Местные органы самоуправления




Судебная система

Судебная система Швейцарии включает федеральные суды (только на самом высоком уровне) и суды кантонов, причем и те и другие могут применять как общешвейцарское право, так и право отдельных кантонов.

Федеральный суд, по традиции заседающий в Лозанне, состоит из 26-28 судей и 11-13 их заместителей - все они избираются сроком на 6 лет Федеральным собранием (допускается повторное избрание). В составе суда, согласно Конституции, должны быть представлены все 3 официальных языка федерации. Председатель и вице-председатель суда избираются Федеральным собранием каждые 2 года (без права переизбрания) из числа старших по возрасту и стажу судей. В составе Федерального суда, который никогда практически не собирается в полном составе, функционируют постоянные палаты из 5-7 судей каждая. 2 из них занимаются вопросами конституционного и административного права, 2 - гражданского права, 1 палата разбирает дела о взыскании долгов и 1 - о банкротстве, и, наконец, палата, называемая Кассационным судом, занимается вопросами уголовного права. Кроме того, при необходимости создаются другие палаты - на временной основе.

В компетенцию Федерального суда входит рассмотрение в качестве первой и единственной инстанции конституционных споров между властями федерации и кантонов, между кантонами, а также жалоб граждан на нарушения их конституционных прав. Суд разбирает гражданско-правовые споры федерации и кантонов между собой, с объединениями и гражданами, а также другие гражданские споры, если об этом просят обе тяжущиеся стороны и если сумма иска достигает установленного на данный период размера. Федеральный суд рассматривает по первой инстанции с участием присяжных уголовные дела о государственной измене, о преступлениях против международного права, о преступлениях и проступках политического характера и о преступлениях должностных лиц федерации. Он выступает в качестве высшей кассационной инстанции по гражданским, уголовным и административным делам, рассматривая жалобы по вопросам права на решения и приговоры высших судебных инстанций кантонов (для обращения в Федеральный суд имеются некоторые ограничения).

Как относительно самостоятельное подразделение Федерального суда в Люцерне заседает Федеральный суд по социальному страхованию. Он состоит из 7 судей и рассматривает жалобы на решения кантональных судов по вопросам выплаты пенсий и пособий.

Судебные системы отдельных кантонов, закрепленные в их конституциях, отличаются немалым своеобразием, что выражается даже в названиях соответствующих судебных инстанций. Так, высшие суды кантонов могут называться кантональными, высшими, кассационными либо апелляционными. В большинстве кантонов они выступают в качестве высшей судебной инстанции, куда могут быть обжалованы решения и приговоры нижестоящих судов, и лишь в немногих кантонах они рассматривают по первой инстанции некоторые категории гражданских и уголовных дел. В качестве низших судов по гражданским делам выступают либо мировые судьи, которые рассматривают мелкие тяжбы, либо окружные суды (иногда именуемые судами первой инстанции), в которых рассматривается основная масса гражданских дел (при относительно небольшой сумме иска дела в них обычно слушает единоличный судья). В качестве первой инстанции по уголовным делам выступают либо полицейские суды, в которых единоличный мировой судья рассматривает дела о малозначительных уголовных правонарушениях, либо исправительные трибуналы (в составе 3 судей) по делам о преступлениях и проступках средней тяжести, либо, наконец, суды присяжных - по делам о тяжких преступлениях. Уголовно наказуемые преступления и проступки подростков рассматриваются в судах по делам несовершеннолетних.

В некоторых кантонах, как правило более крупных, имеются также иные специализированные суды. В частности, для разбирательства коммерческих споров созданы торговые суды, в составе которых представлены как профессиональные судьи (обычно 2-3), так и представители деловых кругов, избранные кантональными советами. Конфликты в сфере трудовых отношений разбираются в судах по трудовым спорам, в состав которых входят профессиональный судья и представители предпринимателей и наемных работников. В 1-2 кантонах имеются также суды по аренде недвижимости. В ряде кантонов и на федеральном уровне действуют специальные органы (комиссии и т.п.) административной юстиции.

Судьи в кантонах избираются на свои должности либо населением, либо кантональными советами на различные сроки (от 3 до 8 лет), за исключением ряда кантонов, где судей низших судов назначают вышестоящие судебные инстанции. В низовых звеньях судебной системы во многих кантонах должности судей занимают лица, не имеющие юридического образования.

Расследование уголовных дел проводится полицией под более или менее строгим, в зависимости от кантона, контролем прокуратуры. Обвинение в суде обычно поддерживает прокурор кантона (он назначается кантональными властями) либо его представители. В Федеральном суде и по некоторым делам в кантональных судах обвинение поддерживает федеральный прокурор (его назначает швейцарское правительство) либо другие должностные лица федеральной прокуратуры.

Защиту обвиняемых по уголовным делам в большинстве кантонов могут осуществлять лишь профессиональные адвокаты, имеющие университетское юридическое образование и принятые после сдачи соответствующих экзаменов в кантональные ассоциации адвокатов. Интересы сторон по гражданским делам также часто представляют профессиональные адвокаты, однако в некоторых кантонах и при разбирательстве дела в Федеральном суде их участие не считается обязательным.

 

Федерализм

Формально называясь конфедерацией, Швейцария фактически является федеративной республикой. Властные полномочия разделены между федеральным центром и кантонами (субъектами федерации) согласно принципу субсидиарности. То, что касается всей Швейцарии, является компетенцией федерации (внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, оборона страны, вопросы денежного обращения, транспорт, экономическая политика, энергетическая политика, социальное страхование, налоги на предметы потребления, правовое регулирование во всех важнейших областях, таможенное дело, почта, телефон и телеграф). То, что можно регулировать на уровне кантона, остается полностью или частично компетенцией кантона (например, образовательная и социальная политика, строительство и здравоохранение, судопроизводство).

В составе Швейцарской Конфедерации 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов), из которых несколько немецкоязычных, несколько франкоязычных и один италоязычный. Некоторые кантоны двуязычные – там говорят на французском и немецком языках, а в кантоне Граубюнден употребляются сразу 3 языка (немецкий, ретороманский и итальянский).

Одни кантоны стояли у истоков образования государства, другие присоединились позже, или отделились от ранее существующих кантонов. Самым молодым является кантон Юра, отделившийся в 1979 г. от кантона Берн после того, как осенью 1978 г. народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за его создание.

Три швейцарских кантона разделены на полукантоны:

– Унтервальден: полукантоны Обвальден и Нидвальден;

– Базель: полукантоны Город Базель и Земля Базель;

– Аппенцель: полукантоны Аппенцель Ауссерроден и Аппенцель Иннерроден.

Некоторые кантоны практически состоят из одного города (кантон Женева), а есть и другие, бóльшую часть которых занимают горы и долины (кантон Ури). Кантоны отличаются друг от друга не только размерами, но и плотностью населения.

Согласно Конституции, «кантоны являются суверенными, если только их суверенитет не ограничен Конституцией Конфедерации». Поэтому они «осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти». Таким образом, носителем/источником суверенитета по Конституции является кантон, а не Конфедерация. Обратная же формулировка означала бы, что кантон имеет только те компетенции, которыми он официально наделен Конституцией. Налицо презумпция компетентности в пользу кантонов.

Все кантоны и полукантоны в составе Федерации имеют свои конституции, свой суд и свои законы, которые, как правило, не противоречат федеральному праву; законодательная и исполнительная власть принадлежит большим советам (парламентам) и кантональным советам (правительствам). Кантоны обладают политической самостоятельностью и полной свободой принятия административно-хозяйственных и управленческих решений. Так, например, каждый кантон имеет свое школьное законодательство и управление. Установление размера налогов находится также в прерогативе кантона.

Системы правления в кантонах различны. В большинстве кантонов решения принимаются кантональными советами, избираемыми гражданами кантона на определенный срок. В некоторых кантонах господствует прямая демократия. Например, в двух небольших в территориальном отношении кантонах - Аппенцель-Иннерроден и Гларус, ежегодно проходят общие собрания жителей, обладающих правом голоса - ландсгемайнде), где принимаются важнейшие политические решения и проводятся выборы. Разумеется, в кантонах, практикующих проведение конгресса земельной общины, существует еще и парламент, который предварительно обсуждает дела этой земельной общины и вносит на конгресс соответствующие предложения.

Все кантоны перечислены в заключительной части Конституции Конфедерации. Это означает, что образование нового кантона требует изменения Конституции, а следовательно, и референдума. С момента образования Конфедерации подобное случилось один-единственный раз, когда осенью 1978 года народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за создание нового кантона Юра.

Местные органы самоуправления

Политическая жизнь в Швейцарии проходит на трех уровнях: конфедерация, кантоны и общины. Исходя из принципа субсидиарности, именно общины Швейцарии издавна понимаются как первоначальные ячейки политического сообщества. Швейцарец рассматривает себя, прежде всего, как члена общины, затем уже как гражданина кантона и, соответственно, Швейцарии.

Большая значимость местного самоуправления имеет два важных следствия. Во-первых, гражданство Швейцарии предоставляется на местном уровне. То есть, чтобы стать гражданином страны, нужно стать членом общины, и вопрос о принятии новых членов решается местными властями. Во-вторых, политические деятели всегда начинают свою карьеру на местном уровне, переходя затем на кантональный, и позднее на федеральный уровень.

Для Швейцарии характерно многообразие форм местного самоуправления (гетерогенность). Каждый кантон самостоятельно определяет вопросы организации местного самоуправления, поэтому практически в каждом кантоне своя система и свои особенности. Всего в Швейцарии около 2900 общин с самым разным статусом. В некоторых кантонах муниципалитеты большие и влиятельные, в других кантонах это местные объединения, не имеющие никакой власти. Самый большой муниципалитет – город Цюрих (более 300.000 жителей), в самом маленьком муниципалитете Ларгарио (кантон Тессин) проживает 10 жителей. Получается, что в некоторых общинах проживает намного больше жителей, чем в маленьких кантонах; в других же население не превышает 100 или 200 человек. Больше половины общин насчитывает в среднем до 1000 жителей. Большие города с населением в 10 000 жителей составляют лишь 4% от общего числа общин. В этих городах сконцентрировано около половины всего населения Швейцарии. Размеры территории общин варьируются от 0,3 кв.км до 282 кв.км. По сравнению с другими европейскими странами, исключая Францию, Грецию и Исландию, среднестатистический размер территории швейцарских общин является самым маленьким.

Автономия общин считается государственно-правовым принципом на уровне Конституции, и нарушение ее может вызвать со стороны соответствующей общины обращение с государственно-правовым иском в федеральный суд. Однако принцип автономии общин был внесен в Федеральную Конституцию только в 2000 году.

Фактически общины – это образования с ограниченной автономией. Они подчиняются законодательству соответствующего кантона и федерации. На общины возлагаются все те задачи, которые по весомым причинам не относятся к компетенции более крупных политических единиц.

То, какие конкретно задачи относятся к компетенции общины, определяется кантональным правом. В общем же и целом эти задачи лежат, как правило, в следующих сферах:

1) учет населения (регистрация рождений, смертей, браков; регистрация миграции);

2) организация народной школы. Община не может устанавливать учебную программу в целом, но она вольна в выборе учителей, установлении расписания уроков, заработной платы, а также в строительстве школьных учреждений;

3) взимание налогов (федеральных, кантональных и местных коммунальных). Община взыскивает налоги, определяемые вышестоящей политической единицей, и имеет право взимать местный коммунальный налог. Это означает, что в зависимости от положения, численности населения и имущественной структуры общины налогообложение для конкретных жителей Конфедерации может быть весьма различно. Это означает также, что власти общины должны отчитываться перед жителями этой общины (которых – особенно в сельской местности – они часто знают лично), куда пошли деньги, полученные в результате взимания налогов;

4) организация выборов и голосований. Община несет ответственность, к примеру, за предоставление подходящего помещения для избирательного участка, помощников при проведении выборов и т.п.

5) социальное обеспечение. Забота о бедных, попечение о малолетних и несовершеннолетних и т.п.;

6) регулирование определенных областей строительной деятельности, в частности, строительный надзор и благоустройство местности;

7) выполнение «повседневных задач», таких, как служба местной полиции, водоснабжение, пожарная охрана, удаление сточных вод, вывоз мусора, устройство мест для переработки особых отходов, организация общественного транспорта, решение проблем частного транспорта, устройство мест для проведения досуга (например, спортивных сооружений).

Правовая организация общин различна и зависит от географического положения и размера территории. Постоянно действует правление общины – исполнительный орган, состав которого может варьироваться от 3 до 9 человек. Законодательная же власть может быть представлена собранием жителей либо парламентом общины, который избирается путем тайного голосования. И законодательное собрание, и правление избираются сроком на четыре года.

Общинная автономия в Швейцарии не означает полной самостоятельности общин.За общинами осуществляется наблюдение и со стороны государства, и со стороны кантонов. Контроль производится за законностью актов, целесообразностью или своевременностью принятия тех или иных мер. Иногда контроль ведет к ограничению общинной автономии, в этом случае проверяющие органы исходят из интереса кантона или всего государства. Существуют оговоренные законом механизмы прямого вмешательства в дела общины со стороны кантона и государства, вплоть до отмены принятых общиной актов.

Кантон контролирует деятельность общинного самоуправления через префектов или свой департамент по делам общин. Должность префекта, существующая в большинстве кантонов, является организующим звеном, обеспечивающим координацию в деятельности кантональных органов и местного самоуправления.

Для выполнения задач, которые лучше решать сообща, несколько общин часто создают объединения целевого назначения (например, по вопросам водоснабжения, строительства домов для престарелых, госпиталей, очистных сооружений).

Общее количество общин в Швейцарии постепенно сокращается вследствие слияния маленьких общин с большими. На сегодняшний день насчитывается около 2900 общин. Идея укрупнения общин в некоторых случаях воспринимается в штыки. Особенно это имеет место в богатых общинах с низкими налоговыми ставками. По их мнению, присоединение «бедных» общин может повлечь нежелательные последствия, например, богатые налогоплательщики предпочтут в качестве места жительства другие общины с более низкими налоговыми ставками. Но есть и такие случаи, когда идея укрупнения общин была воспринята с энтузиазмом. Так, в 2006 г. все население кантона Гларус проголосовало за сокращение количества общин - с 25 до 3, что даже превзошло инициативу кантонального правительства, предложившего сокращение общин до 10.

Сегодня перед муниципалитетами Швейцарии стоят непростые задачи. Они должны адаптироваться к современным условиям и глобализации, что требует повышения эффективности управления. Разделение полномочий между муниципалитетами и кантонами, финансовое выравнивание между богатыми и бедными муниципалитетами, проблемы больших городов и их пригородов – вот темы, которые регулярно обсуждаются швейцарской прессой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: