Э.И. Тагирова, Л.З. Фатхуллина




УДК 330.101

 

РАСЧЁТ СТОИМОСТИ ПО БИЗНЕС-МОДЕЛИ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Э.И. Тагирова, Л.З. Фатхуллина

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

г. Уфа, Россия

 

Современный рынок неразрывно связан с цифровой экономикой. Взаимодействие покупателей и продавцов осуществляется с помощью бизнес-моделей, на основе которых создаются онлайн-сервисы, они обеспечивают покупателей нужным товаром в нужное время и месте. Такие онлайн-сервисы должны приниматься на всех предприятиях для того, чтобы обеспечить совместное потребление товаров и услуг.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, бизнес-модель, совместное потребление, товары и услуги.

Современная жизнь неразрывно связано с цифровизацией, которая преобразовала практически все сферы жизни, она усовершенствовала не только современные предприятия, но и способствовала развитию рынка, медицины, образования. Цифровизация базируется на создании массивов информации о объекте воздействия (базы данных), которая в краткие сроки не только собирается, но и обрабатывается, выдавая нужный результат. Для создания таких баз данных используют определенные бизнес-модели, которые строятся на определенных алгоритмах сбора и обработки информации.

Понятие бизнес-модели можно рассмотреть, как совокупность двух отдельных терминов «бизнес», что означает ведение деятельности с целью извлечения прибыли, а также «модель», что в общем смысле понимается под каким-либо описанием объекта в абстрактной форме, отличной от его реального существования.

Суть бизнес-модели заключается в том, что она кристаллизует потребности потребителя и его покупательную способность, определяет способ того, как предприятие взаимодействует с потребителем и доставляет ему ценность. Также, она вынуждает потребителей платить за ценность и конвертирует эти платежи в прибыль через правильный дизайн и различные элементы цепочки создания стоимости.

Классическую бизнес-модель экономики совместного потребления можно представить в виде следующих условных этапов:

1. Человек с потребностью в активе делает запрос интернет-платформе, которая обеспечивает ему доступ на рынок за определенную выгоду.

2. Владелец актива делает запрос интернет-платформе, также, для доступа на рынок, но с целью поделиться своим активом.

3. Интернет-платформа платит владельцу за предоставление актива, который передается человеку с потребностью на правах аренды.

На рисунке 1 изображена классическая бизнес-модель экономики совместного потребления.

Рисунок 1 — Классическая бизнес-модель экономики совместного потребления

Цифровые платформы обеспечивают быстрое взаимодействие продавцов и покупателей, снижая транзакционные издержки и другие виды издержек. Для каждой сферы могут применяться разные бизнес-модели и сервисы. Для создания и внедрения таких бизнес-моделей необходим массив информации о клиентах.

Сбор и обработка информации для таких бизнес-моделей осуществляется с помощью заданного алгоритма действий. Алгоритм составляется на основе определения и обработки требуемой информации для выдачи конечного результата. К примеру, такой алгоритм применяется при использовании фильтра поиска, пользователь самостоятельно определяет для себя параметры необходимого товара, а алгоритм осуществляет подборку под заданным критериям. Информация о товаре была создана и обновлена до действий пользователя, поэтому выдаётся конечный результат поиска и подбора нужного товара по заданным критериям. Такие бизнес-модели снижают издержки продавца и покупателя, сокращают время поиска товара и осуществления оплаты и т.д.

Выделяют три бизнес-модели:

1. Комиссию торгового агента (комиссию торгового агента взимают в процентах в зависимости от масштаба использования интернет-платформы).

2. Комиссию за бронирование гостя (компании, использующие гостевую систему бронирования, взимают плату за гостей в процентах от платы за бронирование).

3. Подписка (бизнес-модель подписки подразумевает фиксированную годовую или ежемесячную плату).

Рассмотрим применение цифровых платформ и онлайн-сервисов на примере санаториев Республики Башкортостан, которые профилируются на оздоровлении органов дыхания.

Сбор информации по выбранным санаториям будет осуществляться по следующим критериям: размещение, стоимость проживания и питание; и виды медицинских услуг; развлечения и сайт. Развлечения и досуг во всех санаториях одинаковый, к развлечениям относятся библиотека, экскурсии, прокат спортинвентаря, кафе, кинозал, тренажёрный зал, залы ЛФК, открытые спортивные площадки. Вышеперечисленные критерии важны для покупателей путёвки в санаторий, так как именно по данным критериям осуществляется выбор санатория. Для оценки санаториев необходимо провести конкурентный анализ рассматриваемых факторов санаториев. Анализ факторов в рассматриваемых санаториях представлен в таблице 1.

Таблица 1 — Анализ факторов в рассматриваемых санаториях

Критерий оценки\санаторий «Глуховская» «Здоровье» «Буровик» «Прометей» «Кумысолечебный санаторий им. С.Т. Аксакова» «Шафраново» «Бодрость» «Тонус»
Широкий ассортимент услуг по лечению                
Стоимость путевки                
Новизна номерного фонда                
Инфраструктура                
Досуг                
Питание                
Сайт (реклама)                
Итого в баллах 24/ 23/ 28/ 21/ 21/ 24/ 29/ 30/
В % 68/ 65/100 80/ 60/ 60/ 68/ 82/ 85/

Из таблицы 2 видно, что по всем факторам лидирует санаторий «Тонус», ближайшими конкурентами являются санатории «Бодрость» и «Буровик». По большинству показателей санаторий «Буровик» лучше, однако у санатория нет собственного сайта, поэтому оценка снизилась.

Далее будет проведён анализ использования санаториями цифровых платформ для взаимодействия с покупателями. Санатории могут применять такие бизнес-модели, как Software-as-a-Service (SaaS), которые позволяют покупателям самостоятельно выбирать путёвки и услуги, определять их количество, бронировать и оплачивать их в режиме онлайн. Такие сервисные модели сокращают затраты на персонале, который должен отвечать на вопросы, заниматься бронированием, оплатой услуг, также они создают дополнительные удобства для покупателей, так как покупатели в любое время и в любом месте могут ознакомиться с перечнем товаров и услуг, их стоимостью и приобрести их [1]. Такие бизнес-модели используются непосредственно на сайте, поэтому должны использоваться такие системы как:

- бронирование. Выбор нужной даты заезда и выезда, наличие/отсутствие желаемого размещения;

- выбор желаемых дополнительных, платных, медицинских услуг. В путёвку входит определенное количество медицинских услуг, увеличение каких-либо процедур производится за дополнительную плату, поэтому покупатель может заранее увеличить количество процедур, заплатив заранее за них;

- оплата on-line. Оплата может производится непосредственно на сайте с использованием различных способ оплаты;

- консультация с онлайн-менеджером по возникающим вопросам. Консультация осуществляется ботом, который предоставляет необходимую информацию по набору и определению ключевых слов, это позволяет

Проанализируем наличие данных систем на сайтах санаториев в таблице 2.

Таблица 2 — Анализ факторов в рассматриваемых санаториях

Система\санаторий «Глуховская» «Здоровье» «Буровик» «Прометей» «Кумысолечебный санаторий им. С.Т. Аксакова» «Шафраново» «Бодрость» «Тонус»
Бронирование - - - - - - + +
Выбор медицинских услуг - - - - - - - -
Оплата on-line - - - - - - - -
Консультация с онлайн-менеджером - - - - - - +- +-

Данных систем в полном объеме не применяются ни в одном санатории. В двух санаториях «Бодрость» и «Тонус» есть система бронирования, однако после ввода данных с клиентом связывается менеджер по продажам путевок санатория, звонок от которого нужно ждать определённое время, что увеличивает время ожидания.

Такие онлайн-сервисы используют многие туристические компании, которые создают дополнительную наценку на приобретение путёвки за счёт своей посреднической деятельности. Это создаёт дополнительную стоимость на путевку.

Цифровая платформа, которая может использоваться санаториями, заключается в сервисе бронирования гостя, такой тип бизнес-модели относится к комиссии за бронирование гостя (компании, использующие гостевую систему бронирования, взимают плату за гостей в процентах от платы за бронирование). За счёт использования данной бизнес-модели получают прибыль и выгоду следующие лица:

1) владельцы сайта, так как за предоставление данных удобств берется комиссия, которая составляет 5-10% от стоимости путёвки;

2) руководство санатория, так как они сокращают издержки по поиску заказчиков услуг (отдыхающих), могут сократить менеджеров по продажам, так как будет существовать онлайн-бронирование, которое полностью заменяет функции менеджера. Руководство санаториев не теряет прибыль от продажи путевки через онлайн-бронирование, так как комиссия за бронирование накладывается поверх стоимости путёвки;

3) заказчик (отдыхающий), его выгода заключается в том, что сокращает время поиска необходимого ему санатория, сокращает время на поиск и обработку информации. Единственным недостатком является то, что заказчик путёвки переплачивает комиссию, которая уже заранее фиксируется в цене за пользование онлайн-бронирования, но так как данная сумма является небольшой, то заказчик не чувствует её весомость и готов платить.

Использование цифровых платформ повышает привлекательность санаториев для трудоспособного населения страны, так как информации на таких сайтах санаториев мало, уточнить вопросы возможно только по телефону, на который могут не ответить персонал, это всё увеличивает время оформления заказа.

Для повышения привлекательности санаториев на туристическом рынке необходимо санаториям и другим учреждениям разрабатывать и применять бизнес-модели для сокращения собственных издержек на персонале, времени на обработку заказов и выдаче информации, а также создавать все необходимые, удобные условия для пользователей, которые заинтересованы в покупке путёвок в санаторий.

 

Список использованных источников

1. НИУ ВШЭ (2018б). Технологическое будущее российской экономики: доклад к XIX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 10–13 апреля 2018 г. / гл. ред. Л.М. Гохберг: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2018.

2. Трансформация бизнес-моделей в условиях цифровой экономики: сборник материалов научно-практической конференции. – М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2018 – 96 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: