Шахматный король – самая главная фигура на шахматной доске. Потеряв короля, шахматное войско должно сдаваться! ШАХУ – МАТ, что в переводе с индийского означает: королю пришёл конец!
На диаграмме ладья напала на короля белых и говорит: «Король, король, я тебя съем!»
А по шахматному это будет: «ШАХ!» Король думает: что бы ему сделать, чтобы его не побила ладья?
1. Король может просто УЙТИ из-под шаха.
Если уж и приходится бежать, то делай это как можно непринужденнее.
Крh6 – h7
2. Король приказывает слону ЗАСЛОНИТЬ себя от шаха (встать между собой и королём).
Сd3 – g6
Слон у белого короля стал ЩИТОМ – этот приём называется: ЗАЩИТА ОТ НАПАДЕНИЯ.
3. Можно просто ПОБИТЬ вражескую фигуру.
Cd3: a6
Самый надёжный способ избавиться от шаха!
Можно быть уверенным, что теперь ладья больше шаховать не будет.
Шах – это нападение на короля любой фигуры или пешки.
Любая фигура и пешка могут напасть на короля. Король выбирает одну из имеющихся возможностей спастись. Конь с h6 атакует короля противника даже через фигуры. Такой способностью другие фигуры не обладают. Поэтому приходится от шаха уходить.
Слон белых с а6 пошёл на поле b7. Сразу две фигуры (слон и ладья) атакуют короля чёрных – двойной шах. Чёрный ферзь b5 не может побить сразу две фигуры, поэтому от двойного шаха можно только уйти королём.
Если пешка чёрная с3 пойдёт вперёд, то она вскроет дорогу слону d4, и он нападёт по диагонали на белого короля – получится вскрытый шах.
Чёрный ферзь с полей g4–f3 может вечно нападать на белого короля – вечный шах, так как королю с полей g1 и h1 никуда не убежать. Тем не менее, после всех этих маленьких неприятностей короли остаются живыми.
У чёрного короля на а8 очень уютный домик. Конь с7 объявил королю шах, от которого некуда бежать. Свои же фигуры только мешают, а помочь королю не в силах. Следующим ходом белый конь должен побить короля. Мат называется спёртым.
|
Даже одна пешка может объявить мат королю. От пешки g7 королю не спастись.
Две чёрные ладьи с1 и d2 объявляют белому королю линейный мат. Одна ладья атакует белого короля, а другая караулит вторую горизонталь, на которую он мог бы отступить.
Две ладьи белых «помогли» чёрному ферзю g3 объявить эполетный мат. Ферзь нападает на короля g1 и контролирует поля f2, g2, h2.
В шахматной партии встречаются: «детский», горизонтальный, вертикальный, диагональный и даже «дурацкий» маты.
Мат – это шах, от которого нет защиты.
Мат – это конец шахматной партии, приводящий к победе одного из участников борьбы. Любая фигура и пешка способны объявить мат.
Как записать, что случился шах или мат?
ШАХ при записи обозначается знаком +.
Кс3 – е4+. Конь с3 пошёл на е4 – ШАХ!
МАТ при записи обозначается знаком Х.
Фа4: е8Х. Ферзь а4 бьёт е8 – МАТ!
Начинающие не умеют проводить пешку в ферзи, и обычно партии заканчиваются так. Короля b8 никто не атакует, но ему некуда не пойти, так как все поля вокруг (a7, a8, с7, с8) держат белые король и пешка.
Ну а королям g1 и h8 не разрешают выйти чёрный ферзь g5 и белый король е2.
Интересно положение короля белых на а1. У короля ходов нет, а закрывающие его фигуры не могут отойти, так как они защищают Его Величество от шахов. Во всех позициях – пат, то есть ничья.
Пат – это положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все фигуры лишены возможности двигаться. Король в этот момент не находится под шахом.
Слово ПАТ пришло к нам из итальянского.
Patta – игра вничью.
|