Работа над 2-й частью рассказа. Описание внешности раненого бойца.




Ход урока

I.Организационный момент. Запись в тетрадях темы урока (кроме последней фразы «Осуждение войны в нем»)

II.Вступительное слово учителя с элементами беседы.

- Наш рассказ носит удивительно теплое название - «Голубая стрекоза». Представили? Какие ассоциации возникают, когда слышишь это словосочетание? Запишите их в тетради вокруг названия рассказа. / Учащиеся записывают слова «лето», «тепло», «вода», «детство», «солнце» и т.п.

- Какое настроение вызывает это сочетание слов? /Легкое, веселое, светлое, от него как будто веет теплом и солнцем.

- О чем, судя по названию, должен был бы рассказывать автор в нем? / О природе, о голубой стрекозе.

- Вы, дети, уже прочитали рассказ. Он на самом деле о природе? /Нет, он о войне.

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?/ Дети говорят о том, что они не ожидали, что рассказ будет таким серьёзным. Он как будто бы и о природе, но в то же время рисует картину войны.

- Сегодня на уроке мы должны понять,

1) почему рассказ с легким названием «Голубая стрекоза» автор наполнил таким серьёзным содержанием,

2) какие проблемы поднимает автор рассказа, почему они волнуют М.Пришвина.

Для начала нам нужно узнать, в какое время был создан рассказ.

III.Сообщение о времени написания рассказа.

/ М. М. Пришвин был свидетелем двух войн. Во время первой мировой войны 1914 года он выступал как военный корреспондент. Короткими статьями в газетах он передавал обстановку военного времени на фронте и в тылу. Художественные произведения в этот период редки. Рассказ «Голубая стрекоза» - один из них, он написан в 1914 году. В дневниках писателя есть запись, относящаяся к этому периоду: «28 февраля, 1915 год. Нашему отряду удалось из-под огня спасти около четырехсот людей, обреченных на смерть. Три дня я видел, как врачи без сил и пищи перевязывали раненых, изумлялся, откуда взялись у них такие силы…»

- О самоотверженных действиях медперсонала во время вооруженных конфликтов вы, ребята, знвкомились в удивительных произведениях «Памяти Ю. П. Вревской» И. С. Тургенева, «Первая русская сестра» С. Сергеева-Ценского.

- Приступим к анализу рассказа «Голубая стрекоза».

IV.Идейно-художественный анализ произведения.

1.Тема рассказа.

- О чем произведение? /О войне, о том, как спасали раненых на войне.

2. Особенности композиции рассказа. Сюжет произведения.

- Какие особенности композиции можно сразу отметить? /Повествование ведется от 1-го лица.

- Можно ли повествователя считать рассказчиком? / Да, он является участником описываемых событий.

- Можно сказать, что события изображены в хронологической последовательности, события следуют одно за другим? /Уч-ся отмечают, что последовательность не нарушается./

- Это признак линейного сюжета. (Термин «линейный сюжет» уч-ся записывают в тетрадь.)

- На какие 2 части можно разделить рассказ? / В 1-ой речь идет о самом рассказчике, о том, как он, попав на фронт корреспондентом, не сразу, но почувствовал себя нужным. Во 2-ой – о спасении умирающего раненого.

- Как бы вы озаглавили эти части словами текста – цитатой?

1. «Я здесь, на войне, не только писатель».

2. «Голубая стрекоза…летает».

3.Составление сложного плана рассказа. Примерный план.

«Я здесь, на войне, не только писатель»

«Чувство личной ненужности».

«Я шел … навстречу войне и поигрывал со смертью…».

«Не стыдно … заниматься пустяками?»

«Я … почувствовал, наконец, себя настоящим человеком…»

Голубая стрекоза летает.

«Умирающий мальчик на берегу лесного ручья».

«Над заводью кружилась голубая стрекоза».

«Она ещё летает?»

«Мы спасли … раненого».

Индивидуальное задание

а) перечитать первую часть, найти в ней выразительные средства, которые помогают передать душевное состояние героя-рассказчика, изменения в его поведении; объяснить их;

«шел по дороге навстречу войне», «поигрывал со смертью» - метафоры, «пуля пчелкой жужжала» - сравнение, обстоятельство «с любопытством разглядывая стаи куропаток» - все говорит о том, что герой не понимает, насколько опасно находиться на фронте. С помощью этих выразительных средств рассказчик описывает собственные ощущения.

- А скажите, ребята, какова роль такого персонажа, как Максим Максимович? Прочитаем описание его внешности.

(«-Вы с ума сошли, - сказал мне строгий голос из-под земли. я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами строго и почти торжественно»)

- Для чего автор дает портрет Максима Максимовича? / Может быть, он помогает показать, почему происходят изменения в нашем герое, как повлиял на рассказчика старый капитан.

- Какова связь Максима Максимыча с главным героем? Как они соотносятся? / Они противопоставлены. (Вспоминаем, как называется выразительное средство, построенное на противопоставлении). Антитеза подчеркивает ненужность, несерьезность рассказчика и осознание важности происходящего старым капитаном, его опыт. Дети выделяют в портретной характеристике М. М. «строгий голос», «бронзовое лицо с седыми усами было строго и почти торжественно», «решительным тоном» – эпитеты и обстоятельства образа действия выражают отношение старого капитана, бывалого воина к легкомысленному поведению героя.

- А в каких словах в речи М. М. содержится прямая оценка поведения рассказчика? / «Писатель вы такой-рассякой» - («такой-рассякой» - просторечное выражение, оно употребляется только в разговорной речи). «Не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?» - в словах М.М. читатель, как и главный герой, слышит осуждение, неодобрение.

- Вы заметили, что характер рассказчика показан в развитии? В чем это проявляется? / Жизнь, война, участники войны учат его, помогают осознать собственную неполноценность, найти свое место на войне.

- Что помогло герою почувствовать себя полезным? Прочитайте предложение, в котором указываются изменения, произошедшие в нем. / «Я поднимал людей…» до слов: «не только писатель»

- Для чего же автор избрал такой композиционный прием, как повествование от 1-го лица. / Чтобы мы поверили ему. Подчеркивается достоверность описываемых событий.

Работа над 2-й частью рассказа. Описание внешности раненого бойца.

- Прочтите описание внешности раненого бойца. /«это был почти мальчик» до слов: «открылись глаза». (Учитель напоминает, что описание внешности героя – это портрет)

- Какую деталь выделяет автор в портрете раненого. Какое выразительное средство использует? / Лексический повтор. Повторяется слово «мальчик» / Для чего? / автор хочет подчеркнуть, что умирающий почти ребенок. Описание вызывает жалость и сострадание: «блестящие глаза», «почти мальчик» «с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души», «умирающий мальчик», «бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу».

- Автор несколько раз повторяет слово «борьба» («выражая сильную борьбу», «борьба закончилась», «возникла новая борьба»). Для чего? / Чтобы показать невыносимые страдания, которые терпит на войне этот мальчик.

- Итак, в описании раненого бойца, почти мальчика, автор чаще всего прибегает к лексическим повторам, чтобы обратить внимание читателя на возраст этого героя и его страдания. Какое чувство хочет вызвать в читателе автор? /Сострадание, сопереживание, жалость. Автор ждёт душевной чуткости от читателя, активной позиции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: