· Самораскрытие – это сообщение другим (партнеру) личной информации о себе (понятие впервые появилось в работе американского психолога С. Джурарда в 1958 г.).
· Самопредъявление (или управление впечатлением) – это различные стратегии и тактики, которые использует человек, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих.
Вопрос о соотношении понятий "самораскрытие" и "самопредъявление": теоретически обоснованного разграничения данных понятий не имеется. При этом наблюдается парадокс: в литературе по самораскрытию самопредъявление рассматривается как его частный случай, а в работах по самопредъявлению – соответственно – наоборот.
Тем не менее, на основе анализа зарубежных исследований по личной представленности человека в общении самораскрытие и самопредъявление можно сопоставить по двум основаниям (критериям):
- через специфику содержания;
- специфику назначения (цели) передаваемой информации.
При таком сопоставлении выявляется следующее: с одной стороны, содержание самораскрытия ограничено только информацией о себе, и по данному основанию оно уже самопредъявления; однако назначения (цели) самораскрытия достаточно многообразны, и по этому критерию оно шире самопредъявления.
С другой стороны, содержание самопредъявления не ограничено только информацией о себе, и по данному основанию оно шире самораскрытия; но назначением (целью) самопредъявления служит главным образом управление впечатлением, производимым на аудиторию, и по этому критерию оно уже самораскрытия.
Таким образом, представляется целесообразным рассматривать самораскрытие и самопредъявление как два самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных феномена. Чаще всего эти два феномена соотносятся следующим образом: чем больше выражено самораскрытие, тем меньше самопредьявление, и наоборот (т.е. по закону линейной зависимости с отрицательным угловым коэффициентом). Следовательно, поверхностное, неглубокое самораскрытие чаще сопряжено с выраженным самопредьявлением и может описываться скорее как самопредьявление, а не самораскрытие.
|
Самораскрытие личности в общении: виды, характеристики и функции:
Сидней Джурард определил самораскрытие как «процесс сообщения информации о себе другим людям; сознательное и добровольное открытие другому своего Я».
Содержанием самораскрытия могут служить: мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления от произведений искусства, жизненные принципы и многое другое. Самораскрытие играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оно является показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы). По сути, самораскрытие означает посвящение другого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я» от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности.
Виды самораскрытия:
1)По виду контакта субъекта общения и реципиента:
Непосредственное самораскрытие - осуществляется в ситуации это реального контакта субъекта самораскрытия с реципиентом, в процессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Оно дает возможность получать немедленную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс самораскрытия (расширять или сворачивать, углублять и т.п.). В то же время присутствие человека сковывает говорящего, особенно при сообщении негативной информации.;
|
Опосредованное самораскрытие - может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете. Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи. Они, как правило, ведутся человеком для самого себя с целью фиксации в памяти событий своей жизни и упорядочивания жизненных впечатлений. Они различаются по степени интимности затрагиваемых в них тем и подробности описаний. Авторы дневников по-разному относятся к возможности их прочтения другими людьми. В Интернете существуют блоги – это личные дневники, которые открыты для всеобщего обозрения.
2)По критерию дистантности общения:
Ролевое самораскрытие - разворачивается в рамках той роли, в которой человек находится в данный момент времени. Например, на приеме у врача каждый человек рассказывает о себе главным образом то, что связано с его болезнью. При этом человек может касаться интимных физиологических подробностей и не ощущать стеснения, поскольку общение протекает на ролевом уровне.
Личностное самораскрытие - предполагает наличие отношений симпатии, дружбы, любви, которые и являются основой для самораскрытия. Именно характер этих отношений и регулирует направленность самораскрытия.
3)По степени подготовленности субъектом процесса самораскрытия:
|
Непреднамеренное - когда человек в процессе общения спонтанно раскрывает информацию о своей личности. Иногда это бывает в ответ на чужую откровенность, или из желания развлечь собеседника.
Подготовленное - когда человек заранее планирует сообщение какой-то информации о себе другому лицу или группе лиц. Например, молодой человек может тщательно продумать формулировку признания в любви своей девушке.
Психологические методы самораскрытия:
1)Глубина - детальность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы;
2)Широта - определяется количеством информации и разнообразием тем, по которым раскрывается человек. Рассказывая другому о себе, субъект может затронуть только одну тему или же несколько тем..
3)Избирательность - отражает способность личности варьировать содержание и объем самораскрытия в общении с разными людьми. Психологами были обнаружены большие различия в характеристиках самораскрытия одного и того же человека в общении с разными партнерами. Одни люди при описании какого-нибудь события своей жизни повторяют один и тот же рассказ, другие люди его видоизменяют в зависимости от партнера.
4)Дифференцированность - можно определить, как способность личности изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Индивидуальные различия состоят в том, насколько человек может изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Сочетание избирательности и дифференцированности позволяет судить о гибкостисамораскрытия, которая отражает способность перестраивать сообщение о себе в зависимости от собственных целей, характеристик ситуации и партнера.
5)Эмоциональность - характеризуется общей эмоциональной насыщенностью сообщения, а также соотношением позитивной и негативной информации, сообщаемой о себе. Средства, используемые коммуникатором для передачи своих чувств в момент самораскрытия включает как вербальные проявления (употребление метафор, эпитетов и т.п.), так и паралингвистические характеристики (скорость речи, громкость и т.п.), а также экстралингвистические (паузы, смех, плач).
6)Продолжительность - измеряется по времени, затраченному на него человеком в процессе эксперимента или естественного поведения. Показателем этого параметра выступала длительность высказываний о себе при анализе аудио- и видеозаписей разговора. К временным характеристикам самораскрытия относят также пропорцию между слушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченные темы.
Таким образом, основными характеристиками самораскрытия являются: глубина, полнота и широта (которые вместе составляют объем самораскрытия), продолжительность, соотношение позитивной и негативной информации о себе (аффективные характеристики), гибкость (которая складывается из дифференцированности и избирательности). Если составить таблицу видов самораскрытия на основе рассмотренных выше критериев, то она будет иметь следующий вид:
«Виды самораскрытия»:
Критерий | Виды самораскрытия |
1. источник инициативы | добровольное и вынужденное |
2. вид контакта | непосредственное и опосредованное |
З. мишень самораскрытия | одному лицу или группе |
4. дистантность | личностное и ролевое |
5. преднамеренность | непреднамеренное и подготовленное |
6. степень искренности | истинное или псевдосамораскрытие |
7. глубина | глубокое и поверхностное |
8. широта | тематическое или разноплановое |
9. эмоциональность | аффективное и нейтральное |
10. эмоциональный тон | позитивное или негативное |
Функции самораскрытия:
1.Способствует психическому здоровью личности коммуникатора (у каждого человека существует потребность открыть себя, хотя бы одному человеку, и фрустрация (т.е. тщетное ожидание) этого стремления может привести к возникновению психологических проблем.
2. Развивает личность (это возможно благодаря тому, что оно служит мощным средством, с помощью которого возможно самопознание, личностная идентификация).
3. Является средством саморегуляции личности благодаря следующим механизмам:
А) Эмоциональная разрядка, являющаяся следствием передачи своих чувств в процессе самораскрытия. Главным результатом действия этого механизма в плане саморегуляции является снижение остроты переживания и психического напряжения.
Б) Уяснение проблемной ситуации через ее вербальный анализ - излагая другому лицу какие-то факты, человек их структурирует, интерпретирует, что приводит к их лучшему пониманию и самого рассказчика. В саморегуляции этот аспект наиболее соответствует анализу значимых условий для достижения целей дальнейших действий.
В) Механизм социального сравнения - дает возможность рассказчику на основе ответной откровенности сравнить собственную проблемную ситуацию с аналогичными ситуациями других людей.
Г) Механизм зеркала - состоит в получении субъектом самораскрытия прямых оценок собственной компетентности, даваемых партнером в ответ на сообщаемую информацию.
Д) Получение эмоциональной поддержки от собеседника - оно существенно снижает психическое напряжение человека и является главной целью исповедальных форм самораскрытия.
Ж) Получение реальной помощи от партнера, выражающейся либо в совете, либо в конкретных действиях, направленных на разрешение проблемной ситуации.
Стратегии и тактики самопредъявления в общении:
Тактика самопредъявления – это определённый приём, с помощью которого реализуется выбранная стратегия. Стратегия самопрезентации - может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика самопрезентации является кратковременным явлением и направлена на создание желаемого впечатления в конкретной жизненной ситуации.
Э.Джонс и Т.Питтман в 1982 году создали одну из первых классификаций стратегий самопредъявления, основанную на целях и тактиках, которые используют люди в общении с окружающими:
- Стремление понравиться – инграциация. Эта стратегия рассчитана на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель – казаться привлекательным.
- Самопродвижение – демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоит в доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казаться компетентным.
- Примерность – стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоит в демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждать других людей. Цель - казаться морально безупречным.
- Запугивание – демонстрация силы, которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основная тактика состоит в угрозе. Цель - казаться опасным.
- Демонстрация слабости или мольба. Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная тактика – просить о помощи, умолять. Цель - казаться слабым.
Наиболее детальная классификация стратегий самопредъявления осуществлена А.Шутц, которая выделила собственные критерии для категоризации тактик и стратегий самопрезентации:
1. Позитивное самопредъявление - девиз «Я хороший». Этот вид самопредъявления содержит активные но не агрессивные действия по созданию позитивного впечатления о себе. К этой группе относятся стратегии стремление нравиться, самопродвижение, служение примером. Основные тактики следующие:
· Греться в лучах чужой славы - основана на ассоциировании себя с известными и уважаемыми людьми.
· Усиление значимости и важности тех событий, в которых человек участвовал, и тех людей, с которыми ему довелось общаться.
· Демонстрация влиятельности - человек внушает окружающим возможность больших позитивных последствий от своих действий. Эта тактика особенно характерна для политиков.
· Демонстрация идентификации с аудиторией - человек демонстрирует близость своих взглядов, установок тем людям, на которых направлено самопредъявление.
2. Наступательное самопредъявление - основано на стремлении выглядеть хорошо, очерняя других людей. Это агрессивный способ создания желаемого образа, все тактики которого направлены на критику конкурента. Здесь применяются следующие тактики:
· Подрыв оппозиции - сообщается негативная информация о конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть.
· Критическая установка в оценке любых явлений действительности - она создает иллюзию компетентности говорящего в отношении обсуждаемой темы.
· Критика в адрес тех, кто критикует его - это создает иллюзию предвзятости со стороны критикующих.
· Изменение темы дискуссии в выйгрышную для себя сторону.
3. Предохранительное самопредъявление - ставит перед собой цель не выглядеть плохо. Человек избегает возможности дать о себе негативное впечатление путем ухода от взаимодействия с другими людьми. Тактики, применяемые в этом случае следующие:
· Избегание публичного внимания;
· Минимальное самораскрытие.
· Осмотрительное самоописание - человек не рассказывает не только о своих недостатках, но и о своих достоинствах, чтобы не оказаться в ситуации, когда он не сможет подтвердить свое мастерство.
· Минимизация социального взаимодействия.
4. Оборонительное самопредъявление - субъект ведет себя активно в создании образа, но имеет установку на избегание негативного образа. Эта стратегия, как правило, разворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастности к какому-то нежелательному событию. Чем более велика роль человека в этом событии, и чем оно тяжелее, тем труднее человеку изменить свой негативный образ в сторону позитивного. Для этой стратегии характерны следующие тактики самооправдания.
· Отрицание события - человек отрицает сам факт негативного события, в связи с которым его обвиняют.
· Изменение интерпретации события с целью снижения негативности его оценки - человек признает сам факт события, но подает его в более позитивном ключе.
· Диссоциация - человек занижает степень своего негативного участия в этом событии, стремится отмежеваться от него.
· Оправдание - человек может настаивать на законности своих поступков, или приводить аргументы в свою пользу.
· Извинения - человек утверждает, что не мог поступить иначе, так как не мог контролировать ход событий.
· Признание вины и раскаивание, обещание впредь не повторять ошибок.
Таким образом, человек применяет множество тактик самопредъявления в зависимости от ситуации, в которой он оказался, но при этом у него существуют наиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответствуют его имиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, исходя из своего пола, возраста, принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своих личностных особенностей.