В ТАНЦЕ РОЖДАЕТСЯ ЗДОРОВЬЕ




 

В одной древней притче человек обратился к мудрецу:

«О премудрый, научи меня отличать истину от лжи,

красоту от безобразия. Научи меня радости жизни».

Подумал мудрец и научил человека танцевать.

Сегодня мне хотелось бы поближе познакомить вас с танцем.

Целительное воздействие танцев замечено человеком в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем. Сегодня повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, хореографов, воспитателей, специалистов по физической культуре основан на альтернативном движении немедикаментозной помощи человеку.

Психофизическая гармонизация личности, здоровье и эмоциональное благополучие человека достигаются в танце через творческую импровизацию самого человека с помощью педагога, который предлагает спектр чувственных или предметных мотивов, организует пространство, придает значимость происходящему. Действие развертывается в ритмическом или музыкальном пространстве, удачное оформление которого оказывает важную поддержку для достижения положительных изменений в организме человека. Психологи утверждают, что танцеминутка более широкое понятие, чем физическая минутка, и это вытекает из природы танцев, его значимых социально - культурных ориентации, ведь онтогенезис танца включает диалог души и тела. Танцевальные упражнения снимает мышечную закрепощенность, избавляет от нервных перегрузок, решает проблему гиподинамии. Танец рассматривается функциональным стимулятором личности, повышает работоспособность, улучшает физическое самочувствие.

Во время своего танца дети следуют техники энергетики своего организма. Речь идет о том, чтобы идти за энергетической волной в том виде, в которой она моделируется внутри. Доминирующая точка этой волны у каждого ребенка особенная, и она может находиться в любой части тела. Важно добиться осознаваемости собственной энергетической формы, принять ее и затем поддержать ее в свободном танце. Сделать это - значит, быть свободным. В самом деле, понятие здорового состояния включает чувство плавности, порядка, гармонии жизненной энергии. Любая блокировка или неестественное отклонение проявляются внутри в виде навязчивого состояния одержимости, а вовне - в виде статичности, окаменелости, рассеянности движения, телесной патологии ребенка, невозможности вступить в танец. Для достижения абсолютной психофизической целостности организма следует все части тела приводить в движение.

К. Рудистам считает, что целью танцевальной терапии является развитие осознание собственного тела, создание позитивного образа тела. Задачей же является осуществление спонтанного движения танцевальной терапии побуждает к свободе и выразительности движений, развивает подвижность и укрепляет силы, как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.

Многие люди в ситуации дискомфорта, неудобства бессознательно, инстинктивно ищут место или ситуацию, где бы ему было хорошо - потому что постепенный дискомфорт приводит к глубоким нарушениям психики и физиологии.

Дети же очень часто находятся в ситуации дискомфорта - законы роста организма заставляют его постоянно пересматривать, переоценивать свое состояние в мире и свое отношение к миру. А это всегда болезненный процесс. Психологами было замечено, что когда ребенку особенно плохо, он бессознательно стремится вернуться в то состояние, которое ему было свойственно в раннем возрасте.

Периодом наивысшего блаженства, как полагает детская психология для человека всегда остается период внутриутробного развития, память о котором оказывается в нас существует. Как говорят специалисты, весь этот период проходит в отнюдь не в ватной тишине для развивающегося организма.

Еще не родившись, плод, слышит стук материнского сердца, смягчаемый оболочкой плодного пузыря, слышит шум текущей крови, ощущает ритмику других сокращений - мышечных, дыхательных.

То есть возникает картина постоянной ритмически упорядоченной среды, в которой вызревает ребенок и этот ритм имеет сложный рисунок, связанный с наложением различных ритмических сеток друг на друга - почти как в джазе или производной от него рок – музыке. Появилась даже гипотеза (ее высказал нидерландский ученый Йост Мирноо), что современный танец - это отчасти стремление обрести блаженство, утраченной защищенности, попытка реконструировать то пространство, которым обладал ребенок еще до своего рождения. И он говорит, что те условия, которые возникают на танцевальной площадке сегодня, во многом действительно аналогичны тем, далеким внутри утробным, - полумрак, мощное воздействие ритма, плотная музыкальная волна, не просто громкое, а именно чрезвычайно мощной воздействие режима, отсутствие зрителей и ощущение оторванности от всех и от всего мира - и в это же время единение с ним через включение в ритм танца.

Психологами уже давно отмечено, что одной из основных функций танца является высбождение накопленной энергии. Но интересно то, что энергия высвобождаясь, находит свой собственный порядок - порядок ритма. Человек сам решает каким быть своему танцу - танцем радости или танцем печали. Цель человека - снова отыскать свое более высокое предназначение, более высокую степень мышления. Энергия внутренних сил ребенка требует своего выражения. Темп, ритм, пульс нашей жизни находят у детей свое воплощение в движениях, танцах. Ритмичный и веселый, спокойный и плавный танец, как и песня содержит в себе все мысли, чувства, душу, характер, образ и движения.

Попробуйте рассматреть танец как способ помочь ребенку выразить свои чувства. Очень часто дети, которых называют трудными, в сфере движения становятся «звездами». Дети «превращаются» из застенчивых, тихих в более уверенных и открытых..

Детское танцевальное творчество носит импровизационный характер, т.е. придумывание и исполнение танца происходит одновременно.

Во время упражнений по танцевальной импровизации кто-нибудь придумывает движение, еще кто-то присоединяется и добавляет свои. Дети самовыражаются и сопереживают способом, недоступным словам. Движения приводят их туда, где слова не нужны. Можно справиться со стрессом или своими проблемами, используя танец, который высбождает энергию и превращают ее в акт творчества. Дети бывают очень откровенны, танцуя или двигаясь. Они выражают свои чувства - радость или злость. Злоба может вылиться в танце совсем в другой, энергичный и красивый образ.

Сюжетный танец - очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, он вызывает живой интерес у детей. Привлекательность его обусловлена такими особенностями, как образное перевоплощение, разнохарактерность персонажей и их общение между собой в соответствии с развитием сюжета танца. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждая детей к творчеству, и следовательно, способствующая его развитию.

Дети танцуют. Радостно, красиво, непринужденно. Танцевать для них так же естественно, как для их родителей - разговаривать. При этом они не просто "самовыражаются" и дают нагрузку мышцам и связкам. Они изучают окружающий мир: если долго кружиться, комната начинает вертеться вокруг тебя; если разбежаться и прыгать, отчего-то во всем теле рождается воздушная легкость и радостно захватывает дыхание. Они общаются: с планирующей белой снежинкой, с каплей воды, падающим листочком, рыбкой, которая плавает в озере и со своими сверстниками - через язык жеста. Впоследствии желание двигаться под музыку почему-то проходит, и ребенок начинает зажиматься, стесняться своих движений, бояться сделать что-то не так.

На занятиях танцетерапии, в особенности - дошкольников, необходимо практиковать два принципа: ориентация на возрастные физические возможности ребенка и творческий подход, постоянное создание радостной атмосферы, отношение к танцу как к средству общения и способу познания мира. А также любимая игрушка тоже может участвовать в танце и становится необходимым элементом пластической импровизации.

Одно из основных правил наших занятий – все делается по желанию, с охотой. На первых трех занятиях с детьми проводится техника пробуждения тела, построенная на естественном желании проснувшись – потягиваться. Т.е. для начала необходимо «разбудить» тело и предложить ему те или иные движения.

Каждое занятие начинается со спокойной, легкой музыки, самомассажа, который переходит в разминку, куда входит пальчиковая гимнастика. Затем можно предложить психогимнастические этюды. Далее знакомство детей с каким-либо танцем, релаксация. В заключении мы можем нарисовать свой танец или передать его настроение в цвете.

Но занятие не всегда проходят по запланированным этапам. Большое значение имеет эмоционально-психологический настрой группы, если дети возбужденны, то занятие начинается с легкой, короткой разминки, затем дети садятся на ковер, проводят несколько действий самомассажа. Далее идет пассивное слушание спокойной музыки, упражнения на расслабление...

Есть дети, у которых все па получаются четко, красиво, но в танце нет жизни. Он выучен, отточен, показан. А есть дети, у которых движения не такие четкие и пластичные, но их танец живой. Это те дети, у которых танцует не только тело, но и душа. И, как правило, эти дети занимают первые места на соревнованиях, конкурсах, т.к. танцуют от души!

Много различных методов работы тела могут принести пользу в снятии стресса, напряженности, тревоги, страхов. К ним относятся различные виды массажа, релаксация, медитация и т.д. Танец и движение могут поспорить по своей степени воздействия с другими оздоровительными системами, т.к. здесь будет воздействие не только на физическое тело, но и на психико – эмоциональную сферу человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: