Условия реализации учебно-исследовательской деятельности




Вопросы к экзамену по педагогике

1. Педагогика как наука (перевод с греч., определение, объект, предмет, задачи, педагогика как наука и искусство, основные законы и закономерности).

Педагогос – вести ребенка.

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Объект п-ки - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет п-ки – это воспитательные отношения обеспечивающие развитие ч-ка.

Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

П и как наука, и как искусство.

Теор. аспект явл. предметом научно-педагогического исследования, хар-ся совокупностью методологических, теор и методич.положений по проблемам воспитания и обучения.

3 КОНЦЕПЦИИ: 1) П – как междисциплинарная область чел.знания. в П представляются сложные аспекты д-ти (культура, политика)

2) П как прикладная наука ф-я – использование знаний из др.наук(психология)

3) П - наука, кт. имеет свой собств. предмет и О изучения.

Предметом П явл – иссл-е сущности форм-я и развития чел личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного пед процесса.

П иногда рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет 2 аспекта – теор и практич. Теор аспект воспитания – явл предметом научно-пед исследования. В этом смысле П выступает как наука и представляет собой совокупность теор и метод идей по вопросам воспитания.

Задачи:

1. изучение и обобщение практического опыта

2. познание закономерности воспитания

3. орг-я прикладных и практико-ориентированных исследований

4. разработка и сов-ние содержания, форм, методов воспитания и обучения

5. внедрение результатов в практику

6. разработка теор.основ и новационных процессов

7. рациональные связи теории и практики.

Функции педагогики:

1. Изучать структуру, функции, содержание педагогического процесса; 2. Находить закономерности, основные принципы, методы учебно-воспитательной работы;

3. Разрабатывать новые модели обучения и воспитания с учетом социально-политического и экономического развития общества.

4. Разрабатывать методику подготовки педагогов и воспитателей.

 

2.Связь педагогики с другими науками (перевод с греч., определение, с какими науками взаимодействует, привести примеры).

Педагогос – вести ребенка.

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук: юриспруденции, экономики, информатики, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук

Педагогика связана с психологией. Как научная дисциплина педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов.

Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем.

Данные социологии содействуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией, и многих других.

Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею.

 

 

3.Система педагогических наук (перевод с греч., определение, каким наукам педагогика дала жизнь, какие отрасли педагогики появились, перечислить и привести примеры – указать на специфику отрасли).

Педагогос – вести ребенка.

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Педагогика — обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настольно сложен, что отдельная, даже очень широкая наука не в состоянии охватить его сущность, все связи. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

  1. Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания.
  2. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.
  3. Сравнительная педагогика
  4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах.
  5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы для людей имеющих отклонения в физическом развитии.
  6. Профессиональная педагогика
  7. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.
  8. Исправительно-трудовая педагогика - перевоспитания лиц, находящихся в заключении
  9. Лечебная педагогика.

 

 

4.Основные категории педагогики (перевод с греч., определение, указать на категории, которые педагогика разработала сама – обучение (самообучение), воспитание (самовоспитание) и образование (самообразование), а какие позаимствовала у других наук, в частности развитие и формирование педагогика позаимствовала у психологии, необходимо знать определения основных понятий).

Педагогос – вести ребенка.

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.).

Образование - это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.\

Обучение - процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.

Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное.

 

5.Классические принципы дидактики (дать определение, что такое педагогический принцип (основная идея, правило в педагогике), указать на принципы, которые придумал Ян. Коменский, уметь их обосновать; добавить принцип природосообразности, культуросообразности, принцип гуманизма, уметь обосновать, указать авторов данных принципов).

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме.

1)Принцип научности (Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений)

2)Принцип доступности (обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям)

3)Принцип целенаправленности (основы педагогического процесса способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.)

4)Принцип систематичности и последовательности (особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии.)

5)Принцип наглядности (в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы)

6)Принцип связи обучения с жизнью (постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев)

7)Принцип сознательности и активности (педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель)

8)Принцип прочности (закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения)

9)Принцип воспитания и развития (все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие)

10.Принцип гуманизации - полное признание прав воспитанника защищенность и эмоциональная комфортность в сочетании с разумной требовательностью;

11.Принцип природосообразности -педагогический процесс поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни;

направлен на самовоспитание, самообразование, самообучение воспитанников;

12.Принцип культуросообразности - понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, включающих прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающих их будущее

 

6.Методы обучения (перевод с греч, определение, основные классификации, более подробно раскрыть классификацию Лернера и Скаткина, обосновать, почему продуктивные методы я вляются ведущими в Современной педагогике, уметь привести пример реализации метода в практике).

methodos – путь исследования, Методы обучения – это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.

Классификации методов обучения Лернера и Скаткина,которые разделили все методы по способу усвоения на:

1. Репродуктивные: в процессе обучения ученик получает от учителя готовые знания

• объяснительно-иллюстративный метод– по средствам рассказа, иллюстрации, демонстрации, лекции, объяснения и др.

• репродуктивный метод – ученик усваивает определенный алгоритм действий и воспроизводит его, для усвоения знаний и навыков.

2. Продуктивные: в процессе обучения ученик добывает новые для себя знания в ходе собственной творческой и научной деятельности.

◦ метод проблемного изложения заключается в постановке учителем на уроке проблемы и объяснения пути ее решения;

◦ частично-поисковый метод (или эвристический) метод –заключается в постановке учителем общей проблемы урока, которая разбивается на «подпроблемы», ученик же, актуализируя предыдущие знания, должен найти под руководством учителя способы решения «подпроблем»;

◦ исследовательский метод –учителем вместе с учениками формулируется исследовательская задача, которую ученик должен решить самостоятельно.

 

7.Методы воспитания (перевод с греч., определение, основные классификации методов воспитания, указать, какие методы, на ваш взгляд, являются перспективными в современном образовании, уметь расшифровать эти методы и привести пример реализации в практике).

методы воспитания – это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.[1]

Щукина, разделяет все методы на три группы:

1. Методы, формирующие сознание личности.

Целью этих методов является передача воспитаннику представлений об окружающей его действительности.

◦ убеждение:

◦ рассказ:

◦ объяснение:

◦ разъяснения;

◦ внушение:

◦ диспут:

◦ эстетическая беседа: цель формирования нравственных взглядов

◦ пример:

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Целью этих методов является формирование привычек в поведении, которые являются нормой общественного поведения, и их закрепление у воспитанника.

· упражнения:

· приучение: упражнения, которые выполняются более интенсивно и в менее сжатые сроки;

· требование;

· поручение:;

3. создание воспитывающих ситуаций: Методы, стимулирующие поведение и деятельность. Цель данных методов – формирование нравственных чувств

соревнование:

наказание:

поощрение.

 

 

8.Формы обучения и воспитания (определение, указать на то, что форма в педагогике понимается в двух значениях – форма организации урока (традиционный урок, инновационные уроки) и форма организации деятельности обучающихся (индивидуальная, групповая, коллективная)).

Формы организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

В современной практике существует два вида форм организации обучения:

1. Традиционные, к которым относятся:

• урок-изучение новых знаний;

• урок-формирование новых умений;

• урок-обобщение и систематизация изученного;

• урок-контроль и коррекция знаний и умений;

• урок-практическое применение знаний и умений;

• комбинированные уроки.

2. Инновационные, к которым относятся (по И.П. Подласому):

• уроки-пресс-конференции;

• уроки-соревнования;

• театрализованные уроки;

• уроки-консультации;

• компьютерные уроки;

• уроки-зачеты;

• уроки-игры;

• уроки-диалоги;

• уроки-ролевые игры;

• уроки-конференции;

• уроки-семинары;

• уроки-экскурсии;

 

Формы организации воспитательного процесса:

1) Массовые (театр, походы, выставки)

2) Групповые (секции, кружки, классный час)

3) Индивидуальные (поручения, внеклассное чтение


 

 

 

9.Средства обучения (определение, дать классификацию (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные), раскрыть специфику каждой группы).

Средства целостного педагогического процесса — совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.

Дидактические возможности:

Организуют - восприятие и наблюдение учеником реальной действительности. Оказывают - влияние на сенсорную сферу школьника, развивается его наблюдательность, мышление, воображение.

Стимулируют - познавательную и творческую активность.

Обеспечивают - долговременное запоминание.

Способствуют - наполнению обобщений конкретным содержанием.

Повышают - качество усвоения и понимания воспринимаемого материала..

 

Технические средства обучения по характеру воздействия на органы чувств:

1)Визуальные (компьютеры, планшеты, проекторы)

2)Аудиальные (Музыкальные центры, проигрыватели)

3)Аудиовизуальные (Аудио проекторы, Видео магнитофоны)

 

10.Педагогические технологии: типы, виды, характерные особенности (определение технологии, уточнить, что термин попал в педагогику из промышленности, дать определение педагогической технологии, перечислить специфические особенности технологии, вообще, и педагогической, в частности, перечислить названия нескольких технологий и их авторов, уметь раскрыть подробно хотя бы одну).

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).(Термин попал в педагогику из промышлености

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

· по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),

· по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),

· по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),

· по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.

По уровню применения технологии бывают:

-общепедагогические -частнопредметные -локальные или модульные

По организационным формам технологии бывают:

-клубные;-индивидуальные;-групповые;

По типу управления познавательной деятельностью:

-традиционные -дифференцированное -программированное

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

-авторитарные -сотрудничества

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

-информационные -операционные

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

-обучающие;

-воспитательные;

Структура педагогической технологии связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения;

в) процессуальная часть - технологический процесс;

 

Современная педагогика предлагает множество технологий развития творческого потенциала школьников. К ним относятся: гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили), технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская), технология проектной деятельности.

Кейс-технология – это обучение действием. Особенность кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений становится результатом активной самостоятельной деятельности обучающихся по решению проблемных задач, различных противоречий, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, а также развитие мыслительных способностей.(Описание конкретной реальной ситуации)

11.Основные различия технология и методики (дать определения понятиям «технология» и «методика», сказать, что долгое время эти термины воспринимались как синонимы, далее развести понятия (найти отличия и обосновать их)).

Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная, опробованная на практике, она обретает уровень технологии.

 

Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо. В объём понятия входят организационные приёмы и операции, которые применяются исполнителем в процессе труда.

Долгое время эти термины воспринимались как синонимы

Разница между методикой и технологией

Главное отличие между указанными категориями заключается в степени их проработки. Так, методику можно назвать направлением движения. А технологию – подробным маршрутом. Таким образом, методика – это ядро технологии: прикладной инструментарий может изменяться, ускоряя производственные процессы, но сущность остаётся прежней.

Таким образом, фундаментальное отличие кроется в планируемом исходе операций, совершаемых исполнителем. Исход реализации методики трудно предугадать, он зависит от многих факторов. Грамотное использование технологии всегда приводит к нужной цели, если все шаги выполнены правильно.

 

Отличие методики от технологии

Степень детализации. Методика – общее направление деятельности, технология – прикладное.

Содержание. Технология – последовательность правил, а методика – их внутреннее содержание, идеология.

Результат. Исход удачного использования технологии можно предугадать, а вот планировать реализацию методики всегда сложнее.

 

 

12.Специфика интерактивных технологий (определение технологии, уточнить, что термин попал в педагогику из промышленности, дать определение педагогической технологии, указать на то, что современное образование требует использование интерактивных технологий, перевести слово «интерактивный», обозначить специфику данных технологий, перечислить те технологии, которые вы относите к интерактивным).

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).(Термин попал в педагогику из промышлености)

Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними. ИТ являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы.

Применение новейших технологий в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала. Это благоприятно влияет на мотивацию учеников и общую эффективность образовательного процесса.

 

В настоящее время все большее количество учебных заведений оснащает свои аудитории и классы интерактивными досками.

 

ВИДЫИНТЕРАКТИВНого ОБУЧЕНИЯ

Мозговые штурмы (brainstorm)

Круглые столы (дискуссия, дебаты)

Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

Деловые и ролевые игры

Мастер-классы

 

ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ:

 

обучение становится индивидуальным, учитывающим особенности личности, интересы и потребности каждого ученика;

появляется возможность емко и сжато представить любой объем учебной информации;

в несколько раз улучшается визуальное восприятие, значительно упрощается процесс усвоения учебного материала;

активизируется познавательная деятельность учеников, они получают теоретические знания и практические навыки.

 

13.Нормативная база системы образования Российской федерации (указать на то, что образование является важным механизмом развития общества и личности, что педагогика и образование выполняют социальный заказ, что государство разрабатывает и принимает законы и другие нормативные документы, которые регулируют образовательную деятельность, перечислить и уметь тезисно охарактеризовать сл. документы – конституция (43 статья), Закон об образовании (ст 2, 5), Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация о правах ребенка, Концепция о модернизации Российского образования до 2010, профессиональный стандарт педагога).

Образование является важным механизмом развития общества и личности. Педагогика и образование выполняют социальный заказ(это общественная потребность, актуальная для общества в целом), государство разрабатывает и принимает законы и другие нормативные документы, которые регулируют образовательную деятельность

1. (государственная политика в воспитании):

Государство определяет национальные приоритеты в области образования; Администрация региона определяет комплекс требований, норм и правил, предъявляемых к функционированию образовательных учреждений;

Органы местного самоуправления дополняют региональный стандарт местными компонентами с учетом социокультурных особенностей и традиций;

Групповые интересы внутри самого ОУ (интересы учащихся, их родителей, администрации, педагогов, желающих реализовать свои потребности в познании и творчестве;

Другими социальными заказчиками процесса воспитания являются:

государство,

общество,

личность.

 

В России цели воспитания определены в:

«Закон об образовании»

«...Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность в рамках системы образования, направленная на формирование и свободное развитие личности детей, оказание им поддержки в жизненном самоопределении, воспитание качеств гражданина-патриота, профессионала-работника, семьянина...»

конституция (43 статья)(Гарантируются общедоступность и бесплатностьобразования), Конвенция ООН о правах ребенка(международный правовой документ, определяющий права детейс), Декларация о правах ребенка(документ, определяющий права детейс), Концепция о модернизации Российского образования до 2010, профессиональный стандарт педагога(характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.)

14.Сущностная характеристика Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (обозначить, почему возникла необходимость разработки ФГОС, определение ФГОС, назвать основного идеолога, на что направлен ФГОС (на развитие каких качеств личности), структура ФГОС (к чему предъявляются основные требования), что нового обозначено в ФГОС).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов «второго поколения» (ФГОС) заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

В основе лежит системно-деятельностный подхода

Это характеристики, отвечающие требованиям информационного общества, инновациям экономики, задачам построения общества на основе толерантности, духовно – нравственного развития.

 

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

К нормативным документам, определяющим изменения в ФГОС НОО, относятся

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования

2.Изменения, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

3. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

4. Изменения, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

15.Основные отличия Государственных образовательных стандартов и Федеральных государственных образовательных стандартов (развести 2 понятия, указать, что такого появилось в ФГОС, чего не было в ГОС стандартах, обосновать перспективность ФГОС).

ФГОС основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

ФГОС - это совокупность трех систем требований:

· требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,

· требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

· требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

1.В Стандарте 2004 г. детально описывается содержание образования – темы, дидактические единицы. В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательнойпрограммы основного общего образования:

· личностным

· метапредметным

· предметным

2.Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании. Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности.

3. Стандарты 2004 года не учитывали желания и предпочтения населения к получению общего образования. Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков.

В основе ФГОСа лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает

*формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

*проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

*активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

*построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

 

 

16.Основные требования ФГОС к условиям реализации ООП (определение ФГОС, указать к каким компонентам предъявляются требования, привести примеры)

ФГОС основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Требования к кадровым условиям включают:

укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;

уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.

 

Финансово-экономические условия должны:

обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного основного общего образования;

обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований Стандарта;

Материально-технические условия реализации:

1)возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

3) архитектурную доступность(возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения).

 

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:

учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся

 

Информационно-образовательная среда:

информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

мониторинг здоровья обучающихся;

 

17.Предметные и универсальные учебные действия (дать характеристику предметным и универсальным действиям, разъяснить, почему универсальные действия называются универсальными, а не общешкольными, раскрыть каждый компонент универсальных действий – личностные, метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные).

(УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта[1]. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»

УУД в образовательном процессе школы[3] выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)). УУД были определены Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий[4][5][6].

Существуют определенные различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе, связанные с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов.

Поскольку УУД относятся к личностным и надпредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, их освоение невозможно отнести исключительно к конкретному учебному предмету, но можно отнести к определенной теме.

К функциям универсальных учебных действий относятся:

обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять обучение(ставить цели и достигать ее);

создание условий непрерывного образования,

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков.

Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:

личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразование («Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

познавательные:

общие учебные действия — умение поставить задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения;

логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суж<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: