад, был существом по самой своей природе злобным и преступным; каждое его действие, каждая мысль диктовались себялюбием; с животной жадностью он упивался чужими страданиями и не знал жалости, будто был сделан из камня. Генри Джекил часто ужасался поступкам Эдварда Хайда, но странность положения, неподвластного обычным законам, незаметно убаюкивала совесть. Ведь, в конечном счете, виноват во всем был Хайд и только Хайд. А Джекил не стал хуже, он возвращался к лучшим своим качествам как будто таким же, каким был раньше. Он даже спешил загладить зло, причиненное Хайдом, если это было в его силах. И поэтому его совесть спала...
Месяца за два до убийства сэра Дэнверса я отправился на поиски очередных приключений, вернулся домой очень поздно и проснулся на следующий день с каким-то странным ощущением. Тщетно я смотрел по сторонам, тщетно мой взгляд встречал прекрасную мебель и высокий потолок моей спальни, тщетно я узнавал знакомый узор на занавесках кровати красного дерева и резьбу на ее спинке... Что-то продолжало настойчиво шептать мне, что я нахожусь вовсе не тут, а в комнатушке в Сохо, где я имел обыкновение ночевать в теле Эдварда Хайда. Я улыбнулся этой мысли и, как обычно, начал лениво размышлять над причинами этой иллюзии, иногда снова погружаясь в сладкую утреннюю дрему. Я все еще был занят этими мыслями, как вдруг в одну из минут пробуждения случайно взглянул на свою руку. Как вы сами не раз говорили, рука Генри Джекила по форме и размерам была настоящей рукой врача: крупной, сильной,
белой и красивой. Однако лежавшая на одеяле полусжатая в кулак рука, которую я теперь ясно разглядел в желтоватом свете позднего лондонского утра, была худой, жилистой, узловатой, землисто-бледной и густо поросшей жесткими волосами. Это была рука Эдварда Хайда.
Я, наверное, почти минуту смотрел на нее в тупом изумлении, но затем меня объял ужас, внезапный и оглушающий, как грохот литавр. Вскочив с постели, я бросился к зеркалу. При виде того, что в нем отражалось, я почувствовал, что моя кровь разжижается и леденеет. Да, я лег спать Генри Джекилом, а проснулся Эдвардом Хайдом. Как можно это объяснить? – спросил я себя и тут же с новым приливом ужаса задал себе второй вопрос: как это исправить?..
Это необъяснимое происшествие, это полное изменение, произошедшее со мной, казалось, было подобно огненным письменам, пророчившим мне грозную кару.* Тут я впервые серьезно задумался над страшными последствиями, которыми было чревато мое двойное существование. Та часть моей натуры, в которую я имел власть переходить, в последнее время часто использовалась и подпитывалась. Мне даже начало казаться, будто тело Эдварда Хайда стало выше и шире в плечах, будто (когда я принимал эту форму) кровь более энергично струится в его жилах. Значит, если так будет продолжаться и дальше, – думал я, – может возникнуть опасность, что равновесие моей духовной сущности нарушится безвозвратно, я лишусь способности пре-
ображаться по собственному желанию и навсегда останусь Эдвардом Хайдом...
...Я постепенно утрачивал связь с моим первым и лучшим «я» и мало-помалу начинал полностью сливаться со второй – худшей частью моего существа.
Я понял, что должен выбрать между ними раз и навсегда...»
В течение двух месяцев доктор Джекил сопротивлялся искушению принять свой состав. Но затем он пишет:
«...Меня начинали терзать томительные желания, словно Хайд пытался вырваться на волю, и, наконец, в час душевной слабости я вновь составил и выпил магический напиток...
Мой Дьявол, долго запертый в клетке, с ревом вырвался наружу. Я еще не допил своего состава, как уже ощутил неудержимое и яростное желание творить зло...»
Снова доктор Джекил говорит, что начал терять над собой контроль. Он пишет:
«В любой час дня и ночи по моему телу могла пробежать роковая дрожь, а стоило мне уснуть или хотя бы задремать в кресле, как я просыпался Хайдом... Хайд словно обретал мощь по мере того, как угасал Джекил».3
Силы души уменьшились, ибо она отдала свой Свет поддельному образу.
Вызов стражу
Мы понимаем, что все чистое, истинное и прекрасное может быть разрушено стражем порога. Мы также понимаем, что душа уязвима: не обладая защитой, не имея духовного пути, она не способна защитить себя от этого монстра. В ряде случаев, когда мы живем рядом с душевнобольными или с теми, кто страдает от алкогольной или
наркотической зависимости, мы видим, что именно «напиток» вызывает к жизни эту темную и буйную сторону. Многие люди жестоко пострадали, будучи неспособными осознать, что эта неистовая внутренняя природа может взять верх, когда человек выворачивается наизнанку, поскольку данный индивидуум не сделал выбор воплотить Христа, а следовательно из-за наркотической зависимости или нечистых духов извне утратил контроль над собой, таким образом спуская с цепи стража.
Страж выходит на свободу в обществе через склонных к насилию людей: террористов, насильников, убийц. Вышеприведенный отрывок является примером того, как человек, который не сопротивлялся темной стороне своей натуры, позволил ей разрастись, подобно запущенному саду, где сорняки заполонили собой все, и поблизости не оказалось секиры Иоанна Крестителя, чтобы срубить зло под корень.
Причина, по которой нам нужен учитель, покровительствующий нашему ученичеству на стезе, заключается в том, что, когда мы принимаем Владыку Иисуса Христа как нашего Господа, нам необходимо подтвердить свое сыновство, свое ученичество, отвергнув стража. И в тот самый момент, когда мы принимаем решение бросить вызов стражу, нам нужна помощь Иисуса. И он знает об этом. Он приходит к нам на помощь. Он посылает своих ангелов. Дав обещание быть верной силам Света, единому Духу Великого Белого Братства, душа может бесстрашно стоять перед этим чудищем внутри и вовне, потому что знает: она стоит не одна, а как часть всей Общины Святого Духа, часть Великого Белого Братства, которая, поскольку душа дала обет сразить стража, всегда пошлет ей на помощь Божьих ангелов, чтобы нанести поражение падшему «я».
Пока мы не скажем: «Да, Господи, я пойду по пути ученичества. Я буду хранить пламя Божьей жизни в моем
храме, ибо знаю, что в конечном итоге она поглотит силу антижизни», пока мы не будем твердо идти по Пути, взяв на себя определенные обязательства, не может быть и соответствующих обязательств со стороны воинств Господних защищать нас от созданного нами же самими врага.
Вот почему мы даем обеты; обет привлекает силу Бога. И мы верны своим обетам. Но если мы оставляем за собой право каждый день решать по свободной воле: «Быть мне мистером Хайдом или доктором Джекилом?»; если мы решаем, что в один день можем быть одним «я», а в другой -другим и заявляем: «Со мной все в порядке. Мне ничто не повредит. Я контролирую ситуацию. Я могу потакать той или иной своей слабости без каких-либо для себя последствий»; если мы сами себе голова – то, когда мы попадаем в руки падшего, нам не найти заступника перед Отцом.
Итак, чтобы не попасть в такое положение, многие из нас возвращаются к посредственности человеческого сознания. Мы не идем до конца ни к Свету, ни к Тьме. Мы -законопослушные граждане. Мы – хорошие люди. Мы делаем то же, что и другие. Мы сидим перед телевизором. Мы «убиваем» время. Мы ищем развлечений. И мы ведем толстый гроссбух добрых дел, держа его всегда под рукой, чтобы в годину бед он был нашим прибежищем.
Но постепенно тот страж, которому мы не бросили вызов и существование которого мы решили не признавать, предъявляет права на нас. Он говорит: «Ты оставил меня на цепи в подвале, как зверя. Но я не буду прикован вечно». Поэтому в конечном итоге он проявится в теле как старость, болезнь, смерть или несчастный случай. Несчастные случаи не происходят сами собой. Они случаются, когда страж впадает в ярость, мы же не можем совладать с ним и потому подвергаемся воздействию этой ярости в виде событий извне.
«Звездные войны»
Еще одна встреча со стражем порога изображена в американской классической киноэпопее «Звездные войны». Главный герой фильма Люк Скайуокер борется со злой Империей, отстаивая свободу. Его заклятый враг – Дарт Вейдер – второе лицо после злого императора. Дарт Вейдер высок ростом, массивен, облачен в черное, его голову – чакры – неизменно покрывает черный шлем.
Цель Люка состоит в том, чтобы стать рыцарем-джедаем, для чего ему нужно в определенной степени овладеть «Силой». Он получает указание от Обивана Кенобе (его учителя из высших царств) отправиться в звездную систему Дегоба, где он встретит Йоду – единственного оставшегося в живых учителя рыцарей-джедаев. Йода обучает Люка и предупреждает его об опасностях Темной стороны Силы.
Из этих фильмов можно извлечь очень интересные уроки: мы видим, как индивидуум, принявший твердое решение быть Христом в обличье рыцаря и защитника свободы, становится воплощением Христа, и, став на этот путь, обладает силой обратить своего отца (Энакина Скайуокера, который перешел на Темную сторону и таким образом стал Дартом Вейдером) на стезю Света. Благодаря сыну, отец смог увидеть, что был рабом стража – правителя порочной Империи.
Однако концовка фильма несколько упрощена. Дело в том, что прозрение в момент смерти, показанное в фильме, должно было бы дать индивидууму возможность перевоплотиться и начать путь низложения не-я. Не-я не уничтожается в момент прозрения и осознания происходящего. Момент осознания – это момент обращения. Следовательно, нам следует видеть отца не внезапно становящимся
благородным и исполненным света (как показано в фильме), а получающим возможность перевоплотиться и нести ответственность за все зло, которое посеял. При этом, благодаря тому что он дает обещание служить Светлой стороне, он получит помощь от Великого Белого Братства и сможет пройти по всему пути своих порочных посевов до самого начала, преодолеть каждое преступление стража и в определенный момент уничтожить его.
По моему мнению, слишком упрощенная развязка оставляет наше поколение с мыслью, что так или иначе зло неразрывно связано со святым переживанием [становления Христом], что страж священен и что просто осознание нереальности зла заставит его исчезнуть. Мы видим в сцене последнего противостояния Люка и Дарта Вейдера, как Люк говорит: «Я не буду сражаться». Но когда обстоятельства толкают его защищать самое дорогое, Люк вступает в борьбу. Нам нужно понять: нашу планету жаждут заполучить те, кто заключил, что они могут пережить ядерную войну и что они заплатят эту цену за то, чтобы уничтожить нас.
Если мы живем в мире пацифистов, которые говорят: «Я не буду сражаться», нам нужно найти в них что-то, что они любят настолько сильно, что будут готовы бороться за это. Будут ли они бороться за свои души? Вступят ли они в бой с планетарным стражем международного капиталистическо-коммунистического заговора во имя любви к своим душам и душам других людей? Если они не любят свои души, может их сердца тронет дело свободы? Любят ли они Сен-Жермена или Иисуса Христа? В жизни каждого человека должно быть что-то настолько великое, чтобы сами свобода и жизнь оказались достойными защиты.
Итак, мы живем в мире, где человеческая жизнь не ценится должным образом. Мы видим, что люди скорее
готовы умереть, чем защищать жизнь, скорее готовы прервать жизнь, чем встать на ее защиту.
Возможность и суд
О тех, кто встает на левосторонний путь, не раскаивается в своих злодеяниях и продолжает воплощать зло до последнего дня, написано в «Откровении» Иоанна Богослова. В 20 главе «Откровения» мы читаем:
«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими».
Здесь «дела» означают карму – сообразно со своей кармой.
«Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая».
Это означает, что те, кто полностью воплотил сознание Смерти и Ада, будут низвергнуты в озеро огненное; в конце концов, то же произойдет со всем планом Смерти и Ада; они и их дела растворятся всепоглощающим огнем.
«И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».
Незаписанные в Книге Жизни – люди без трехлепесткового пламени. Они суть монстры Франкенштейна, безбожные творения, механистические люди. Они – не-я в самом своем деструктивном виде.
«Побеждающий [стража порога, обманного духа] наследует все [всего Бога, всего Христа, все Небеса, все
Каузальное Тело], и буду ему Богом, и он будет Мне сыном».4
Когда страж побежден, больше нет преград тому, чтобы Бог во всей полноте пребывал в вас, а вы – во всей полноте пребывали в Боге. Таково значение вознесения. Огонь Я ЕСМЬ Присутствия становится нашим естественным местом обитания.
«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая».5
Вторая смерть – это растворение души священным огнем – души, которая полностью отождествилась с Темной стороной и так и не раскаялась за миллионы лет. Следовательно, в ней нет Бога. А раз нет Бога, то нет ничего, что поддерживало бы дальнейшее существование. Таково милосердие Закона.
Победа в Звездных войнах состоит в том, что рукой рыцаря-джедая, Христо-существа, Свет уничтожает Тьму. Тьма не больше, чем Свет, потому что Тьма есть искаженный Свет. На самом деле мы – рыцари – являемся теми, кто отдал свой Свет, чтобы Дарт Вейдер или злые «императоры» могли создавать Тьму и свои легионы Тьмы. Таким образом, поднять меч Света вместе с Архангелом Михаилом и его воинствами означает забрать Свет у не-я, то есть у той силы анти-Света, которой мы когда-то отдали его. Мы должны сделать это, ибо именно мы были инструментом ее творения, а следовательно, ее творцом.
Апостол Иоанн написал завершение этой мистерии. Он сказал:
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий
волю Божию пребывает вовек. Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время».6
Выражение «последнее время» означает, что мы подошли к жатве; путь нашей души и ее Христобытия полностью созрел и лежит перед нами. Путь стража тоже подошел к своему окончательному завершению. Внутренне мы знаем, что настало время, когда нас зовут вознестись к Богу.
Выглядит так, словно это последняя возможность и заключительное посвящение. И это правда; однако наша цивилизация и наша планета находятся не в преддверии конца света, а в конце эпохи – в конце длинного периода в десятки тысяч лет, в течение которого мы шли к этому моменту окончательного и последнего выбора.
Иисус напомнил нам о необходимости взглянуть в лицо факту, что на нашей планете существует воплощенное зло и что сила планетарного зла, равно как и наш собственный плотский ум, должна быть повергнута. Помните, когда мы говорим «воплощенное зло», мы имеем в виду тех индивидуумов, которые, обладая свободной волей, избрали воплощать зло, а не Свет, то есть монстра человеческого творения, стража порога, а не свое Святое Я Христа. Иисус сказал:
«Смотря на планетарное зло, смотря в лицо Наблюдателей (падших ангелов) и змеев, которые ежедневно дефилируют перед вами на экранах телевизоров, вам воистину необходимо подняться на уровень зрелого сына Бога, который скажет: «В сердце своем я знаю, что должен сделать, чтобы освободить планету от Нечестивого. Я знаю, что должен одержать победу там, где стою, и сделать это без задержек и проволочек! Я знаю, что должен победить в Боге! И я знаю, что Он ожидает моего прихода, что Он может
изречь через меня слово Суда, которое положит конец – окончательно и бесповоротно – доктринам нечестивых».
Возлюбленные сердца, если вы хотите познать Истину, вот мои слова: зло по-прежнему шагает по миру, поэтому добрые люди, желающие следовать за мной, будут располагать постоянным и неизбежным напоминанием о том, что они еще не сразили свой плотский ум! Они довольствуются тем, что остаются на полпути, кормят зверя и таким образом приручают его, вместо того чтобы лишить подпитки и уничтожить! Многие сделали выбор кормить зверя, удовлетворять его земными благами и отдавать энергии своих чакр через различные пристрастия. Однако, возлюбленные, не следует избирать путь плоти. Знайте, что ваша победа – это победа индивидуальная и планетарная и что планетарный страж порога уменьшается, когда вы преодолеваете энергетическую завесу внутри себя. В конечном итоге, каждому, кто желает вознесения, предстоит сразить живущего внутри него врага и мировое сознание греха».
ВСТРЕЧА СО СТРАЖЕМ
Нижеследующее описание встречи стража порога и души взято из книги Уилла Гарвера «Брат Третьей степени», увидевшей свет в 1894 году. В этом ставшем классикой эзотерической литературы произведении автор живо изображает стража и душу, которая в преддверии перехода к более высоким посвящениям должна в последний раз встретиться с нереальным «я» и бросить его остатки в священный огонь.
Будто одержимый сумасшедшей идеей, несмотря на жару, я зажег огонь в камине и сел перед ним, уставившись на красные языки пламени. Вдруг они стали разрастаться и тянуться ко мне. И тут я вошел в транс, утратив способность двигаться. В тот же миг ужасное создание, которое я уже видел, когда жил в доме Дюрана, возникло в пламени передо мной. На этот раз отвратительный монстр не отталкивал, а привлекал. Я наклонился вперед и тут ясно понял, что его злобные, порочные черты – мои черты, он – это я сам. С усмешкой вперив в меня взгляд, он стал приближаться, а я словно остолбенел, не имел сил оттолкнуть ужасное создание, которое теперь – о Боже! – приняло очертания живого скелета. Обтянутый сухой сморщенной плотью, отливавшей красновато-зеленым сальным блеском, скелет протянул руки, чтобы обнять меня. Я уже ощутил их
прикосновение на шее и плечах, уже почувствовал его тошнотворное ядовитое дыхание. Но когда костлявые пальцы обхватили мою шею, словно пытаясь задушить, слабый луч света промелькнул в моем сознании, и я прошептал единственное слово: «Иола».
Ужасный демонический крик раздался в моих ушах. Это был стон отчаяния. Скелет начал исчезать в языках пламени. Он яростно сопротивлялся и тянулся ко мне, его дикий сатанинский взгляд неотрывно следил за мной из запавших глазниц. Однако теперь рядом со мной стояла белая фигура и, протянув руку, толкнула монстра в огонь. Издав последний вопль, он рухнул в пламя и в тот же миг был поглощен им. И со мной произошла мгновенная перемена. Душа наполнилась светом, и, подняв глаза, я увидел лучистую форму своей возлюбленной сестры.
– Спасибо, Иола, спасительница моя! – выдохнул я, испытывая невероятное облегчение.
– Только тот, кто живет в тебе самом, – твой внутренний Христос, Кришна, Бог или Владыка мог спасти тебя, – передалась мне мысль Иолы. – Сейчас ты избавился от последних остатков своей демонической натуры, создававшейся в течение многих жизней. Теперь ты совершенно чист. Все люди должны встретить и сразить своего демона перед уходом в другой мир, ибо этот демон ждет их у порога, не давая переступить через него. Призвав меня, ты обратился к Богу, ибо я есть не что иное, как Его символ в твоей душе.
ГЛАВА ПЯТАЯ
Утерянные учения Иисуса
О враге внутри
Элизабет Клэр Профет
Павел говорил о внутреннем враге в Послании к Римлянам. Он рассказал о личной встрече своей души с Христом живым и с Врагом. Он не стыдился рассказать о борьбе Света и Тьмы в себе.
«Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха».1
Мы видим врага снаружи. Но победить этого врага невозможно без победы над врагом внутри. Поэтому мы должны быть послушны повелению: «Познай себя и познай своего врага».
Это всегда было сложной дилеммой для того, кто желал стать учеником Иисуса Христа. Разрешение этой проблемы никогда не было более важным, чем сегодня, когда для спасения планеты от нас требуется облачиться в мантию своего Христобытия. Павел писал: «...отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». «[Ибо] помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир».2
Иисус призвал нас вступить с ним в новые, глубоко личные отношения учитель-ученик. Он сказал:
«Ученичество в этом веке – это зов Космического Христа... Я прошу вас стать воплощением всего, что Я ЕСМЬ, и принять меня, дабы вы могли отныне быть со мной в самых близких отношениях. Я зову вас с одной целью -чтобы вы постепенно наполнились Светом. Я приглашаю вас примкнуть к моей пастве, но не в широком смысле, а в конкретном смысле знания о том, что учение, образ жизни, Дух Воскресения не сохранятся на Земле, если десять тысяч жизнепотоков в сей час моего прихода действительно не примут решение стать мною во всей полноте...
Я прихожу, и я готов возложить на вас венец жизни вечной, когда вы победите низшую природу и из любви – из чистейшей любви – наполнитесь Словом, Святым Духом, водой Жизни и Кровью, которая суть мое Существо, мое Я».3
И мы отвечаем Иисусу: «Да, Господи, войди в мой храм и пребывай со мной вовеки». В Миннеаполисе 1 ноября, в День всех святых, Иисус сказал:
«Благословенные сердца, час настал, и нынешний день, 1 ноября 1987 года, – его знамение. Запомните хорошенько эту дату, так как она указана в Книге Жизни... Я пришел, чтобы донести до вас слово Отца, вот оно: «Настало время понять, возлюбленные, что для исполнения Закона, его требований от вас понадобится никак не меньше, чем стать Христом... В этот день должен всерьез начаться путь вашего Христобытия. Не откладывайте на завтра – сегодня проявите моего Христа, ваше Христо-существо».
Считая этот день, если позволите, первым днем вашего становления убежденным учеником моего пламени и сердца, я привлекаю вас, если вы того хотите. Я принимаю вас, коли вы действительно желаете быть принятыми. Я, Иисус, с одобрения Отца объявляю этот день официальным началом стези светоносцев мира, сознающих, что моя мантия и мой моментум содержат дар, который может быть передан – заслужен и завоеван... Я ЕСМЬ ваш Иисус. И теперь я говорю вам: «Станьте моим Христом!»4
Если мы хотим отозваться на призыв нашего Господа и укрепиться в решении быть его учениками, нам нужно ответить на тот же вопрос, который задавал Павел: кто избавит меня от сего тела смерти – этого борения в моих членах?
Пытаясь найти утерянные учения Иисуса по этому вопросу, встающему перед нами в полный рост не только потому, что мы хотим быть учениками Иисуса, но и поскольку желаем объединиться с ним в воскресении, в жизни вечной, нам нужно снова обратиться к христианским гностикам первых столетий. Они оставили нам в наследство учение, которое проливает свет на данный предмет одновременно и с мистической, и с практической стороны.
Гностическая традиция
Гностицизм – это течение, которое существовало в раннем христианстве. Его расцвет пришелся на второе столетие нашей эры – период, когда вероучение и организационная структура Церкви (в том виде, в каком мы знаем их сейчас) еще не устоялись. Гностические писания пролили свет на отдельные дискуссии, возникавшие в годы формирования христианства, – дискуссии, которые разгорались вокруг важных вопросов: чему Иисус учил, а чему – нет, какой он хотел видеть свою церковь, а какой – нет.
Гностическое движение на самом деле состояло из различных сект, каждая из которых придерживалась собственных верований и образа жизни – начиная от строгого аскетизма и заканчивая вольным, свободным мировоззрением. Как отметил известный исследователь гностицизма Ганс Йонас, «само движение превзошло этнические и конфессиональные ограничения».5
Однако всех их в большей или меньшей степени объединяло одно: они не принимали новоиспеченные церковные воззрения, доктрины и иерархическую структуру. Гностики не соглашались с ранними отцами церкви и священнослужителями, которые отдали всю власть учить и проповедовать в руки духовенства. Они не принимали жесткие критерии церкви, определявшие, что должно называться «Писанием», а что – нет.
Гностики считали, что сами являются хранителями тайного учения, полученного от некоторых учеников Иисуса. По их словам, Иисус передал эти учения внутреннему кругу посвященных в ходе палестинского служения, в период между его воскресением и вознесением или после его вознесения, как новое откровение.
Гностики не верили, что с вознесением Иисуса дверь к слову Господа закрылась навсегда. Они не верили, что по случаю его «восхождения» Писание приняло окончательную форму. Они считали, что могли получить личный опыт внутреннего общения с Иисусом, что Спаситель мог передавать им индивидуально новые озарения и учения, глубоко личные, изреченные в тайной обители сердца через то же самое Христо-присутствие, которое он являл.
Тексты гностиков, которые содержали эти откровения, не включены в христианский канон, дошедший до нашего времени. Большая их часть не сохранилась. Почему? Потому что ранние отцы церкви, усмотревшие в популярном учении угрозу для ортодоксальных взглядов, осудили гностиков и запретили их труды.
То, что они осуждали, было свободой вероисповедова-ния и освобождающим порабощенную душу духом свободы, который мы получаем от Христа. Ортодоксы отрицали свободу проводить поиск. Они отрицали свободу глубоких личных взаимоотношений души с Иисусом Христом, с Архангелами и со святыми на Небесах. Таким образом, ортодоксия стала отрицанием индивидуальной духовной свободы; так было в первые века после Иисуса, так продолжается и сегодня.
Запрещение трудов гностиков привело к тому, что почти все их учения были уничтожены. До девятнадцатого века все, что мы знали о гностиках, приходило от их непримиримых врагов, отцов церкви, которые писали едкие и многословные обвинения в адрес своих идеологических противников.
Так продолжалось до тех пор, пока во второй половине девятнадцатого столетия не был сделан перевод двух оригинальных гностических документов: Аскевианский кодекс («Пистис София») и Бруцианский кодекс; позже,
в 1945 году, последовало удивительное открытие пятидесяти двух гностических текстов в Наг Хаммади (Египет); как следствие, некоторые из утерянных учений стали известны, и гностики наконец-то могли говорить сами за себя.
Слово гностицизм происходит от греческого гнозис, что означает знание или понимание. Гностики видели в знании ключ к спасению, а в невежестве – величайшего врага. Гнозис предполагал познание человеком собственного «я» на фоне понимания Бога, Вселенной, добра и зла.
Отцы церкви жестоко критиковали гностиков за изучение этих вопросов. Духовенство и сегодня равным образом осуждает гностицизм, который возрождается в виде «Нью-эйдж» – движения, стремящегося открыть Бога внутри.
Отец церкви Тертуллиан в своем труде «Об отводе возражений еретиков», написанном около 196 г. н.э., высказывает недовольство: «Тот же предмет обсуждается... те же вопросы повторяются: откуда зло и почему? откуда человек и каким образом? и... откуда Бог?»
Далее Тертуллиан добавляет: «В любознательности нам [истинным христианам] нет нужды после Иисуса Христа, а в поисках истины – после Евангелия. Раз мы верим [во что-то], то не желаем верить ничему сверх этого».6
Его недовольство вызывают сами поиски, которые предпринимает душа, вопросы, позволяющие прийти к источнику ответа. Сам процесс задавания вопросов, если он искренен, глубок и обращен к Иисусу Христу, приводит Господа в наше сердце. Спаситель никогда не оставлял без ответа ни наши вопросы, ни наши нужды, когда мы просили его. То, что отрицает Тертуллиан, есть научный постулат Бытия и Истины. Это отрицание не только духовного интереса, но и научного понимания человека в его взаимоотношении с Богом.
Гностики, которых не отпугивало это осуждение, не мыслили спасения без поиска. В их глазах Иисус был посланником и проводником, которого направили из высших сфер показать совершенный пример и обучить таинствам, что приведут ученика к постижению гнозиса. Они верили, что каждый индивидуум сам отвечает за свое спасение. Апостол Павел тоже говорит об этом (его высказывание содержится в Библии): «...со страхом и трепетом совершайте свое спасение»,7 что означает пребывать в благоговейном страхе перед величием Бога, как, впрочем, и в страхе перед нереальным «я».