Формирование жизненных компетенций на уроках русского языка и чтения учащихся с ОВЗ.




В образовании детей с ОВЗ ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. «Академический» компонент уменьшен в пользу расширения области развития жизненных компетенций.

Поэтому основным направлением работы педагогов является практическая подготовка детей с ОВЗ к жизни в социуме.

Процесс социализации детей с ОВЗ затруднен прежде всего проблемами в общении. Ребенок с интеллектуальными нарушениями, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными.

Дети испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности.

Без речевого общения и взаимодействия с социумом социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна.

Таким образом, коммуникативная компетенция детей с ОВЗ – важнейшая из всех жизненных компетенций. От того, насколько будет она развита, зависит эффективность и благополучие будущей жизни ребенка.

Кроме того, ребенок с нарушениями интеллекта имеет очень низкие способности в присвоении чужого опыта, ему сложно проводить анализ норм и правил поведения, сравнить свое поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия того или иного поступка. Имеющиеся у него определённые представления об основных категориях нравственности – о добре и зле, о хорошем и плохом, об отношении к Родине, обществу, людям, труду - наивны, своеобразны. Все это нередко приводит к нарушению норм поведения, к безнравственным поступкам.

Так как социальная адаптация невозможна без знания традиционных нравственных законов, знания духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, можно сделать вывод, что вторая по важности ключевая жизненная компетенция – общекультурная компетенция.

Формирование этих важнейших компетенций происходит в большей или меньшей степени на всех уроках, но чтению и письму здесь отводится особая роль. Именно на чтении и письме учащиеся овладевают грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Уроки чтения и письма являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

Поскольку приоритетом современного образования становится собственная деятельность ученика, формирование жизненно важных компетенций учащихся с ОВЗ необходимо осуществлять посредством деятельностного подхода.

При формировании коммуникативных умений и общекультурных компетенций на уроке чтения основное внимание уделяю работе с текстом.

Мною практикуется разбор произведения по следующему плану:

1. Подготовка к чтению и словарная работа:
2. Чтение текста учителем.
3. Проверка первого восприятия (эмоциональный настрой учащихся).
4. Речевая зарядка или словарная работа (трудночитаемые слова).
5. Чтение текста учащимися (возможно с параллельным проведением словарной работы). Чтение текста по ролям. Чтение с различными интонациями в зависимости от нашего отношения к происходящему
6. Анализ произведения. Вопросы по содержанию текста. Чем старше дети, тем меньше информационных вопросов и больше смысловых. Можно детям предложить самим задать вопросы к тексту (к определенному абзацу или ко всему тексту). Предложить ответить словами из текста и т.д.

7. Работа над характеристикой действующих лиц, оценкой их поступков (беседа, выбрать из предложенных характеристик подходящие именно для этого героя, высказать комплимент герою или назидание, разобрать возможные последствия поступка как хорошего, так и плохого).

8.Определение главной мысли произведения (найти слова, в которых заключена основная мысль произведения; ответить на вопрос.: чему учит произведение?Выбрать из предложенных одну пословицу, отражающую главную мысль произведения.

9. Деление текста на части и озаглавливание частей.

10. Пересказ прочитанного (возможные варианты):
- по цепочке; с эстафетой; от другого лица; о иллюстрации или серии иллюстраций; по картинному плану к абзацам, к каждому предложению; краткий пересказ; выборочный; полный; пересказ по картинно-символическому плану; пересказ по вопросам; творческий пересказ.

11.Устное рисование картинок к тексту.

12.Изложение событий в правильном порядке, предложив на карточках их в неправильной последовательности.
11. Обобщающая беседа (если работали над большим произведением или темой):
- сравнение текстов из изученной темы;
- сравнение характеров героев;
- выявление общей идеи.

12. Высказывание своих непосредственных суждений о прочитанном(чем понравилось произведение, что запомнилось).

И на уроках чтения, и на уроках письма большое внимание также уделяю работе с пословицами и поговорками.

Пословицы и поговорки представляют собой своеобразный свод правил, регламентирующий все стороны жизни человека в обществе. Обладая мощным воспитывающим, эстетическим и развивающим потенциалом, пословицы и поговорки могут успешно использоваться в работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. В процессе работы над пословицами и поговорками ребёнок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения. У него формируется и закрепляется умение видеть и объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок, которое в специальной психологии и коррекционной педагогике является одним из критериев определения уровня умственного развития учащихся.

В своей работе использую следующие приемы работы с пословицами:

- Дидактическая игра «Собери пословицу» (Берётся достаточно узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами.Задача детей - восстановить исходное предложение, объяснить ее смысл и определить тему).

- Из данных пословиц выбери ту, которая относится к определенной теме («Родина», «Учение», «Труд» и т.д.).

- Соедини части пословиц, объясни их смысл.

- Дидактическая игра «Крокодил с головой петуха» (Даются пословицы, имеющие чужой «хвост», то есть соединены начало одной и конец другой. Надо найти соответствие между «головой» и «хвостом»).

- Дидактическая игра «Нарисуй пословицу».

-Данные пословицы раздели на 2 группы: назидательные и иронические.

-Найди ошибки в пословицах, исправь их.

-Подбери предложение, которое наиболее точно объясняет значение пословицы

Важное место на уроках чтения и письма имеет словарная работа. Она проводится на каждом уроке. Словарная работа обогащает и активизирует словарный запас речи учащихся, что влияет на формирование коммуникативной компетенции и впоследствии помогает обучающимся с ОВЗ адаптироваться к жизни в социуме,

Одной из самых сложных тем для детей с нарушением интеллекта является тема "Деловое письмо". При этом знания и умения, полученные учащимися при работе с деловыми бумагами, очень важны для их адаптации. Учащиеся должны не просто автоматически заучить образцы заполнения деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать над текстом.

Поэтому с целью организации практического усвоения обучающимися норм и правил составления деловых бумагмною была разработана «Адаптированная образовательная программа:Рабочая программа внеурочной деятельности «Деловое письмо». Программа была создана для учащихся 9 класса, но её также можно использовать при обучении учащихся 8 класса.Результатом реализации этой программы стало:

-повышение компетентности учащихся при работе с деловыми бумагами для более успешного прохождения ими социальной адаптации;

- снятие излишнего напряжения и дискомфорта в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.

- овладение обучающимися композиционными моделями определённого жанра деловой бумаги и самостоятельное речевое «наполнение» моделей по структурным элементам.

Обучающиеся к окончанию обучения в школе свободно ориентируются в деловых бумагах. Для них не вызывает затруднений оформление таких деловых бумаг, как заявление, доверенность, расписка и т.д.

Совершенствованию мышления учащихся, формированию их личности, а значит и социальной адаптации способствует развитие письменной речи учащихся. Наиболее эффективным здесь является написание изложений.

Для развития письменной и устной речи эффективны зрительные диктанты, задания на составление предложений из отдельных слов, расположение предложений текста в правильной последовательности. При подборе текстов изложений, диктантов необходимо соблюдать важное условие: они должны способствовать развитию личности учащихся и воспитывать их.

Одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность, является дидактическая игра. Цель ее способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, повышению уровня языкового развития учеников.

Игра способствует созданию эмоционального настроя учеников, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности.
Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Особенно распространены игры на этапах повторения и закрепления.

Выполнение заданий учебника на уроках письма также предполагает активную деятельность учащихся, способствует развитию их речи и формированию общекультурной компетенции. Работу над упражнением учебника всегда начинаю с обязательного проговаривания детьми: как поняли задание? Что нужно делать сначала, что потом?

Тексты изложений, диктантов, материалы дидактических игр должны способствовать разностороннему развитию личности учащихся, их умственному развитию, обеспечивать гражданское, нравственное, эстетическое воспитание, что, в свою очередь, формирует жизненные компетенции обучающихся с ОВЗ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: