Публицистический стиль речи




Стили речи

Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.

Каждый функциональный стиль характеризуется:

а) сферой применения;

б) основными функциями;

в) ведущими стилевыми чертами;

г) языковыми особенностями;

д) специфическими формами (жанрами).

 

Стили речи делятся на книжный (научный, официально-деловой, публицистический, художественный) и разговорный

 

Официально-деловой стиль речи

Официально-деловой стиль речи обусловлен практическими тре­бованиями жизни и профессиональной деятельности. Он обслуживает сферу правовых, управленческих, социальных отношений и реализу­ется как в письменной форме (деловая переписка, нормативные акты, делопроизводство и пр.), так и в устной (отчетный доклад на собра­нии, выступление на деловом совещаний, служебный диалог, напри­мер, речь следователя или судьи во время допроса или беседа налого­вого инспектора с руководителем предприятия, и т. п.).

В официально-деловом стиле различаются три подстиля:

- законодательный;

- дипломатический;

- административно-канцелярский.

Каждый из перечисленных стилей имеет свою специфику, комму­никативные формы, речевые клише. Так, меморандум, нота, коммю­нике используются в дипломатической коммуникации, расписка, справка, докладная записка, доверенность, приказ, распоряжение, за­явление, характеристика, выписка из протокола - в канцелярском сти­ле, закон, статья, параграф, нормативный акт, предписание, повестка, указ, кодекс и пр. - в законодательном стиле.

Официально-деловой стиль требует предельной точности речи, которая достигается прежде всего использованием терминов, как ши­роко распространенных, так и узкоспециальных.

Термины чаще всего обозначают:

а) наименование документов: постановление, уведомление, запрос, договор, контракт, акт и др.;

б) наименование лиц по профессии, состоянию, выполняемой функции, социальному положению: судья, менеджер по продажам, президент компании, следователь, психолог, свидетель, коммерческий директор и пр.;

в) процессуальные (экспертиза, допрос, выемка, аттестация
и пр.) или профессиональные действия (информировать,
сделать отчет, подготовить справку и т. п.).

Официально-деловой стиль требует объективности информации. В документах недопустимо выражение субъективного мнения лица, со­ставляющего текст, употребление эмоционально окрашенной лексики.

Официальная сфера общения, повторяющиеся стандартные ситуации, четко ограниченный тематический круг деловой речи определяют ее стандартизированность, которая проявляется не только в выборе языковых средств, но и в стандартных формах документов (в них обязательны общепринятые формы изложения и определенное расположение структурно-композиционных частей).

Кроме того, этот стиль характеризуется компактностью изложения, краткостью, экономным использованием языковых средств.

Публицистический стиль речи

Современные деловые люди, занимающиеся юридической практи­кой, менеджментом, экономикой, паблик рилейшнз деятельностью, должны уметь выступать и в публицистическом стиле, например речь адвоката на защите или речь бизнесмена на презентации фирмы. Кро­ме речей деловым людям приходится работать с прессой, как устно на пресс-конференции, так и письменно - статья (заметка) в газету, рецензия на профессиональную книгу, а также выступать с публичной лекцией или проводить беседу с потенциальными потребителями ус­луг. Все это жанры публицистического стиля, который вбирает в себя языковые средства книжно-письменных стилей и разговорной речи, а также средства художественной речи.

Публицистический стиль (от лат. publicus - общественный) об­служивает сферу общественных отношений: общественно-­политических, идеологических, экономических, культурных. Этот стиль речи используется в средствах массовой информации, на собра­ниях и митингах, в торжественной или траурной обстановке, на юби­леях и чествованиях и т. п.

Важная функция этого стиля - информативная. С помощью разнообразной информации происходит просвещение, агитация, разъ­яснение тех или иных событий, формирование общественно-политического сознания. Информативная функция публицистическо­го стиля предполагает документально-фактологическую точность, собирательность, официальность.

В каком бы жанре этого стиля вы ни выступали, необходимо со­общать только проверенные факты, использовать документальные источники, анализировать и разъяснять реальные жизненные явления.

Публицистический стиль предполагает воздействие не только на разум, но и на чувства слушателей, а для этого нужны экспрессив­ность, повышенная эмоциональность, доступность. Используе­мые факты оцениваются, комментируются, интерпретируются.

Язык публицистического стиля речи использует книжно-абстрактные средства, например: деятельность, обсуждение, ис­следование, понимание, доминирует, соотносить, процесс, понятие, система, востребованный, свидетельствует, предполагается, прово­дится, означает, требует, сказывается и пр.

Тексты официально-информативной направленности, как правило, характеризуются новизной фактов, в основе которых - реальное со­бытие, бизнес-акция, информационное сообщение, вести с мест, рас­сказы очевидцев. Широко используется прием адресации, то есть слова выступающего направлены к какому-то конкретному лицу. Это в свою очередь, предполагает "обратную связь", - вопросы и ответы.

Выступление в таком стиле предполагает использование речевых средств, возбуждающих определенные эмоции и чувства слушающих. Это пословицы, художественный образ; повторение слов; метафоры; сравнения.

Прежде чем выходить с публичным выступлением, нужно его тщательно отредактировать, убрав все второстепен­ное и лишнее.

Следующая характеристика публицистического стиля речи - ла­коничность.

 

И наконец, публицистический стиль речи обязательно включает остроты, юмор, иронию. Как известно, фраза, бро­шенная со смехом, может беззвучно плакать. Нам, россиянам, это очень понятно. Все наши отечественные юмористы смеются над нашими нерешенными проблемами и глупостями, иронизируют и острят, порой весьма жестко, а мы слушаем и смеемся до слез. Юмор и остроты будоражат и оживляют любое выступление, особенно они важны, когда самое важное и трудное уже сказано. Юмор - лучшая приправа к горькой действительности. Один анекдот может охаракте­ризовать человека лучше, чем целая биография.

Вместе с тем следует помнить, что юмор и ирония всегда должны быть уместны.

Публицистический стиль предполагает "говорение" перед ауди­торией, озвучивание текста и контакт глаз.

...





Читайте также:
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.015 с.