Benigni (Humberto) Prélat de S.S. 25 аoût I906... sous secrétair de la S-te Congrégation de Affaires ecclésiastiques extraordinaires le 24 mai 1906; Huitième protonotaiire apostolique participant le 7 mars I911; décédé le 26 février 1934. Rome, via Fontenella di Borghese, 56. (Annuaire Pontifical Catholique, fondé en 1898 par Mgr. Battandier. Paris. Maison Bonne Presse. 1913, page 596 et 1954 page 682.)[272]
----
Несколько объяснительных слов.
Монсеньор Бениньи, протонотарий (participant) Святейшего Престола, в начале царствования Пия X состоял при Статс-секретариате; затем был поставлен во главе специального бюро при Ватикане по информации и пропаганде; бюро являлось учреждением не официальным, но официозным. Благодаря организованной им и раскинутой по всем странам сети тайных агентов, Бениньи мог следить за всеми делами и считался человеком прекрасно осведомленным.
Настоящая записка была вызвана преследованием отца Абрикосовадиректором Восточного Института отцом d’Herbigny и была передана Муссолини с целью с одной сторона защитить о. Абрикосова и с другой - подтвердить зловредность для Церкви и для Италии политики иезуитов, вообще, и, в частности, отца d’Herbigny. Записка имела успел; она предотвратила неблагоприятные последствия, грозившие о. Абрикосову, т.е.высылку его из пределов Италии, а в церковном порядке - запрещение в священнодействии (suspensio a divinis), чего добивался о.d'Herbigny.
В записке отметим несколько неточностей, впрочем несущественных: жену о. Абрикосова Бениньиошибочно называет Марией Чемякиной вместо Анны Ивановны Абрикосовой; Мария Чемякина - имя матери о. Владимира, здравствующей до сего времени. Бениньи, говоря о средствах, на которые живет о. Абрикосов, смешивает его личное состояние с капиталом «Фирмы Абрикосовых».
Барон Игорь фон дер Лауниц, о котором идет речь в записке, (равно как и в записке барона К. Врангеля, см. № 516), считался всеми русскими без исключения личностью загадочной, темной и подозрительной. К данным о нем, отмеченным в этих двух записках, добавим следующее:
|
Он выдавал себя за украинца и католика. Прибыл он в Рим из Франкфурта, посланный тамошними иезуитами с составленной им (?) запиской по устройству католической Церкви на Украине (!). Записка, предназначенная для подачи «кому следует», открывала ему доступ в Восточной Институт, что в свою очередь служило основанием для разрешения ему визы для въезда в Италии; получить таковую в то время было очень нелегко.
Совершенно непонятно: - как мог бывший офицер, не получивший никакой подготовки ни научной, ни практической, явиться лицом компетентным в сложном вопросе устройства Церкви, - как мог он быть зачислен слушателем в Восточный Институт, куда принимались только клирики и только с известным образовательным цензом,- как мог он следить за преподаванием, которое велось на совершенно незнакомом ему латинском языке (он не знал ни одного иностранного языка, кроме немецкого, на котором и был написан его обвинительный акт против о. Абрикосова). Все это непонятно. Ясно только то, что это являлось предлогом, а цель была иная. Лауницбал человеком пустым, беспринципным, преследовавшим исключительно свои личные интересы, для удовлетворения которых для него все средства хороши. Ходили слухи среди русской эмиграции, что он был использован большевиками; его видали в обществе их тайных агентов. Советское правительство желало удаления о. Абрикосова из Рима, боясь его влияния на Ватикан в том смысле, чтобы помешать соглашению Ватикана с Советами и их признанию, о чем хлопотал о.d'Herbigny.
|
Характерная черта Лауница: он держал барона Врангеля (в то время секретаря o.d'Herbigny) в курсе всех своих махинаций и предлагал ему купить за 1000 лир донос, составленный им на о. Абрикосова. Не созданный для активной жизни (vita activa) и далекий от политики и интриг, о. Абрикосовотнесся равнодушно к этому предложению, о чем ему впоследствии пришлось пожалеть.
В заключение - характерный анекдот. Этот "католик", подвизавшийся в деле церковного строительства, в первый раз приехавший в Рим, поделился с бароном Врангелем своими римскими впечатлениями: «Удивительно красивые ножки у женщин и замечательные писсуары!!..»
---
Докладная записка г. Бениньипо поводу – дела о. Абрикосова в Риме (частное)
30 декабря 1923 года
....Следует предположить на основании известных фактов, что Общество Иезуитов, - всемогущее в Ватикане,- ведет свою политику (специальную), как в отношении всех других стран, так и по отношению к России. Эта политика (точно проверена теми, кто близко следит за потрясающими интригами Ордена) может [быть] выражена в следующих пунктах:
1. Помогать советскому правительству уничтожать национальную православную Церковь (Московский Патриархат) под предлогом, что эта Церковь схизматическая, не желая обращать внимания на то, что война объявленная этой Церкви советами есть война за распространение атеизма, антинационализма, разрушения семьи и т.д.
2. Допускать советское правительство преследовать католический епископат и клир, удовлетворяясь формальными протестами (арест мон[сеньора] Цепляка, мон[сеньора] Федорова, расстрел мон[сеньора] Будкевича и т.п.) так как когда местный католический клир будет дезорганизован и уничтожен, то паства целиком останется в руках иезуитов.
|
3. Эта политика иезуитов прибегает к следующим приемам:
а - в Ватикане - убеждая его, что советский сатанизм может разрушить католическую Церковь в России и что только могущественнейший и ловчайший Орден Иезуитов может предотвратить катастрофу. Следовательно, пусть даст Ватикан все полномочия Ордену, начиная с управления папской помощью голодающим.
б – Советам
Во-первых - что иезуитам наплевать на убийства местного клира, как православного, так и католического, потому что местный клир националистичен, монархичен и следовательно является политическим врагом советов.
Во-вторых - что если советы тронут иезуитов, они - всемогущие в Ватикане, немедленно заставят его выступить против коммунизма и прекратись ту помощь, на которую рассчитывают советы, чтобы продолжать вывозить зерно и прочие советские продукты...
(окончания нет)
АПВ, док. 515, машинописная копия.