Урок 14. «Орнамент как явление национальной башкирской культуры»




 

https://www.youtube.com/watch?v=assVVH7CvOk

 

Одним из популярнейших видов декоративно-прикладного искусства башкирского народа является народный орнамент.

Орнамент – одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент – «украшение», «узор». Первоначальные изображения были бесхитростны: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный, композиционно выверенный, наполненный символическим содержанием рисунок.

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом – причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры.

Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно- изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно – запрет ислама изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента. Тем не менее, северные области мусульманского мира знали широкое применение изображений животных в орнаменте, чаще стилизованные, а иногда даже сравнительно реалистического характера. Язычество с его магическими, тотемистическими и анимистическими представлениями оказало значительное влияние на орнамент, его содержание и форму. Принятие и распространение ислама привело к разрушению единой системы языческих представлений и верований. Однако языческие мотивы, связанные с народными мифами, еще долго и прочно жили в декоративно-прикладном искусстве.

По мере развития изобразительной культуры народа, искусство все больше связывалось с эстетическими потребностями людей. Колористическое решение узоров – ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. На цветовую гамму оказало большое воздействие появление анилиновых красителей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных цветовых сочетаниях, т. к. до появления анилиновых красителей башкиры использовали натуральные. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне – зеленый и желтый узор, на черном – красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже – белый цвет холста.

Башкирский орнамент (как отдельные элементы, так и вся композиция) почти всегда симметричен. Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы, выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве. Криволинейно-растительные – в технике аппликации, тиснения, серебряной насечки, в технике свободных вышивок (тамбуром, или «косой сетки»). Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Многообразны приемы орнаментации: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка.

В башкирском орнаменте встречаются также зоо- и антропоморфные мотивы. Широко распространена геральдическая композиция из двух противостоящих птиц и зверей. По-видимому, в отдаленном прошлом реалистические и стилизованные рисунки предметов и явлений окружающего мира занимали значительно больше места и были вытеснены из народного искусства под воздействием ислама, преследовавшего изображения живых существ. В полихромной расцветке узоров обращает внимание тональная чистота и яркость красок, чередуемых по контрасту. Фон чрезвычайно активен, временами даже доминирует над узором.

Композиция очень емко и образно рассказывает о восприятии мира людьми. Весь мир содержит явления, данные только в оппозиции: день – ночь, жизнь – смерть, свет – тьма, мужское – женское, левое – правое и т. д. Это показано через симметрию противостоящих фигур животных. Для того, чтобы противоположности во взаимной борьбе не уничтожили друг друга, необходим третий элемент композиции, их разграничивающий – золотая середина, точка отсчета, символическое изображение оси мира. Таким образом, в орнаменте отразились древние представления о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов. Центральной в подобных композициях чаще всего являлась женская фигура, иногда изображение дерева. Порой центральное место занимал символический ромб. Такие замены неслучайны и логичны, так как и женская фигура (образ богини всего сущего), и дерево (древо жизни), и ромб (символ земли-пашни) – это символы плодородия, жизнедающего начала.

На башкирскиххараусах можно встретить как сильно стилизованную антропоморфную фигуру в центре композиции, так и изображение дерева. Композиция узоров башкирских хараусов многовариантна. Ее нельзя рассматривать как простое заимствование орнаментального сюжета. Соединение в одной композиции коней, дерева, человека, птиц не противоречит народным представлениям.

Композиции с конями на хараусах интересны еще и тем, что в верхних углах композиции над конями симметрично расположены фигуры, обозначающие двух птиц, которые представляют небо. «В башкирском фольклоре, - отмечает М. М. Сагитов, - обычно изображаются три мира: небесный, земной и подземный или подводный. На земле живут обыкновенные люди, а подземный мир населен враждебными для людей и небожителей духами и чудовищами. Подобные композиции с двумя конями и птицами над ними, обращенными к центральной фигуре, встречаются не только у башкир, но и в чувашской и русской вышивке, в орнаменте финно-угорских народов».

Относительная бедность шитого башкирского орнамента была не столько качественная, сколько количественная и зависела не от отсутствия эстетического чувства или вкуса, которые у башкир были развиты настолько, что могло удовлетворить самым изысканным требованиям; одна из причин относительной бедности башкирского шитого орнамента заключалась, по-видимому, в том, что башкирки, при большом удельном весе их в хозяйстве скотоводства, даже зимой не имели столько досуга, как женщины исконных земледельцев или рыболов, которые многие месяцы в году затрачивали на сучение ниток, тканье и вышивание.

Башкирское народное творчество является важным моментом в воспитании подрастающего поколения. Изучение башкирского орнамента на занятиях с учащимися открывает просторы для: воспитания чувства любви к родным истокам, поиска связи между музыкой и ДПИ; повторения основ структуры построения орнамента; цветовые отношения и особенности национального колорита; эстетического восприятия орнамента; ритмического построения орнамента; творческой активности учащихся с особенностями башкирской народной одежды. Изготовление и украшение народной одежды. Развивать творческие способности, чувство цвета, ритма, компоновки. Воспитывать интерес и уважение к народному творчеству, усидчивость, аккуратность. Формировать отзывчивость на прекрасное в искусстве и жизни. Приобщение к такому поиску учащихся может стать отправной точкой в их дальнейшей творческой работе. В то же время, знакомство с традициями своего народа – важный воспитательный момент. Кроме того, народное декоративно-прикладное искусство очень выразительно и, как правило, несложно в исполнении и, конечно же, не требует специальных приспособлений и оборудования.

В республике создан целый ряд крупных предприятий («Агидель», «Урал», «Дружба»), которые специализируется на производстве сувениров и изделий бытового обихода с применением мотивов народного искусства, так как это не только традиции, но и неиссякаемый источник творчества.

Башкирский орнамент – одно из явлений национальной башкирской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Хоть он и очень древний, народное творчество не теряет свою актуальность и в современном мире. Башкирский орнамент применяется и в дизайне, и в архитектуре, и в не менее известном этно-дизайне, украшениях и т. д.

 

Список использованной литературы:

1. Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В. Л. Уфа, изд-во: Китап, 1994, С. 51, 52, 53, 57

2. https://shazina.com/ru/pressa.aspx?PressaID=167

3. https://revolution.allbest.ru/culture/00021921_0.html

4. https://rudocs.exdat.com/docs/index-375398.html?page=24

5. hhtp://bashkortostan450.ru/culture/kultura-narodov/bashkir/art.html

6. МухтарМуффазаловичСагитов – башкирский ученый-фольклорист, кандидат филологических наук (1965).

7. Д/З, Нарисовать орнамент в ДПИ (по выбору учащихся). (сундук, полотенце, посуда, обувь.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: