ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ РУБЛЁВА




Урок 7

ИКОНА «ТРОИЦА»

Величайшей духовной драгоценностью России, жемчужиной древнерусской иконописи является икона «Троица». Эту икону преподобный Андрей Рублёв (около 1360–1430) написал «в похвалу отцу своему духовному» — святому Сергию Радонежскому.

Преподобный Сергий построил храм в честь и славу Пресвятой Троицы, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Эти слова сохранил для нас Епифаний Премудрый, составивший пространное жизнеописание святого Сергия. Своим подвигом и примером преподобный Сергий Радонежский насаждал мир и единение в Земле Русской в то время, когда ещё не окончилось страшное монголо-татарское иго, когда не перестали враждовать русские княжества и не примирились на Руси брат с братом.

ИКОНА «ТРОИЦА» ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ РУБЛЁВА

Икона «Троица» в числе других икон была помещена в иконостас Троицкого собора, построенного в 1422 году. Собор был возведён тщанием преподобного Никона Радонежского на смену деревянной церкви, и стоит он до сего дня в Троице-Сергиевой Лавре — духовном центре Русской Православной Церкви. В древнерусской летописи сохранились две очень важные записи: одна датирована 1405, а другая — 1408 годом. В первой говорится о том, что весной 1405 года начали расписывать каменную Благовещенскую церковь Московского Кремля «Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Значит, в росписи Благовещенского собора инок Андрей «Троица». Икона. Преподобный Андрей Рублёв. Начало XV в. Рублёв трудился вместе с великим мастером Феофаном Греком

(около 1340 — после 1405).

Успенский Собор города Владимира

 

Во второй записи говорится, что25 мая 1408 года начали расписывать Успенский собор во Владимире «мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Эти два летописных свидетельства являются основой для составления биографии препо доб ного Андрея Рублёва — величайшего иконописца России. Его жизни и творчеству, иконам, которые предание приписывает его кисти и о которых многие годы спорят искусствоведы, посвящено множество

книг, диссертаций и научных статей. И в центре внимания всех исследователей древнерусской иконы всегда будет икона «Троица» — вершина мастерства преподобного Андрея Рублёва.

Что изображено на иконе «Троица»?

Три Ангела, в облике которых отражается Божественная Красота, а в безмолвной беседе — нераздельное единство, сидят вокруг престола, на котором стоит только Жертвенная Чаша. В основу иконы «Троица» положен библейский рассказ о явлении Бога праведному Аврааму у дуба Мамврийского в виде трёх странников, которых Авраам почтил как Одного (Книга Бытия, глава 18, стихи 1–18).

Этим явлением задолго до Рождества Христова верующим людям приоткрывалась тайна Триединства Бога. Преподобный Андрей Рублёв невидимое Триединство Божества чудесно отобразил в видимой иконе «Троица». Эта икона не просто помогает побеждать ненавистные разделения в жизни людей, но и является лучшим живописным свидетельством о Небесной Красоте, открывшейся молитвенному взору великого русского иконописца.

Иконе «Троица» преподобного Андрея Рублёва, как уже гово рилось, посвящена обширнейшая литература. Но исчерпать бого -словское содержание этой иконы, равно как и выразить все её художественные достоинства, так же невозможно, как невозможно вычерпать море скорлупой, перелив воду морскую в маленькую ямку на песчаном берегу. Искусствоведы иногда пытаются «прочитать» икону «Троица». Одни из них говорят, что Бога Отца изображает сред-

ний Ангел, указывающий на Жертвенную Чашу, а слева находится изображение Бога Сына. Другие считают, что в центре, наоборот, изображён Бог Сын, а Ангел слева — это Бог Отец, благословляющий жертвенный подвиг Единородного Сына Своего. Ангел справа изображает Духа Святого. Но эти и другие истолкования являются лишь попыткой проникнуть в божественную тайну Триединства — то неизъяснимое словами, что удалось изобразить кистью преподобному Андрею Рублёву.

Благодаря этому икона «Троица» была и остаётся лучшим памятником молитвенного подвига величайшего древнерусского иконописца.

Одно на этой иконе совершенно бесспорно. Жертвенная Чаша на престоле свидетельствует о чаше страданий (Евангелие от Матфея, глава 26, стих 39), которую испил Христос Спаситель—«Агнец Божий», взявший на Себя грехи мира (Евангелие от Иоанна, глава 1, стих 29). Именно об этом говорит народу Иоанн Креститель, изображённый на картине А.Иванова «Явление Христа народу».

С эпохи преподобных Сергия Радонежского и Андрея Рублёва день Новозаветной Пятидесятницы, то есть 50-й день после Пасхи Христовой — день сошествия Святого Духа на апостолов —на Руси становится всё более известным как праздник в честь Святой Троицы.

День Святой Троицы — один из наиболее чтимых православных праздников на Руси. Накануне этого праздника всегда совершается поминовение умерших — троицкая родительская суббота. Храмы и жилища на Троицу украшаются зелёными ветками и цветами. На службе в храме в этот праздничный день молящиеся также стоят с зеленью и цветами. Зелень символизирует жизнь, а Святая Троица называется в молитвах Живоначальной, то есть началом и источником жизни.

Икона «Троица» Андрея Рублёва оказала огромное влияние на развитие иконописного искусства на Руси. На Церковном Соборе 1551 года эта икона была рекомендована как образец иконного творчества для других иконописцев: «Писати иконописцем иконы с древних переводов, како греческия иконописцы писали, и как писал Ондрей Рублев».

В конце XV–XVI веков иконы «Троица» всё чаще появляются в иконостасах храмов Москвы и других городов России Многие из них имеют размер рублёвской «Троицы», то есть писаны, как говорили на Руси, «мера в меру». В XVII веке в Москве насчитывалось восемнадцать Троицких церквей, а это значит, что в так называемом «местном ряду» иконостаса в каждой из этих церквей помещалась храмовая икона «Троица». Москва XIV–XV веков, объединяя складывающееся центра -лизованное государство, в то же время оказывала сильней шее влияние на культурное развитие, а значит, и на художественное творчество соседних княжеств — таких старейших культурных цент ров, как Тверь, Рязань, Ростов, Вологда Преподобный Андрей Рублёв

и даже Новгород и Псков. В этом обнаружилось замечательное свой -ство право славной культуры России — единство в многообразии и мно го образие в единстве, всегда укрепляемом единством самой Русской

Церкви.

Таким образом, преподобный Андрей Рублёв и его ученики своим творчеством внесли величайший вклад в культурно-историческое развитие России этого периода.

Спасо-Андроников монастырь.

Место погребения преподобного Андрея Рублёва

В 1988 году, когда во всём мире совершалось празднование 1000-летия Крещения Руси, Поместным Собором Русской Православной Церкви иконописец Андрей Рублёв был причислен к лику святых. Теперь среди православных икон можно встретить и икону, на которой изображён сам величайший русский иконописец. А в его руках на иконе мы видим «Троицу» — величайшую

святыню России.

Икона «Троица» Андрея Рублёва с 20-х годов XV века до конца 20-х годов XX века находилась в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. В 1904 году была предпринята первая попытка расчистить икону от позднейших записей. Эту работу проводил известный иконописец и реставратор В.П.Гурьянов. В 1918–1919 и 1926 годах мастерами Центральных государственных реставрационных мастерских производилась последующая расчистка этой древней иконы.

С 1929 года икона «Троица» находится в Третьяковской галерее. Там она ждёт своего возвращения на родное место в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, куда её поместил сам величайший иконописец Руси — преподобный Андрей Рублёв.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: