Музыкальные вкусы А. Д. Меншикова




Музыка звучала в самый первый день Петербурга – 16 мая 1703 года. На торжественной церемонии закладки крепости пел Придворный хор. Мощно и стройно звучали любимые Петром I ви- ватные и заздравные канты в честь воинских побед России. Пет- ровские реформы коснулись и музыки. Чудесными звуками укра- сили и дворцово - парковое ожерелье вокруг столицы.

Музыка звучала во всех дворцах А. Д. Меншикова, и, конечно в Ораниенбаумском. Видный государственный деятель, полководец, губернатор Петербурга и основатель Ораниенбаума был большим любителем музыки. Его музыкальные вкусы сложились благодаря близости к царю, он бывал с Петром 1 за границей на концертах, и в оперном театре. За границей вместе с царем Меншиков по- знакомился с военной духовой музыкой.

Формируя новый музыкальный быт, Петр I не исходил лишь из своих музыкальных вкусов. Так он не любил итальянскую опе- ру и, будучи в Париже, скучал в оперном театре. Но, тем не менее, он распорядился о создании помещений для концертов и оперы. В ХVIII веке еще не было разделения на драматический и оперный театр. Все театры назывались оперными домами. Те- атру покровительствовала сестра Петра I Наталья Алексеевна. Пер- вый Петербургский театр находился на месте пересечения совре- менных улиц Чайковского и Чернышевского.

Сам царь не расставался со своим хором государевых певчих ни в военных походах, ни в мирной жизни – этот хор сопровож- дал его и в дипломатической поездки за рубеж – и любил попеть с ними своим “не густым” баритоном. Он знал церковное пение, мог выполнять роль уставщика. Играл Петр на гобое и волынке. Любил музыку громкую, насыщенную по звучанию. Любимым во- енным инструментом Петра был барабан, на котором он вирту- озно исполнял самые сложные ритмы. Создавая армию, он издал Указ об организации полковых оркестров. В Петербурге сложился и Придворный оркестр из немецких музыкантов. Свой хор имела и Екатерина I.

 

 

Дворцы А. Д. Меншикова стали музыкальными центрами пет- ровского Петербурга. Подъезжавших к его дворцу гостей встре- чали звуки музыки: трубы, гобои, флейты, барабан, литавры и та- релки. Невозможно представить себе Ораниенбаум XVIII века без- молвным, как и любой парк эпохи барокко. Звуки здесь имели особое эстетическое значение. Садовые мастера этим специально занимались, ведь если парк – рай на земле, то и звуки в нем должны быть божественные. Это были трели и коленца разных певчих птиц в клетках, в вольерах и на свободе (ворон и галок за скверные крики безжалостно изгоняли). На разные голоса шу- мели фонтаны в таких парках. Создатели их заботились о том, чтобы мы услышали “игру воды”, различили десятки водных шу- мов, целую симфонию воды: грохот водопада, плеск потоков, низ- вергавшихся по широким ступеням каскадов, яростное “драконье” шипение, клекот горного источника, журчание бегущих из-под та- ющего сугроба весенних ручейков. Здесь можно было расслышать и целую коллекцию мелодий дождя: неумолчный тропический ли- вень, веселый танец солнечного грибного дождя, вялый шелест унылого осеннего дождика. Шумы от падения воды. Это – плеск струй, падающих в чаши фонтанов, барабанящих по железному же- лобу; гулкое эхо капель, срывающихся со сводов грота на камен- ный пол. Наконец, звуки моря, которое было связано с Орани- енбаумским дворцом А. Д. Меншикова недлинным каналом.

В гармонии звуков сада XVIII века особенно важен звук ин- струментов. Без этого вообще не может быть настоящего сада барокко. Не забудем о музыкальном “версальском стиле” Жана Ба- тиста Люли – композитора садовой музыки. Да и всем знакомая “Маленькая ночная серенада” Моцарта предназначена для исполне- ния в саду. Во времена А.Д. Меншикова в парках барокко звучали нежные колокольчики “клокшпиля”. Со временем музыка в парках становилась разнообразнее. Из открытых окон дворцов сквозь шум посуды и разговоров прорывались звуки “обеденной музыки”. Это были тихие, неспешные мелодии, к которым обычно никто не прислушивался. Благозвучные аккорды уносил ветер с залива, они тонули во тьме парка, сливались с дальним шумом фонтана, кри- ками ночных птиц, составляя ту самую гармонию неспешной жизни, которой наслаждались люди XVIII века.

А. Д. Меншиков содержал оркестр, композитора и 12 певчих. Они своей музыкой сопровождали торжественные обеды в доме светлейшего князя. А.Д. Меньшиков при всяком удобном случае переманивал к себе хороших музыкантов из других капелл. В его дворце находилось целое собрание музыкальных инструментов, а так же музыкальных механизмов и игрушек.

Во дворце светлейшего, на Васильевском острове, был орган. И сейчас в экспозиции музея А. Д. Меншикова находится орган- позитив, самый старый орган в России. Он имеет четыре октавы, четыре регистра. Ножная педаль служит для нагнетания воздуха. Звук его очень красив и богат тембровыми оттенками. В его корпусе совмещены два органа: в верхней части – механический орган с часами, а в нижней части – орган-позитив. По старинной петербургской традиции ровно в полдень, по воскресеньям, на органе Меншиковского дворца дает концерты замечательный орга- нист и знаток органа Юрий Николаевич Семенов, а также его уче- ники. Орган появился и у царевны Натальи Алексеевны. Этот инст- румент был хорошо известен еще в Киевской Руси. Органы стро- или и на них играли в Москве XVII века. Но ни в одном из российских городов не было такого количества органов, как в Петербурге. Органы появились сначала конфискованные в ходе войны со шведами из немецких прибалтийских княжеств, а затем заказанные и привозимые из Франции, Голландии, Германии.

Очень популярными в XVII веке были механические органы, называемые часы-флейта. Они исполняли несколько пьес, записан- ных на валиках, без участия органиста. Для механических органов писали музыку знаменитые композиторы Гендель, Гайдн, Моцарт и даже Бетховен.

Чтобы почувствовать атмосферу музыкальной культуры петровс- кого Петербурга, нужно обязательно постоять в Ассамблейной зале его загородного дворца в Ораниенбауме, посмотреть на хоры сде- ланные для музыкантов, посетить концерты музыкальных коллек- тивов которые продолжают музыкальные традиции Меншиковского дворца в Петербурге. Именно тут, в среде приближенных к импера- торской семье, закладывались традиции светской музыкальной куль- туры, которая постепенно на протяжении XVIII в. распространилась по всей России.

 

 

По желанию Петра I в Петербурге устраивались ассамблеи в стиле французского собрания. Ассамблеи давались в домах царских сановников и, конечно, во дворце светлейшего князя А.Д.Менши- кова. Это были очень демократичные по составу собрания. Чинопочитания не допускалось. На них являлись непременно с женами и взрослыми детьми. Обязательным было присутствие хо- зяйки дома. На ассамблеях играли в шахматы, обсуждали но- вости, слушали музыку и, конечно, танцевали. Вот некоторые танцы: полонез, менуэт, контрданс, ригодон, гавот, экосез, гросфатер.

Менуэт был самым модным и популярным танцем в при- дворных кругах. Он имеет трехдольный размер и происходит от хороводных танцев в Бретани во Франции. Название Менуэт означает маленькие шаги. В XVI веке он был торжественным, церемонным, чопорным, с плавным шагом и множеством поклонов и реверансов. К XVIII веку движения приобрели изысканность и жеманство, темп ускорился. В России менуэт появился на Петровских ассамблеях и бытовал как бальный танец до 30 годов XIX века.

Полонез – старинный польский бальный танец. Это торжест- венное, чопорное шествие. С XVI века он становится придворным танцем в Европе. В XVIII веке его движения сделались плавными, изящными, поступь мерная, величавая.

Контрданс английский танец с четным числом пар. “Куплеты” исполняются, то одной, то другой линией танцующих. В XVIII веке он стал бальным и был заимствован другими народами. Разновидностями контрданса являются кадриль (размер на 2/4 и 6/8), ригодон и экосез.

Ригодон – это разновидность контрданса. С XVIII века является бальным танцем. Происходит из Прованса во Франции. Размер танца двудольный. Сам танец веселый, темпераментный, подвижный.

Экосез – старинный шотландский танец всопровождении во- лынки, разновидность контрданса. С XVIII века стал бальным. При Петре 1 назывался “английский танец” или “шотландский”. Танец с характерным квадратным построением, где пары непрерывно ме- няются.

Гавот – французский старинный хороводный танец в умеренном движении на 4/4, или 2/2. Известен с XVI века. С XVII века стал придворным танцем.

Гросфатер – любимый танец Петра 1 – состоит из 2х частей: медленной вальсообразной на 3/4, и быстрой, похожей на экосез 2/4. Это – немецкий танец, он пришел в Россию в XVIII веке и был распространен до начала XIX века. Его использовали в своих произведениях Шуман в фортепианных циклах “Бабочки” и “Карнавал”, а также Чайковский в балете “Щелкунчик”.

В петровском Петербурге 20-х годов был немецкий оркестр из 20 музыкантов. Этот коллектив сложился из инструмента- листов капеллы австрийского посланника и герцога К. Ф. Голш- тейн-Готторбского, который приехал свататься к принцессе Анне Петровне. Исполняли музыку Телемана, Корелли, Кайзера, Тартини и других. Петербург XVIII в. с самого первого дня своего сущест- вования стал для всей России законодателем музыкальной моды – на балы и маскарады, концерты и театры, музыку в садах и пар- ках. Свои оркестры, хоры и театры стали по примеру Петра 1 и А. Д. Меншикова заводить и русские дворяне. После смерти Петра 1 и ссылки Меншикова прекратились ассамблеи, но уже невозможно было уничтожить укоренившуюся привычку взаим- ного общения, проведения, как мы сейчас говорим, культурного досуга в обществе с обязательным слушанием музыки. Музыкаль- ная образованность стала неотъемлемой частью воспитания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: